Сущность и формы международной экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:39, доклад

Описание работы

Развитие и углубление МРТ делает объективно необходимым создание глубоких и устойчивых взаимосвязей между национальными хозяйствами. Качественно новый процесс интернационализации хозяйственной жизни, основанный на взаимной адаптации и сближении экономик разных стран, их взаимоприспособлении, называется международной экономической интеграцией (МЭИ).
Созданию интеграционных группировок, как правило, способствовали следующие условия:

Файлы: 1 файл

Сущность и формы международной экономической интеграции.docx

— 65.94 Кб (Скачать файл)

Сущность и  формы международной экономической  интеграции

Развитие и углубление МРТ делает объективно необходимым  создание глубоких и устойчивых взаимосвязей между национальными хозяйствами. Качественно новый процесс интернационализации  хозяйственной жизни, основанный на взаимной адаптации и сближении  экономик разных стран, их взаимоприспособлении, называется международной экономической интеграцией (МЭИ).

Созданию интеграционных группировок, как правило, способствовали следующие условия:

Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости экономик интегрирующихся стран.

Обычно межгосударственная интеграция происходит либо между развитыми  странами, либо между развивающимися странами. Даже внутри группы развитых стран и группы развивающихся  стран интеграционные процессы идут между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Если это условие отсутствует, то интеграция начинается с заключения различных переходных соглашений, направленных на сближение уровней развития стран, выразивших желание интегрироваться.

На практике попытки интеграционного  объединения индустриальных и развитых государств пока не продемонстрировали успешного развития.

Географическая близость интегрирующихся стран, наличие  общей границы и исторически  сложившихся экономических связей.

Большинство интеграционных объединений в мире начиналось с  нескольких соседних стран, расположенных  на одном континенте в непосредственной близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации. Затем к первоначальному  ядру присоединялись соседние государства.

Общность экономических  и иных проблем, стоящих перед  странами в области развития, финансирования, регулирования экономики. Экономическая  интеграция способствует решению конкретных проблем, стоящих перед интегрирующимися странами. Поэтому представляется очевидным, что, например постсоциалистические страны не могут интегрироваться с государствами, в которых рыночные отношения имеют более развитый характер.

Можно выделить следующие  основные предпосылки создания международных  интеграционных объединений.

Концентрация и переплетение капиталов различной национальной принадлежности, создание транснациональных  и многонациональных фирм. Эта  предпосылка действует на микроуровне экономического развития.

Согласованная межгосударственная политика, направленная на формирование единого рыночного пространства на базе нескольких стран. Это подразумевает  создание единого экономического, правового, информационного, политического механизмов для интегрирующихся стран. Формирование этого направления осуществляется на макроуровне.

Эти уровни интеграции тесно  связаны между собой: активное развитие межфирменных связей требует принятия соответствующих решений государственными органами. Решения этих органов должны обеспечивать свободу движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в  интеграционном экономическом пространстве.

На макроуровне проводится согласование и осуществление совместной экономической, научно-технической, валютно-финансовой, внешней (т.е. по отношению к третьим странам, не входящим в данную группировку), а иногда и оборонной политики.

МЭИ осуществляется посредством  создания интеграционных объединений. Можно выделить 4 основных формы  таких объединений.

Зона свободной торговли. Страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения  во взаимной торговле.

Как правило, конкретные соглашения о создании зон свободной торговли предусматривают постепенную взаимную отмену пошлин и других ограничений  между договаривающимися странами по торговле промышленными товарами в течение ряда лет. По отношению  к сельскохозяйственным товарам  либерализация носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые виды товаров.

Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, включают положение, по которому страны не могут в одностороннем порядке  повышать таможенные пошлины или  возводить новые торговые барьеры.

Таможенный союз. Свободное  перемещение товаров и услуг  внутри группировки дополняется  единым таможенным тарифом и единой внешнеторговой политикой по отношению  к третьим странам.

Можно сказать, что в рамках таможенного союза начинает формироваться  общая внешнеторговая политика интегрирующихся  стран по отношению к третьим  странам, то есть к странам, не входящим в интеграционную группировку. Формирование такой политики требует создания наднационального регулирующего органа и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления.

Общий рынок (единый рынок). Ликвидируются барьеры между  странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей  силы и капитала.

На этом этапе происходит также разработка политики развития отраслей и секторов экономики, общей  для всех интегрирующихся стран.

Все предыдущие меры, направленные на взаимное проникновение и сращивание экономик интегрирующихся стран  позволяют на данном этапе начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному  развитию наиболее отсталых районов, входящих в интеграционное объединение.

Экономический и валютный союз. Все, указанные в п.1-3 формы  интеграции дополняются проведением  странами-участницами единой экономической  и валютно-финансовой политики, созданием  системы межгосударственного регулирования  социально-экономических процессов.

 

На практике эти виды интеграции не всегда можно четко разграничить.

Участие в МЭИ обеспечивает странам благоприятные условия  по следующим позициям:

Более широкий доступ к  различным видам ресурсов (материальным, трудовым, финансовым, научно-техническим);

Возможность оперировать  на более широком рыночном пространстве;

Привилегированные условия  для фирм интегрирующихся стран  и защита их (в определенных рамках) от конкуренции со стороны фирм третьих  стран;

Согласованное решение странами-участницами  сложных социально-экономических  проблем (выравнивание условий развития отдельных регионов, безработица  и т.п.), экологических, научно-технических  и других проблем.

В настоящее время международные  интеграционные объединения действуют  в разных частях света. Они имеют  место как среди развивающихся стран, так и среди развитых стран.

В качестве примеров международных  интеграционных объединений можно  назвать следующие.

Европейский Союз (ЕС). В настоящее  время в ЕС входит 15 государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Греция, Ирландия, Дания, Швеция, Финляндия, Австрия.

Западно-европейская интеграция

Наиболее развитая в мире интеграционная группировка — Европейский  союз, — расширив свое членство с 6 до 15 стран, прошла все основные этапы  интеграционного процесса. ЕС образовался  из трех интеграционных сообществ —  Европейского объединения угля и  стали, Европейского сообщества по атомной  энергии и Европейского экономического сообщества, созданных в 50-е годы.

Этапы формирования интеграции

Цели западноевропейской интеграции эволюционировали со временем. В процессе своего развития она прошла следующие основные этапы:

Этап зоны свободной торговли (1958-1969 гг.). В этот период интеграция находилась на уровне зоны свободной торговли: в соответствии с Римским договором были постепенно отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, установлен общий таможенный тариф и введена общая таможенная политика в отношении третьих стран. По мере того как либерализовалась двусторонняя торговля, между странами — членами интеграции возникали частичные зоны свободной торговли, причем каждая из них сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. С 1962 года была введена в действие единая сельскохозяйственная политика. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступили в ассоциированные отношения с ЕС. В 1965 году три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов.

Этап таможенного союза (1968-1976 гг.) — этап активного развития преимуществ таможенного союза  и внешнеторговой политики по отношению  к третьим странам, сначала в  рамках шести стран-основателей, а  позже — в рамках постоянно  расширяющегося ЕС за счет вступления Дании, Ирландии и Великобритании в 1973 году и Греции, Португалии и Испании  — в начале 80-х годов. Целенаправленная единая сельскохозяйственная политика дополняется в этот период единой политикой в области охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. На основе соглашения 1971 года между ЕС и ЕАСТ границы внутриинтеграционной зоны свободной торговли распространяются на 7 стран, являвшихся в то время членами Европейской ассоциации свободной торговли (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания). На основе последовательно первой (1975 г.), второй (1979 г.) и третьей (1984 г.) Ломейских конвенций количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран — членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»), а с 1979 года начала функционировать европейская валютная система.

Этап общего рынка (1987— 1992 гг.). На основе Единого европейского акта (Single European Act), а также подписанного в 1985 году документа White Paper о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. В частности, было выдвинуто более 300 инициатив, направленных на обеспечение более полной свободы межстранового движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и определены три основные группы барьеров, которые необходимо устранить. В их числе — физические барьеры (пограничные таможенные посты и паспортный контроль), технические барьеры (различия в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, приоритет национальным производителям при государственных закупках) и фискальные барьеры (различия в налогообложении). В этот же период страны ЕС перешли к осуществлению уже не просто согласованной, а единой политики в отдельных отраслях — энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. Четвертая Ло-мейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69.

Этап экономического союза (с 1993 года — по настоящее время). Усиление политической интеграции и  форсированное развитие валютного  союза на основе подписанного в начале 1992 года в голландском городе Маастрихте договора о Европейском союзе. Его создание основывается как на прошлых достижениях согласованной валютной политики, так и на новых инициативах. На первом этапе (1990-1993 гг.) валюты всех стран ЕС включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения; на втором этапе (1994-1998 гг.) создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики; на третьем этапе (с 1999 г.) сначала взаимно фиксируются курсы валют, а затем вводится единая валюта и создается единый европейский центральный банк. На этом же этапе вступит в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норвегией и Лихтенштейном).

Интеграционные  процессы в Северной Америке (НАФТА)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

 Наиболее развитой  интеграционной группировкой на  американском континенте является  Североамериканская зона свободной  торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

 o географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;

 o тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США ;

 o усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

 О масштабах экономической  взаимосвязи США, Канады и Мексики  на основе взаимной торговли  и движения капитала можно  судить по следующим данным. В  США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.

 Соглашение о НАФТА  можно считать принципиально  новым этапом в процессе либерализации  торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США,  Канадой и Мексикой. Впервые государство  “третьего мира” добровольно  объединилось с двумя высокоразвитыми  странами.

 В течении XX в. постепенно  размывались границы между США  и Канадой путем относительно  свободного движения товаров,  капитала, рабочей силы. Качественное  изменение экономических отношений  между США и Канадой произошло  в 1988 г., когда на межгосударственном  уровне было заключено американо-канадское  соглашение о свободной торговле. Одновременно в 80-е – начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения  экономик США и Мексики. В  1992 г. Мексика подключается к  американо-канадскому соглашению  о свободной торговле. Интеграционные  процессы в НАФТА, по замыслу  его организаторов, будут идти  по типу интеграции в ЕС: создание  общего рынка товаров, капиталов,  рабочей силы, технологий США,  Канады, Мексики, в конечном итоге  – сращивание процессов воспроизводства  экономики государств-членов, формирование  единого хозяйственного организма трех стран. По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом.

 НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим  потенциалом.

 Структура североамериканского  интеграционного комплекса имеет  свои особенности по сравнению  с европейской моделью интеграции. Главное отличие – асимметричность  экономической зависимости США,  Канады и Мексики. Канада и  Мексика скорее являются конкурентами  на американском рынке товаров  и рабочей силы, соперниками по  привлечению капитала и технологий  американских корпораций, чем партнерами  по интеграционному процессу. Другая  особенность североамериканской  экономической группировки заключается  в том, что ее участники находятся  в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие  удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям. Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров. Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:

Информация о работе Сущность и формы международной экономической интеграции