Формы международной экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран. Особенно актуальна эта проблема в настоящее время, когда большинство стран мира объединяются в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимоподдержки и взаиморазвития.
Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуется увеличением масштабов хозяйственной деятельности, расширением научно–технического прогресса. Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимости. В настоящее время весь мир – арена взаимосвязей хозяйственной деятельности людей.

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 58.67 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Современные  интеграционные объединения (ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС, СНГ)

 

Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе — ЕС, в Северной Америке — НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН, в Евразии-СНГ.

Договор о Европейском союзе (ЕС) подписан в Маастрихте в 1992 г. и окончательно одобрен в октябре 1997 г. в Амстердаме. Но идея "единой Европы" родилась много веков назад и начала реализовываться в 1950-е гг., после Второй мировой. В 1951 г. шесть европейских государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция) учредили Европейское объединение угля и стали. В 1957 г. они же создали Европейское экономическое сообщество. В дальнейшем к ним присоединились 9 стран, 1 мая 2004 г. в состав ЕС были приняты еще 10 стран. С начала 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния, и в настоящее время членами ЕС являются 27 государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония).

Европейский Союз занимает особое место в мировом хозяйстве. Рост экономической мощи Европейского Союза, втягивание в орбиту Европейского Союза стран Восточной и Центральной Европы вносит серьезные коррективы  в расстановку сил между тремя основными центрами мировой экономики. Таким образом, формируются необходимые основы для усиления  позиций этого региона в мировом хозяйстве. Однако использовать сложившиеся материальные основы нелегко. Главные соперники ЕС – США -  стремятся сохранить свои преимущества на мировом рынке.

 Важное значение учреждения Валютного Союза  состоит в том, что ЕС получил в свое распоряжение самое мощное орудие обеспечения своей независимой экономической роли в мире, как единая валюта – евро. Можно сказать, что единая европейская валюта стала одной из самых сильных в мире. Бесспорно, она увеличила конкурентоспособность товаров и услуг ЕС в борьбе за рынки с США и Японией, усилились позиции Европы в валютной системе. Введение евро повысило интерес инвесторов всего мира к Европейскому Союзу.  Что важно, переход к евро  может  вообще кардинально изменить финансовую ситуацию всего мира.

Следует также добавить, что в  ЕС сосредоточены огромные валютные ресурсы и расположены крупнейшие финансовые центры мира: Лондон, Париж, Амстердам, Брюссель, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Цюрих.

XXI в. несомненно является веком глобального автоматизированного информационного пространства. Являясь одним из наиболее развитых регионов мира, Европа играет в этом процессе важную роль. Уже в настоящее время существуют реальные признаки роли ЕС в виде целого ряда действующих на его территории автоматизированных информационных сетей. Эти сети положили начало развития новой региональной системы на европейском континенте – так называемого Европейского информационного пространства. В XXI  в. следует ожидать углубления общеевропейских интеграционных процессов и, как следствие, повсеместного проникновения средств информатики буквально во все сферы жизни стран Западной и Восточной Европы (промышленность, наука, государственная деятельность, международные отношения, торговля и т.д.). Наиболее ощутимым результатом этого процесса должно стать повышение уровня жизни населения, национальной и международной безопасности.

Дальнейшая евроинтеграция и регионализация Европы ведет к политической унификации и к возвращению европейскому континенту мирового политического и экономического центра. Кроме того, это станет победой европейской цивилизации, и не столько в отношениях с другими культурами, сколько над своей бурной, полной конфликтов и войн, историей.

Главной задачей ЕС является организация сотрудничества между государствами членами ЕС, а также между их жителями. К важнейшим целям Союза относятся: гарантии безопасности, экономического и социального развития, а также охрана свобод, прав и интересов граждан. Европейский Союз признает национальное своеобразие государств членов ЕС, их истории, традициях и культуре. Целью совместной деятельности в области международной политики и безопасности является укрепление европейской целостности, укрепления и распространения идей мира, повышения уровня безопасности в Европе и в мире. Исходя из трактатов, Европейский Союз проводит общую внешнюю политику и политику безопасности. Этими областями являются:

  • защита общих ценностей, интересов, независимости и интегральности Союза, согласно постановлениям Хартии ООН;
  • поддержание безопасности Союза всеми возможными способами;
  • укрепления мира и повышения уровня международной безопасности, в соответствии с постановлениями Устава Организации Объединенных Наций, решений Хельсинской конференции ОБСЕ 1975 г. и парижской конференции 1990 г., касающийся также государств, граничащих с Европейским Союзом;
  • распространение идеи международного сотрудничества;
  • развитие и укрепление демократической власти и справедливости, соблюдения прав человека и основных свобод.

NAFTA (North American Free Trade Area) - Североамериканская зона свободной торговли. Образована в 1994. Включает США, Канаду, Мексику. Представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом 10,3 триллиона долларов.

Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели НАФТА:

  • устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
  • создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
  • создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
  • создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
  • создание единого континентального рынка.

Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся на торговлю, сферу услуг и инвестиций. Внутри НАФТА, в отличие от ЕС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление, но одновременно создает среду потенциальных конфликтов. Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям к США, то Мексика пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций.

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

  • установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН;
  • ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи;
  • поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели

Помимо АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе действует еще несколько самостоятельных экономических объединений, среди которых созданное в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и Перу. Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

 

Выводы к Главе 2.

 

В заключение второй главы данной курсовой работы можно отметить, что у всех форм международной экономической интеграции есть характерная особенность. Она заключается в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры, вследствие чего в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство и развертывается свободная конкуренция; возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль над внешнеэкономическими связями.

В современном мире существует достаточно большое количество международных экономических интеграций разных уровней организации: от зон свободной торговли до экономических и политических союзов. Рассмотренные во второй главе интеграции представляют собой примеры наиболее развитых на данный момент экономических и политических объединений.

 Следует добавить, что процесс экономической интеграции охватывает все большее количество стран. Здесь можно упомянуть расширение ЕС в 2004г. и его в дальнейшем планируемое расширение с целью создания единой европейской зоны, предполагаемое создание АЗСТ (Американской зоны свободной торговли) из НАФТА; большое количество стран-участников АТЭС, организации, служащей примером одной интеграции в другой. Даже в странах Африке созданы такие интеграционные объединения, как Восточноафриканское сообщество, Африканское экономическое сообщество (АфЭС), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), Сообщество развития Юга Африки (САДК).

Это свидетельствует о том, что прогресс международной экономической интеграции постепенно охватывает весь мир и является характерным признаком современной мировой экономики.

 

Заключение

 

В настоящее время в мире не осталось фактически ни одного государства, которое могло бы существовать изолированно от других участников международных отношений.

Основными формами интеграции являются:

  1. Зона свободной торговли.
  2. Таможенный союз.
  3. Платежный союз.
  4. Общий рынок.
  5. Экономический и политический союз.

Информация о работе Формы международной экономической интеграции