Анализ баланса доходов и расходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния финансов населения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и содержание финансов населения;
- выявить субъектно-объектную структуру отношений финансов;
- проанализировать как и где используются финансы населением;
- изучить проблемы, сдерживающие нехватку денежных средств населения на удовлетворение необходимых им потребностям.
Объектом исследования курсовой работы являются финансовая система.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1.Теоретические основы финансов населения…………………………….5
1.1. Понятие, сущность, значение финансов населения…………………………5
1.2. Функции и механизм финансов населения…………………………………..9
Глава 2. Анализ баланса доходов и расходов
населения……………………………………………………………………….…..13
2.1. Анализ доходов населения и их состав…………………………………….13
2.2. Анализ расходов населения и их состав………………………………….....22
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………….…36

Файлы: 1 файл

Финансы населения. 26 фев.docx

— 95.24 Кб (Скачать файл)

Сравнивая данным по разным субъектам федерации, можно определить регион, где перераспределение товаров  и услуг осуществляется лучше всех, а также - где хуже6.

Сравнивая данные по объему средств, поступивших в орган  власти, можно определить территории, где госсектор больше, либо, наоборот, где дела обстоят лучше.

Рисунок 1. - Сравнительный размер звеньев финансов субъектов общества.

 

Рисунок, составленный на основе экспертных оценок, схематичен, но главный перекос виден хорошо - значимость влияния органов власти и размер обязательств хозяйствующих субъектов7.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы населения это неотъемлемая часть всех остальных секторов финансов и все основывается на затратах граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ баланса доходов и расходов населения

2.1 Анализ параметров доходов населения и их состав

 

Доходы населения - это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т. е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства, однако в современном обществе из-за провала экономических реформ и резкого социального расслоения населения денежные доходы у определенных его категорий находятся на крайне низком уровне, чтобы поддержать их жизненные силы.

В 2012-2014 годах намечается сохранить относительно высокие темпы роста реальных доходов населения с учетом всех составляющих: заработной платы, выплат социального характера, доходов от собственности и предпринимательской деятельности8.

Согласно прогноза социально-экономического развития Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, с учетом которого определены основные макроэкономические параметры проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы, фонд заработной платы по сравнению с 2009 годом возрастет в 1,9 раза, в то время как номинальный объем ВВП - в 1,7 раза. В результате должна заметно увеличиться доля фонда заработной платы в ВВП: с 23,2% в 2011 году до 26,3% в 2013 году.

Проектируемый фонд оплаты труда в стране составит:

- В 2013 году - 8921 млрд. рублей,

- В 2014 году - 10299 млрд. рублей,

- В 2015 году - 11771 млрд. рублей,

Предполагается, что реализация данных бюджетных  проектировок позволит не только компенсировать в ближайшие три года рост цен  на товары, но и повышать на 8-10% в  год реальный рост покупательной  способности заработной платы. Динамичный рост заработной платы в среднесрочном периоде будет обеспечен сохраняющимися высокими доходами в экспортно-ориентированных отраслях экономики, осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, а также мерами по стимулированию развития различных секторов экономики. Кроме того, увеличение заработной платы будет стимулироваться дефицитом высококвалифицированных специалистов, усиливаемым общим сокращением предложения трудовых ресурсов.

Размер среднемесячной заработной платы за 2010-2013 годы в номинальном выражении возрастет в 1,94 раза, а в реальном выражении - соответственно в 1,47 раза.

Соотношение средней  заработной платы и прожиточного минимума (ПМ) составит в 2010 г. - 3,2; в 2011 г. - 3,5; 2013 г. - 3,9. При позитивной динамике роста заработной платы Россия по-прежнему будет существенно отставать (в 2-5 раз) от стран Западной и Центральной Европы.9

Прогнозируется  сближение опережающих темпов роста  среднемесячной заработной платы и  производительности труда (производство ВВП в расчете на одного занятого). Если в 2009 году отношение темпов роста заработной платы к темпам роста производительности труда составляло 1,069, то к 2013 году прогнозируется уменьшение данного показателя до 1,014.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2008-2010 годах продолжается дальнейшее осуществление мер, направленных на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения.

В проекте основных характеристик федерального бюджета  предусмотрено к 2013 году довести МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом законодательного изменения структуры минимального размера оплаты труда. В 2004 году минимальный размер оплаты труда составлял 600 рублей или 23,1% от прожиточного минимума трудоспособного населения.

В 2007 году с учетом законодательного изменения структуры  минимального размера оплаты труда  он возрос до 2300 рублей или 56,6% от прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ).

На следующих  этапах МРОТ повышен: с 1 декабря 2008 года до 3000 рублей в месяц, с 1 октября 2009 года до 3500 рублей в месяц. При этом величина прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствии с «Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период 2010 года» составила в 2008 году - 4441 рубль, в 2009 году - 4830 рублей, в 2010 году - 5238 рублей [3, C. 93].

Таким образом, согласно заложенным в проекте параметрам МРОТ и ПМ, разрыв между ними сохранился и в 2010 году и достичь поставленной в Бюджетном послании задачи повышения МРОТ до ПМ не удалось.

В тоже время  повышение минимального размера  оплаты труда позволит усилить государственные  гарантии в части размера оплаты труда, несколько упорядочить ситуацию со стоимостью рабочей силы на рынке  труда, получить дополнительные поступления  подоходного налога, вывести из «тени» часть заработной платы, скрытую  от налогообложения, несколько снизить  масштабы бедности среди работающих как в бюджетной, так и во внебюджетной сфере. При этом размеры и сроки  повышения минимального размера  оплаты труда должны быть увязаны  с возможностями федерального, региональных и местных бюджетов.10 Соотношение минимальной и средней заработной платы не входит в число регулируемых российским законодательством показателей. Между тем в настоящее время именно этот показатель является важнейшим для регулирования заработной платы в промышленно развитых странах. В Российской Федерации это соотношение 10-12%, что ниже рекомендуемых Международной организацией труда и Евросоюзом величин в 40% и 50%, соответственно.

По мнению экспертов, предложенные темпы приближения  МРОТ к величине прожиточного минимума все еще недостаточны и его  повышение идет слишком медленно как с позиции покупательной  способности МРОТ, так и с позиции  соотношения минимальной и средней  заработной платы: в 2010 году - 17%, в 2008 году - 19,3%; в 2011 году - 19,3%; в 2012 году - 25% при рекомендуемом МОТ соотношении не менее 50%, а положениями Европейской социальной хартии - не менее 60%11.

Затягивается  утверждение нормативной правовой базы для перехода федеральных государственных  учреждений на новые условия оплаты труда. С конца 2007 года намечено осуществить  необходимые меры, направленные на изменение систем оплаты труда работников бюджетной сферы, оплачиваемых сегодня  по Единой тарифной сетке.

Учитывая необходимость  указанного реформирования, в том  числе путем стимулирования проведения мероприятий по поэтапному переходу федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда, формирование бюджетных ассигнований на основе государственного задания по оказанию государственных  услуг, в составе бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика»  зарезервированы средства в объеме 16,9 млрд. руб. в 2008 году, 46,2 млрд. руб. в 2009 году и 51,4 млрд. руб. в 2010 году [4, C. 190]

Уже в 2009 году была решена поставленная Президентом Российской Федерации задача по удвоению уровня заработной платы работников бюджетной сферы в номинальном выражении.

Если в 2005 году средняя заработная плата в бюджетной  сфере составляла 4158 рублей в месяц, то в 2009 году с учетом запланированной с 1 сентября индексации в 1,15 раза она достигла 6242 рублей. В реальном выражении (с учетом инфляции) заработная плата 17,5 млн. работников бюджетной сферы, в том числе - 4,1 млн. работников федеральных государственных учреждений, за этот период, как и планировалось, в среднем увеличится в 1,5 раза.

Кроме того, темпы  роста  фондов оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений будут соответствовать темпам роста инфляции: в 2011 году - на 7% с 1 сентября; в 2012 году - на 6,8% с 1 августа и в 2013 году - на 6,5% с 1 января. Следует отметить, что намеченное повышение оплаты труда работников федеральных бюджетных организаций на уровне прогнозируемой, а с учетом сроков проведения индексации, то фактически более низкой по сравнению с инфляцией, означает ее фактическое замораживание на планируемый трехлетний период. Это приведет к снижению реальной покупательной способности заработной платы данной категории работников и еще больше увеличит существующую диспропорцию с заработной платой в других отраслях экономики. Как следствие, не произойдет приближения размеров и основной части тарифных ставок ЕТС (по экспертным оценкам - до 16-го разряда) к величине прожиточного минимума. Важно при этом напомнить, что в связи с отменой пункта 2 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации увеличение заработной платы в новых правовых реалиях означает возможность включения в МРОТ и в «валовую» заработную плату различного рода выплат и компенсаций (за совмещение профессий, сверхурочную работу и другого рода выплаты). Это будет искажать реальную (с позиции покупательной способности) стоимость повышения оплаты труда, что в еще большей степени усугубит ситуацию, связанную с оплатой труда в бюджетной сфере.12

Таким образом, Правительство  России не планировало в 2010 -2012 годах существенного (реального) повышения заработной платы федеральным работникам бюджетной сферы, что не позволило в должной мере обеспечить проведения мер, направленных на повышение качества услуг в области образования, здравоохранения, культуры и ЖКХ.

Политика в  области заработной платы работников бюджетной сферы кроме установления ежегодных индексаций будет увязываться  с реформированием бюджетных  учреждений и изменением типа существующих государственных или муниципальных  учреждений.

Кроме того, увеличению размера оплаты труда будет способствовать переход на системы оплаты труда  с учетом специфики видов экономической  деятельности. Размеры и условия  оплаты труда работников бюджетных  учреждений будут определяться в  соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления. В  настоящее время на федеральном  уровне устанавливаются размеры  и условия оплаты труда только работников федеральных государственных  учреждений. Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия  оплаты труда работников государственных учреждений. Это позволяет более гибко регулировать заработную плату, устанавливать ее на уровне, обеспеченном финансовыми ресурсами.13

В тоже время, о  дальнейшей динамике и характеристиках  заработной платы работников бюджетной  сферы (а это 17,5 млн. занятых, включая  госслужащих) по представленным материалам судить трудно, поскольку состояние  дел в этой сфере во многом определяется состоянием территориальных бюджетов. Анализ статистических материалов свидетельствует  о том, что отставание оплаты труда  работников бюджетной сферы носит хронический и достаточно застойный характер (кроме сферы управления), не превышая по отдельным социальным отраслям 60-75% от среднего по стране уровня. Так, среднемесячная заработная плата работников образования в I полугодии 2006 г. составила 66% от среднего российского уровня, здравоохранения и предоставления социальных услуг- 75%.

Самые низкооплачиваемые  в профессиональной группе специалистов высшего  уровня квалификации - это специалисты-медики, средняя заработная плата которых составила 4863 рубля; библиотекари, психологи, специалисты в сфере социальных проблем (5,0-5,5 тыс. рублей); преподаватели в средней и начальной школе и дошкольного образования, архивоведы, хранители музеев, специалисты по методике обучения и воспитательной работе (6,4-6,8 тыс. рублей). В этой связи, по мнению ФНПР, необходимо предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов финансовые ресурсы на ежегодную индексацию в размере 20% тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, оплачиваемых по ЕТС, и принятия необходимых мер по обеспечению финансирования соответствующих расходов на всей территории Российской Федерации, включая внесение изменений в бюджетные проектировки межбюджетных трансфертов.

Одним из основных элементов доходов населения, регулируемых с помощью бюджетных ресурсов, является пенсионное обеспечение. Размер среднемесячной трудовой пенсии возрос с 2770 рублей в 2006 году до 5158,8 рублей в 2010 году, то есть, обеспечен рост в 1,8 раза. Кроме того, принято решение о доведении социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера в 2010 году, что составило 3881 рубль.

Для достижения этой цели проведена индексация базовой части трудовой пенсии с 1 апреля 2008 году на 7% и повышение ее размера с 1 августа 2008 года - на 14,6%, в 2009 году, соответственно, с 1 апреля - на 6,8% и с 1 октября - на 18,2%, в 2010 году - индексация с 1 апреля - на 6,5%.

В результате прогнозируемого  повышения размера пенсий, размер социальной пенсии с 1 октября 2009 года превысил прожиточный минимум пенсионера на 3,5%, в 2010 году - на 1,3%.

Следует отметить, что ранее, в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 19 января 2006 года № 38-р, намечалось довести  размер социальной пенсии до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера в 2008 году. В этой связи представляется целесообразным ускорить темпы повышения  размеров социальной пенсии и обеспечить ее доведения до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера в 2008 году. Данная мера призвана содействовать реализации определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 года № 17-О, согласно которому минимальный размер выплаты пенсионеру должен обеспечивать прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации.

В этой связи  целесообразно внести необходимые  поправки в проект федерального бюджета  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов и в проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2008 год и  на плановый период 2009 и 2010 годов» с  целью установления более высоких  размеров индексации пенсий.14 В 2008 году намечалось решить проблему повышения пенсионного обеспечения «северян» посредством установления коэффициентов 1,5 и 1,3 к базовой части трудовой пенсии за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, для граждан, выезжающим за пределы указанных районов и местностей. На эти цели в проектировках федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования в объеме по 8 млрд. рублей ежегодно. Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по данному вопросу необходимо подготовить и принять для этого соответствующие федеральные законы. Следует отметить общее неудовлетворительное финансовое положение пенсионной системы страны, когда значительная часть выплат пенсий покрывается за счет дотаций из федерального бюджета. Во многом это явилось следствием снижения Единого социального налога в 2005 году, направляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, с 26% до 20% от выплачиваемой заработной платы. Объем межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета в 2010 году возрастёт по сравнению с 2007 годом в 1,9 раза.

Информация о работе Анализ баланса доходов и расходов населения