Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:02, курсовая работа
Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. в современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Цель данной работы – рассмотреть  понятие конкуренции, её влияние  на поведение фирмы и на экономику  в целом, охарактеризовать различные  модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Введение. 6
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение. 9
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9
§1.2 Свободная конкуренция. 11
§1.3 Виды конкуренции. 16
§1.4 Типы рыночных структур. 17
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19
Глава 2. Место и роль конкуренции  в современном хозяйственном  механизме  24
§2.1 Роль конкуренции в  рыночном хозяйстве. 24
§2.2 Совершенная конкуренция. 29
§2.3 Совершенная конкуренция  и эффективность. 31
§2.4 Монополистические объединения. 32
§2.5 Синтез конкуренции и  монополии. 38
2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38
§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 53
§2.5 Синтез конкуренции и монополии
2.5 1. Антимонопольное законодательство
Если конкуренция и 
перестаёт доминировать (преобладать) 
на рынке, то она неустранима в 
обществе, где сохраняется частная 
(единоличная) и общая долевая 
собственность. Борьба за экономическую 
выгоду ведётся, во-первых, внутри монополии 
(при распределении условий 
Однако монополистическое соперничество по своим методам существенно отличается от способов, какими велась свободная конкуренция. Монополии не брезгуют никакими средствами, чтобы отстоять и преумножить свои доходы. Часто они применяют неэкономические, насильственные методы: лишают соперников возможности получить сырьё, энергоносители, кредитные средства, новейшую технику и технологию; применяют "промышленный шпионаж" (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги "перебежчиков" с предприятий-конкурентов и т.п.); некоторые монополисты используют даже криминальные (уголовно наказуемые) средства поражения соперников – вплоть до поджогов их помещений, террористических актов и заказных убийств.
Одним из следствий конкуренции среди монополий является тенденция ко всё большей централизации производства и рынка. Эта тенденция грозит появлению таких национальных по своим масштабам – абсолютных – монополий, которые могут стать угрозой существованию самой государственной власти.
В правом и демократическом 
государстве общественно 
Монополизация рынка особенно 
широко развернулась в конце XIX века 
в США. Тогда здесь началось массовое 
выступление потребителей, мелких и 
средних предпринимателей против гнета 
монополий. В правовом государстве 
данный конфликт был разрешён в результате 
того, что государство ввело 
Каков более чем 100-летний опыт антимонопольного регулирования в США?
Это регулирование проводится по четырём направлениям.
Первое направление: ограничивается 
монополизация рынка. При этом под 
монополизацией подразумевается не 
укрепление производства, а только 
серьёзное ограничение 
Иначе говоря, монопольное положение фирмы в определённой отрасли само по себе не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона. Это противоречит демократической основе права – презумпции невиновности (признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Законом запрещены лишь формы монополистического поведения на рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок. К тому же хозяйственные объединения, монополизировавшие производство определённой продукции, имеют возможность сбывать свои изделия за пределами национального рынка – во внешней торговле.
Второе направление: запрещается 
слияние конкурирующих 
Правда, Актом Клейтона не приостановлен процесс централизации экономики. Ежегодно в США проходит до двух тысяч слияний фирм. И лишь их малая часть контролируется государством.
Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе "лидерство" фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением запрета следит Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 году. С 1914 по 1977 годы Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен.
Четвёртое направление: сохранение и поддержание конкуренции в её цивилизованных формах.
Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей.
Американское антимонопольное 
законодательство признало незаконными 
нечестные, или обманные, методы конкуренции. 
В их числе снижение цен (демпинг) 
для подрыва позиций 
К началу 90-х годов XX века 
антимонопольное 
В 90-х годах в России 
сделаны первые шаги по разработке 
и применению антимонопольного законодательства. 
В новом Уголовном кодексе 
к преступлениям отнесены монополистические 
действия и ограничения конкуренции. 
Речь идёт о монополистических действиях, 
которые совершены путём 
К числу экономических преступлений относится принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного знака (статья 180); использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершённое из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).
В 1991 году впервые был принят 
Закон РСФСР "О конкуренции 
и ограничении 
Итак, антимонопольное 
2.5.2 Формы синтеза монополии и конкуренции
Процессы монополизации 
рынка и подрыва свободной (совершенной) 
конкуренции долгое время не получали 
адекватного (вполне соответствующего) 
отражения в экономической 
И вот в начале 30-х годов 
в экономической теории произошла 
своеобразная, по оценке некоторых 
учённых, революция, которая покончила 
с догмой о совершённой конкуренции. 
С решительной критикой неконсервативной 
концепции конкуренции 
Существенный вклад в 
понимание несовершенной 
Монополистическая конкуренция базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие-то виды продуктов и услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании.
В монополистической конкуренции 
органически представлены две разные 
стороны. Одна из них состоит в 
том, что фирма создаёт легальную 
монополию, которая с помощью 
патентов, торговых и фирменных знаков 
защищается от конкурентов. Этому же 
способствует дифференциация товаров 
– придание им таких индивидуальных 
свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, 
условиям продажи), которые делают рынок 
сбыта монополистическим. Другая сторона 
заключается в том, что на рынке, 
где продаются однородные товары 
(например, аптеки, рестораны) имеется 
много разных конкурентов, которые 
в целях привлечения 
Э. Чемберлин так описывает приёмы, применяемые в монополистической конкуренции. "Дифференциация может базироваться на определённых особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства – фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле… эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает"[6].
Таковы характерные черты одной формы синтеза монополии и конкуренции. В западных странах существует и другая подобная форма – олигополия.
Олигополия (греч. oligos – немногий; poleo – продаю) – господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции. При этом монополизация производства может достигать ещё больших масштабов. Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта – "Дженерал моторс", "Форд", и "Крайслер" - производят свыше 90% всей продукции.
Олигополии возникли не случайно. 
На Западе государство активно 
Олигополии вынуждены считаться с антимонопольным законодательством. Однако они нередко различными путями (посредством "лидерства в ценах", тайного "джентльменского соглашения") обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают по крайней мере выгодные им цены.
Уже то обстоятельство, что 
олигополия стремится сохранить 
или ещё более увеличить и 
без того достаточно высокие цены, 
исключает метод ценовой 
Неценовая конкуренция существенно 
меняет рыночный механизм регулирования 
взаимосвязи цен и стоимости. 
Поскольку на рынке господствует 
установленная олигополией 
Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме