Эволюция содержания и форм маркетинга. Влияние научно-технического прогресса и социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение эволюции содержания и форм маркетинга и влияние научно-технического прогресса и социальной ответственности на маркетинг, а также характеристика предприятия ООО «Марс», изучение и выбор его поставщиков и анализ конкурентов и оценка конкурентноспособности товара, производимого указанным предприятием.

Содержание работы

Введение 2
1. Эволюция содержания и форм маркетинга. Влияние научно-технического прогресса и социальной ответственности………………………………3
2. Практическая часть. Характеристика, принятой к анализу организации Изучение и выбор поставщиков предприятия, анализ конкурентов и оценка конкурентноспособности товара……………………………………………9
Заключение 15
Список использованной литературы………………………………………17

Файлы: 1 файл

контр работа маркетинг 5.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Введение 2

  1. Эволюция содержания и форм маркетинга. Влияние научно-технического прогресса и социальной ответственности………………………………3

2. Практическая часть. Характеристика, принятой к анализу организации Изучение и выбор поставщиков предприятия, анализ конкурентов и оценка конкурентноспособности товара……………………………………………9

Заключение 15

Список использованной литературы………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Введение

      Целью  контрольной работы является  изучение эволюции содержания  и форм маркетинга и влияние научно-технического прогресса и социальной ответственности на маркетинг, а также характеристика предприятия ООО «Марс», изучение и выбор его поставщиков и анализ конкурентов и оценка конкурентноспособности товара, производимого указанным предприятием.

      Для достижения  указанных целей в рамках контрольной  работы предусматривается рассмотреть  следующие задачи:

- раскрытие понятие «маркетинг»,  эволюцию содержания и форм  маркетинга, и выявить влияние  научно-технического прогресса и социальной ответственности на маркетинг;

-   дать характеристику деятельности  ООО «Марс» и провести анализ его поставщиков и конкурентов и оценить конкурентноспособность товара, выпускаемого предприятием;

- предложить рекомендации по  повышению уровня конкурентноспособности  .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эволюция содержания и форм маркетинга. Влияние научно-технического прогресса и социальной ответственности

Маркетинг (marketing - ведение рынков) возник в США  на рубеже IX-XX веков. Наибольшее распространение  маркетинга как идеологии бизнеса  и способов работы, относится к 50-60 гг. XX столетия.                                                                                                    Маркетинг - результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта. Этапы развития и изменения концепции маркетинга в основном определялись и определяются состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов, как производитель (продавец), потребитель (покупатель) и государство (власти).Этапы развития и периодизации маркетинга: Первый этап эволюции маркетинга (1860-1950 гг.):1860-1920-е гг. - процесс совершенствования производства, основная цель которого заключалась в увеличении объемов и ассортимента выпускаемой продукции;1920-1930 е гг. - решение проблемы совершенствования выпускаемых товаров за счет повышения их качества и соответствующего изменения ассортимента товаров;1930-1960 е гг. - во главу угла предпринимательской деятельности ставится решение проблемы организации сбыта за счет интенсификации коммерческих усилий. Первый этап эволюции маркетинга характеризовался дальнейшей концентрацией производства, его механизацией и автоматизацией, а также усилением концентрации и централизации капитала, что проявлялось в создании монополистических союзов. Этому периоду свойственно нарастание процессов специализации, укрупнения масштабов производства, усиление конкурентной борьбы. Второй этап эволюции маркетинга (1951-1970 гг.):Второй этап эволюции современной концепции маркетинга характеризуется тем, что под влиянием последствий мирового экономического кризиса 1929--1932 гг. маркетинг начинает приобретать контуры концептуальной системы. В этот период сформировались три основополагающих подхода к организации маркетинговой деятельности, составляющих его фундамент: функциональный, институциональный и товарный. Функциональный подход - основывается на поэлементном анализе сбытовой деятельности предприятия, конкретно, на оптовой реализации, транспортировке и хранении. Главный упор делается на внутрифирменное планирование. Институциональный подход - ставит во главу угла маркетинговой деятельности конечную реализацию продукции, ее розничную продажу. В этом случае в центре внимания находится работа с розничным торговцем, (так называемый «мерчандайзинг»).Товарный подход - основывается на тщательном изучении покупательских предпочтений, с учетом которых осуществляется разработка изделий и их модернизация. Третий этап эволюции маркетинга (1971-1990 гг.):В этот период маркетинг стали рассматривать с позиций системного анализа на основе общей теории управления. Маркетинг постепенно становится одним из главных элементов корпоративного стратегического управления, который, пронизывая всю деятельность фирмы, направлен на ее адаптацию к внешней экономической и политической средам. Маркетинговая деятельность превращается из односторонней связи предприятия с рынками сбыта в замкнутый цикл, в диалог фирмы с покупателем. Поэтому все большее внимание в маркетинге уделяется исследованию и активному моделированию поведения потребителя на рынке. Происходящие процессы обусловлены такими причинами, как существенное ускорение научно-технического прогресса, рост масштабов и усложнение форм конкурентной борьбы, необходимость постоянного обновления товарного ассортимента и увеличение связанных с этим финансовых рисков, обострение сырьевой и энергетической проблем и т.д.В середине 80-х годов ситуация на рынке складывалась таким образом, что условия процветания отдельных предприятий или страны в целом во многом зависели не только от уровня развития важнейших технологий, но и от эффективности использования самого маркетинга. В странах с высоким уровнем развития маркетинга достаточную эффективность его использования обеспечивают такие факторы, как высокие темпы развития инфраструктуры маркетинга, т.е. создание различных самостоятельных предпринимательских структур, занимающихся всем спектром вопросов, связанных с маркетинговой деятельностью предприятий, на профессиональной основе; постоянное увеличение размеров инвестиций, направляемых на реализацию маркетинговых программ (удельный вес затрат на маркетинг в себестоимости традиционных товаров составляет около 25%, а новой продукции - до 70%); совершенствование технических средств маркетинга; использование различных составляющих маркетинга, а именно предпринимательской культуры, культуры маркетинга, качество маркетинга. Содержание понятия «качество маркетинга» еще не устоялось в научной среде, но, с нашей точки зрения, наиболее адекватное объяснение этому явлению дал профессор Кильского университета Клаус Брокхофф. Качество маркетинга, по его мнению, отражает сумма философского, поведенческого, информационного аспектов, аспектов принципа действия, дифференциации, организационного и социального аспектов:                                                                                            Философский аспект означает приоритетное удовлетворение запросов покупателя или клиента, ориентацию на постоянное новаторство, приоритет долгосрочных целей деятельности над краткосрочными. Поведенческий аспект заключается в постоянной заботе об образе фирмы и ее продукции, стимулировании чувственного, а не рационального восприятия продукта.Информационный аспект предусматривает ориентацию на исследование рынка, формирование рынка на основе его значимости, разработку стратегии и тактики маркетингового поведения исключительно на основе результатов проведенных маркетинговых исследований. Аспект принципа действия означает применение комплексного системного маркетинга вместо одностороннего использования его отдельных функций. Аспект дифференциации основывается на политике рыночных ниш, использовании поведенческих стереотипов клиентов в качестве управляющих факторов при воздействии на ту или иную группу потребителей. Организационный аспект предусматривает децентрализацию и гибкость управления. Социальный аспект заключается в ориентации деятельности фирмы на охрану здоровья потребителей и окружающей среды, т.е. обеспечение соответствующих мер безопасности. В связи с тем, что маркетинг является динамической системой, он не может остановиться в своем развитии. Это обусловлено тем, что маркетинг развивался и будет развиваться под влиянием происходящих изменений условий воспроизводства, реализации общественного продукта и функционирования капитала. Существуют следующие возможные направления развития маркетинга в ближайшие годы. Сверхмаркетинг -его сущность состоит в том, что происходит концентрация усилий на создании комплексного предложения, способствующего решению одновременно нескольких проблем потребителя, а не просто удовлетворению одной потребности. Мультимаркетинг предусматривает многоканальное товародвижение. Турбомаркетинг заключается в сокращении времени на создание нового товара, т.е. представляет собой ответную реакцию на выявленный спрос. Таргетинг (от англ. target -- мишень) -- переход к узкоцелевым маркетинговым программам, предусматривающим возможность оперативного реагирования с помощью комплекса маркетинговых мероприятий на сигналы рыночной среды при реализации сбытовых задач производителя. Индивидуализированный маркетинг -- деятельность, основанная на точном, детальном сегментировании рынка, нацеленная на удовлетворение потребностей узкого круга людей или даже конкретного человека. Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что индивидуализированный маркетинг, или максимаркетинг, по сути, представляет четвертый этап эволюции маркетинга. Четвертый этап эволюции маркетинга (1991 - наст.время): В настоящее время мировое сообщество осуществляет процесс перехода от продажи практически всем покупателям одной и той же вещи, как было в предшествующие периоды, к удовлетворению индивидуальных потребностей и вкусов потребителей, снабжению их продуктами и услугами, ориентированными на конкретного человека.Этот процесс базируется на уникальном явлении, происходящем в современной экономике, которое получило название "демассификация". Оно означает то, что общество массового потребления, созданное промышленной революцией, все интенсивнее дифференцируется, превращаясь в "демассифицированное общество".Вот как об этом написал в 1980 г. ЭлвинТоффлер, впервые предложивший эти термины: "Массовый рынок раскололся на постоянно множащиеся, изменчивые минирынки, требующие непрерывно расширяющегося диапазона моделей, типов, размеров, цветов и соответствия требованиям потребителя".

В России интерес к маркетингу как рыночной концепции управления производством и реализацией товаров и услуг, ориентированной на установленный платежеспособный спрос, начал особенно активно проявляться в середине 70-х годов. административно-командная система с централизованным механизмом управления, планирования и распределения общественного продукта практически не оставляла места для применения маркетинга на внутреннем рынке при отсутствии свободы реализации рыночных возможностей для хозяйствующих субъектов. Единственной нишей применения маркетинга являлась внешняя торговля, где универсальные законы рынка объективно заставляли советских участников внешнеэкономических связей приспосабливаться к условиям реализации товаров и услуг за рубежом на основе повышения конкурентоспособности не только самой продукции, но и методов ее сбыта. Использование маркетинга во внешнеэкономической сфере носило ограниченный, формальный характер и сводилось, по сути, к конъюнктурной работе, так как внешнеторговые организации, являясь посредниками, практически не оказывали влияния на производство, не имели возможности активно участвовать в формировании товарного ассортимента, осуществлении товарной политики.

Во второй половине 80-х годов  в России начали формироваться предпосылки  для реального использования маркетинга, такие, как разрушение государственной монополии, изменение отношений собственности, возникновение проблем со сбытом произведенной продукции в отдельных отраслях и на некоторых предприятиях.

Изменение ситуации вызвало  к жизни публикацию довольно большого количества статей и монографий по маркетингу зарубежных и отечественных авторов, маркетинг вошел в моду и некоторые производители в качестве ориентиров своей деятельности использовали выявление потребностей покупателей, так как только такой подход позволял обеспечить фирме стабильное процветание.

С началом реформирования российской экономики еще больше возросла популярность маркетинговых  идей среди ученых и практиков, на многих предприятиях начали возникать отделы маркетинга, формироваться система бизнес-образования, где много внимания уделялось теории маркетинга.

Потребность в маркетинге у российских предпринимателей возрастает в настоящее время и в связи с тем, что для многих из них главным ограничителем роста производства стал недостаточный платежеспособный спрос покупателей.

В разных отраслях и сферах российской экономики приобщение к  маркетингу происходит неодинаковыми  темпами. Ранее всего технологию маркетинга начали использовать фирмы, занимающиеся экспортом и импортом. Большое развитие маркетинг получил в фирмах, работающих на сегментах высококачественной продукции рынков одежды, бытовой техники, компьютеров, автомобилей, дорогих услуг и др.

Элементы маркетинга в последнее время пытаются внедрять на двух самых больших по обороту, ассортименту и прибыльности потребительских рынках России — продовольственном и книжном. Последний является достаточно конкурентным и более цивилизованным, особенно в сегменте специальной и

В нашей стране должно пройти достаточно много времени, в течение которого произойдут изменения в образе мышления людей. Изучение основных положений маркетинга, безусловно, будет способствовать ускорению этого непростого и длительного процесса. Усвоение теоретических основ маркетинга поможет преодолеть первоначальный барьер незнания и неопытности в обращении с основными инструментами маркетинга, дать необходимый набор сведений для обеспечения надежной и эффективной работы того или иного хозяйствующего субъекта.

 

 

 

  1. Практическая часть.

2.1. Характеристика, принятой к анализу организации.

    Для практической части данной контрольной работы было взято виртуальное предприятие:

      ООО «Марс», располагающееся по адресу,

       Данное предприятие является коммерческой организацией, уставной капитал которой наделен на доли определенных учредительными документами размеров, осуществляющее производство стеклотары различной цветовой гаммы (бутылки, банки, банки с закручивающимися крышками), а также изготовление декоративного стекла.

           Численность персонала составляет 65 чел.

     Предприятие арендует здание, где находится помещение администрации, а также склад и цеха по производству стекла и изготовления стеклотары.

 Основными покупателями  являются предприятия г. Пензы и Пензенской области выпускающие продукцию, требующую упаковку в стеклянной таре (производители спиртных напитков, полуфабрикатов) и предприятия, изготавливающие мебель.

 Производство  стеклотары выгодно тем, что  высокая конкуренция на рынке  спиртных напитков диктует производителям необходимость использования индивидуализированной стеклотары, способной, помимо прямого назначения, выполнять рекламные функции и обеспечивать защиту от подделок. Стеклянные банки с закручивающейся крышкой «твист–офф», технологичные и удобные для потребителей, находят все более широкое применение в отечественной перерабатывающей и пищевой промышленности (консервы, пресервы, соусы, кофе, мед и т.п.).

           Производство стеклотары выгодно еще тем, что эта отрасль является в наше время одной из основных инвестируемых отраслей, Правительством Пензенской области производство стекла и стеклотары внесены в перечень направления приоритетных инвестиционных проектов.

2.2. Изучение и выбор поставщиков предприятия, анализ конкурентов и оценка конкурентноспособности товара.

          Для организации товароведения  моей фирмы также необходимо  выбрать реального поставщика  сырья.

          Для обеспечения производственного  процесса по изготовлению стекла  требуется поставка следующих  материалов: кварцевый песок, сода кальцинированная, доломит, глинозем, сульфат натрия, селитра натриевая

          Для выбора поставщиков рассмотрим  один вид материала, необходимый  для производства стекла.

          Выбор поставщика будет оцениваться  по цене товара, затраты на доставку, срока доставки и  качества упаковки сырья, так как от качества упаковки зависит условия хранения кварцевого песка.

Материал

Цена

руб

Доставка

Срок  доставки (дн)

Качество  упаковки (0-3)

Поставщик

Кварцевый песок

247,50

+

1

1

Компания «Ресурс» г. Пенза

 

205,20

-

2

3

ОАО "Кварц", Ульяновская обл.

 

150

-

3

3

АБС-Техно г. Екатеринбург

 

260

-

2

2

ООО «Балкум» Нижегородская  область

 

267

+

2

3

ОАО "Завод  им. Карпова", г Менделеевск


 

Из анализа  поставщиков можно сделать следующие  выводы:

- Компания «Ресурс»  находится в непосредственной  близости с предприятием, поэтому  срок доставки товара снижается,  но цена товара выше и платная  доставка, а также  качество  упаковки ниже чем у других  поставщиков;

-  ОАО «Кварц»,–  цена высокая, однако, бесплатная доставка и высокое качество упаковки;

- АБС-ТЕХНО –  низкая цена и высокое качество  упаковки, но срок поставки 3 дня;

- ООО «БАЛКУМ» - высокая цена, среднее качество  упаковки и срок поставки 2 дня;

- ОАО «Завод  им. Карпова» самая высокая цена, платная доставка, но высокое качество упаковки;

      Исходя из вышеизложенного наша  организация будет приобретать  сырье у АБС-ТЕХНО г. Екатеринбург, ОАО «Кварц» Ульяновская обл., а также если будет необходима  срочная закупка сырья -  у  компании «Ресурс» г. Пенза.

В Пензе и Пензенской области есть несколько организаций  занимающиеся переработкой  стекла: ООО «Мир гнутого стекла», ООО  «Стекло-Арт», ООО «Росстекло», но указанные  организации занимаются изготовлением  изделий из готового стекла. «Никольский  завод светотехнического стекла» изготавливает стекло, но не производит  стеклотару. Поэтому для того, чтобы оценить конкурентноспособность предприятия ООО «Пензенское стекло» надо сделать сравнительный анализ основных производителей стеклотары в России (по пятибалльной шкале). За анализ возьмем бутылку для спиртных напитков 0,5 литров:

 

Регион

Качество

Цена

Дизайн

Удаленность от потребителей г. Пензы

Объем продаж

ЧСЗ-Липецк-стекольный завод

Г. Липецк

5

5

3

4

4

«ЗАО «Глас  Технолоджис»

Московская  область г. Электросталь

5

5

5

4

5

«Камышинский  стеклотарный завод

Волгоградская область

3

4

3

4

4

«Индустрия»

Тверская область

4

4

4

4

4

 

ООО «Дагестан-стекло»

 

Дагестан

 г. Дагестанские  огни

3

2

2

1

3

 

 

ООО «Пензенско стекло»

 

г. Пенза

 

4

 

4

 

4

 

5

 

5

Информация о работе Эволюция содержания и форм маркетинга. Влияние научно-технического прогресса и социальной ответственности