Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.

Содержание работы

Введение 3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка 5
1. 1 Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа 5
1. 2 Показатели конъюнктуры 13
1. 3 Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной
конъюнктуры 16
2. Характеристика объекта исследования 20
2.1. Становление и состояние предприятия и организационно-правовая форма предприятия 20
2.2. Вид деятельности 22
3. Анализ внешней среды предприятия 24
3.1. Анализ общехозяйственной конъюнктуры 24
3.2. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка 35
4. Анализ внутренней среды предприятия 48
4.1. Анализ производственно-финансовой деятельности 48
4.2. Анализ кадрового состава 53
4.3. Анализ сбытовой деятельности 54
4.4. Маркетинг 57
4.5. Системы и организация управления 62
4.6. Анализ конкурентоспособности товара 64
4.7 SWOT анализ предприятия 69
5. Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности 71
Заключение 75
Библиографический список литературы 77

Файлы: 1 файл

анализ.docx

— 269.75 Кб (Скачать файл)

 

Увеличению  производства цемента  на этих предприятиях способствовало повышение  их конкурентоспособности  за счет совершенствования  техники и технологии производства, улучшение  использования топливно-энергетических и материальных ресурсов, снижение себестоимости, повышение качества, ассортимента продукции, грамотная ценовая  политика.[7]

На  ОАО «Михайловцемент», контрольный пакет  акций которого принадлежит ОАО «Штерн Цемент» осуществлен перевод обжиговых печей клинкера с жидкого топлива на природный газ, улучшено качество и снижена себестоимость цемента в среднем на 20%.

На  ОАО «Липецкцемент» с помощью группы «Штерн Цемент» была реконструирована система  производства и потребления  сжатого воздуха, что позволило  резко сократить  его потребление; также проведены  другие мероприятия, с помощью которых на предприятии снижены удельные энергозатраты на выпуск продукции, снижена ее себестоимость, а в результате увеличено производство и реализация.

На  ОАО «Вольскцемент» и «Спасскцемент» с помощью группы «Альфа Цемент» и  его научно-технического центра внедрена система  управления качеством  цемента с подготовкой  и переподготовкой  кадров.

Главным рынком сбыта стал московский регион борьбу, за который успешно  выигрывает уже на протяжении нескольких лет «Мальцовский цементный завод», расположенный в Брянской области. Основная часть продукции которого (около 90%) направляется в Москву на цементные элеваторы «Штерн цемент».  Доля «Мальцовского завода» на рынке московского региона составила 39%, остальные 61% поделили между собой:

Осколцемент – 11,2%;             Михайловский цементный  завод – 11%;

Воскресенский цементный завод  – 10%; Мордовцемент – 7%;

Щуровский цементный завод – 6%;  Белгородский цементный завод – 5,5%;

Серебряковский  цементный завод  – 4,8%; Липецкий цементный  завод – 3,9%;

Савинский цементный завод  – 1,6%.

При этом отгрузка в Московский регион со всех цементных  заводов принадлежащих компании Штерн составила 55,5%. Если учесть, что сделка по покупке Штерном контрольного пакета акций ОАО «Осколцемент» состоится – доля «Штерн цемента» в Московском регионе может достичь цифры порядка 70%, что позволит Штерну на 100% контролировать цементный рынок столицы.

Если  в Московском регионе  лидирующая позиция  заводов компании «Штерн цемент» неоспорима, то во многих прилегающих  областях Штерн проигрывает позиции другим цементным заводам, таким как Мордовцемент и Осколцемент, которые «теснят» его с юга и востока.

Мордовцемент                                            Осколцемент:

Владимирская  область (46%);             Воронежская область (59%);

Вологодская область (38%);                Курская область (66%);

Ивановская  область (35%);                  Липецкая область (82%);

Кировская область (45%);                    Тульская область (46%).

Нижегородская область (73%);

Республика  Марий Эл (58%);

Республика  Мордовия (98%);

Удмуртия (41%);

Чуваши (88%);

Ярославская область (43%).

Ленинградская область.

К этой «зоне» относятся  Ленинградская область  и Мурманская область, и Республика Карелия.  Здесь есть явный  лидер  — это «Пикалевский цементный завод», доля отгруженной продукции которого, в каждого из вышеперечисленных областей составляет 50%. Однако заводы группы Штерн продолжают теснить Пикалевский завод и на его «родной» территории. Доля отгруженного цемента с заводов группы Штерн здесь составила: 16% в Ленинградской области, 48% в Мурманской области и 19% в Республике Карелия.

 

Зона  Зауралья.

Доля  потребления «Зоны  Зауралья», несмотря на свои огромные территориальные размеры,  составляет всего 22,6% от общероссийской, что на 5% меньше, чем потребление цемента отдельно взятым московским регионом.

Но  и здесь наблюдалась  жестокая конкуренция  в таких регионах, как: Ямало-Ненецкий автономный округ (между  Сухоложским и  Горнозаводским заводами) и Свердловская область (между  Сухоложским и  Невьянским заводами).

Приуральская  зона.

Доля  потребления составила 6,3% от общероссийской. Основная конкуренция была отмечена на рынке Оренбургской области, который примерно равными долями поделили между собой Вольский и Новотроицкий цементные заводы и в Удмуртии между Горнозаводским и Мордовскими заводами. По прежнему на юге в Самарской и Саратовской областях уверенно лидирует Вольский цементный завод, в Республике Башкортостан - ОАО «Сода». На севере - Воркутинский цементный завод. Регионы же, распложенные в средней части Уральского хребта держит под своим контролем Горнозаводский цементный завод.

 

Южная зона.

Себряковский  цементный завод  является самым мощным из заводов, расположенных в этой цементной зоне, и ему по праву принадлежит основная доля сбыта в Волгоградской области (90%), Республике Ингушетия (90%), Республике Дагестан (87%), Республике Калмыкия (60%), Чечне (65%). Основными его конкурентами являются Черкесский и Новороссийский цементные заводы, которые расположены южнее и охватывают южные регионы.

Черкесский  завод:

Кабардино-Балкария (81%);              Новороссийский завод:

Карачаево-Черкесия (100%);         Краснодарский край (52%).

Северная  Осетия (61%);

Ставропольский  край (67%).

 

Общая характеристика цементного рынка

Цементная промышленность РФ за период экономических  реформ прошла стадию длительного спада производства и находится в состоянии деловой активности.

Производство  цемента в России осуществлялось во всех экономических районах  за исключением Калининградской  области, куда цемент поступал с предприятий  Центрального, Центрально-Черноземного и Поволжского  районов.

Цементная промышленность полностью  обеспечивает потребность  страны в цементе. Доля импорта цемента составляет 2% процента, а экспорта — около 10% по отношению к объемам производства. Основными потребителями цемента продолжают оставаться строительный комплекс и ремонтно-строительные организации (более 50%), предприятия сборного железобетона (около 25%) и асбестоцементной промышленности и асбестоцементной промышленности ( около 5%) .

 

Таблица 3.8

Производство  и потребление  цемента в 2003 г.

 

Экономические районы

Производство цемента,тыс. т

Потребление цемента, тыс. т

год

1990

2000

2001

2002

1990

2000

2001

2002

Отечественный цемент

82626,5

32400,4

35273,9

16896,2

79542,2

30612,5

33559,1

16727,2

Северный

1783,1

403,7

473,7

227,7

3402,1

520,2

548,1

250,0

Северо-западный

4046,3

1722,0

1614,0

772,0

3687,6

1494,4

1698,2

850,0

Центральный

10746,9

6196,6

7168,0

3617,7

15068,6

8726,3

9496,6

4717,0

Волго-Вятский

2975,2

1630,3

2958,0

1086,1

3631,9

1126,2

1213,1

580,0

Центрально-Черноземный

8686,3

4855,6

5363,4

2471,6

4346,9

2110,7

2096,31

1100,0

Поволжский

10674,2

4425,2

4813,0

2421,2

9679,8

3416,4

3794,7

1800,0

Северо-Кавказский

8477,8

2963,1

3190,8

1600,2

7448,6

3660,8

4155,2

2200,0

Уральский

15928,2

5961,4

6029,0

2493,7

10658,2

4339,8

4371,7

2200,0

Западно-Сибирский

7277,7

1835,2

2236,0

1021,3

9664,5

2763,8

3537,1

1800,0

Восточно-Сибирский

7182,8

1542,1

1399,1

686,8

6090,4

1475,6

1474,5

700,0

Дальневосточный

4848,0

862,2

928,9

497,9

5176,7

837,7

999,0

450,0

Калининградская область

-

-

-

-

379,9

82,0

103,5

45,0

Импорт

Экспорт – всего:

       

307,0

921,6

58,6

2025,3

71,9

2324,7

35,2

1240,0

В т. ч. в страны СНГ

Дальнего  зарубежья

       

 

      -

921,6

 

468,8

1556,5

 

811,0

1536,7

 

400,0

840,0


 

Из 11 экономических районов, производящих цемент, в 4 районах - Волго-Вятском, Центрально-Черноземном, Поволжском и Уральском - его производство превышало потребление. В Центральном, Западно-Сибирском, Северо-Кавказском, Северо-3ападном, Северном, Восточно-Сибирском и Дальневосточном потребление цемента превышало его выпуск. При этом следует отметить, что имеющиеся мощности по производству цемента на ряде предприятий всех упомянутых экономических районов используются лишь на 30-50% (таблицы 3.8, 3.9).

 

Таблица 3.9

Реализация  цемента за 1998-2003 г.

 

Районы ввоза 

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Средняя цена (руб.)

260-51

272-37

323-08

497-56

541-8

  — 

Российская Федерация

260-43

272-37

313-68

423-56

540-75

576-08

Северный

290-43

302-07

342-14

445-00

582-14

554-28

Северо-Западный

266-43

277-77

315-59

381-66

510-46

552-49

Центральный

214-64

232-63

267-18

396-72

594-42

550-72

Волго-Вятский

230-87

341-38

380-83

464-46

483-89

449-61

Центрально-Черноземный

236-04

236-23

254-45

377-30

461-55

534-77

Поволжский

275-26

277-91

356-38

482-00

554-70

577-77

Северо-Кавказский

260-08

296-55

339-23

475-18

553-27

525-98

Уральский

251-28

286-97

349-06

409-95

546-71

593-93

Западно-Сибирский

286-80

250-95

269-00

331-04

518-89

674-05

Восточно-Сибирский

310-45

353-75

349-11

447-96

702-14

674-87

Дальневосточный

477-20

467-87

474-78

681-03

912-42

1018-20

Калининградская область

262-20

248-57

301-51

391-05

522-78

    __

Средняя цена продаж в страны СНГ, всего

288-53

285-84

388-85

475-28

812-57

     — 

Азербайджан

269-37

230-53

366-56

488-82

488-82

     

Армения

     

434-82

336-76

637-39

657-39

     

Беларусь

240-77

295-56

758-05

720-76

720-76 

      

Грузия

643-33

337-91

883-76

   

   

      

Молдова

430-85

-

-

-

-

-

Казахстан

310-39

295-86

375-62

436-76

436-76

-

Туркменистан

-

-

1033-3

-

-

-

Таджикистан

873-13

586-92

1039-0

1370-0

1370-0

-

Узбекистан

989-70

-

612-94

1369-4

1369-4

-

Украина

424-24

441-35

365-12

501-42

591-42

-

Другие страны

257-87

279-65

-

583-36

583-36

-


 

Тенденция одновременного роста потребления  и производства цемента  в России  сохранилась  в 8-ми экономических  районах,  за исключением  Северо-Западного, Центрально-Черноземного и Восточно-Сибирского районов. Основные страны-покупатели российского цемента и клинкера – Испания, Китай, Украина, Казахстан, Венгрия, Финляндия, страны Ближнего Востока, Алжир, Азербайджан, Польша, Турция, Эстония, КНДР, Монголия (таблица 3.8).

Основные  страны поставщики цемента  в Россию – Белоруссия, Литва, Казахстан, Германия, Бельгия, Дания, Италия, Республика Корея, Словакия, Франция.

Производство  и продажа цемента  в настоящее время  в России, в связи  с прекращением крупного промышленного строительства, стали сезонными. Причем «пик» потребления  и производства на абсолютном числе  предприятий приходится на III квартал года. Наиболее низкий уровень продаж и производства приходится на I квартал года. Это ставит перед цементными предприятиями задачи изменения организации производства и труда, переоснащения основного и вспомогательного оборудования, изменения системы его ремонтов, создания резервных мощностей по упаковке цемента и другие (таблица 3.7).

Низкие  отпускные цены на цемент компании ОАО  «Штерн Цемент» и  наибольший удельный вес продаж их цемента  в Центральном  экономическом районе обеспечили сравнительно низкий уровень отпускной  цены по району в  целом. Такое же значение в области цен  по Центрально-Черноземному району у ЗАО «Белгородский  цемент» и ОАО  «Осколцемент», по Западно-Сибирскому экономическому району - у ОАО «Топкинский  цемент» и ОАО  «Искитимцемент», по Уральскому району - у ОАО «Сухоложскцемент» .

  Анализ показывает, что, несмотря  на постоянно опережающий  рост цен на  топливно-энергетические  ресурсы (131,5%), тарифов  за перевозки (138,6%) и другие услуги  транспортных, ремонтных  и других организаций  и, в связи с  этим, увеличение  эксплуатационных  затрат и себестоимости  цемента, индекс  цен на цемент  в среднем по  цементной промышленности  России был равен  1,28.

В целях расширения объема продаж своего цемента и с  учетом конъюнктуры рынка, некоторые предприятия практикуют установление отпускных цен на уровне более низком, чем у их конкурентов, зачастую даже себе в убыток. Это отрицательно сказывается на их рентабельности и общих финансовых показателях работы.

Наряду  с этим следует  отметить значительные темпы роста цен  приобретения цемента, которые в среднем по стране в 1,84 раза выше цен производителей.

В декабре 2001 г. средняя  цена приобретения цемента  потребителями в  России была 995,46 руб. за тонну, а цена производителя - 542 руб. за тонну (без  НДС). В июле месяце 2002 г. эти цены соответственно составили 990,50 и 631 руб. за тонну.  Начиная  с 1998 г., наша страна увеличила потребление  цемента на 8,7% и  восстанавливает  свои позиции на мировом  рынке.  С июня 2003 г. повышены отпускные  цены на цемент. В  целом 1 т цемента  подорожала на 45-50%.

Информация о работе Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности