Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:53, дипломная работа
Цель данной работы заключается в поиске путей повышения конкурентоспособности продукции  предприятия.
В дипломной работе преследуются следующие задачи:
-	раскрыть сущность конкурентоспособности и привести неоднородное её понимание учёными;
-	рассмотреть основные составляющие конкурентоспособности товара;
-	проанализировать основные методы оценки конкурентоспособности продукции;
-	провести оценку конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1» в сравнении с товарами, выпускаемыми предприятиями конкурентами;
-	выявить и проанализировать многочисленные факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность товаров;
-	разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности товаров предприятия ЗАО «Омега-1».
Введение………………………………………………………………………	5
1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и поиск путей ее повышения………………..…	
1.1 Общая характеристика видов конкуренции……………………………	8
1.2 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория ....	17
1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг….	22
1.4 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………….	30
2 Анализ конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1»…………...	45
2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской области и пред-приятия ЗАО «Омега-1»……………………………………………………..	
2.2 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ЗАО «Омега-1»……………………………………………………………….	
2.3 Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность майонеза….	64
2.4 Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1»…………	77
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1»
3.1 Общие аспекты повышения конкурентоспособности продукции…….	87
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1» и оценка  экономического эффекта от их внедрения……
Заключение…………………………………………………………………...	97
Библиографический список………………………………………………….	100
Содержание
Введение…………………………………………………………  | 
  5  | 
1 Теоретические аспекты 
  оценки конкурентоспособности   | 
  
   
 8  | 
1.1 Общая характеристика видов конкуренции……………………………  | 
  8  | 
1.2 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория ....  | 
  17  | 
1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг….  | 
  22  | 
1.4 Методы оценки   | 
  30  | 
2 Анализ конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1»…………...  | 
  45  | 
2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской 
  области и предприятия ЗАО «Омега-1»…………………………………………………….  | 
  
   
 45  | 
2.2 Анализ производственно-  | 
  
   
 51  | 
2.3 Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность майонеза….  | 
  64  | 
2.4 Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1»…………  | 
  77  | 
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1»  | 
  
   
 87  | 
3.1 Общие аспекты повышения конкурентоспособности продукции…….  | 
  87  | 
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1» и оценка экономического эффекта от их внедрения……  | 
  
   
 90  | 
Заключение……………………………………………………  | 
  97  | 
Библиографический список………………………………………………….  | 
  100  | 
Актуальность. В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.
Выпуск конкурентоспособной 
продукции и ее реализация завершают 
кругооборот хозяйственных 
В условиях рыночной экономики предприятие изменило свои цели: оно ориентируется не на производство, а прежде всего на сбыт продукции, оно вынуждено осваивать новые модели коммерческой политики, учиться выживать в условиях жёсткой конкуренции за счёт адаптации к непростой и меняющейся рыночной ситуации, находить способы борьбы с зарубежными конкурентами на внешних и внутренних рынках. Борьба за потребителя на внутренних и внешних рынках требует создания действительно конкурентоспособных товаров. Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Проблема 
Именно по этой причине 
большую актуальность приобретают 
исследования в области 
Существует огромное множество научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности и выявлению эффективных путей её повышения. Данной теме уделяется огромное внимание за рубежом и , с недавнего времени, в России. Многообразие публикаций - это явное подтверждение сложности предмета исследования и его важности.
Цель данной работы заключается 
в поиске путей повышения 
В дипломной работе преследуются следующие задачи:
Объектом исследования – предприятие г. Волжского по производству майонеза ЗАО «Омега-1». Предмет исследования – конкурентоспособность продукции данного предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные гипотезы, концепции, представленные в современной мировой и отечественной экономической науке по проблеме повышения конкурентоспособности продукции на предприятии.
В работе использованы следующие методы: факторный анализ, статистический метод, наблюдение, системный подход к изучаемому вопросу, балансовый метод, нормативный метод.
Эмпирической базой 
1  Теоретические аспекты 
оценки конкурентоспособности 
Конкуренция – (от лат. Concurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей[4, c.33].
Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ "О конкуренции": это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно рыночная конкуренция 
или конкуренция в самоорганизу
В экономической литературе можно выделить ряд подходов и типологий к конкуренции. В зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции (рисунок 1.1):
По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая.
Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
Рисунок 1.1 - Классификация типов конкуренции [4, c.35]
Последнее условие предполагает 
возможность каждому гражданину 
стать свободным 
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»[2, с.54].
Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции [10, c.102].
Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей.
В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:
Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупные корпорации. Например, автомобильный рынок США с тремя корпорациями: General Motors, Ford и Chrysler [10, c.105].
Информация о работе Конкурентный анализ и разработка путей повышения конкурентоспособности