Аграрно-промышленный комплекс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс
является одной из важнейших отраслей экономики любого государства.
Он производит жизненно необходимую человеку продукцию: основные
продукты питания и сырье для выработки предметов потребления.
Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию
сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию
шестидесяти отраслям промышленности.

Файлы: 1 файл

моя курсовая АПК.docx

— 63.09 Кб (Скачать файл)

 

3. Государственная программа, основные проблемы и прогноз развития агропромышленного комплекса Нижегородской области на период до 2020 года

3.1. Состояние и основные проблемы развития АПК

За 2011 год всеми сельскохозяйственными  товаропроизводителями Нижегородской  области произведено сельскохозяйственной продукции (в действующих ценах) на сумму 51,6 млрд рублей или 132,6% к уровню предыдущего года. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства составил 122,1%.

Предприятиями пищевой и  перерабатывающей промышленности произведено  и отгружено продукции на сумму  74,8 млрд рублей, или 115,2% к уровню 2010 года. Индекс производства по полному кругу организаций составил 102,4%. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме обрабатывающих производств в денежном выражении составила 8,8%.

В соответствии с Доктриной  продовольственной безопасности Российской Федерации обеспеченность сахаром  собственного производства должна быть 80%, в Нижегородской области – 74%, мясом и мясопродуктами не менее 85% (43,1%), молоком и молокопродуктами не менее 90% (71,6%). Область полностью  обеспечивает себя зерном – на 117,8%, картофелем – на 109,1%, овощами местного районирования – на 110%, яйцом  – на 132%.

Сельскохозяйственными организациями  области от реализации продукции, товаров  работ и услуг в 2011 году получена выручка в сумме 22,3 млрд рублей, что на 2,9 млрд рублей больше уровня 2010 года. Уровень рентабельности от всей производственно-финансовой деятельности составил 6%, при отрицательной рентабельности 2,9% в предыдущем году.

Положительный финансовый результат  отмечается в 502 сельскохозяйственных организациях или в 79,8% от их общего количества (в 2010 году – 70,4%).

Заработная плата в  сельскохозяйственном производстве за 2011 год составила в среднем 10534,9 рублей или 110,6% к соответствующему периоду предшествующего года (в 2010 году – 9488,7 рублей). В 2012 году заработная плата прогнозируется на уровне 11778 рублей.

Государственная поддержка  организаций агропромышленного  комплекса осуществляется посредством  предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов.

Всего на развитие АПК в 2011 году выделено 5623,5 млн рублей, в том числе из областного бюджета 3935,0 млн рублей (из них капвложения 492,5 млн рублей), из федерального бюджета 1688,5 млн рублей (капвложения – 131,0 млн рублей). Дополнительно через Фонд поддержки агропромышленного комплекса и производительных сил муниципальных образований поступило1500 млн рублей.

Для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в области действует система  льготного кредитования.

Объем льготных кредитов с  субсидированием процентной ставки за счет средств областного и федерального бюджетов, выданных организациям АПК  Нижегородской области в 2011 году, составил 10 млрд рублей, в т.ч. 2,7 млрд рублей инвестиционных. Малыми формами хозяйствования было получено 1329,8 млн рублей кредитов и займов, из них владельцами личных подсобных хозяйств – 1079,4 млн рублей, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами – 205,6 млн рублей, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами – 43,9 млн рублей.

Цели, задачи и мероприятия  Программы в первую очередь направлены на решение проблем, накопившихся в  агропромышленном комплексе, среди  которых следует выделить проблемы как федерального, так и регионального  уровня:

технико-технологическое  отставание сельского хозяйства  России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления  модернизации и перехода к инновационному развитию, стагнация машиностроения для сельского хозяйства и  пищевой промышленности, что предопределило доминирование на рынке импортных  машин и оборудования;

- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

- медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, отток из аграрного производства квалифицированных специалистов и молодежи, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда.

Программа предусматривает  комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного  комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Одновременно выделяются следующие приоритеты:

в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

зерновой подкомплекс, включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства, в целом обеспечивающий устойчивость АПК;

в социальной сфере – устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;

в сфере развития производственного потенциала – мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других видов сельскохозяйственных угодий;

в экономической  сфере – повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;

в институциональной  сфере – развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;

научное и кадровое обеспечение  – в качестве важнейшего условия  формирования инновационного агропромышленного  комплекса.

 

3.2. Цели и задачи Программы

В соответствии с Государственной  программой развития сельского хозяйства  Минсельхозпродом обозначены основные цели и задачи развития АПК Нижегородской  области.

Цель 1. Обеспечение населения области высококачественными продуктами питания в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

Задачи, решение которых  обеспечивает достижение первой цели:

стимулирование роста  объемов производства сельскохозяйственной продукции;

создание условий для  повышения эффективности производства основных видов пищевых продуктов;

развитие малых форм хозяйствования и кооперации.

Цель 2. Создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития АПК.

Задачи, решение которых  обеспечивает достижение второй цели:

укрепление финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;

стимулирование инновационной  деятельности и инновационного развития АПК;

поддержка развития производственной инфраструктуры, технического и технологического потенциала АПК;

научно-методическое обеспечение  эффективного развития АПК.

Цель 3. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий.

Задачи, решение которых  обеспечивает достижение третьей цели:

повышение качества жизни  сельского населения;

формирование кадрового  потенциала АПК в Нижегородской  области.

Цель 4. Создание условий  для сохранения и повышения эффективности  использования в сельском хозяйстве  земельных и других ресурсов.

Задачи, решение которых  обеспечивает достижение четвертой  цели:

создание условий для  сохранения и восстановления плодородия почв и повышения эффективности  земель сельскохозяйственного назначения;

развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

 

Программа охватывает следующие  виды (разделы) деятельности:

Раздел 1. Развитие растениеводства  и повышение плодородия почв.

Раздел 2. Развитие животноводства.

Раздел 3. Развитие пищевой  и перерабатывающей промышленности.

Раздел 4. Развитие малых  форм хозяйствования и кооперации.

Раздел 5. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.

Раздел 6. Инновационная и  инвестиционная привлекательность  АПК.

Раздел 7. Социальное развитие села.

Раздел 8. Формирование кадрового  потенциала АПК.

Раздел 9. Мелиорация земель сельскохозяйственного назначения.

 

3.3. Управление Программой и механизм ее реализации

Реализация Программы  будет осуществляться в соответствии с разработанными планами, изложенными  в Программе и принятыми по основным направлениям, соглашениями с органами местного самоуправления Нижегородской области.

Координатором реализации Программы, осуществляющим общее руководство  и контроль за ходом реализации мероприятий Программы, является Минсельхозпрод.

В рамках своих полномочий Минсельхозпрод:

- осуществляет комплекс программных мероприятий;

- разрабатывает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для выполнения Программы;

- проводит согласование объемов финансирования с министерством финансов Нижегородской области на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;

- осуществляет мониторинг исполнения мероприятий Программы, оценивает их результативность;

- содействует решению спорных (конфликтных) ситуаций;

- проводит корректировку и актуализацию системы программных мероприятий развития АПК Нижегородской области;

- готовит отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы;

- организует проведение ежегодных расширенных совещаний Правительства Нижегородской области с участием руководителей сельскохозяйственных организаций, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и органов местного самоуправления Нижегородской области по итогам работы АПК Нижегородской области.

Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами Нижегородской области, общественными  организациями и объединениями  Нижегородской области по вопросам реализации Программы осуществляется Минсельхозпродом в рамках его полномочий.

 

3.4. Индикаторы достижения цели (целей) Программы

 

Наименование индикаторов целей  Программы

Единицы измерения индикаторов  целей Программы

Значения индикаторов целей  Программы

На момент разработки Программы (оценка 2012 года)

По окончании реализации Программы (2020 год)

Без программного вмешательства (после  предполагаемого срока реализации Программы)

1. Индекс производства продукции  сельского хозяйства в хозяйствах  всех категорий (в сопоставимых  ценах) 

процентов к предыдущему году

100,5

102,5

95,0

2. Индекс производства продукции  растениеводства (в сопоставимых  ценах)

процентов к предыдущему году

101,9

102,0

94,0

3. Индекс производства продукции  животноводства (в сопоставимых ценах)

процентов к предыдущему году

98,8

103,0

96,0

4. Индекс производства пищевых  продуктов, включая напитки и  табак (в сопоставимых ценах)

процентов к предыдущему году

103,5

104,0

98,0

5. Индекс физического объема  инвестиций в основной капитал  сельского хозяйства

процентов к предыдущему году

100,2

105,0

90,0

6. Уровень рентабельности сельскохозяйственных  организаций

%

7,4

15

0

7. Среднемесячная номинальная заработная  плата в сельском хозяйстве  (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам  малого предпринимательства)

руб.

11778

26500

15000

8. Удельный вес прибыльных крупных  и средних сельскохозяйственных  организаций

%

85,0

90,0

80,0

9. Объем отгруженных товаров  собственного производства, выполненных  работ и услуг собственными  силами по виду деятельности "Производство  пищевых продуктов, включая напитки"

млрд руб.

77,0

148,0

100,0

10. Среднемесячная номинальная  заработная плата по виду деятельности "Производство пищевых продуктов,  включая напитки".

руб.

17100

46196,0

20000,0

Информация о работе Аграрно-промышленный комплекс РФ