Этапы формирования и развития маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы : рассмотреть этапы развития маркетинга и выявить как происходит формирование маркетинга.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить эволюционную схему концепций маркетинга ;
- рассмотреть поэтапное формирование и развитие экономики;
- оценить развитие маркетинга зарубежом и в России;
- рассмотреть и проанализировать 5 основных концепций маркетинга;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА: ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ…….……4
1.1. Виды маркетинга ………………………………………………………….4
1.2. Цели, задачи, функции и принципы маркетинга ………………………..7
1.3. Сервизация экономики как одна из концепций маркетинга…………..10
1.4. Процесс управления маркетингом ……………………………………...13
2.ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА…...…………………..…………15
2.1. Поэтапное формирование экономики…………………………………15
2.2. Этапы развития маркетинга……………….………………………….…16
2.3. Основные концепции маркетинга ……………………………….…..…19
2.4. Особенности маркетинга в Российской экономике ……………..….....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....25

Файлы: 1 файл

курсовая итог.docx

— 216.87 Кб (Скачать файл)

4. 1960 - 1990 гг. - маркетинговое  управление процессом производства  и продаж продукции. Для этого  периода характерны: переход к  перспективным планам деятельности  предприятий на рынке в средне  и долгосрочном временном периоде  (10-15 лет), системность и целенаправленность  в исследовании рынка и его  составных элементов; использование  комплексных методов формирования  и планирования спроса, расширение  усилий по стимулированию сбыта;  развитие индивидуального маркетинга, уменьшение жизненного цикла  товаров и услуг, ориентация  на рыночную новизну товара, более  тщательный анализ групп потребителей.[3]

Рис.2    Возникновение современного маркетинга                 

 

5. Настоящее время - «сервизация» экономики, расширение сферы деятельности фирм на рынке услуг, формирование послепродажного рынка.

 

2.3.Основные концепции маркетинга

 

Путь от «реализации продукции» к маркетингу как «руководящей философии», то есть от традиционной торгово-сбытовой деятельности фирм до общепринятого  во всем мире понятия маркетинга, нужно  рассматривать прежде всего как результат развития рыночных отношении. Исторически развитие сбытовых и производственно-сбытовых систем происходило в тесной зависимости от характера рыночных отношений и соотношения спроса и предложения на рынке. Одновременно с этим претерпевали изменения и подходы к управлению фирмой. Начальная стадия развития рынка представляет собой период, когда производители товара занимают прочную позицию ввиду большого спроса и ограниченного предложения (рынок продавца) В этих условиям предпринимательские усилия направлены главным образом на развитие (рационализацию) производства и в меньшей степени на сбыт, который при таких рыночных отношениях не составляет труда. Поэтому здесь речь идет о фазе ориентации на производство или товар. Таким образом, на данном этапе предприятие затрачивает мало усилий на привлечение потенциального потребителя. Этому этапу соответствуют следующие концепции

- концепция совершенствования производства исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. В этом случае фирма должна сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение производственно-ориентированной концепции целесообразно в двух ситуациях: когда спрос на товар превышает предложение и когда себестоимость производства слишком высока и ее необходимо снизить за счет повышения производительности.

- концепция совершенствования товара предполагает, что потребители отдают предпочтение товарам, обладающим наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками. В этом случае фирма должна сконцентрировать все силы на производстве высококачественной продукции и ее постоянном совершенствовании. Продукто-ориентированная концепция может привести к «маркетинговой близорукости». Производитель так «влюбляется» в свой товар, что упускает из виду нужды клиентов.

- концепция интенсификации  коммерческих усилий, в соответствии с которой считается, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (включая рекламу). Многие фирмы начинают ориентироваться на данную концепцию, когда испытывают трудности со сбытом, когда появляются признаки перепроизводства.

- концепции социально-ориентированного (или социально-этичного) маркетинга. Эта концепция определяет задачу фирмы как установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом. Эта концепция требует сбалансированности трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества.

Таким образом, маркетинг  считает исходной точкой деятельности компании определение потребностей покупателей (нужды потребителей). Но реализация этого подхода все настоятельнее требовала активизации сервисной составляющей. Отношение производителя и потребителя (продавца и покупателя) можно разделить на несколько элементов: со стороны производителей (продавцов) - потоки товаров/услуг и коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта и т. п.), навстречу - деньги и информация (данные о продажах, отношение потребителей к товару и т. п.) и потребность в услугах, сопровождающих и дополняющих товар. Для фирм, ориентирующихся на маркетинг, схема обратной связи начинает функционировать с информационной составляющей, тогда как для фирм, ориентирующихся на другие концепции, - с составляющей «товары/услуги», но в обоих случаях они акцентируют внимание на сервис и им завершаются. Сервис в маркетинге формирует вторичный спрос и определяет новую концепцию маркетинга.[11]

2.4.Особенности маркетинга в российской экономике

 

       Возникнув в США на рубеже XIX и XX вв. как одно из направлений экономических исследований и управленческой практики, маркетинг рассматривался в тесной связи с рыночной капиталистической экономикой в качестве одного из важнейших элементов. Между тем, инструменты маркетинга позволяют ему в любой экономической ситуации выполнять функцию социального ориентирования сферы производства, услуг. В этом смысле маркетинг соответствовал природе социалистической экономики. Это подтверждается тем, что методы и приемы, похожие на применяемые в маркетинге, использовались и в нашей стране при управлении экономикой (при аттестации качества продукции, дифференциации и пересмотрах цен, разработке планов и схем размещения и развития отрасли и предприятий, составлении производственных программ, обосновании проектирования капитального строительства, в научно-технических разработках и т.п.). Но отсутствовала целостная и гибкая система с методической проработкой и согласованием всех ее элементов. Такую систему и соответствующий инструментарий дал хозяйственной практике западный маркетинг.

       Часто считают, что маркетинг может функционировать лишь при насыщенном рынке. Это справедливо, если видеть в маркетинге только орудие конкурентной борьбы. Однако, маркетинговая деятельность при любой степени насыщения рынка способна корректировать поведение потребителей и производителей к их взаимной выгоде. Направленность, структура и большая часть методов маркетинга имеют более общий характер и вполне приемлемы для российской экономики.

       Адаптацию западного маркетинга к российским условиям можно выполнить более успешно, если в полной мере овладеть уже достигнутым высоким уровнем развития этой области знаний и рассматривать маркетинг не только как тщательно продуманную специфическую деятельность, но и как философию руководства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Маркетинг затрагивает  жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются  и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг  включает в себя множество самых  разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые  исследования, разработку товара, организацию  его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу. Многие путают маркетинг с коммерческими  усилиями по сбыту, тогда, как и на самом деле, он сочетает в себе несколько  видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения  целей, стоящих перед организацией. Маркетинг начинается задолго до и продолжается еще долго после  акта купли-продажи.

Практическая  деятельность маркетинга оказывает  большое влияние на людей, выступающих  в качестве покупателей, продавцов  и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как  достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально  широкого выбора, максимальное повышение  качества жизни.

Подводя итоги, можно сделать  вывод о том, что 50-е и 60-е годы были временем расцвета массового маркетинга. В 70-е годы происходила сегментация  и линейное расширение. В начале 80-х годов осуществлялся интенсивный  маркетинг, который разделил рынки  на мелкие группы потребителей, каждая из которых обладает специфическими нуждами и запросами, требующими удовлетворения.

Во второй половине 80-х  годов в России начали формироваться  предпосылки для реального использования  маркетинга, такие, как разрушение государственной  монополии, изменение отношений  собственности, возникновение проблем  со сбытом произведенной продукции  в отдельных отраслях и на некоторых  предприятиях.

Истоки маркетинга следует  искать в общественном разделении труда, так как оно является первоосновой товарного производства, т.е. такой  формы общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а  для обмена посредством купли-продажи. Общая черта товарного производства при любом общественном строе  заключается в наличии рынка, т.е. особой сферы, в которой происходит обмен товаров, столкновение и согласование интересов производителей и потребителей товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Алпатов Г.Е. Общая  методика внедрения системы маркетинга  на предприятии. – М.; Авлилон – 2004.

2.Голубков Е.П. Основы  маркетинга: Учебник. -- М.: «Финпресс», 2004

3.Еремин В.Н. Основы  и маркетинг информации: Учебник. - М.: «Кнорус» , 2006

4. Живетин В.В., Чернов Н.П. и др. Внедрение принципов маркетинга в промышленность. - Экономист- 1989, № 5.  
5. Жуков В.Н. Основы маркетинга по курсу “Основы внешнеэкономических связей”. Конспект лекций. - М: МТИ, 2006.  
6. Комарова Т.А. Организация маркетинговых исследований в промышленности (диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук). - Иваново: ИвГу, 2003.  
7.Концепция маркетинга в лёгкой промышленности. Опыт использования маркетинга. - М: ЦНИИТЭ, 2000.  
8. Концепция маркетинга в лёгкой промышленности. Опыт использования маркетинга. - М: ЦНИИТЭ, 2000

9. Котлер Ф. Управление маркетингом. - М: Экономика, 2007.  
10. Методические материалы школы-семинара. Маркетинг и менеджмент в лёгкой промышленности. М: Организована Всесоюзным научно-техническим обществом лёгкой промышленности, 2003.  
11. Прошенко В.Н. Концепция маркетинга в лёгкой промышленности. М, Экономика, 2004.  
12. Романова А.Н. Маркетинг Учебник, М; Банки и биржи ЮНИТИ , 2006  
13. Савенкова Т.И. Оптимизация товарного ассортимента в стратегии и тактике маркетинга. М; Экмос, 2006.  
14.Федько В.П. «Основы маркетинга». М.; Феникс, 2007.  
15.Уткин Э.А. «Маркетинг». М.: Экмос, 2006.


Информация о работе Этапы формирования и развития маркетинга