Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа
Основная цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.
Введение 3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка 5
1. 1 Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа 5
1. 2 Показатели конъюнктуры 13
1. 3 Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной
конъюнктуры 16
2. Характеристика объекта исследования 20
2.1. Становление и состояние предприятия и организационно-правовая форма предприятия 20
2.2. Вид деятельности 22
3. Анализ внешней среды предприятия 24
3.1. Анализ общехозяйственной конъюнктуры 24
3.2. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка 35
4. Анализ внутренней среды предприятия 48
4.1. Анализ производственно-финансовой деятельности 48
4.2. Анализ кадрового состава 53
4.3. Анализ сбытовой деятельности 54
4.4. Маркетинг 57
4.5. Системы и организация управления 62
4.6. Анализ конкурентоспособности товара 64
4.7 SWOT анализ предприятия 69
5. Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности 71
Заключение 75
Библиографический список литературы 77
Увеличению
производства цемента
на этих предприятиях
способствовало повышение
их конкурентоспособности
за счет совершенствования
техники и технологии
производства, улучшение
использования топливно-
На ОАО «Михайловцемент», контрольный пакет акций которого принадлежит ОАО «Штерн Цемент» осуществлен перевод обжиговых печей клинкера с жидкого топлива на природный газ, улучшено качество и снижена себестоимость цемента в среднем на 20%.
На ОАО «Липецкцемент» с помощью группы «Штерн Цемент» была реконструирована система производства и потребления сжатого воздуха, что позволило резко сократить его потребление; также проведены другие мероприятия, с помощью которых на предприятии снижены удельные энергозатраты на выпуск продукции, снижена ее себестоимость, а в результате увеличено производство и реализация.
На ОАО «Вольскцемент» и «Спасскцемент» с помощью группы «Альфа Цемент» и его научно-технического центра внедрена система управления качеством цемента с подготовкой и переподготовкой кадров.
Главным рынком сбыта стал московский регион борьбу, за который успешно выигрывает уже на протяжении нескольких лет «Мальцовский цементный завод», расположенный в Брянской области. Основная часть продукции которого (около 90%) направляется в Москву на цементные элеваторы «Штерн цемент». Доля «Мальцовского завода» на рынке московского региона составила 39%, остальные 61% поделили между собой:
Осколцемент – 11,2%; Михайловский цементный завод – 11%;
Воскресенский цементный завод – 10%; Мордовцемент – 7%;
Щуровский цементный завод – 6%; Белгородский цементный завод – 5,5%;
Серебряковский цементный завод – 4,8%; Липецкий цементный завод – 3,9%;
Савинский цементный завод – 1,6%.
При этом отгрузка в Московский регион со всех цементных заводов принадлежащих компании Штерн составила 55,5%. Если учесть, что сделка по покупке Штерном контрольного пакета акций ОАО «Осколцемент» состоится – доля «Штерн цемента» в Московском регионе может достичь цифры порядка 70%, что позволит Штерну на 100% контролировать цементный рынок столицы.
Если в Московском регионе лидирующая позиция заводов компании «Штерн цемент» неоспорима, то во многих прилегающих областях Штерн проигрывает позиции другим цементным заводам, таким как Мордовцемент и Осколцемент, которые «теснят» его с юга и востока.
Мордовцемент
Владимирская область (46%); Воронежская область (59%);
Вологодская область (38%); Курская область (66%);
Ивановская область (35%); Липецкая область (82%);
Кировская область (45%); Тульская область (46%).
Нижегородская область (73%);
Республика Марий Эл (58%);
Республика Мордовия (98%);
Удмуртия (41%);
Чуваши (88%);
Ярославская область (43%).
Ленинградская область.
К этой «зоне» относятся Ленинградская область и Мурманская область, и Республика Карелия. Здесь есть явный лидер — это «Пикалевский цементный завод», доля отгруженной продукции которого, в каждого из вышеперечисленных областей составляет 50%. Однако заводы группы Штерн продолжают теснить Пикалевский завод и на его «родной» территории. Доля отгруженного цемента с заводов группы Штерн здесь составила: 16% в Ленинградской области, 48% в Мурманской области и 19% в Республике Карелия.
Зона Зауралья.
Доля потребления «Зоны Зауралья», несмотря на свои огромные территориальные размеры, составляет всего 22,6% от общероссийской, что на 5% меньше, чем потребление цемента отдельно взятым московским регионом.
Но и здесь наблюдалась жестокая конкуренция в таких регионах, как: Ямало-Ненецкий автономный округ (между Сухоложским и Горнозаводским заводами) и Свердловская область (между Сухоложским и Невьянским заводами).
Приуральская зона.
Доля потребления составила 6,3% от общероссийской. Основная конкуренция была отмечена на рынке Оренбургской области, который примерно равными долями поделили между собой Вольский и Новотроицкий цементные заводы и в Удмуртии между Горнозаводским и Мордовскими заводами. По прежнему на юге в Самарской и Саратовской областях уверенно лидирует Вольский цементный завод, в Республике Башкортостан - ОАО «Сода». На севере - Воркутинский цементный завод. Регионы же, распложенные в средней части Уральского хребта держит под своим контролем Горнозаводский цементный завод.
Южная зона.
Себряковский цементный завод является самым мощным из заводов, расположенных в этой цементной зоне, и ему по праву принадлежит основная доля сбыта в Волгоградской области (90%), Республике Ингушетия (90%), Республике Дагестан (87%), Республике Калмыкия (60%), Чечне (65%). Основными его конкурентами являются Черкесский и Новороссийский цементные заводы, которые расположены южнее и охватывают южные регионы.
Черкесский завод:
Кабардино-Балкария (81%); Новороссийский завод:
Карачаево-Черкесия (100%); Краснодарский край (52%).
Северная Осетия (61%);
Ставропольский край (67%).
Общая характеристика цементного рынка
Цементная промышленность РФ за период экономических реформ прошла стадию длительного спада производства и находится в состоянии деловой активности.
Производство цемента в России осуществлялось во всех экономических районах за исключением Калининградской области, куда цемент поступал с предприятий Центрального, Центрально-Черноземного и Поволжского районов.
Цементная промышленность полностью обеспечивает потребность страны в цементе. Доля импорта цемента составляет 2% процента, а экспорта — около 10% по отношению к объемам производства. Основными потребителями цемента продолжают оставаться строительный комплекс и ремонтно-строительные организации (более 50%), предприятия сборного железобетона (около 25%) и асбестоцементной промышленности и асбестоцементной промышленности ( около 5%) .
Таблица 3.8
Производство и потребление цемента в 2003 г.
Экономические районы |
Производство цемента,тыс. т |
Потребление цемента, тыс. т | ||||||
год |
1990 |
2000 |
2001 |
2002 |
1990 |
2000 |
2001 |
2002 |
Отечественный цемент |
82626,5 |
32400,4 |
35273,9 |
16896,2 |
79542,2 |
30612,5 |
33559,1 |
16727,2 |
Северный |
1783,1 |
403,7 |
473,7 |
227,7 |
3402,1 |
520,2 |
548,1 |
250,0 |
Северо-западный |
4046,3 |
1722,0 |
1614,0 |
772,0 |
3687,6 |
1494,4 |
1698,2 |
850,0 |
Центральный |
10746,9 |
6196,6 |
7168,0 |
3617,7 |
15068,6 |
8726,3 |
9496,6 |
4717,0 |
Волго-Вятский |
2975,2 |
1630,3 |
2958,0 |
1086,1 |
3631,9 |
1126,2 |
1213,1 |
580,0 |
Центрально-Черноземный |
8686,3 |
4855,6 |
5363,4 |
2471,6 |
4346,9 |
2110,7 |
2096,31 |
1100,0 |
Поволжский |
10674,2 |
4425,2 |
4813,0 |
2421,2 |
9679,8 |
3416,4 |
3794,7 |
1800,0 |
Северо-Кавказский |
8477,8 |
2963,1 |
3190,8 |
1600,2 |
7448,6 |
3660,8 |
4155,2 |
2200,0 |
Уральский |
15928,2 |
5961,4 |
6029,0 |
2493,7 |
10658,2 |
4339,8 |
4371,7 |
2200,0 |
Западно-Сибирский |
7277,7 |
1835,2 |
2236,0 |
1021,3 |
9664,5 |
2763,8 |
3537,1 |
1800,0 |
Восточно-Сибирский |
7182,8 |
1542,1 |
1399,1 |
686,8 |
6090,4 |
1475,6 |
1474,5 |
700,0 |
Дальневосточный |
4848,0 |
862,2 |
928,9 |
497,9 |
5176,7 |
837,7 |
999,0 |
450,0 |
Калининградская область |
- |
- |
- |
- |
379,9 |
82,0 |
103,5 |
45,0 |
Импорт Экспорт – всего: |
307,0 921,6 |
58,6 2025,3 |
71,9 2324,7 |
35,2 1240,0 | ||||
В т. ч. в страны СНГ Дальнего зарубежья |
- 921,6 |
468,8 1556,5 |
811,0 1536,7 |
400,0 840,0 |
Из 11 экономических районов, производящих цемент, в 4 районах - Волго-Вятском, Центрально-Черноземном, Поволжском и Уральском - его производство превышало потребление. В Центральном, Западно-Сибирском, Северо-Кавказском, Северо-3ападном, Северном, Восточно-Сибирском и Дальневосточном потребление цемента превышало его выпуск. При этом следует отметить, что имеющиеся мощности по производству цемента на ряде предприятий всех упомянутых экономических районов используются лишь на 30-50% (таблицы 3.8, 3.9).
Таблица 3.9
Реализация цемента за 1998-2003 г.
Районы ввоза |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Средняя цена (руб.) |
260-51 |
272-37 |
323-08 |
497-56 |
541-8 |
— |
Российская Федерация |
260-43 |
272-37 |
313-68 |
423-56 |
540-75 |
576-08 |
Северный |
290-43 |
302-07 |
342-14 |
445-00 |
582-14 |
554-28 |
Северо-Западный |
266-43 |
277-77 |
315-59 |
381-66 |
510-46 |
552-49 |
Центральный |
214-64 |
232-63 |
267-18 |
396-72 |
594-42 |
550-72 |
Волго-Вятский |
230-87 |
341-38 |
380-83 |
464-46 |
483-89 |
449-61 |
Центрально-Черноземный |
236-04 |
236-23 |
254-45 |
377-30 |
461-55 |
534-77 |
Поволжский |
275-26 |
277-91 |
356-38 |
482-00 |
554-70 |
577-77 |
Северо-Кавказский |
260-08 |
296-55 |
339-23 |
475-18 |
553-27 |
525-98 |
Уральский |
251-28 |
286-97 |
349-06 |
409-95 |
546-71 |
593-93 |
Западно-Сибирский |
286-80 |
250-95 |
269-00 |
331-04 |
518-89 |
674-05 |
Восточно-Сибирский |
310-45 |
353-75 |
349-11 |
447-96 |
702-14 |
674-87 |
Дальневосточный |
477-20 |
467-87 |
474-78 |
681-03 |
912-42 |
1018-20 |
Калининградская область |
262-20 |
248-57 |
301-51 |
391-05 |
522-78 |
__ |
Средняя цена продаж в страны СНГ, всего |
288-53 |
285-84 |
388-85 |
475-28 |
812-57 |
— |
Азербайджан |
269-37 |
230-53 |
366-56 |
488-82 |
488-82 |
— |
Армения |
— |
434-82 |
336-76 |
637-39 |
657-39 |
— |
Беларусь |
240-77 |
295-56 |
758-05 |
720-76 |
720-76 |
— |
Грузия |
643-33 |
337-91 |
883-76 |
— |
— |
— |
Молдова |
430-85 |
- |
- |
- |
- |
- |
Казахстан |
310-39 |
295-86 |
375-62 |
436-76 |
436-76 |
- |
Туркменистан |
- |
- |
1033-3 |
- |
- |
- |
Таджикистан |
873-13 |
586-92 |
1039-0 |
1370-0 |
1370-0 |
- |
Узбекистан |
989-70 |
- |
612-94 |
1369-4 |
1369-4 |
- |
Украина |
424-24 |
441-35 |
365-12 |
501-42 |
591-42 |
- |
Другие страны |
257-87 |
279-65 |
- |
583-36 |
583-36 |
- |
Тенденция одновременного роста потребления и производства цемента в России сохранилась в 8-ми экономических районах, за исключением Северо-Западного, Центрально-Черноземного и Восточно-Сибирского районов. Основные страны-покупатели российского цемента и клинкера – Испания, Китай, Украина, Казахстан, Венгрия, Финляндия, страны Ближнего Востока, Алжир, Азербайджан, Польша, Турция, Эстония, КНДР, Монголия (таблица 3.8).
Основные страны поставщики цемента в Россию – Белоруссия, Литва, Казахстан, Германия, Бельгия, Дания, Италия, Республика Корея, Словакия, Франция.
Производство и продажа цемента в настоящее время в России, в связи с прекращением крупного промышленного строительства, стали сезонными. Причем «пик» потребления и производства на абсолютном числе предприятий приходится на III квартал года. Наиболее низкий уровень продаж и производства приходится на I квартал года. Это ставит перед цементными предприятиями задачи изменения организации производства и труда, переоснащения основного и вспомогательного оборудования, изменения системы его ремонтов, создания резервных мощностей по упаковке цемента и другие (таблица 3.7).
Низкие отпускные цены на цемент компании ОАО «Штерн Цемент» и наибольший удельный вес продаж их цемента в Центральном экономическом районе обеспечили сравнительно низкий уровень отпускной цены по району в целом. Такое же значение в области цен по Центрально-Черноземному району у ЗАО «Белгородский цемент» и ОАО «Осколцемент», по Западно-Сибирскому экономическому району - у ОАО «Топкинский цемент» и ОАО «Искитимцемент», по Уральскому району - у ОАО «Сухоложскцемент» .
Анализ показывает, что, несмотря на постоянно опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы (131,5%), тарифов за перевозки (138,6%) и другие услуги транспортных, ремонтных и других организаций и, в связи с этим, увеличение эксплуатационных затрат и себестоимости цемента, индекс цен на цемент в среднем по цементной промышленности России был равен 1,28.
В целях расширения объема продаж своего цемента и с учетом конъюнктуры рынка, некоторые предприятия практикуют установление отпускных цен на уровне более низком, чем у их конкурентов, зачастую даже себе в убыток. Это отрицательно сказывается на их рентабельности и общих финансовых показателях работы.
Наряду с этим следует отметить значительные темпы роста цен приобретения цемента, которые в среднем по стране в 1,84 раза выше цен производителей.
В декабре 2001 г. средняя цена приобретения цемента потребителями в России была 995,46 руб. за тонну, а цена производителя - 542 руб. за тонну (без НДС). В июле месяце 2002 г. эти цены соответственно составили 990,50 и 631 руб. за тонну. Начиная с 1998 г., наша страна увеличила потребление цемента на 8,7% и восстанавливает свои позиции на мировом рынке. С июня 2003 г. повышены отпускные цены на цемент. В целом 1 т цемента подорожала на 45-50%.
Информация о работе Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности