Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:02, курсовая работа
Целью работы является раскрытие  сущности конкурентной борьбы и методов  ее проведения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;
2.Расчитать  конкурентоспособность продукции и фирмы.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
               ПРЕИМУЩЕСТВО 
1.1. Понятие  конкуренции, функции и виды конкуренции…………….12
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………………….17
1.3. Виды  конкурентного преимущества………….…………………….23
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и методические ОСНОВЫ
               ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара  и фирмы 
2.1. Теоретические  аспекты оценки конкурентоспособности          товара и фирмы………………………………………………………...27
2.2. Сравнительный  анализ методик оценки конкурентоспособности  товара…………………………………………………………………...31
2.3. Методические  подходы к оценке конкурентоспособности  фирмы…………………………………………………………………..34
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара И ФИРМ
3.1. Оценка  конкурентоспособности товара…………………………….37
3.2. Расчет  показателей конкурентоспособности  фирмы………………46
Заключение………………………………………………………………….47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
Следовательно, фирма 2 является наиболее конкурентоспособной по сравнению с другими фирмами.
Производственная составляющая конкурентоспособности фирмы
Наиболее простая оценка 
производственной  составляющей конкурентоспособности 
фирмы может быть сделана по показателю 
эффективности использования 
-трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда - L;
-стоимость израсходованных материальных ресурсов - М;
-годовые амортизационные отчисления – А.
Эффективность (Эi) использования производственного потенциала по каждой фирме может быть определена по формуле:
Чем больше значение показателя Эj, т.е. чем больше выручки приходится на единицу (рубль) вложенных средств (производственного потенциала), тем эффективнее фирма использует свои ресурсы и тем более она конкурентоспособна.
Из таблицы с исходными данными (таблица 3.4) берутся показатели от пункта 1 до пункта 4.
Теперь фирмы ранжируем по местам:
Можно сделать вывод, что в 1 фирме выручки приходится больше на единицу вложенных средств, фирма эффективнее использует свои ресурсы и более конкурентоспособна.
Финансовая составляющая 
конкурентоспособности 
Оценка финансовой составляющей 
конкурентоспособности 
Рi = ,
где Рj - рейтинговая оценка финансового состояния организации;
x1j, x2j, ..., xnj – стандартизированные показатели j-ой анализируемой организации.
Можно ввести весовые значения (назначаемые экспертом) показателей x1j, x2j, ..., xnj :
,
Под стандартизированными показателями понимают исходные показатели, приведенные в соразмеренный вид через построение матриц.
Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующейся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает четыре группы показателей:
1. Показатели оценки 
2. Показатели эффективности управления.
3. Показатели оценки деловой активности.
4. Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.
В данной работе берутся следующие показатели для расчетов:
1.Чистая рентабельность рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме активов;
2.Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу;
3.Дивиденды на 1 акцию, р (таблица 3.4);
4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему продаж;
5.Отдача всех активов рассчитывается как отношение объема продаж к сумме активов;
6.Оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитывается как отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
7.Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение оборотных средств к дивидендам на 1 акцию, р;
8.Коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме активов.
Количество показателей может быть больше или меньше, в зависимости от точности и достоверности информации.
Составим таблицу исходных данных для оценки финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы - таблица 3.8. Приведем расчетную часть, которая, по сути, является матрицей, в сопоставимый вид – таблица 3.9.
Таблица 3.8
Исходные данные
Показатели  | 
  Фирма 1  | 
  Фирма 2  | 
  Фирма 3  | 
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ  | |||
1. Объем продаж, тыс. р.  | 
  25561  | 
  29861  | 
  10561  | 
2. Чистая прибыль, тыс.р.  | 
  3841  | 
  6361  | 
  1081  | 
3. Сумма активов, тыс. р.  | 
  114141  | 
  111151  | 
  32561  | 
4. Собственный капитал, тыс. р.  | 
  70061  | 
  90061  | 
  19061  | 
5. Оборотные средства, тыс. р.  | 
  68061  | 
  69061  | 
  23461  | 
6. Дебиторская задолженность, тыс. р.  | 
  13121  | 
  27061  | 
  4921  | 
7. Краткосрочные обязательства, тыс. р.  | 
  61111  | 
  49561  | 
  21561  | 
8. Дивиденды на 1 акцию, р.  | 
  0,98  | 
  0,97  | 
  0,7  | 
РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  | |||
1. Чистая рентабельность  | 
  0,03  | 
  0,06  | 
  0,03  | 
2.Рентабельность собственного капитала  | 
  0,05  | 
  0,07  | 
  0,06  | 
3. Дивиденды на 1 акцию, р.  | 
  0,98  | 
  0,97  | 
  0,7  | 
4. Чистая прибыль на 1р. объема продаж  | 
  0,15  | 
  0,21  | 
  0,1  | 
5. Отдача всех активов  | 
  0,22  | 
  0,27  | 
  0,32  | 
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности  | 
  1,95  | 
  1,1  | 
  2,15  | 
7. Коэффициент текущей ликвидности  | 
  1,11  | 
  1,39  | 
  1,09  | 
8. Коэффициент автономии  | 
  0,61  | 
  0,81  | 
  0,58  | 
Воспользуемся формулой , при этом учтем сразу коэффициент весомости. Полученные данные сведем в таблицу 3.9.
Таблица 3.9
Матрица показателей для оценки финансовой составляющей с учетом их веса
Показатели  | 
  Коэффициент весомости  | 
  Фирма 1  | 
  Фирма 2  | 
  Фирма 3  | 
1. Чистая рентабельность  | 
  4  | 
  1,94  | 
  1,88  | 
  1,94  | 
2.Рентабельность собственного капитала  | 
  3  | 
  1,64  | 
  1,6  | 
  1,62  | 
3. Дивиденды на 1 акцию, р.  | 
  1  | 
  0,02  | 
  0,03  | 
  0,3  | 
4. Чистая прибыль на 1р. объема продаж  | 
  2  | 
  1,2  | 
  1,12  | 
  1,27  | 
5. Отдача всех активов  | 
  3  | 
  1,35  | 
  1,26  | 
  1,18  | 
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности  | 
  3  | 
  1,64  | 
  0,17  | 
  1,99  | 
7. Коэффициент текущей ликвидности  | 
  3  | 
  0,19  | 
  0,67  | 
  0,15  | 
8. Коэффициент автономии  | 
  3  | 
  0,67  | 
  0,33  | 
  0,73  | 
ИТОГО:  | 
  8,65  | 
  7,06  | 
  9,18  | |
По каждой графе приводится сумма всех i-х показателей по столбцу (по каждой j-ой фирме). В данном случае минимальным значением является сумма показателей 2-jй фирмы (расчет делался по разнице показателей (1 – х1j). Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое, или конкурентоспособное состояние.
Завершает оценку конкурентоспособности фирмы сведение оценок всех 3-х составляющих и окончательное ранжирование фирм по местам – таблица 3.10.
Таблица 3.10
Обобщение составляющих конкурентоспособности фирм
Составляющие оценки конкурентоспособности  | 
  Фирма 1  | 
  Фирма 2  | 
  Фирма 3  | 
Маркетинговая  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
Производственная  | 
  1  | 
  3  | 
  2  | 
Финансовая  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
Фирма, имеющая большее количество первых мест, является наиболее конкурентоспособной. Места распределились следующим образом:
1-е место – 1 фирма;
2-е место – 2 фирма;
3-е место – 3 фирма;
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам выполнения курсовой работы можно сделать следующие основные выводы:
1.Существует множество подходов к классификации видов конкурентной борьбы, в данной курсовой работе был рассмотрен один из них - классификация видов конкурентной борьбы по ряду признаков;
2.По способу ведения конкурентную борьбу можно разделить на добросовестную и недобросовестную;
3.Добросовестная конкуренция использует такие методы, как: повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР;
4.Недобросовестная конкуренция использует такие методы, как: экономический (промышленный шпионаж), подделка продукции конкурентов, махинации с деловой отчетностью, обман потребителей, валютные махинации, сокрытие дефектов, подкуп и шантаж;
5.Методами изучения 
6.При расчете конкурентоспособности товара была использована методика М.Г. Долинской и И.А. Соловьёва;
7.После проведения расчетов конкурентоспособности фирмы была выявлена наиболее конкурентная фирма, ей оказалась фирма под №1;
Таким образом, решены поставленные задачи и достигнута основная цель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базилевич В. Д. Экономическая теория: политэкономия: Учебник / Э45 Под ред. В.Д. Базилевича. — М.: Рыбари; К.: 2009.— 870 с.
2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учеб. пособие. Новосибирск. Издательская компания “Лада”, 1999.- 678 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2008.- 816с.
4. Курс экономической теории: Учеб. для вузов / М.Н. Чепурин, С.Н. Ивашковский, Е.А. Киселёва и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. – 5-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2003. – 832 с.
5. Маркетинг. Методическое 
указание по выполнению 
6. Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Бизнес-пресса, 2009. – 512 с.
7. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. – СПб.: Питер, 2006. – 268 с.
8. Основы маркетинга. Учеб. пособие / Г.А. Васильев, Н. Д. Эриашвили; Под ред.Г.А. Васильева. – М.:ЮНИТИДАНА, 2005. – 543 с.
9. Основы экономической теории. Учеб. пособие. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.
10. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход: Пер. с англ. / Дж. О’Шонесси; Под ред. Д.О. Ямпольской.- СПб.: Питер, 2006. 864 с.
11. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие / М.Э. Портер; Пер. с англ. – М.: Вильямс. 2008.- 495с.
12. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.- М.: ИНФРА-М,2000.- 312 с.
13. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учеб. / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО “Бизнес-школа”; ”Интел-Синтез”, 2006. – 640 с.
14. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2009. – 222 с.
15. Давыденко Л.Н. Экономическая теория/Под ред. Давыденко Л.Н - Минск: Выш. шк., 2007. — 352 с.
16. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования / Г. А. Черчилль, Т. Дж. Браун ; [пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева]. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
17.Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг.И. Менеджмент, ориентированный на рынок. - 2-е изд. / Пер. с англ. Под ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2008. - 720 с.
Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы ее проведения