Введение в информационные технологии управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..............................................4
1 Введение в информационные технологии управления предприятием………….…...6
Практика выдвигает новые требований……………………………………………...6
Взаимоотношения в сфере ИТ………………………………......................................9
Функциональные изменения в сфере использования ИТ…………………....…….10
2 Характеристика систем автоматизации управления предприятие…………………15
2.1 Этапы развития информационных систем………………………………………....15
Уровни систем…………………………………………………………….………….15
3 Выбор, внедрение и эксплуатация системы………………………………………….17
3.1 Проблема выбора информационной системы……………………………………...17
3.2 Критерии выбора системы…………………………………………………………..21
3.3 Методы внедрения системы…………………………………………………….…...23
Заключение…………………………………………………………………….…………26
Список использованных источников…………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

kursach_Zheni.docx

— 51.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..............................................4

1 Введение в информационные технологии управления предприятием………….…...6

    1. Практика выдвигает новые требований……………………………………………...6
    2. Взаимоотношения в сфере ИТ………………………………......................................9
    3. Функциональные изменения в сфере использования ИТ…………………....…….10

2 Характеристика систем автоматизации управления предприятие…………………15

2.1 Этапы развития информационных  систем………………………………………....15

    1. Уровни систем…………………………………………………………….………….15

3 Выбор, внедрение и эксплуатация  системы………………………………………….17

3.1 Проблема выбора информационной  системы……………………………………...17

3.2 Критерии выбора системы…………………………………………………………..21

3.3 Методы внедрения системы…………………………………………………….…...23

Заключение…………………………………………………………………….…………26

Список использованных источников…………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Главным направлением перестройки  менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к  современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте  и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют  радикальных изменений организационных  структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение  информационного менеджмента, значительно  расширяющее возможности использования  компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента  связано с организацией системы  обработки данных и знаний, последовательного  их развития до уровня интегрированных  автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали  все уровни и звенья производства и сбыта.

В современных условиях эффективное  управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и  другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений  совершенствования деятельности предприятия  в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его  автоматизация. Но то, что действительно, скажем, для строго формализованного производственного процесса, отнюдь не столь очевидно для такой изящной  сферы, как управление.

 

 

 

 

 

Трудности, возникающие при  решении задачи автоматизированной поддержки управленческого труда, связаны с его спецификой. Управленческий труд отличается сложностью и многообразием, наличием большого числа форм и видов, многосторонними связями с различными явлениями и процессами. Это, прежде всего, труд творческий и интеллектуальный. На первый взгляд, большая его часть  вообще не поддается какой-либо формализации. Поэтому автоматизация управленческой деятельности изначально связывалась  только с автоматизацией некоторых  вспомогательных, рутинных операций. Но бурное развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической  платформы и появление принципиально  новых классов программных продуктов  привело в наши дни к изменению  подходов к автоматизации управления производством.

Управленческая деятельность - это совокупность действий руководства предприятия и других сотрудников аппарата управления по отношению к объекту управления - трудовому коллективу или производственной системе. Эти действия заключаются в выработке некоторого управленческого решения, являющегося по сути продуктом управленческого труда, и доведении этого решения до исполнителей с последующим выяснением результатов его выполнения.

Информационная система  управления - это система информационного обслуживания работников управленческих служб. Таким образом, она выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

 

 

 

 

 

          1  Введение в информационные технологии управления предприятием

          1.1 Практика выдвигает новые требования

Сегодня положение дел  в рассматриваемой области характеризуется  крайней неопределенностью. Во-первых, это связано с непрерывным  увеличением объема технологических  предложений, требующих высоких  инвестиций, и соответственно с усилением  зависимости от внешних услуг (например, от поставщиков программного обеспечения). Внутрифирменные ассигнования на нужды  ИТ растут опережающими темпами по сравнению с другими затратами  предприятия. При этом высший менеджмент мало осведомлен об общих расходах в сфере ИТ. Так, компетентные решения  фирменного руководства охватывают примерно лишь 5% соответствующих затрат.

Во-вторых, изменяется роль ИТ в хозяйственной деятельности многих предприятий. При выполнении внутрифирменных процессов функция  ИТ перестала быть вспомогательной, превратившись в важнейшую составную  часть продукта или производственных мощностей. Хозяйственные риски  в настоящее время во многом определяются рисками в данной сфере. Реализация же современных высокопроизводительных организационных проектов (например, "виртуальных организаций" без  жесткой привязки производственных участков к определенному месту), требует полного использования  потенциала ИТ с помощью телекоммуникационных средств.

Не способствует стабилизации быстрый рост издержек в сфере  ИТ. Чтобы контролировать их увеличение и добиться большей гибкости в  решении информационно-технологических  проблем, многие предприятия идут в  основном двумя путями. Первый заключается  в том, что фирма создает внутрифирменный  информационно-технологический участок, который предлагает услуги и нефирменному рынку, доказывая тем самым возможность  рентабельного использования своих  мощностей.  

Чаще предприятия выбирают другой путь, когда большая часть  собственного информационно-технологического персонала переводится в распоряжение вновь создаваемых дочерних компаний или совместных со специализированными  информационно-технологическими партнерами предприятий, также самостоятельно выступающих на рынке. На материнском  предприятии остается небольшая  группа сотрудников, на которую возлагаются  функции информационного менеджмента.

Высший менеджмент начинает осознавать, какое важное воздействие  оказывают информационно-технологические  решения на сам хозяйственный  процесс и культуру предприятия. Поэтому он чувствует себя все  более ущемленным в том плане, что вынужден делегировать соответствующие  вопросы внутрифирменным подразделениям или внешним организациям. К тому же первый опыт работы нефирменных  информационно-технологических служб  не дает особых поводов для оптимизма  относительно эффективности решения  указанных проблем. В этой связи  возникают следующие ключевые вопросы:

- каково отношение ведущего  персонала к ИТ, какие последствия  вытекают из более эффективной  ее организации и использования  в производстве новых товаров  и услуг;

- что должно знать высшее  руководство фирмы в области  ИТ, чтобы принимать компетентные  решения, в частности в отношении  инвестиций;

-  в какой мере допустимо  делегирование функций в сфере  ИТ;

- какова должна быть  роль высшего менеджмента в  управлении информационно-технологическим  потенциалом.

Информационная технология базируется и зависит от технического, программного, информационного, методического  и организационного обеспечения.

Техническое обеспечение - это  персональный компьютер, оргтехника, линии  связи, оборудование сетей. Вид информационной технологии, зависящий от технической  оснащенности (ручной, автоматизированный, удаленный) влияет на сбор, обработку  и передачу информации. Развитие вычислительной техники не стоит на месте. Становясь  более мощными, персональные компьютеры одновременно становятся менее дорогими и, следовательно, доступными для широкого круга пользователей. Компьютеры оснащаются встроенными коммуникационными  возможностями. Скоростными модемами, большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста.

Программное обеспечение, находящееся  в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения, реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Информационное обеспечение - совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.

Организационное и методическое обеспечение представляют собой  комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата.

Основными свойствами информационной технологии являются:

- целесообразность;

- наличие компонентов  и структуры;

- взаимодействие с внешней  средой;

- целостность;

-развитие во времени.

Целесообразность - главная  цель реализации информационной технологии состоит в повышении эффективности  производства на базе использования  современных ЭВМ, распределенной переработке  информации, распределенных баз данных, различных информационных вычислительных сетей (ИВС) путем обеспечения циркуляции и переработки информации.

Модели предметной области - совокупность описаний, обеспечивающие взаимопонимание между пользователями: специалистами предприятия и  разработчиками.

Опорная технология - совокупность аппаратных средств автоматизации, системного и инструментального  программного обеспечения, на основе которых  реализуются подсистемы хранения и  переработки информации.

База знаний представляет собой совокупность знаний, хранящихся в памяти ЭВМ. Базы знаний можно разделить  на интенсиональную (т.е. знания о чем-то "вообще") и экстенсиональную, (т.е. знания о чем-то "конкретно"). В интенсиональной базе хранятся оболочки, а в экстенсиональной хранятся оболочки с запоминанием, которые  носят название баз данных. Иными  словами, база знаний представляет отображение  предметной области. Она включает в  себя базу данных (директивная информация - плановые задания, научно-техническая  информация, учетно-производственная информация, вспомогательная информация, отражающие режимы работы подразделений предприятий).

1.2 Взаимоотношения в сфере ИТ

      Можно выделить шесть заинтересованных групп, от которых зависит принятие решений в сфере ИТ:

1) высшее руководство, которое должно управлять ИТ как стратегическим потенциалом предприятия;

2) специалисты, занимающиеся поиском системных решений для оптимизации специальных функциональных задач;

3) менеджеры отдельных хозяйственных подразделений, которые должны использовать ИТ в силу логики своей хозяйственной деятельности, чтобы удовлетворять запросы клиентов, снижать издержки и т.д.;

4) менеджеры служб бухгалтерско-финансового учета, если таковые предусмотрены организационной структурой предприятия:

5)  поставщики ИТ, которые должны предлагать услуги в строгом соответствии с проблемными установками своих потребителей;

6)  собственное информационно-технологическое подразделение.

На многих предприятиях подобные группы интересов не получают признания. Высшее руководящее звено часто  делегирует соответствующие функции группе

руководителей, следя за выполнением нескольких заданных показателей. Сознательный отказ высшего менеджмента  от своих обязанностей приводит к  принятию малокомпетентных решений, постановке нереальных плановых задач.

Отсутствует также должная  мотивация в этой сфере.

В связи с ростом значения ИТ в обеспечении успеха фирмы  подобная политика неприемлема. Общефирменное  руководство должно в настоящее  время найти ответы на следующие  два вопроса.

Во-первых, нужно точно  определить, какой вклад должна внести ИТ в процесс производства товаров  и услуг. Внимания здесь заслуживают  главным образом три аспекта:

1)  ИТ как функция обеспечения производственного процесса, например в области коммуникаций или автоматизации производства, а также при генерации и передаче управленческих знаний и информации для управления хозяйственными операциями;       

2)   ИТ как интегральная составная часть продукта;

3) ИТ как организационный инструмент для создания виртуальных форм предприятия.

Во-вторых, кто должен выполнять  перечисленные и другие функции. На первый план выдвигается вопрос о координационном механизме  для отдельных видов информационно-технологических  услуг. Решение может быть найдено  в использовании указанных выше специализированных внутрифирменных  подразделений и внефирменных филиалов. Возможно и промежуточное решение  в виде создания стратегических альянсов между собственным подразделением и внешними партнерами. В двух последних  случаях предприятие теряет прямой контроль над своим информационно-технологическим  потенциалом. Следует отметить, что  подобные услуги могут быть эффективны только при тесном сотрудничестве с  их поставщиками. Общефирменный менеджмент должен искать пути устранения или  компенсации слабых мест в своей  работе.

Информация о работе Введение в информационные технологии управления предприятием