Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:34, лекция
Современный  маркетинг, применяемый для разработки и принятия предпринимательских решений, играет ключевую роль в системе управления, организации, планирования и контроллинга, является эффективным средством и базой предпринимательства.
Маркетинг, рассматриваемый как философия и инструментарий предпринимательской деятельности, является результатом теории и практики различных школ. Он развивался в ходе коллективного творчества предпринимателей, менеджеров, ученых разных стран, действовавших в конкретных политических и социально-.экономических условиях.
• активный маркетинг – изменение старых и создание новых потребностей, забота о потребителе.
Концепция 5Р (комплекс) на практике реализуется в структуре функционального маркетинга (рис.I.1.):
Рис.II.1. Структура функционального маркетинга
Кроме функциональной выделяется отраслевая структура маркетинга:
Всю область действий маркетинга можно разделить на три сферы:
В зависимости от уровня экономики выделяют два вида маркетинга:
По территориальному признаку выделяют два вида маркетинга:
В зависимости от характера спроса выделяют следующие типы маркетинга (таблица I.10.):
таблица I.10.
Виды маркетинга, ориентированные на характер спроса
Тип маркетинга  | 
  Ситуация  | 
  Задачи  | 
  Средства  | 
Конверсионный маркетинг  | 
  Отрицательный спрос на рынке, когда значительная часть потребителей "не любит" продукт и может даже заплатить определенную цену за отказ от его использования  | 
  Зарождение и развитие спроса на этот вид продукта  | 
  Снижение цены и более эффективное его продвижение  | 
Стимулирующий маркетинг  | 
  Спрос отсутствует, покупатели совершенно безразличны к новому продукту  | 
  Привязать продукт к потребностям  | 
  Резкое снижение цен, усиление рекламных кампаний, паблик рилейшнз  | 
Ремаркетинг  | 
  Снижающийся спрос по сравнению с предшествующим уровнем (уменьшающийся, угасающий, падающий)  | 
  Препятствовать тенденции падения спроса путем изменения товарного предложения, улучшения обслуживания, активизация стимулирования спроса  | 
  Придание товару рыночной новизны, репозиционирование, переориентация предприятия на новые рынки  | 
Синхро-   | 
  Сезонный спрос   | 
  Изыскивать способы 
  сглаживания колебаний спроса с 
  помощью гибких цен, системы скидок, 
  стабильного товарного   | 
  Сглаживание сезонных колебаний производства и продажи, использование гибких цен, политики скидок  | 
Развивающий маркетинг  | 
  Латентный спрос  Есть спрос на несуществующие товары  | 
  Оценить величину потенциального спроса и создать соответствующие спросу товары  | 
  Превращение потенциального спроса в реальный. Улучшение качества товара, стимулирование сбыта, рекламирование  | 
Поддерживающий маркетинг  | 
  Полноценный спрос   | 
  Поддержать и сохранить существующий спрос  | 
  Поддержка спроса, качества товаров, сервиса. Проведение гибкой политики цен.  | 
Демаркетинг  | 
  Ажиотажный спрос   | 
  Снизить уровень спроса  | 
  Повышение цены. Снижение рекламной активности, усиление сбытовой деятельности  | 
Противодействующий маркетинг   | 
  Нежелательный спрос   | 
  Уменьшить нежелательный спрос, противоречащий интересам общества  | 
  Убеждение покупателя отказаться от вредных привычек путем антирекламы, повышения цен, ухудшения обслуживания. Остановка выпуска товаров. Изъятие его из торговой сети. Проведение кампании против товара и его потребления.  | 
Индивидуальный маркетинг  | 
  Уникальный спрос  | 
  Обучить персонал работе с эксклюзивным клиентом  | 
  Развитие сервиса, персональных    | 
 
В настоящее время маркетинг используется применительно ко всему, что может быть продано на рынке. В частности выделяют:
Ключевые понятия:
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Ф. Котлер).
Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций (Американская ассоциация маркетинга (AMA)).
Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена (Эванс и Берман).
Маркетинг – это система управления, регулирования и изучения рынка (И.К. Беляевский).
Маркетинг, согласно его широкому пониманию, — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются (Голубков Е.П.).
Нужда – ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Спрос – потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.
Товар – все, что может удовлетворить потребность и предназначено для продажи.
Обмен – акт получения от какого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Рынок – система взаимоотношений между существующими или потенциальными продавцами и покупателями каких-либо товаров.
Рынок – это не просто место встречи покупателя и продавца (они могут «встретиться» виртуально), это система отношений купли-продажи, подверженная как регулированию, так и саморегулированию.
Емкость рынка – количество товаров в количественном или стоимостном выражении, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.
Насыщенность рынка – количество товаров, находящееся в наличии у потребителей или на рынке.
Принципы маркетинга – это основные исходные положения теории и практики маркетинга, направленные на формирование убеждений и взглядов всех участников маркетингового процесса.
Product, товарная политика фирмы (товарный маркетинг) – ориентированная на рынок разработка ассортиментного ряда товаров, их свойств (качества), упаковки, имиджа марки и т.д.;
Price, ценовая политика компании (ценовой маркетинг) – ориентированная на рынок разработка уровня и поведения цен, ценовых методов стимулирования сбыта;
Promotion, продвижение товара (маркетинг коммуникаций) – система информирования потенциальных клиентов, создания положительного мнения о товаре и фирме посредством разнообразных методов стимулирования сбыта (реклама, сервис и т.д.);
Place, место 
и время продажи, 
People, продавцы и покупатели товара (маркетинг отношений) – разработка кадровой политики компании (подбор и обучение персонала, ориентированного на клиента и цели фирмы), формирование потенциальных клиентов.
Потребительский маркетинг, когда транзакции осуществляются между компаниями и конечными потребителями, частными лицами или домашними хозяйствами.
Деловой маркетинг (В2В-маркетинг), когда обе стороны обмена представлены организациями.
Социальный маркетинг, охватывающий сферу деятельности некоммерческих организаций (музеев, театров, университетов и т.д.).
Макромаркетинг - обеспечивает регулирование пропорций между производством, потреблением и потребностью.
Микромаркетинг- это маркетинг, осуществляемый отдельными организациями, который должен быть обращен к конкретным потребителям.
Маркетинг организации - деятельность, направленная на создание и поддержку благоприятного имиджа организации.
Персональный маркетинг – деятельность, нацеленная на создание, поддержку или изменение отношения общественности к отдельным лицам (политики, артисты, адвокаты, врачи, шоумены).
Маркетинг места - деятельность, направленная на создание, поддержку или изменение поведения клиентов применительно к отдельным местам (магазину, предприятию, месту отдыха, жилью, территориям, земельным участкам).
Маркетинг идей – трактуется применительно к социальным идеям: охрана окружающей среды, снижение уровня потребления алкоголя, табачных изделий.
Вопросы для повторения и обсуждения:
Библиографические источники:
Информация о работе Концепции маркетинга и его функции в рыночной экономике