Сущность и формы международной экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:39, доклад

Описание работы

Развитие и углубление МРТ делает объективно необходимым создание глубоких и устойчивых взаимосвязей между национальными хозяйствами. Качественно новый процесс интернационализации хозяйственной жизни, основанный на взаимной адаптации и сближении экономик разных стран, их взаимоприспособлении, называется международной экономической интеграцией (МЭИ).
Созданию интеграционных группировок, как правило, способствовали следующие условия:

Файлы: 1 файл

Сущность и формы международной экономической интеграции.docx

— 65.94 Кб (Скачать файл)

 Привлечение прямых  иностранных инвестиций в страны  СНГ происходило с разной степенью  интенсивности. В 1996 году их  доля в общем объёме вложений  составила в Кыргызстане 0,68 части,  Азербайджане – 0,58, Армении –  0,42, Грузии – 0,29, Узбекистане –  0,16, Казахстане – 0,13. В то же  время эти показатели незначительны  в Беларуси – 0,07, Молдове –  0,06, России – 0,02, Украине –  0,007. Стремление уменьшить инвестиционные  риски побудило правительство  США распространить государственные  программы стимулирования и защиты  национального капитала на американские  компании, действующие в странах  СНГ. Прямую поддержку компаниям  США в их зарубежной деятельности  оказывает ОРIC (Overseas Private Investment Corporation (корпорация поддержки прямых иностранных инвестиций)). К 1993 году OPIC заключила двусторонние межправительственные соглашения со всеми 12 странами СНГ. Анализ первых лет деятельности OPIC в странах СНГ свидетельствует о том, что эта организация способствует притоку прямых иностранных инвестиций в экономику региона, объём которых в 1994 году составил 2,1 млрд. долларов, в 1995 – около 2,8 млрд. долларов.

Изменения в структуре  производства по категориям хозяйств привели к существенному снижению товарности сельского хозяйства. Особенно большое снижение товарности произошло по овощам – в 2 раза, картофелю – в 1,6, скоту и птице – в 1,4, молоку – в 1,3 раза.

 

В процессе проведения аграрных реформ продолжается формирование новых  организационно-правовых форм собственности  производителей сельскохозяйственной продукции. Значительно сократилось  количество колхозов и совхозов. Большинство  этих хозяйств преобразовано в акционерные общества, товарищества, ассоциации, кооперативы. К началу 1997 года в СНГ зарегистрировано 786 тыс. крестьянских хозяйств со средним наделом 45 тыс. м 2. Общим негативным моментом в проведении аграрных преобразований являлось отсутствие глубоко проработанных программ, комплексности и последовательности реформирования, а также ослабление или почти полный уход государства от своих регулирующих функций и протекционистской поддержки сельского хозяйства. Всё это в сочетании с разрывом традиционных связей обусловило усиление аграрного кризиса, спад производства, рост социальной напряжённости в деревне.

Важным элементом формирования общего рынка труда стран СНГ является миграция рабочей силы. За период 1991-1995 годов численность населения России увеличилась за счёт миграции из стран СНГ и Балтии на 2 млн. человек. Такое значительное количество беженцев и вынужденных переселенцев увеличивает напряжение на рынке труда, особенно если учесть их концентрацию в отдельных регионах России, требует больших затрат на строительство жилья и объектов социальной сферы. Миграционные процессы в государствах СНГ представляют одну из самых сложных социально-демографических проблем. Поэтому страны Содружества проводят работу по заключению дву- и многосторонних соглашений направленных на регулирование миграционных процессов.

Наблюдается заметное снижение численности студентов, прибывающих  на учёбу из одних стран СНГ  в другие. Так, если в 1994 году в ВУЗах  России обучалось 58700 студентов из ближнего зарубежья, то в 1996 году – лишь 32500.

 Законодательные акты  в области образования переплетены  с законами о языках, принятыми  практически во всех странах  Содружества. Объявление языка титульной нации единственным государственным языком, введение обязательного экзамена на знание государственного языка, перевод на этот язык делопроизводства, сужение сферы высшего образования на русском языке объективно создали трудности для проживающей в этих странах значительной части населения не титульной национальности, в том числе русскоговорящих. В результате многие независимые государства успели настолько обособиться, что возникли трудности с академической мобильностью абитуриентов и студентов, эквивалентностью документов об образовании, изучением учебных курсов по выбору учащихся. Поэтому формирование общего образовательного пространства будет являться важнейшим условием реализации позитивных интеграционных процессов СНГ.

Имеющиеся у государств Содружества  значительные фундаментальные и  технологические заделы, высококвалифицированные  кадры, уникальная научно- производственная база остаются в значительной мере невостребованными и продолжают деградировать. Всё реальнее становится перспектива того, что государства Содружества в ближайшее время столкнутся с проблемой неспособности с помощью национальных научно-технического и инженерно-технического потенциалов собственными силами обеспечить потребности экономики своих стран. Это неминуемо усилит тенденцию решать внутренние проблемы за счёт массовой закупки техники и технологии в третьих странах, что поставит их в длительную технологическую зависимость от внешних источников, что, в конечном счёте, чревато подрывом национальной безопасности, усилением безработицы и снижением уровня жизни населения.

Государствам Содружества  следует предпринять более энергичные шаги по развитию интеграционных процессов  в научно-технологической сфере  путём создания общей нормативно-правовой базы, подготовки и принятия межгосударственных программ, представляющих взаимный технологический  интерес.

С распадом СССР изменилось геополитическое и геоэкономическое положении стран Содружества. Изменилось соотношение внутренних и внешних факторов экономического развития. Претерпел существенные изменения и характер экономических связей. Либерализация внешнеэкономической деятельности открыла путь на внешний рынок большинству предприятий и предпринимательских структур. Их интересы стали выступать в качестве решающего фактора, в значительной степени определяющего экспортно-импортные операции государств Содружества. Большая открытость внутренних рынков для товаров и капиталов стран дальнего зарубежья привела к насыщению их импортной продукцией, что повлекло за собой определяющее влияние конъюнктуры мировых рынков на цены и структуру производства в странах СНГ. В результате этого многие товары, производимые в государствах Содружества оказались неконкурентоспособными, что вызвало сокращение их производства и, как результат, значительные структурные изменения в экономике. Характерным стало развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на рынках стран вне СНГ.

В результате активного развития указанных процессов произошла  переориентация экономических связей государств Содружества. В начале 1990-х  годов товарообмен с нынешними  странами Содружества достигал 0,21 их суммарного ВВП, в то время как  в странах Европейского сообщества этот показатель составил всего 0,14. В 1996 году товарообмен между странами СНГ составил только 0,06 суммарного ВВП. В 1993 году в общем объёме экспортных операций стран СНГ доля самих  этих стран составляла 0,315 части, в  импорте – 0,435. В экспортно-импортных  операциях стран ЕС доля экспорта в страны ЕС составляла 0,617 части, доля импорта – 0,611. То есть тенденция  хозяйственных связей, проявившаяся в СНГ, противоречит мировому опыту  интеграции.

 Почти во всех странах  СНГ темпы роста товарооборота  за пределами Содружества превышают  темпы роста товарооборота внутри  СНГ. Исключение составляют Беларусь  и Таджикистан, внешняя торговля  которых характеризуется устойчивой  тенденцией усиления товарообменных  отношений со странами СНГ. 

 Анализ географической структуры экспорта и импорта стран СНГ показывает, что направления переориентации экономических связей в рамках Содружества и структурные преобразования во внешнеторговых отношениях стран СНГ привели к регионализации торговых связей и дезинтеграционным процессам по Содружеству в целом.

В структуре импорта государств СНГ прослеживается ориентация на текущие  потребительские нужды. Основное место  в импорте стран СНГ занимает продовольствие, сельскохозяйственное сырьё, изделия лёгкой промышленности, бытовая техника. Тенденция в  переориентации экономических связей стран СНГ состоит в деиндустриализации внешних и внутренних связей. Модель интегрирования в мировое хозяйство государств СНГ, в основе которой лежит обмен невозобновляемых минеральных ресурсов на товары преимущественно потребительского назначения, создаёт препятствия для прогрессивных структурных сдвигов в их экономике. Происходит формирование неэффективной структуры производства с преимущественным развитием топливно-сырьевых отраслей. Дальнейшее развитие экономических связей подобной направленности ведёт к односторонней зависимости от развитых государств.

 Таким образом, проведённый  анализ позволяет выделить основные  причины переориентации экономических связей государств Содружества с ближнего на дальнее зарубежье. Экспорт стран СНГ за пределы СНГ рассматривается как основной источник поступления свободноконвертируемой валюты. Существование реальной возможности в высокотехнологичной и наукоёмкой продукции высокого качества, которая не может быть произведена на внутреннем рынке стран СНГ. Приобретение более качественного сырья в условиях превышения внутренних цен мировых. Стремление быстрее войти в мировой рынок. Предпочтение партнёров из стран вне СНГ, продиктованное их большей надёжностью в платёжно-расчётных отношениях. Более высокие транспортные тарифы и другие платежи на внутреннем рынке. Нестабильная ситуация в ряде стран СНГ, наличие регионов, где нарастает социальная напряжённость и происходят вооружённые конфликты.

 Значительные перемены  в экономике государств Содружества  привели к существенным изменениям  их макроэкономических показателей.  Изменились основные пропорции  развития хозяйственных комплексов  стран СНГ. Для анализа пропорций  сопоставляются изменения в производстве  и конечном использовании. Производство представлено важнейшими отраслями – промышленностью, сельским хозяйством (всех категорий хозяйств), транспортом общего пользования (без трубопроводного), конечное использование – капитальными вложениями (по всем источникам финансирования), реальными располагаемыми денежными расходами населения, а также показателем внешнеэкономической деятельности – долей экспорта в ВВП. Общей тенденцией в экономике государств Содружества является уменьшение объёмов ВВП. Вместе с тем сопоставление показателей сокращения объёмов ВВП и капитальных вложений показывает, что во всех странах СНГ за исключением Азербайджана, глубина спада в сфере инвестиций в основные фонды существенно больше, чем величины ВВП. Это свидетельствует о том, что одновременно с уменьшением объёмов ВВП происходило резкое изменение структуры их конечного использования. Глубокое снижение инвестиционной активности в условиях либерализации внешней торговли привело к соответствующему росту дальнего экспорта сырья.

 

 Рост удельного веса экспорта в ВВП во всех странах, кроме Азербайджана и Грузии и получение международных кредитов дали возможность увеличить удельный вес импорта из стран дальнего зарубежья в ВВП во всех странах, кроме Узбекистана, который в основном состоит из предметов потребления, главным образом продукции лёгкой и пищевой промышленности. Таким образом, использование ресурсов накопления на конечное потребление в государствах Содружества происходило не через изменение структуры национальных производств, а путём интенсификации их торговли с мировым рынком. Это привело к снижению ресурсного обеспечения промышленности и сельского хозяйства государств Содружества и к сокращению спроса на продукцию этих отраслей, что в свою очередь обусловило существенное уменьшение объёмов производства в 1991 – 1996 годах во всех государствах Содружества, кроме Узбекистана, где наблюдался рост продукции промышленности, и Армении, где увеличились объёмы сельскохозяйственного производства.

Формирование альтернативных интеграционных вариантов в странах  СНГ. СНГ как надгосударственное образование имеет слишком небольшое  количество «точек соприкосновения» между  его членами. Это заставляет лидеров  стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. После распада  СССР сокращение торговых связей между  странами СНГ было неравномерным: одни связи ослабевали, другие, наоборот, - крепли. В результате этого произошла  и не могла не произойти регионализация экономического пространства СНГ. Процесс  регионализации получил организационное  оформление. Были сформированы следующие  интеграционные группировки: Союзное  государство Беларуси и России (СБР). Таможенный союз (ТС). Центрально-азиатское  экономическое сообщество (ЦАЭС). Объединение  Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ). Тройственный экономический  союз (ТЭС). На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более  конкретными общими целями и проблемами:

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,Узбекистан. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.

Евразийское экономическое  сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. В 2000 году на базе ТС его членами было учреждено Это международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.

 

 Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС, первоначально ЦАЭС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004 года). Создание сообщества было вызвано неспособностью СНГ сформировать эффективный политико-экономический блок. Организация Центрально-Азиатского экономического сотрудничества (ЦАЭС) являлась первой региональной организацией экономического сотрудничества стран Центральной Азии. Договор об учреждении организации ЦАС был подписан главами государств 28 февраля 2002 года в Алматы. Однако, ЦАЭС не смогло создать зону свободной торговли и из-за низкой эффективности работы организация была ликвидирована, а на ее базе было создано ЦАС. Договор об учреждении организации ЦАС был подписан главами государств 28 февраля 2002 года в Алматы. Заявленные цели — взаимодействие в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах, оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов ЦАС, проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля, осуществление согласованных усилий в поэтапном формировании единого экономического пространства. 18 октября 2004 года к ЦАС присоединилась Россия. 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС — то есть фактически решено упразднить ЦАС.

Шанхайская организация  сотрудничества (ШОС) — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая  называлась Шанхайская Пятёрка, и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.

Информация о работе Сущность и формы международной экономической интеграции