Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:58, курс лекций
Тема 1: Концепции и  сущность стратегического  маркетинга.
Тема 2: Предприятие как  объект СМК.
Тема 3: Принятие стратегических маркетинговых решений  на предприятии.
Тема 4: Целеполагание  в системе маркетинга.
Тема 5: Стратегический анализ маркетинговой среды  предприятия.
Вопрос 4. Сущность СМК и управления, интегрированность стратегического и операционного маркетинга.
Различают два уровня управления маркетингом:
- стратегический;
- тактический;
Маркетинговая 
стратегия заключается в 
Инструментами реализации маркетинговой стратегии выступают:
- совершенствование организационной структуры;
- организация 
проникновения на новые 
- разработка и выведение на рынок нового товара;
- свертывание деловой активности и уход с рынков, не обеспечивающих устойчивых прибылей;
- проникновение 
на новые рынки посредством 
создания совместных 
- кооперация деятельности с предприятиями, обладающими опытом успешной деятельности на интересующих рынках.
В основе маркетинговой стратегии лежат следующие стратегические концепции:
- выбор целевых рынков;
-сегментация рынка;
- выбор методов выхода на них;
- выбор методов и средств маркетинга;
- определение времени выхода на рынок.
Операционный 
маркетинг в сравнении – 
Операционный 
маркетинг – активный процесс 
получения заданного объема продаж 
путем использования 
Инструменты реализации тактического маркетинга – изучение рынков с целью формирования спроса и стимулирования сбыта, анализ ассортимента товаров для максимального удовлетворения рыночных требований, прямые контакты с потребителями, увеличение и обучение персонала структурных подразделений, активное участие в выставках-ярмарках, расширение номенклатуры экспорта, повышение эффективности сервиса, рекламные мероприятия и управление ценами.
Процесс СМК:
Согласно 
общепринятому в маркетинговом 
управлении подходу в рамках системы 
СМК функционирует два 
- анализ потребностей потенциальных и реальных покупателей;
- макро- 
и микросегментация рынка 
- анализ привлекательности выбранных сегментов рынка;
- оценка 
конкурентоспособности 
- выявление 
возможных стратегических 
- выбор 
оптимальной альтернативы и 
- реализация 
стратегического 
- оценка 
и контроль реализованной 
Все вышеизложенное составляет процесс стратегического маркетингового планирования.
Этапы операционного маркетинга:
Противопоставив 
процессы стратегического и 
СМК – это ориентированный на анализ процесс, имеющий долгосрочный горизонт планирования и направленный на использование существующих и создание привлекательных возможностей развития предприятия.
Таблица
«Сравнительная характеристика операционного и стратегического маркетинга»
| Характеристика | ОМК | СМК | 
| Миссия предназначения | Производство 
  товаров/услуг с целью  | 
  Выживание предприятия в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющим решать проблемы заинтересованных в деятельности предприятия лиц | 
| Объект концентрации внимания | Взгляд внутрь предприятия, поиск путей более эффективного использования ресурсов | Взгляд вовне предприятия, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к изменениям в окружении и по возможности управление ими | 
| Учет фактора времени | Ориентация на краткосрочную перспективу | Долгосрочная перспектива | 
| Основы построения системы управления | Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология | Люди, системы информационного обеспечения и рынок | 
| Подход к управлению персоналом | Работники – ресурс предприятия, исполнители отдельных работ и функций | Работники – основа предприятия, его главная ценность, источник благополучия | 
| Характер поведения | Реактивное поведение | Упреждающее поведение | 
| Орган, осуществляющий данный вид деятельности | Отдел маркетинга | Межфункциональная координация | 
| Состояние среды | Стабильная | Динамичная | 
| Использование возможностей | Существующие | Новые | 
| Контролируемые переменные | Не связанные с продуктом | Связанные с рынком продукта | 
| Критерий эффективности управления | Прибыльное 
  и рациональное использование  | 
  Своевременная 
  и точная реакция предприятия 
  на новые запросы рынка и  | 
Вопрос 5. Продукт, объект, субъект, предмет и уровни СМК.
Материальным продуктом СМК является система маркетинговых планов предприятия. Реализация планов позволяет получить конечный продукт стратегического маркетингового управления в виде двух составляющих:
Таким образом, результатом является принятое стратегическое маркетинговое решение.
Объектом СМК является предприятие и его рыночная позиция.
Разработка 
МКС не относится к исключительной 
компетенции высшего 
Уровни СМК:
- корпоративный;
- бизнес-уровень;
- функциональный;
- операционный.
Предмет СМК – проблемы, прямо связанные с генеральными (маркетинговыми) целями предприятия; проблемы и решения, связанные с каким-либо маркетинговым элементом предприятия и проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами.
Субъект 
СМК – управляющая 
Вопрос 6. Процесс осуществления СМК
Процесс стратегического маркетинга:
- это технология; часть процесса разработки и принятия стратегических управленческих решений;
- это 
результат; совокупность 
Виды обеспечения СМК:
- правовое;
- методическое;
- ресурсное;
- организационное;
- информационное. 
 
Тема 2: Предприятие как объект СМК
План:
Вопрос 1. Стратегический маркетинговый потенциал предприятия. Сущность, составляющие, оценка
Современная 
концепция стратегического 
Стратегический маркетинговый потенциал предприятия характеризуется как совокупность находящихся в его распоряжении стратегических маркетинговых ресурсов по количеству и качеству имеющих определяющее значение для возможности и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях.
Стратегический маркетинговый потенциал , таким образом, - это совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации МКС предприятия. Здесь необходимо два уточнения:
- к стратегическим относятся те виды ресурсов, объемы и структура которых могут быть существенно изменены только путем принятия и реализации соответствующих решений;
- для 
более детальной формулировки 
определение стратегического 
Если речь идет о МКД в условиях экономического кризиса, неплатежей, то основным стратегическим маркетинговым ресурсом становятся финансовые ресурсы, высоколиквидные активы.