Актуальность и значимость международной платёжной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

В условиях МФС первостепенное значение имеет организация расчетов. Для организации международных расчетов разработаны различные платежные системы, начиная от глобальных, таких как Visa, СВИФТ, и заканчивая системами, основанными на корреспондентской сети отдельных банков. Та или иная платежная система имеет свои особенности, которые непосредственным образом оказывают влияние на конкурентоспособность международных расчетно-платежных банковских услуг, что является очень важным в процессе интеграции банка в МФС.
Цель работы: описать существующие международные платежные системы и произвести анализ предоставляемых ими услуг.

Содержание работы

Видение
Глава 1. Теоретические основы и значимость международной платёжной системой
1.1 Общие принципы функционирования платежной системы
1.2 Международные стандарты и требования платежных систем
1.3 Платёжные системы : Visa, MasterCard, American Express, DinersClub,
E-Gold, SWIFT

Файлы: 1 файл

Глава 1 Актуальность и значимость международной платёжной системой.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Видение

Глава 1. Теоретические основы и значимость международной  платёжной системой

1.1 Общие принципы функционирования платежной системы

1.2 Международные стандарты и требования платежных систем

1.3 Платёжные системы :  Visa,  MasterCard, American Express, DinersClub,

E-Gold, SWIFT

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тенденции развития мировой экономики и международном  финансовом рынке (МФС) свидетельствуют  о том, что современная жизнь  приобретает выраженный международный  характер. Это нашло свое отражение в активизации международных экономических и торговых отношений, как на уровне индивидуума, так и на государственном уровне, которые стали технически возможными благодаря деятельности банков и предоставляемым ими международным банковским услугам. Таким образом, одной из основных тенденций развития банковского бизнеса становится увеличение роли международных банковских услуг.

В условиях МФС  первостепенное значение имеет организация  расчетов. Для организации международных  расчетов разработаны различные  платежные системы, начиная от глобальных, таких как Visa, СВИФТ, и заканчивая системами, основанными на корреспондентской сети отдельных банков. Та или иная платежная система имеет свои особенности, которые непосредственным образом оказывают влияние на конкурентоспособность международных расчетно-платежных банковских услуг, что является очень важным в процессе интеграции банка в МФС.

Мировые или  международные платежные системы, которые объединяют под своей  «пластиковой крышей» миллионы пользователей  по всему миру. Эти системы не знают границ государств, карты таких систем принимаются к оплате в миллионах торговых точек по всему миру, наличные же можно получить в любом из сотен тысяч банкоматов.

Самыми известными на сегодняшний день являются международные  платежные системы Visa, MasterCard, American Express, Diners Club.

Платёжная система--это  совокупность процедур и связанных  с ними компьютерных сетей, используемых для проведения финансовых транзакций на рынке облигаций, валютном рынке, на рынке производных финансовых инструментов и опционов, и для передачи средств между участниками этой платёжной системы.

Платежная система Интернет - система проведения расчетов между финансовыми, бизнес-организациями и Интернет-пользователями в процессе покупки/продажи товаров и услуг через Интернет. Именно платежная система позволяет превратить службу по обработке заказов или электронную витрину в полноценный магазин со всеми стандартными атрибутами: выбрав товар или услугу на сайте продавца, покупатель может осуществить платеж, не отходя от компьютера.

Эти системы  представляют собой электронные  версии традиционных платёжных систем и по схеме оплаты делятся на:

· дебетовые (работающие с электронными чеками и цифровой наличностью);

· кредитные (работающие с кредитными карточками)

Цель работы: описать существующие международные платежные системы и произвести анализ предоставляемых ими услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы и значимость международной  платёжной системой

1.1 Общие  принципы функционирования платежной  системы

Основным назначением  платежной системы, построенной  на основе платежных карт, является выполнение расчетов между поставщиком  услуги/товара (продавцом) и потребителем услуги/товара (покупателем), который  предъявил к оплате платежную  карту. При этом важно подчеркнуть, что эти расчеты производятся в безналичной форме.

Кроме того, платежная  система обеспечивает получение  наличных денег держателем карты  как в специальных устройствах - банкоматах, так и в операционных кассах, предоставляющих такие услуги.

В самом общем виде инфраструктура, поддерживающая работу с платежными картами1.

- центральный  административный орган;

- эмиссионный  центр (далее - эмитент);

- эквайринговый  центр (далее - эквайрер);

- процессинговый  центр;

пункты приема карт:

- торгово-сервисные предприятия;

- пункты выдачи  наличных;

Центральный административный орган обеспечивает общее руководство  платежной системой как в плане  текущей деятельности, так и в  плане развития системы, а именно:

- определяет  и развивает единую концепцию  построения платежной системы;

- поддерживает  организационно-правовую базу платежной  системы - разрабатывает и модифицирует  свод правил, регламентов и другие  нормативные документы для участников  системы;

- организует  технико-технологическую поддержку  платежной системы

- разработку  и модификацию требований к  носителям информации и устройствам  их обработки, к протоколам  взаимодействия технических средств,  обеспечивает внедрение новых  технических и технологических  решений;

- проводит выбор  перспективных направлений развития бизнеса платежной системы - по подготовке новых и модификации существующих карточных продуктов, развитию агентских программ, расширению числа участников и увеличению клиентской базы платежной системы;

- выполняет  мониторинг и аудит деятельности  участников системы, сертификацию участников на соответствие принятым правилам и требованиям платежной системы;

- проводит арбитраж  конфликтных ситуаций, налагает  санкции за нарушения правил  платежной системы.

Эмитентом в  данном случае (поскольку рассматриваются  платежные карты) является кредитное учреждение - банк. Основной задачей эмитента является организация обслуживания клиентов - держателей карт, а именно:

- регистрация  и ведение досье держателей  карт (клиентов);

- выпуск карт  для клиентов и их ведение  - персонализация, перевыпуск, блокировка операций и т.п.;

- открытие специальных  карточных счетов клиентов, движением  средств на которых клиенты  управляют с помощью карт;

- ведение специального  карточного счета в соответствии  с условиями договоров - начисление  депозитных процентов, списание процентов при использовании кредитной схемы, пополнение/списание средств по операциям, не связанным с картами;

- проведение  операций по картам - обработка  авторизационных запросов, поступающих  от пунктов приема карт через  процессинговый центр, списание со специального карточного счета и перечисление средств в пользу продавца, возврат средств на специальный карточный счет в случае отказа держателя карты от товара/услуги;

- разбор конфликтных  ситуаций в соответствии с  установленными правилами платежной системы;

- технологическое  взаимодействие с процессинговым  центром.

Эквайрер обеспечивает зачисление средств предприятиям торговли и сервиса по операциям, оплата которых  выполнена с помощью платежной  карты, а также обслуживает пункты выдачи наличности при предъявлении карты. Приведем типовой перечень функциональности банка-эквайрера2:

- регистрация  и ведение пунктов приема карт  в своей учетной системе;

- регистрация  пунктов приема карт в процессинговом  центре;

- ведение банковских  счетов предприятий торговли и сервиса в соответствии с условиями договоров - начисление депозитных процентов, зачисление средств, поступающих от эмитента по операциям с картой, списание и возврат средств эмитенту в случаях отказа от оплаты товара/услуги, списание комиссии за обслуживание и т.п.;

- обслуживание  банкоматов и других пунктов  выдачи наличности;

- разбор конфликтных  ситуаций в соответствии с  установленными правилами платежной  системы;

- технологическое  взаимодействие с процессинговым  центром. Главную роль в информационно-технологическом взаимодействии

между всеми  участниками платежной системы  играет процессинговый центр, который:

- регистрирует  эмитентов и эквайреров;

- ведет стоп-листы  с номерами платежных карт, операции  по которым запрещены по различным причинам, и осуществляет проверку по стоп-листам всех проходящих через процессинговый центр операций;

- маршрутизирует  авторизационные запросы от пунктов  приема платежных карт к эмитентам;

- получает от  эквайреров файлы финансовых  подтверждений по совершенным операциям и пересылает их эмитентам для организации взаиморасчетов;

- участвует  в разборе конфликтных ситуаций  в соответствии с установленными  правилами платежной системы.

Торгово-сервисные предприятия (мечанты) - это предприятия, принимающие карты в качестве платежного инструмента для расчетов за реализуемые держателям карт товары/услуги. В части операций с картами функции таких предприятий следующие:

- обслуживание  клиентов - прием от покупателя  карты и ее контроль, формирование  запроса авторизации на сумму оплачиваемого товара/услуги, выполнение других технологических операций;

- организационно-технологическое  взаимодействие с процессинговым  центром и эквайрером;

- разбор конфликтных  ситуаций в соответствии с  установленными правилами платежной  системы.

Пункты выдачи наличных - структурные подразделения  эквайреров (касса кредитной организации, касса филиала кредитной организации, касса дополнительного офиса  кредитной организации, операционная касса вне кассового узла кредитной  организации, обменный пункт, банкоматы и т.п.), выдающие наличные денежные средства по платежной карте.

Держатели карт - это физические лица, клиенты банка-эмитента, получившие от него платежные карты  на основании заключенных соглашений (договоров). При этом оговаривается, что сама карта является собственностью эмитента, а держатель карты не имеет права передавать ее третьему лицу и обязан хранить в тайне карточный ПИН-код 3. Между всеми участниками платежной системы существуют договорные отношения, детали взаимодействия определяются в соответствующих регламентах и правилах системы, при этом в договорах имеются пункты об обязательности выполнения этих регламентов и правил.

    Кроме того, большинство процессинговых центров предоставляют услуги по ведению платежных лимитов карт эмитентов непосредственно в учетной системе процессингового центра. Такой прием позволяет избавиться от маршрутизации авторизационного запроса к эмитенту, что значительно повышает быстродействие системы и ее надежность (что особенно важно при онлайновой авторизации).

Принципы функционирования платежной системы можно рассмотреть  на примере обслуживания такого клиента  предприятием торговли и сервиса, проследив  последовательность действий, а также  движение информационных и денежных потоков между участниками системы (рис. 2) «Платежные системы Интернет4»

1. Клиент после  подсчета стоимости товаров/услуг  предъявляет кассиру свою платежную  карту.

2. Кассир осуществляет  проверку принадлежности карты  клиенту, например по образцу  подписи на ней или по фотографии  держателя, помещенной на карте.

3. Кассир формирует  авторизационный запрос в процессинговый  центр. Как правило, сейчас  все торговые точки оснащены  специальными устройствами - POS-терминалами,  которые считывают информацию  с карты и автоматически пересылают  в процессинговый центр электронный файл нужного формата. Кассир при этом лишь вносит сумму платежа.

4. Процессинговый  центр, получив авторизационный  запрос, проверяет наличие карты  в стоп-листах, по номеру карты  определяет эмитента и пересылает  ему этот запрос.

5. Эмитент, получив  авторизационный запрос, также осуществляет  проверку на возможность клиента  платить по карте, блокирует  указанную в запросе сумму  на карточном счете и дает  подтверждение авторизации. В  том случае, если проверки не  дали положительного результата (например, требуемой суммы в настоящий момент нет на карточном счете, а лимит кредитования исчерпан), в процессинговый центр возвращается отказ в авторизации с указанием причины.

6. Процессинговый  центр, получив ответ от эмитента, пересылает его на POS-терминал. В том случае, когда авторизация подтверждена, терминал распечатывает два экземпляра чека, которые подписываются клиентом - держателем карты, один экземпляр передается клиенту.

7. В конце  рабочего дня на POS-терминале формируется  журнал операций за день (смену) в виде файла финансового подтверждения проведенных операций по оплате товаров с помощью карты, который отсылается в процессинговый центр и эквайреру.

8. Процессинговый  центр, получив файл финансового  подтверждения, сортирует его  по эмитентам и пересылает каждому эмитенту ту его часть, которая содержит номера карты этого эмитента. Одновременно процессинговый центр передает файл финансового подтверждения расчетному банку и банку-эквайреру.

9. Эмитент, получив  от процессингового центра финансовое подтверждение, снимает блокировку со специальных карточных счетов по тем картам, номера которых присутствуют в файле, списывает указанные суммы с этих карточных счетов и перечисляет их в расчетный банк для зачисления на свой счет.

10. Расчетный банк на основании полученного файла финансового подтверждения списывает средства со счетов эмитентов и зачисляет их на счет эквайрера.

11. Эквайрер, получив  выписку по своему счету в  расчетном банке, зачисляет средства  на счет предприятия, через  POS-терминал которого была осуществлена операция оплаты по карте.

12. Эмитент по  оговоренному в договоре на  обслуживание регламенту (обычно 1 раз  в месяц) предоставляет держателю  платежной карты выписку по  его специальному карточному  счету с перечнем всех операций  за указанный период.

Информация о работе Актуальность и значимость международной платёжной системы