Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:02, курсовая работа
Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. в современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Цель данной работы – рассмотреть  понятие конкуренции, её влияние  на поведение фирмы и на экономику  в целом, охарактеризовать различные  модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Введение. 6
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение. 9
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9
§1.2 Свободная конкуренция. 11
§1.3 Виды конкуренции. 16
§1.4 Типы рыночных структур. 17
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19
Глава 2. Место и роль конкуренции  в современном хозяйственном  механизме  24
§2.1 Роль конкуренции в  рыночном хозяйстве. 24
§2.2 Совершенная конкуренция. 29
§2.3 Совершенная конкуренция  и эффективность. 31
§2.4 Монополистические объединения. 32
§2.5 Синтез конкуренции и  монополии. 38
2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38
§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 53
Когда конкуренция достигает крайнего обострения, то затраты производственных ресурсов нарастают и могут вплотную приблизиться к установленной высокой цене. И это не случайно: методы неценовой конкуренции предполагают наличие огромных капиталов и всевозможных резервов, чтобы обеспечить совершенствование продуктов, массовую рекламу их особых качеств, предоставление кредитов покупателям и прочее. Относительно слабые компании, не имеющие таких средств, теряют позиции на рынке и вынуждены "сотрудничать" с более мощными групповыми монополиями.
Современное состояние рынка на Западе авторы учебников экономикс называют несовершенной конкуренцией. Все они в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции. На смену ей на рынке основными формами своеобразного сочетания монополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. Профессор П. Самуэльсон пришёл к выводу: "Смешение элементов конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и является преобладающей формой"[7]. О таком новом состоянии рынка даёт представление таблица 2.1
Таблица 2.1 Формы синтеза монополии и конкуренции
Параметр состояния рынка  | 
  Монополистическая конкуренция  | 
  Олигополия  | 
Число продавцов  | 
  Много  | 
  Мало  | 
Барьеры входа в рынок и выхода из него  | 
  Нет  | 
  Обычно есть  | 
Дифференциация товаров  | 
  Есть  | 
  Возможна  | 
Участие фирм в контроле над ценами  | 
  Цена индивидуализированного продукта контролируется  | 
  Нелегальный контроль  | 
Подытоживая всё сказанное 
о конкуренции, мы сможем представить 
общее состояние рыночного 
1. В небольшой мере осталась 
свободная (совершенная) 
2. Монополии ведут жёсткую 
борьбу с аутсайдерами, мелким 
и средним бизнесом, сохранившим 
свою экономическую 
3. Своеобразный синтез 
монополии и конкуренции 
5. Государство решительно 
выступает против нечестных и 
насильственных способов 
Наконец, можно подчеркнуть: в западных странах нет крайних состояний рынка – ни господства свободной конкуренции, ни абсолютной монополии, охватывающей всё национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в СССР и других социалистических странах.
Рынок создавать необходимо как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.
§2.6 Сотрудничество 
как средство повышения 
Сотрудничество и конкуренция, 
образуя противоречивое единство, пронизывают 
всю деятельность национальных и 
транснациональных 
Страны с развитым рыночным хозяйством, индустрией и наукой и их хозяйствующие субъекты, а также транснациональные компании (ТНК) накопили богатый и разнообразный опыт международного кооперационного взаимодействия и конкурентной борьбы, соединения конкуренции с сотрудничеством, кооперацией.
Россия ныне значительно отстаёт от многих стран мира по масштабам и формам кооперационных связей. Одной из главных причин этого является свершившийся за последние годы разрыв хозяйственно-кооперационных связей внутри страны, а также с хозяйствующими субъектами ближнего и дальнего зарубежья.
Переход России к рыночной экономике требует выработки новых подходов к сотрудничеству как национальному (отраслевому, межотраслевому, внутрикорпоративному), так и международному, с тем чтобы использовать его резервы и преимущества.
Вступая в сотрудничество, хозяйствующие субъекты одной или нескольких стран преследуют определённые или общие цели, не забывая и свои частные, достижение которых в одиночку им не под силу, при этом инициаторы кооперации среди действующих конкурентов выбирают относительно равных себе партнёров по конкурентному потенциалу, особенно тех опыт и знания которых отсутствуют у фирмы инициатора кооперационного проекта. Более сильные конкурентные позиции имеют обычно крупные компании, особенно транснациональные. Последние быстрее реагируют на новейшие достижения научно-технического прогресса, активнее опираются на мощь патронирующих их государств.
В определённых условиях конкуренты, 
оперирующие в широких нишах 
рынка, объединяются, руководствуясь своими 
стратегическими интересами под 
давлением серьёзных 
Договорная кооперация не гармонизирует раз и навсегда отношения фирм, взаимодействующих в её рамках. Скорее она выражает компромисс различающихся подспудных целей и стратегий каждого желающего объединиться, взаимовыгодный на определённом этапе и потому их объединяющий.
В сфере высоких технологий 
в настоящее время возобладала 
комбинированная модель МПК, многократно 
указавшая свои преимущества. Её особенность 
состоит в заранее 
Повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий, увеличение масштабов её реализации на рынках, особенно внешних, невозможно без активизации межфирменных связей, в том числе с зарубежными партнёрами.
Любые формы устойчивого 
взаимодействия партнёров в сфере 
внешнеэкономических отношений 
сводятся, в конечном счёте, к разделению 
и кооперации труда (производства), 
их взаимодействию, опосредуемому экспортно-
Предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, особенно машиностроения, не могут функционировать без широких горизонтальных и вертикальных кооперационных связей с партнёрами своей и зарубежных стран. Это предопределено характером продукции названных отраслей и применяемых в них технологий.
Ныне международные 
Эффективное и конкурентоспособное участие России, её хозяйствующих субъектов в мирохозяйственных процессах разделении труда и кооперации производства, его интернационализации и транснационализации возможно лишь при обеспечении не только и не столько частных, сколько принципиальных организационно-экономических мер общегосударственного характера.
При разработке новой промполитики России следовало бы предусмотреть создание в России в короткий срок развитой законодательно-нормативной, правовой базы в основном прямого действия, обеспечивающей возможности и заинтересованность в активном включении российских хозяйствующих субъектов в процесс международного промышленного сотрудничества, прежде всего в научно-производственную кооперацию, и извлечение на этой основе крупномасштабных выгод. Одновременно понадобится определить меры "подтягивания" инфраструктуры российского рынка до уровня, отвечающего базовым потребностям международного бизнеса по обучению персонала органов государственной исполнительной власти, руководящего и оперативного персонала предприятий навыкам ведения хозяйства в динамично изменяющихся условиях на российском и внешних рынках.
Коренного сдвига в повышении 
конкурентоспособности 
Заключение
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое.
Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делает эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачивая стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и другое.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что всё-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, то есть эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, шпионаж оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И всё же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, так как если всё время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведёт к регрессу.
В целом же, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
В данной курсовой работе детально 
рассмотрена понятие 
В данной работе конкуренция выступает не только как непримиримое соперничество за право лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Эти четыре главных свойства конкуренции мы объединяем одним словом – сотрудничество.
Нельзя не отметить тот 
факт, что конкуренция и 
Конкуренция – определяющее 
условие поддержания динамизма 
в экономике, и в условиях конкуренции 
создаётся большее национальное 
богатство при меньшей 
Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме