Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа
В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.
Введение-------------------------------------------------------------------------------------3 
1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия
1.1.	Конкуренция и конкурентоспособность: понятие, цели, принципы-----------------------------------------------------------------------------5
1.2.	Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия----------------------------------------13
1.3.	 Современные подходы к разработке конкурентных стратегий и управлению конкурентоспособностью---------------------------------------22 
2.	Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия на рынке охранных услуг
2.1 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды-------------------------30
2.2 Диагностика факторов внутренней среды ООО «КУПОЛ-Т»-----------39
2.3 Конкурентная стратегия ООО «КУПОЛ-Т» на перспективу------------43
Заключение--------------------------------------------------------------------------------46
Список использованной литературы-----------------------------------------------47
В инновационном портфеле должны находиться свежие идеи, результаты их экспериментальной проверки (негодные идеи отбрасываются), венчурные проекты. На стадии венчурного проектирования идет поиск партнеров для получения инвестиций, приобретения недостающих умений и активов, ускоренного проникновения на рынки. При поэтапном проведении инноваций их портфель должен “худеть”, а сама корпоративная стратегия приобретать устойчивую форму.
Так, для превращения инновационного 
портфеля в корпоративную стратегию 
по-прежнему важны размер фирмы для 
использования эффекта 
Заканчивая обзор современных подходов к управлению конкурентоспособностью предприятия, следует сказать, что они достаточно эффективны для разработки конкурентных стратегий предприятий, действующих в зрелой конкурентной среде. Структурные изменения, которые переживает наша экономика, рыночная институциональная среда, находящаяся в стадии становления, отсутствие в промышленном бизнесе навыков стратегических разработок и адаптированных в отраслевой среде методов и механизмов управления конкурентоспособностью, требуют проведения исследований с целью их разработки и практической апробации. Это подтверждает актуальность темы исследования с точки зрения как научной, так и практической востребованности ее результатов.
2.  Маркетинговое 
исследование конкурентоспособности 
2.1 Анализ отрасли 
и состояния конкурентной 
Рынок оборудования безопасности в России пока не очень большой, но это один из наиболее быстро развивающихся сегментов рынка. Согласно неофициальной статистике полный объем рынка безопасности в 2008 году оценивался в 80 млн. руб. Эта индустрия в течение последних двух лет имела годовой прирост в 10%. Ежегодный прирост торговли в регионах ожидается на уровне 10 - 15%12.
Существенную роль на рынке безопасности играет импортное оборудование. Его доля в зависимости от типа изделий колеблется от 20% до 80%. Эта доля рынка также увеличивается на 10% - 15 % в год. Американские компании успешно конкурируют на местном рынке. Доля изделий из США на рынке составляет около 50%. Наиболее популярный метод продаж американского оборудования по безопасности в России - через местные профессиональные фирмы-дистрибьюторы, общее количество которых составляет около 200. Почти 70% всего объема оборудования поставляется через эти фирмы.
Российский рынок в целом вообще достаточно привлекателен для американских экспортеров в силу следующих причин:
- растущая экономика России 
привела к росту частного 
- рост уровня преступности 
повысил понимание 
- рынок пока находится на таком уровне, при котором у клиентов еще нет особых предпочтений перед торговыми марками.
Первые признаки роста 
рынка оборудования для безопасности 
в России появились в начале 1990-х 
годов: были основаны первые компании, 
и они начали импортировать первые 
образцы оборудования. Это были нерегулярные, 
бессистемные закупки. В 1996-98 годы рынок 
перешел от спонтанного, неорганизованного 
импорта к организованному 
- Охранное телевидение - 22%
- Системы контроля и управления доступом - 18,3 %
- Системы охраны периметра - 13,7%
- Системы защиты от 
краж и противопожарные 
- Системы охранной сигнализации - 10,5%
- Остальные - 8,6 %
Ожидаемый годовой прирост в этом секторе составляет 10-15%. Доля импортного оборудования на рынке для некоторых товаров также растет на 10-15%. Однако в то же время некоторые импортные изделия заменяются российскими системами. Например, доля импортных автоматизированных систем управления и контроля доступом уменьшилась на 20%, досмотрового оборудования на 10-15%. Это вызвано следующими факторами:
После кризиса 1998 года продажи иностранного оборудования упали в 3-4 раз. Российские производители заменяли их, и сохранили свои позиции в этой нише.
Некоторые системы (например, некоторые типы охранных систем) имеют лучшие технические характеристики, чем импортные системы, при значительно более низких ценах.
Государственная власть официально и неофициально рекомендуют использовать для своих филиалов отечественное оборудование.
Основными конечными потребителями 
оборудования систем безопасности являются 
- правительственные учреждения, банки, 
оборонные предприятия и 
Большинство людей, занятых в этом секторе рынка, являются очень квалифицированными специалистами, пришедшими с оборонных предприятий, из научно-исследовательских институтов и университетов.
На сегодняшний день в Саратове торговлей и установкой систем ОПС занимается более 50 компаний. Для оценки конкурентоспособности ООО «Купол-Т» проведем анализ ближайших фирм-конкурентов, занимающихся торговлей и установкой систем ОПС – ООО «Собос-ТЕХ» и ООО «Меридиан». Мы выбрали для конкурентного анализа именно эти фирмы, так как на сегодняшний день именно они являются лидерами по продаже и установке систем ОПС в г. Саратов.
Таблица 3 – Конкурентный анализ
ООО «Купол-Т»  | 
  ООО «Собос-ТЕХ»  | 
  ООО «Меридиан»  | ||
Ассортимент услуг  | 
  Торговля (оптом и в розницу) и установка: - охранно-пожарное оборудование; - системы оповещения и контроля доступа; - монтаж, оборудования, техническое обслуживание; - кабельная продукция Услуги физической и пультовой охраны. Обслуживание систем ОПС.  | 
  Торговля (оптом и в розницу): -Мини АТС, системы внутренней связи, системы диспетчерской и служебной связи; -охранно-пожарные  -автоматические охранные 
  системы, в том числе с  -кабельная продукция Установка: -систем контроля доступа (СКУД), турникетов, шлагбаумов, системы учета рабочего времени; -системы вентиляции и кондиционирования; системы видеонаблюдения, системы оповещения и озвучивания; -кроссовое оборудование.  | 
  Торговля (оптом и в розницу): -охранно-пожарное  - системы видеонаблюдения; - системы оповещения и контроля доступа. Собственное производство систем безопасности.  | |
Форма обслуживания  | 
  Индивидуальная работа с каждым клиентом, консультирование в офисе и по телефону.  | 
  Индивидуальная работа с каждым клиентом, консультирование в офисе и по телефону. Возможность сделать заказ на сайте (интернет-магазин)  | 
  Индивидуальная работа с каждым клиентом, консультирование в офисе и по телефону.  | |
Количество филиалов  | 
  1 офис в г. Саратове  | 
  Филиалы в г. Саратове, г.Самаре, г. Волгограде, г. Москве  | 
  2 офиса в г. Саратове  | |
Форма доставки  | 
  Самовывоз, возможность доставки грузовыми компаниями и авиалиниями по всей стране.  | 
  Самовывоз, грузовые компании  | 
  Самовывоз, грузовые компании  | |
Гарантии  | 
  Гарантии от производителя то 1 до 3 лет, гарантийный ремонт оборудования  | 
  Гарантии от производителя то 1 до 3 лет, гарантийный ремонт оборудования  | 
  Гарантии от производителя то 1 до 3 лет, гарантийный ремонт оборудования  | |
Реклама  | 
  Интернет, печатные издания.  | 
  Интернет (свой сайт)  | 
  Интернет, печатные издания, каталоги.  | |
Наличие выставочного зала  | 
  Нет, небольшой офис, все оборудование представлено на стендах и в каталогах.  | 
  Есть оборудованные витрины, стенды.  | 
  Большие оборудованные торговые залы.  | |
Режим работы  | 
  с 9-00 – 18-00, без перерыва. Сб, Вс - выходные  | 
  с 9-00 – 19-00, перерыв с 13-00 до 14-00, без выходных  | 
  с 9-00 – 19-00, перерыв с 13-00 до 14-00, Сб, Вс - выходные  | |
Имидж фирмы  | 
  8 лет на рынке систем безопасности  | 
  Более 10 лет на рынке систем безопасности  | 
  12 лет на рынке безопасности  | |
Сроки доставки оборудования  | 
  От 3 дней до 3 недель  | 
  2 - 7дней  | 
  3-10 дней  | |
Партнеры  | 
  ЗАО НТЦ "ТЕКО"(г. Казань), "Охранное бюро "СОКРАТ" (г. Иркутск), "Ритм" (г. Санкт-Петербург), МЗЭП "Охрана" (г. Москва), АО "Риэлта" (г. Санкт-Петербург).  | 
  ПО «Бастион» (г. Ростов-на-Дону), ГК «Рубеж» (г. Саратов), ЗАО «Риэлта» (г. Санкт-Петербург)  | 
  НВП «Болид» (г. Королев), ПО «Бастион» (г. Ростов-на-Дону), ЗАО НТЦ "ТЕКО"(г. Казань)  | |
Проведя конкурентный анализ, мы можем выделить следующие недостатки фирмы по сравнению с конкурентами:
- количество филиалов. Располагая только одним офисом в г. Саратове, фирма не может на высоком уровне конкурировать с фирмами, имеющими филиалы по всему Поволжью;
- длительные сроки доставки оборудования, это связано с тем, что основным поставщиком ООО «Купол-Т» является ЗАО "Ритм" расположенный в г. Санкт-Петербург.
- недостаточный уровень рекламы. Несмотря на то, что фирма на рынке систем ОПС уже 8 лет, но из-за недостаточной рекламы о ней знают не все потенциальные потребители;
- наличие торгово-выставочного 
зала. Фирма не располагает 
Несмотря на указанные недостатки, фирма обладает и явными преимуществами на фоне конкурентов, таким как оказание услуг физической и пультовой охраны, а также ежемесячное обслуживание систем ОПС.
Из приведенного анализа можно сделать вывод, что в стратегии развития фирмы следует обратить внимание на более интенсивную рекламу фирмы и услуг, поиск новых поставщиков, а также на расширение количества филиалов.
Для оценки конкурентной позиции ООО «Купол-Т» было проведено анкетирование среди клиентов, которым предложили оценить фирму указанным критериям по пятибалльной шкале. Оценка конкурентоспособности проводилась по следующим показателям: расположение офиса, технические характеристики, престиж фирмы, цена, ассортимент продукции, наличие торгово-выставочного зала и др. Кроме того было предложено оценить по таким же критериям основных конкурентов фирмы, ООО «Собос-ТЕХ» и ООО «Меридиан». Результаты были суммированы и рассчитан средний балл.
 
Таблица 4 - Оценка конкурентных позиций фирмы
Факторы, определяющие конкурентные позиции  | 
  ООО «Купол-Т»  | 
  ООО «Собос-ТЕХ»  | 
  ООО «Меридиан»  | |
1.  | 
  Качество услуг  | 
  4,7  | 
  4,7  | 
  4,6  | 
2.  | 
  Ассортимент  | 
  4.7  | 
  4,8  | 
  4,5  | 
3.  | 
  Ценовая политика  | 
  4,5  | 
  4,3  | 
  4,8  | 
4.  | 
  Сроки доставки  | 
  4,25  | 
  4,1  | 
  4,3  | 
5.  | 
  Условия платежа (возможность получения предоплаты)  | 
  4,64  | 
  4,1  | 
  4,4  | 
6.  | 
  Степень охвата рынка  | 
  4,2  | 
  4,8  | 
  4,3  | 
7.  | 
  Имидж фирмы  | 
  4,15  | 
  4,2  | 
  4,2  | 
8.  | 
  Реклама  | 
  4,02  | 
  5  | 
  4,2  | 
9.  | 
  Наличие выставочного зала  | 
  3,9  | 
  4,8  | 
  4,7  | 
10.  | 
  Форма доставки  | 
  4,8  | 
  4,7  | 
  4,5  | 
11.  | 
  Гарантии  | 
  4,8  | 
  4,5  | 
  4,6  | 
12.  | 
  Количество филиалов  | 
  3,9  | 
  4,3  | 
  4,1  | 
13.  | 
  Удобство расположения  | 
  4,5  | 
  4,5  | 
  4,4  | 
Общая сумма баллов  | 
  57,1  | 
  58,8  | 
  57,9  | |
Проанализируем итоги 
анкетирования: просуммировав все 
баллы, мы видим, что фирма занимает 
лишь третье место среди конкурентов. 
Среди очевидных недостатков 
фирмы покупатели указали отсутствие 
оборудованного торгово-выставочного 
зала, а именно то, что со всем ассортиментом 
оборудования можно ознакомиться только 
на сайте фирмы и специальных 
стендах в офисе. Подобная презентация 
товара не дает возможности в полной 
мере оценить качество оборудования 
и его характеристики. Также среди 
недостатков многие покупатели указали 
недостаточную известность 
Таким образом, мы оценили 
конкурентоспособность фирмы 
2.2 Диагностика факторов внутренней среды ООО ЧОП «КУПОЛ-Т»
Частное охранное предприятие 
ООО "Купол-Т" было создано в 2003 
году. Первоначально фирма 
Сегодня компания занимается не только оптовой и розничной торговлей систем безопасности и средств охранно-пожарной сигнализации ведущих российских и мировых производителей.
Успешно зарекомендовало 
себя направление, выполняющее монтажные 
работы средств безопасности на объектах 
охраны. «Купол-Т» предоставляет услуги 
по охране и мониторингу передвижения 
автотранспорта посредством системы 
спутниковой навигации. Система 
позволяет получать информацию в 
режиме реального времени о 
Информация о работе Исследование конкурентоспособности предприятия