Эволюция теории и практики маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены вопросы, касающиеся эволюции маркетинга, как формы управленческого предпринимательства. Какими концепциями была представлена теория маркетинга в прошлом и на современном этапе развития? Какие существуют этапы и подходы к изучению маркетинга в рамках его управленческой формы? Что вообще представляет из себя маркетинговое управление и тенденции его развития?
В центре работы – процесс формирования маркетинга в отдельную науку и её место в ряду достижений в экономической теории и практики бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
1 История возникновения и развития маркетинга 4
1.1 Процесс развития маркетинга 4
1.2 Эволюция взаимоотношений коммерческих организаций по Ф. Вебстеру 6
1.3 Эволюция и направление изменений парадигм в маркетинге 7
2 Формирование подходов маркетинга 10
2.1 Предпосылки формирования подходов 10
2.2 ”Network”-подход 12
2.3 ”Relationship”-подход 17
3 Этапы эволюции маркетингового управления 21
3.1 Формирование маркетингового инструментария 21
3.2 Формирование маркетингового управления субъектом 24
3.3 Формирование управления маркетингом субъекта 26
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАРКЕТИНГУ.docx

— 78.20 Кб (Скачать файл)

    В концепции некоммерческого маркетинга также имеет место проблема необходимости целевого воздействия маркетинговых инструментов не только на потребителей и персонал субъекта, но и на институты власти и общество в целом.

    Деятельность некоммерческих субъектов, происходящая в конкурентной среде, отвечает необходимым и достаточным условиям обмена. Это последнее объективно позволяет эффективно использовать управленческие концепции маркетинга и для некоммерческих субъектов, стремящихся к достижению не экономического, а социального эффекта. При этом необходимость целенаправленного воздействия маркетинговых инструментов субъекта не только на потребителя, но и на общество и институты власти в маркетинговом управлению некоммерческих субъектов является одной из острейших проблем.

    Институты власти, заинтересованные в социальном, а не в экономическом эффекте некоммерческих субъектов, реально финансируют и известным образом «оплачивают» продукты и услуги некоммерческих субъектов, производимые ими для потребителей. Некоммерческие субъекты, действующие в конкурентной среде, объективно вынуждены ориентировать и направлять свои системные маркетинговые инструменты не только на потребителей, но и на институты власти (и других инвесторов и спонсоров), от которых может зависеть их прямое финансирование, налоговый режим и другие меры экономического благоприятствования.

     В маркетинговом управлении коммерческими субъектами, системные инструменты традиционно воздействуют преимущественно на потребителей, непосредственно оплачивающих их продукты. Однако роль общества и институтов власти как потенциальных участников коммерческого обмена не настолько пассивна, как это может показаться в сравнении с некоммерческой сферой. Безусловно, институты власти в условиях рыночных отношений, как правило, не «оплачивают» непосредственным образом продукты коммерческих субъектов. Более того, например, городские и областные органы власти, являясь «получателями» различных налогов, рассматривают коммерческих субъектов как «налогоплательщиков» и прямо заинтересованы в экономическом эффекте коммерческих субъектов, находящихся на территории региона.

     Участие государства, институтов власти и общества в коммерческом и некоммерческом обмене в условиях рыночной экономики носит совершенно иной характер и обусловлено главным образом: ролью государства в регулировании рынка коммерческих и некоммерческих продуктов, его ценностями, предопределяющими его потребности; базовыми направлениями экономической и социальной национальной политики в стране и регионе, например, такими как: монетарная политика, фискальная политика и налогообложение, развитие инфраструктуры, защита окружающей среды, оптимизация функционирования государственных учреждений и др. Исходя из этого, любой из системных инструментов маркетингового управления коммерческих и некоммерческих субъектов способен непосредственно влиять на условную «выгоду (или благо)», приобретаемую каждым из потенциальных участников обмена. Так, например, каналы распределения продукта: для субъекта — это инструмент повышения интенсивности распределения (и других подобных показателей — коэффициент проникновения и покрытия рынка и т.п.); для потребителя — фактор удобства совершения сделки и потенциальной доступности продукта; для институтов власти — фактор обеспеченности потребителей сетью «мест» коммерческой и социальной инфраструктуры в регионе (сетью предприятий торговли, сферы услуг, некоммерческих организаций — бюджетных учреждений здравоохранения, безопасности, образования, культуры, церквей, партий и т.д.), являющихся работодателями и налогоплательщиками, приносящих обществу известный экономический и (или) социальный эффект. Таким образом, успешная деятельность церкви, партии, так же как и производственной компании, магазина, банка и т.п., основанная на принципах маркетингового управления, является следствием того, что предлагаемые ими потребителям соответствующие “продукт, цена, информация и доступность” выгодны, в известном смысле, всем: потребителям, самому субъекту, его сотрудникам и акционерам и, например, органам местной власти, на территории которой расположены эти субъекты. Для этих последних данная «выгода», как минимум, связана с обеспечением стабильных рабочих мест, налоговых поступлений в местный бюджет (от прибыли, от дохода физических лиц, и др.), а также с обустроенной коммерческой и социальной инфраструктурой региона, с его экономической и социальной стабильностью и пр. Эффективное воздействие системных инструментов маркетингового управления (и каналов распределения в том числе) не только на потребителей, но и на всех потенциальных участников обмена, создает предпосылки для формирования системы маркетингового взаимодействия (или партнерства) как основы современного маркетингового управления.

     Этапы и тенденции эволюции концепции маркетингового управления, имевшие место в практике мировой рыночной экономики на протяжении всего ХХ века, представляются нам заслуживающими внимания еще и потому, что современное формирование маркетинговой ориентации российских предприятий происходит аналогично, т.е также поэтапно.

     Решение проблемы целостного и эффективного маркетингового воздействия коммерческих и некоммерческих субъектов на всех потенциальных участников обмена, включая в первую очередь потребителей, связано с исследованием таких фундаментальных понятий маркетингового управления, как характер обмена, условия обмена, цели и ценности участников обмена, приобретаемая ими выгода (или благо) и др. В настоящее время эти аспекты в современной литературе подробнейшим образом рассмотрены с Т.З. исследования потребителей как участников обмена, приобретаемой ими ценности и выгоды от обмена, традиционных инструментов управления маркетингом, мотивирующих их покупательскую активность.

     Таблица 1. Различие традиционного и «network» подходов

«Network» - подход

Традиционный подход

Рынок как сеть взаимосвязанных  агентов. Наличие структурирования.

Рынок как совокупность самостоятельно функционирующих субъектов.

Фирма как элемент сети взаимодействия.

Изолированное рассмотрение фирмы.

Многостороннее интерактивное  взаимодействие как способ адаптации  и согласования пропорций.

Односторонняя деятельность. Формирование «4P» в результате исследования рынка.

Выбор сети, вхождении в  неё и постоянное перепозиционорование.

Выбор ниши, целевого сегмента и позиционирование.

Постоянное развитие процесса.

Определённое место в  процедуре стратегического принятия решения.

Межорганизационное размещение и зависимость ресурсов.

Внутрифирменное размещение ресурсов.

Инвестиции в отношения  – создание коллективного конкурентного  преимущества.

Вложения в материальные и нематериальные активы фирмы.


 

Рисунок 1 Основные этапы  целевого маркетинга

 

 

Заключение

 

     Итак, современный маркетинг – сложное социально-экономическое явление, которое наиболее правильно рассматривать как философию управления, взаимодействия и координации хозяйственной деятельности в условиях рынка, нацеливающую производство на удовлетворение постоянно меняющихся потребностей конкретных потребителей.

    Основными ориентирами маркетинговой деятельности становятся: согласование функционирования звеньев в сети хозяйственных связей при сохранении приоритетов конечного потребителя; поиск устойчивого конкурентного преимущества; инициирование новых разработок товаров и услуг и соответствующее построение цепочки взаимодействия; ускорение передачи сигналов обратной связи с конечным потребителем и гибкая ответная реакция на эти сигналы. Маркетинг заполняет сферу взаимодействия, становится, по сути, концепцией управления развитием сети (network marketing) и концепцией партнерских взаимоотношений (relationship marketing), возникающими между отдельными субъектами рынка в процессе производства и потребления товаров и услуг. 

     Согласно теории и практике «МПВ»: 1) создается фактически особое, новое благо для индивидуального покупателя, а выгоды от соответствующей деятельности распределяются между всеми участниками взаимодействия; 2) признается ключевая роль индивидуальных клиентов не только как потребителей, но и как участников созидания того блага, которое они хотят получить (благо создается «вместе» с покупателями, а не просто «для них»); 3) весь бизнес-процесс формируется и согласовывается под обеспечение того конечного результата, который желает получить покупатель (а значит, подвергаются постоянной ревизии существующие технологии, материалы, средства коммуникации, обучение персонала, стратегии и структуры); 4) в режиме реального времени имеет место непрерывная совместная работа покупателя и продавца;

5) явные приоритеты отдаются  постоянным покупателям, отношения  с которыми совершенствуются  и прогнозируются на перспективу; 6) строится и поддерживается цепочка  взаимоотношений внутри организации,  между организацией, ее основными  партнерами на рынке и конечным  потребителем.

    Решение проблемы целостного и эффективного маркетингового воздействия коммерческих и некоммерческих субъектов на всех потенциальных участников обмена, включая в первую очередь потребителей, связано с исследованием таких фундаментальных понятий маркетингового управления, как характер обмена, условия обмена, цели и ценности участников обмена, приобретаемая ими выгода (или благо) и др. Необходимо отметить, что в настоящее время эти аспекты в современной литературе подробнейшим образом рассмотрены с точки зрения исследования потребителей как участников обмена, приобретаемой ими ценности и выгоды от обмена, традиционных инструментов управления маркетингом, мотивирующих их покупательскую активность, и др.

Маркетинг как отдельная  дисциплина и форма управленческой деятельности, которая начал зарождаться  в начале XIX века, на сегодняшний день заняла прочные позиции в управлении рынком и воздействии на него.

 

 

Список литературы

 

1) Акулич И.А. Маркетинг -Мн.: БелИПК. ,2002. 64с.

2) Андреева О.Д. Технология бизнеса. - М.: Инфра-М ,2001. 70с.

3) Ансофф И. Стратегическое управление. М. Экономика. 1989. 324 с.

4) Аткинсон Дж. Все о продажах. -М.: Инфра-М. , 2001. 174с. 

5) Богиев Г. Л. Международный маркетинг. - СПб.: Питер,- 2001 . 76с.

6) Бодруиов С. Д. Маркетинг информационный услуг. — М.: Юрист . 1993. 68с.

7) Бурцев В. В. Сбытовая и маркетинговая деятельность, М.: Тенс. – 2001. 76 с. 

8) Вирский Е.Л. Маркетинг. - Мн.: Армита, 2003. 80с.

9) Голиков Е.А. Оптовая торговля. - М.: Цитадель, 2003. 178с.

10) Головаяев А. С. Конкурентность страны, предприятия, товара. - М.: Дели принт., 1998. 340с.

11) Глубокий Н.В. Разработка маркетинговых стратегий. - М.: Цитадель. 1997. 52с.

12) Гэбэй Дж. Маркетинг: новые возможности. - М.: Финпресс, 2002. 178с.

13) Европейское издание. Киев, Москва, Санкт-Петербург, Вильямс, 1998 год.

14) Ламбен Жан-Жак «Стратегический маркетинг», Европейская перспектива, Санкт-Петербург, Наука, 1996 год.

15) Мельниченко Л.Н. Маркетинг в России и зарубежном №5 1999 год.

16) Н.Г. Кузнецов «Экономическая теория», Март, Москва-Ростов-на-Дону, 2004 год.

17) О. Третьяк «Историческая эволюция и новые ориентиры развития маркетинга» РЭЖ №2 2001 год.

18) П. Диксон «Управление маркетингом», М., Бином, 1998 год.

19) Стэн Рэпп, Томас Л. Коллинз «Новый максимаркетинг», Челябинск, Урал LTD, 1997 год.

20) Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг «Основы маркетинга», Второе

21) Ф. Котлер «Маркетинг менеджмент» Санкт-Петербург, Питер, 1998 год. 

 


Информация о работе Эволюция теории и практики маркетинга