Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа
Франчайзинг в настоящее время является одним из самых действенных способов повышения эффективности и конкурентоспособности малого бизнеса и получает все большее распространение в России. Более шести тысяч российских предприятий используют франчайзинг в качестве основной модели бизнеса, в том числе, и как наиболее эффективный метод выхода предприятия на региональный рынок страны. Целью курсовой работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Введение	5
1 История развития франчайзинга	7
1.1 Возникновение франчайзинга	7
1.2 Современный франчайзинг	8
1.3 Понятие франчайзинг.	10
1.4 Виды франчайзинга	13
1.5 Виды франчайзинговых систем	16
2 Развитие франчайзинга в России	19
2.1 Франшизы в России	20
2.2 Правовое регулирование франчайзинга в России	22
3 Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс»	24
Заключение	27
Список используемых источников	28
          
Франчайзинг используется в 
автомобильная промышленность и услуги автосервиса;
Существуют три основных вида франчайзинга: товарный, деловой, производственный.
Товарный франчайзинг используется в сфере торговли. Он может применяться и к товарам, изготовителем которых является сам франчайзер, и к товарам, изготовленным другими фирмами и продаваемым под торговой маркой франчайзера. Главное, что отличает товарный франчайзинг от обычной оптовой торговли, - привязанность франчайзи к товарному знаку и торговой марке франчайзера. Соглашение о торговом франчайзинге отличается от дилерских договоров подробным изложением требований к технологии торговли и условий использования торгового знака. Большое место в них занимают условия о предоставлении франчайзером деловых услуг: реклама, обучение, консультации(«Эконика обувь», «Красный куб»).
Производственный франчайзинг представляет собой франчайзинг направленный на изготовление определенных товаров. Принцип данных отношений следующий. Компания, которая владеет технологией производства какого-либо продукта, продает свое сырье региональным или местным предприятиям.
Если следовать строгим критериям, то производственным франчайзингом может именоваться только компания, которая производит уникальный товар и как минимум располагает технологиями франчайзи и ноу-хау.
Небольшая организация в таких отношениях не только работает под брендом франчайзера и занимается реализацией его товаров и услуг, но и включена в цикл деятельности этого крупного предприятия. Ею выполняются все требования, предъявляемые к технологическому процессу, качеству, обучению сотрудников, выполнению плана, отчетности и прочим производственным вопросам.
Данной формой франчайзинга 
предусматривается близкий 
Пример таких отношений 
– завод, который разливает 
Следует отметить, что разграничение между товарным и деловым франчайзингом нередко оказывается условным, и в некоторых франчайзинговых системах можно найти элементы и того, и другого видов. Типичным примером таких "комбинированных" соглашений являются распространенные в США договоры о производстве безалкогольных напитков. В соответствии с ними франчайзер поставляет " секретный" сироп и предоставляет право на изготовление из него напитка, который затем продается с торговой маркой франчайзера (например, компании "Кока-Кола", "Пепси"). В России аналогичные договоры применяются в деятельности франчайзинговой компании "Дока-Пицца".
Деловой франчайзинг является 
наиболее популярным способом предпринимательских 
отношений. Его суть в том, что 
франчайзером продается лицензия компаниям 
или частным лицам. На основании 
ее франчайзи имеют право 
 То есть имеет место 
франчайзинговые отношения на 
вид деятельности. Небольшая компания 
в данном случае включается 
в полный цикл крупного 
 В условиях делового 
франчайзинга, франчайзи оплачивает 
установленные взносы, а также, 
в случае необходимости, 
 В зависимости от 
того каков первоначальный 
Так же существуют и другие виды франчайзинга:
Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.
Конверсионный франчайзинг 
- способ расширения франшизной сети, при 
котором действующее 
Франчайзинговые системы существуют в нескольких формах и классифицируются в зависимости от состава участников. Партнеры по соглашению могут взаимодействовать следующим образом:
1.Производитель с производителем.
Данные отношения можно 
наглядно рассмотреть на следующем 
примере. Допустим, компания разработала 
и запатентовала новую 
Вот с этого момента 
и могут начаться взаимоотношения. 
Фирмы пользуются лицензией на право 
применения данного технологического 
процесса, а компания новатор получает 
за это определенное комиссионное вознаграждение, 
называемое роялти. Лицензиаром в 
данном случае выступает франчайзер, 
а лицензиат представляет собой 
франчайзи. Но при такой связи 
франчайзи не теряет своей автономности, 
ему предоставлена практически 
полная свобода действий (процедуры 
и политика не регламентируется, как 
впрочем, и технологическое 
2.Производитель с оптовым продавцом.
Данный вид отношений 
хорошо просматривается в работе 
крупнейших производителей прохладительных 
напитков. Которые переводят на франчайзинговые 
условия свои разливочные мощности. 
Они передают франчайзи права 
на использование сиропного 
3. Производитель с розничным продавцом.
Это франчайзинговая система 
первого поколения, которая зародилась 
в самом начале автомобилестроения. 
Производителями автомобилей 
4. Оптовый продавец с оптовым продавцом, оптовый продавец с розничным продавцом.
Данные категории не имеют четкого определения, но, по сути, мало чем отличаются от отношений производителя с розничным продавцом.
5. Розничный продавец с розничным продавцом.
Большая часть таких соглашений возникает в тот момент, когда крупной торговой фирмой-франчайзером принимается решение развивать свою сбытовую систему подобным образом.
6.Обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием
В этих отношениях франчайзер 
практически выступает 
 
Развитие франчайзинга в России началось с корпорации Baskin Robins, которая продала первую франшизу в Москве еще в далеком 1993 году. При этом от всего мира в данном аспекте мы отстали примерно на 70 лет. В случае если учесть, что изначально франчайзинг в России шел тернистым путем постоянных проб и ошибок, то, по сути, развитие франчайзинга в России началось только в 1999 году.
  До этого момента 
на отечественном рынке 
  На данный момент, 
по информации РАРФ, в нашей 
стране действует примерно 5500 франчайзинговых 
предприятий и более двухсот 
франчайзеров.  Российский франчайзинг 
представлен в большинстве 
  Следует отметить, что 
далеко не обо всех 
  Главной причиной 
такой ситуации является «
 Что касается 
Практика показывает, что внедрение определенных брендов, чаще всего, осуществляется через рынок Москвы или Санкт-Петербурга, и только после этого предприниматели выводят свою марку на региональные рынки.
По темпам развития франчайзинга Россия входит в число лидеров. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров.
 Для рынка франчайзинга 
в 2011 году характерен рост 
Первые франшизы России были 
проданы компаниями «Дока-Пицца» и 
«Дока-Хлеб», первая иностранная франшиза 
– корпорацией «Баскин Роббинс»
«Лукойл». Во владении ОАО «Лукойл» находится около 200 станций, работающих на условиях франчайзинга. К компаниям, которые хотят сотрудничать с корпорацией, предъявляются следующие требования: объем инвестиций от $25000, наличие коммерческого опыта и лицензии на розничную реализацию нефтепродуктов и др.