Эволюция концепций маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 07:20, контрольная работа

Описание работы

Концепция маркетинга - философия ведения бизнеса в условиях рыночных отношений, т.е. ориентированная на потребителя и прибыль.
Концепция маркетинга - система основных взглядов, положений и инструментария деятельности маркетинга, которые используются для достижения целей компании - получение прибыли и удовлетворение потребностей конечного потребителя. В зависимости от конкретного состояния окружающей среды, уровня развития рыночных отношений (рынок продавца или рынок потребителя).
Концепция маркетинга - философия организации предпринима-тельства, ведения дел фирмы, организации или человека, осуществляющих деятельность в условиях рыночных отношений, т.е. ориентированная на потребителя и прибыль.

Файлы: 1 файл

Моя контрольная.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Осуществление успешной коммерческой деятельности в  рыночных условиях предполагает учет индивидуальных предпочтений различных  категорий покупателей. Именно это  составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего числа потенциальных потребителей выбираются определенные типы (рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к товару. Именно эти сегменты рынка должны в первую очередь ориентировать производство и реализацию товаров.      

Сегментация рынка может быть определена как деятельность по классификации потенциальных потребителей производимых и реализуемых предприятием товаров в соответствии с качественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные сегменты, которые вероятнее всего будут характеризоваться одинаковой реакцией на стимулы маркетинга.

Сегментирование рынка — основной метод маркетинга, с помощью которого компания разделяет его с учетом результатов анализа по определенным признакам на некоторые сегменты потребителей. Она осуществляется для последующего выделения целевых сегментов, требующих различного подхода в стратегии разработки новых видов продукции, организации продвижения и дистрибуции.

Сегментирование рынка — разделение потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках или поведении, для обслуживания которых могут потребоваться определенные товары или маркетинговые комплексы.

Сегмент рынка — это его часть, образованная по критериям потребительского предпочтения, или совокупность потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

Обычно сегменты рынка — это большие группы потребителей, которые можно легко идентифицировать на конкретном рынке. Маркетинг на уровне рыночных ниш концентрируется на подгруппах, существующих внутри этих сегментов.

Ниша — это узко определенная группа потребителей, получаемая в результате разделения сегмента на под сегменты или выделения групп потребителей с ярко выраженными особенностями. Исходят из того, что фирма, действующая на нише, глубоко изучила своих клиентов, она может удовлетворить их нужды настолько эффективно, что они готовы платить за товары и услуги компании более высокие цены. Занятие ниши означает для небольших фирм возможность выдержать конкуренцию, сосредоточив ограниченные ресурсы на обслуживании узких рыночных ниш, которые не представляют интереса для конкурентов. [12]     

Главная цель сегментации – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару [1, с.102]. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга – ориентация на потребителя.     

Сегментация рынка  позволяет  повысить эффективность  средств и методов рекламы, регулирования  цен, применяемых форм и методов  продажи. Смысл ее заключается и  в том, что предприятие не распыляет, а концентрирует свои усилия на «направление главного удара» (наиболее перспективном для него сегменте).     

Таким образом, рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод  для нахождения частей рынка и  определения объектов (прежде всего  потребителей), на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. С другой стороны, – это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов комплексов маркетинга.      

Практика  маркетинга свидетельствует, что сегментация рынка:     

- позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности покупателей в разнообразных товарах;      

- обеспечивает рационализацию  и оптимизацию затрат предприятия  на разработку, выпуск и реализацию  товаров;     

- помогает выработать эффективную  маркетинговую стратегию, основанную на анализе и понимании поведения потенциальных покупателей;     

- способствует установлению реалистичных  и достижимых целей фирмы;     

- дает возможность повышать  уровень принимаемых решений, обеспечивая  их обоснование информацией о  поведении покупателей на рынке в настоящее время и прогнозами их поведения в будущем;     

- обеспечивает повышение конкурентоспособности  как товара, так и фирмы;     

- позволяет уклониться или снизить  степень конкурентной борьбы  путем перехода на неосвоенный  сегмент рынка;     

- предполагает увязку научно-технической  политики фирмы с запросами  четко выявленных конкретных  потребителей.     

Можно выделить шесть этапов процесса сегментации рынка [2, с.150].

  1. Определение границ рынка.

 

     Первый  шаг заключается в том, чтобы  определить обслуживаемый рынок. Менеджер, занимающийся маркетингом, должен помнить об определении бизнеса, выраженном в маркетинговом плане. Например, если компания работает в области дешевых домов модульной сборки, у нее будет иное определение своего рынка, чем если бы она продавала роскошные кондоминиумы. Кроме того, специалисты по маркетингу должны посмотреть на тип конкуренции. При таком широком определении бизнеса фирмы трудно сказать, кто же является ее конкурентом в самом общем смысле? В бизнесе дешевых домов модульной сборки общая конкуренция возникает со стороны домов-трейлеров, домов и квартир, сдаваемых в аренду, других дешевых домов и так далее. Размышления над этими вопросами заставляют специалистов по маркетингу рассматривать основные запросы и потребности рынка, который нужно сегментировать.

  1. Решение о том, какие переменные использовать при сегментации.

 

     Мы  обсудили множество переменных, которые  можно  использовать для сегментации  рынка. Важный этап в процессе сегментации - отсортировать эти переменные и решить, какие из них с наибольшей вероятностью окажутся полезными. Иногда специалисты по маркетингу просто собирают данные относительно такого количества потенциально полезных переменных, какое только возможно, а затем используют анализ данных, чтобы разбить покупателей по сегментам. Такой «охотничий» подход в некоторых обстоятельствах оказывается полезным, особенно при сегментации на основании образа жизни, но обычно оказывается более эффективным выбрать заранее наиболее подходящий базис для сегментации. Кроме того, специалисты по маркетингу обнаруживают, что переменные, специфические для данного продукта, теснее связаны с принятием рыночных решений.

  1. Сбор и анализ данных для сегментации.

 

     Этот  этап - поле деятельности исследователей рынка. В этот момент разрабатываются соответствующие пункты анкеты и строятся выборки. Когда данные собраны, специалист по маркетингу может использовать широкий диапазон аналитических методов, чтобы определить, какие сегменты рынка обладают наибольшей внутренней однородностью и межсегментной неоднородностью. Весь процесс сегментации рынка сосредоточен на определении групп, члены которых имеют одни и те же неудовлетворенные потребности и запросы. Следовательно, те сегменты, которые возникают, должны основываться на переменных, связанных с поведением, таких, как выгода или образ жизни.

  1. Разработка профиля каждого сегмента.

 

     Следующий шаг состоит в том, чтобы выбрать  из широкого спектра возможных описательных переменных подходящий их набор, рисующий портрет этого сегмента. Демографические и географические переменные создают более полную картину каждого сегмента на рынке. Эти переменные должны быть некоторым образом связаны с реальным поведением покупателей, демонстрируемым внутри сегмента.

  1. Нацеливание на сегменты, которые будут обслуживаться.

 

     Теперь  специалист по маркетингу может взглянуть  на имеющиеся возможности. Какие  сегменты предлагают наиболее привлекательные  возможности? Где ресурсы организации  наиболее согласуются с этими  возможностями? На скольких сегментах  концентрироваться и на каких именно? Должны учитываться конкурентная ситуация и финансовые ресурсы фирмы, особые навыки, уникальные технологии, образ, цели и ее миссия. Тут нельзя игнорировать размер рыночного сегмента и его потенциальную прибыльность.

  1. Разработка маркетингового плана.

 

     Как только определены целевые сегменты, которые будут обслуживаться, специалист по маркетингу должен решить, как их обслуживать. Должны быть определены те свойства продукта, которые являются привлекательными для покупателей  каждого сегмента. Кроме того, должны быть определены и те сегменты, которые обслуживаются конкурентами, а затем должна быть разработана стратегия для привлечения внимания покупателей из каждого сегмента. Чтобы создать образ, который подразумевает специалист по маркетингу, должны быть разработаны или модифицированы некоторые характеристики продукта.

Не каждый рынок подлежит сегментации. Следует учитывать четыре ключевых фактора, определяющих эффективность последующей сегментации рынка:

• Возможность сравнительной оценки рынка относительного других рынков, измеримость и идентификация рынка.

• Выявленный перспективный рынок должен быть достаточно большим по размерам, чтобы в нем выделить, по крайней мере, два типа потребительского поведения. Выделенные сегменты должны быть достаточно емкими для того, чтобы программа формирования целевого маркетинга, рассчитанного на эти сегменты, приобрела реальный смысл.  
• Существование средств стимулирования сбыта, пригодных для воздействия а потенциально существующие сегменты рынка.

• Отзывчивость потребителей на внешнее воздействие. Прореагируют ли перспективные покупатели на ваши инициативы в области маркетинга?  
 
Предварительные исследования рынка должны подтвердить, что существуют реальные потребности данной группы клиентов в конкретных товарах, производимых предприятием.

Сегменты рынка должны быть сформированы в соответствии со следующими критериями:

1. Однородность потребителей, отнесенных  к каждому из сегментов. Вошедшие  в сегмент потребители должны соответствовать эталонному набору признаков. С учетом сходства социально-экономических характеристик клиентов можно прогнозировать сходство в их покупательском поведении.

2. Устойчивые различия между  сегментами. Сегменты должны существенно  отличаться друг от друга, иметь свои, присущие только им мотивации покупки товара, выявление и учет которых и должны стать целью специалиста в области маркетинга.

3. Достаточно большие размеры  сегментов. Чрезвычайное дробление  рынков (выделение слишком большого числа мини рынков) оказывается дорогостоящей процедурой и может привести к неэффективной стратегии маркетинга.  
4. Полнота информации о каждом выявленном из сегментов. Собранные в ходе сегментационного анализа данные должны представлять практический интерес для производителя и легко преобразовываться в эффективную стратегию маркетинга.

5. Сегментация может осуществляться  на основе "физических" (т.е. по  географическому, демографическому, социально-экономическому  признакам) или поведенческих признаков.

Эффективность сегментации особенно высока при следующих условиях: 
• крупные размеры рынка,  
• низкая чувствительность потребителей к различиям в товарах,  
• достижение стадии насыщения в жизненном цикле производимого товара,  
• большое число конкурентов.

Основные требования к сегментации представлены на рисунке 1 [Приложение 1].

Если сегментирование рынка дает отправные точки для создания продукта, то позиционирование продукта включает целый комплекс маркетинговых элементов (товарная, ценовая, сервисная и рекламная политики), через которые необходимо внушить потребителям, что в отличие от других продуктов ваш продукт создан для него. Данный комплекс маркетинговых элементов представляет собой концепцию маркетинг-микс.

 

  1. Практическое задание

Какие факторы социально-демографической среды будут играть решающую роль при принятии решения о выходе предприятия на рынок, если это предприятие – производитель легковых автомобилей. Обоснуйте свое решение.      

Решающую  роль при принятии решения о выходе предприятия на рынок, если это предприятие  – производитель легковых автомобилей, будут играть следующие факторы  социально-демографической среды:     

1) Пол;     

2) Возраст;     

3) Образование;     

4) Род занятий;     

5) Сфера деятельности;     

6) Должность;     

7) Доход;     

8) Пользование различными видами  городского транспорта;      

9) Наличие и марка автомобиля;      

10) Размер семьи;     

11) Занятость членов семьи;     

12) Характеристики квартиры (вид  собственности, размер квартиры  в кв.м.);     

13) Наличие и тип дачи / загородного дома.     

Обычно потребитель делает свой выбор на основе взвешенного  анализа информации о товаре. Он  использует информацию для того, чтобы  составить для себя полный комплект марок, из которых производится окончательный выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию. Для этого потребитель должен оценить ряд критериев, свойственных товару.      

Во-первых, оценить свойства товара. Каждый потребитель рассматривает любой данный товар как определенный набор свойств, которые его удовлетворяют. Он покупает на рынке не товар, а лишь его полезные свойства, т.е. способность свойств удовлетворить возникшую потребность. Те или иные свойства товара интересны всем потребителям, но разные потребители считают актуальными для себя разные свойства. Человек обращает больше всего внимания на свойства, которые имеют отношение к его нужде.     

Информация о работе Эволюция концепций маркетинга