Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования — процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования – условия формирования ИКТ- компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании опыта формирования ИКТ - компетентности учащихся основной школы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ИКТ – компетентности 7
Основные положения компетентностного подхода 7
Классификация ключевых образовательных компетентностей 11
Информационная компетентность в системе ключевых компетентностей 17
Структура ИКТ – компетентности 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практика формирования ИКТ – компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 30
2.1. Измерение уровня сформированности ИКТ- компетентности учащихся 9 класса. 30
2.2. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики в основной школе 36
2.3.Динамика формирования компонентов ИКТ-компетентности учащихся 9 класса 40
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа «Формирование икт-компетентнос.doc

— 932.00 Кб (Скачать файл)

 

   2) Управление информацией. Данное умение сводится к выявить все возможных источников информации и выбору наилучших из них. Второй шаг – управление стратегиями поиска информации. Поняв, какого рода информация нам нужна, мы далее решаем, каким способом следует осуществлять информационный поиск. Для овладения данным умением учащийся должен ответить на следующие вопросы:  Каковы возможные источники? Какие из них нам более всего подходят? Каковы возможные доступные источники информации? Учебник? Энциклопедия? Справочная литература в библиотеке? Базы данных на CD-ROM? Эксперты? Интернет? Какие из этих источников отвечают моим потребностям в максимальной степени?

   На данном этапе  можно использовать следующие  информационные технологии к шагу :

 стратегии поиска в Интернете и в базах данных, использование ключевых слов, предметные рубрики, фразы, Булеву логику.

   Возможности информационного поиска на втором шаге значительно расширяются, если у учащихся есть возможность обращаться к онлайновым базам данных и к Интернету. Объем информации, доступной через Интернет, поистине колоссальный. Чтобы не потеряться в этом океане, нужно разработать определенную стратегию поиска. Как один из вариантов можно использовать заполнение таблицы еще до начала работы с компьютером. Предлагается определить общую тему, а также ключевые слова, их синонимы, фразы и их комбинации, образуемые логическими связками “и”, “или” и “не”.

 

 3) Доступ к информации. Это умение сводится к тому, чтобы найти соответствующий источник (теоретически или практически), а также  найти нужную информацию внутри источников.  Третий шаг (доступ) будет логическим продолжением первых двух На данном этапе учащийся должен ответить на вопросы: Где расположен каждый источник? Где внутри каждого из них, находится нужная информации? Как можно на них выйти лично или через Интернет? Где внутри каждого из них находится нужная информация? Грамотное выполнение первого шага уже дает ключ к определению того, какого рода информация окажется адекватной нашей задаче на третьем шаге.

   Информационные технологии к шагу №3:справочные разделы Интернета, подписные базы данных,  электронная почта,  поисковые системы Интернета.

   Третий шаг  радикальным образом изменил свой характер с тех пор, как школы, библиотеки и отдельные пользователи подключились к Интернету. С помощью ключевых слов и логических операторов имеется возможность фокусировать поиск и преодолеть избыточность информации, содержащейся в Интернете. В Интернете находится также множество словарей и энциклопедий, расшифровывающих любое понятие, которое может интересовать учащихся. Подписные базы данных дают возможность обращаться через компьютер к текстам статей из научных журналов. С помощью электронной почты можно обратиться за консультацией к коллегам или к другим пользователям, интересующимся сходными проблемами. Каждая поисковая система ориентирована на определенный вид поиска.

 

4) Интеграция информации. Данное умение направлено на организацию  материала, полученный из различных источников и  представление информации должным образом. Шаг №4 (интеграция) по сути своей является творческим. Учащийся должен организовать всю собранную информацию, интегрируя ее со своими прошлыми знаниями и с прошлым опытом. На этой фазе происходит и выбор формы представления результатов. На этом этапе учащийся должен ответить на вопросы: Как организовать всю имеющуюся информацию? Как корректно представить результаты анализа? Как будет выглядеть окончательный продукт? На каких пользователей он рассчитан? В каком виде мы его представим?  

   Информационные  технологии, используемые на данном этапе: мультимедийные презентации (PowerPoint, Hyperstudio, KidPix), язык разметки гипертекстов HTML , вложения электронной почты, FTP, электронные таблицы, текстовый редактор.

   Наличие современных информационных и коммуникационных технологий позволяет каждому пользователю представлять свои идеи в электронном виде. Программное обеспечение типа HTML, электронных приложений или FTP дает возможность размещать текстовые или аудиофайлы в Интернете.

 

5) Оценка информации. Данное умение  сводится к оцениванию  качества полученного  продукта и  оценивания эффективности проделанной  работы. После нахождения потенциально полезных источников, учащиеся готовы к пятому шагу  – оценке информации. Вопросы для данного этапа: Как наилучшим образом использовать каждый источник?  Какая информация, содержащаяся в нем, будет максимально полезной для нас? При ответе на этот вопрос нужно учитывать не только степень доступности, но степень надежности (документированности)  информации.

   Информационные  технологии к шагу №5: скачивание и декомпрессия файлов,  прямое копирование фрагментов текста, создание заметок с помощью текстового редактора,  использование электронных таблиц и баз данных для организации и анализа данных.

   Современная техника значительно облегчает выполнение пятого шага. Но необходимо, чтобы учащиеся имели представления об авторских правах, плагиате, правилах цитирования. Сейчас очень легко скачивать и копировать материалы из Интернета или из электронных баз данных. Но это вовсе не освобождает нас от овладения умениями фиксировать, организовывать и анализировать данные.

6) Создание информации. Данное умение определяет  решение  конкретной проблемы на основе имеющейся информации и умение  сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы.  На этом этапе учащийся отвечает на следующие вопросы: Можно ли считать задачу решенной? Отвечает ли полученное решение на исходно поставленный вопрос? Удалось ли найти авторитетные источники? Как можно улучшить данный продукт?Шестой шаг  заключается в создании того, насколько окончательный продукт соответствует условиям исходной задачи. Создание подразумевает эффективность самого процесса решения задачи. Можно предложить   учащимся задать себе вопрос: Как можно усовершенствовать этот процесс? Хотя формально решение задачи уже готово, не мешает подумать о том, насколько успешно вы действовали. Ведь в реальной жизни довольно часто встречаются сходные ситуации.

7) Передача информации. Данное умение сводиться к извлечению  нужной информации и передачи ее на расстоянии. Седьмой шаг  является завершающим. Все этапы решения информационной задачи выполнены. Надо быть готовым к тому, что аналогичная задача, пусть в несколько иной форме, снова возникнет перед нами в недалеком будущем. На этом этапе учащиеся отвечают на следующие вопросы: Можно адаптировать Можно адаптировать информацию для конкретных потребностей? Как грамотно цитировать источники? Как передать информацию для анализа?

 

Выводы по главе 1:

В процессе развития информационного  общества владение информацией рассматривается в качестве ведущей предпосылки социализации личности, формируются принципиально новые требования к качеству образования, в том числе и в основной школе.

   Установлено, что  компетентностный подход в обучении  является актуальной тенденцией мирового образования, позволяющий разрешить противоречия между программными требованиями, запросами общества и потребностями личности в  результатах образования.

   Ведущими понятиями  настоящего исследования признаны: «компетенция», «компетентность», «ключевые компетентности», «информационно – коммуникационная технологическая компетентность» («ИКТ-компетентность»).

   Так, с позиций  компетентностного подхода, компетенция  есть цель образования. Компетентность  – это обобщенные способности  личности, результат образования. Ключевые компетентности выступают в качестве центрального ядра и включают в себя: знания, понятия, отношения, учебно-познавательные мотивы, знания и умения по учебным предметам. Другими словами, каждый ученик компетентен в той, степени, в какой усвоенные им знания он способен применить на практике.

   В условиях  внедрения информационных и коммуникационных  технологий информационную компетентность  личности принято рассматривать  с точки зрения освоения компьютера, программного обеспечения, умения пользоваться Интернетом, электронными каталогами библиотек, находить информацию в СМИ, работать с разными источниками. Поэтому в данной работе мы рассматриваем информационно-коммуникационную технологическую компетентность (ИКТ – компетентность).

      Итак, в первой главе мы рассмотрели, что означает   понятие «ИКТ- компетентность». Мы выяснили, что однозначного определения этого понятия не существует. Мы придерживаемся точки зрения, что ИКТ-компетентность -  это совокупность умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, ответственно реализовывать свои планы, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий. В этой главе мы также рассмотрели подробно структуру информационной компетентности, которая состоит из отдельных познавательных  действий: определение, доступ (поиск), управление, интеграция, создание, сообщение информации.

 

 

 

Глава 2. Практика формирования ИКТ – компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатики

 

2.1.Измерение  уровня сформированности ИКТ-  компетентности учащихся 9 класса

 

Для измерения уровня сформированности ИКТ - компетентности были взяты 18 учащихся 9 класса МОУ ООШ № 4.    Для проверки отдельных познавательных действий, входящие в структуру ИКТ – компетентности использовались задания В Бурмакиной и Н.Фалиной из тестирования по поверке ИКТ – компетентности школьников (апрель 2007 год). Выполнение заданий оценивалось по трехбалльной шкале: 2 балла – высокий уровень, 1 балл  - средний уровень, 0 баллов – низкий уровень (см. Приложение 2). Задания выполнялись как на компьютере, так и в отдельных листах.

      Для  определения первого познавательного  действия, входящего в состав  информационной компетентности  учащихся «определение информации» учащимся было предложено задание «Разработка школьных плакатов» (содержание задания приведено в Приложение 3). В данном задании   проверялись умения точно интерпретировать и детализировать вопросы, а также умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде. Подробнее о критериях оценивания  заданий  посмотреть можно в Приложении 4. По результатам выполнения  первого задания выяснилось (результаты выполнения  задании приведены в Приложении 4), что познавательным действием «определения информации» на высоком уровне обладают -22% учащихся, на базовом уровне – 28%, на низком уровне – 50%. Качественный анализ результатов этого задания показал, что учащиеся, имеющиеся низкий уровень, не могут точно формулировать вопросы перед чтением текста (так называемое функциональное чтение). А также не умеют в тексте находить главную мысль и кратко ее формулировать, т.е. не обладают общеучебным навыком работы с текстом.  Это подтверждается  результатами анкетирования учителей русского языка, математики, физики, химии и биологии, географии, истории и обществознания (см.Приложений 5). Учителя также отмечают, что на уроках этому детей целенаправленно не учат.

   Для определения  второго познавательного действия, входящего в состав информационной  компетентности учащихся «поиск  информации» учащимся было предложено заполнить таблицу и заполнить в ней первые три столбца. Потом выполнить поиск информации в Интернете в соответствии с выбранной стратегией, проанализировать полученные ссылки и выберите, если это возможно, один–два документа для поиска ответа на вопрос. Учащемуся также были даны рекомендации: если ваш запрос оказался нерезультативным, то вернитесь к продумыванию стратегии поиска. Надо ли менять поисковый инструмент? Надо ли конкретизировать запрос? Надо ли изменить конструкцию запроса?

 

Вопрос

Вид поискового инструмента

Вид первоначального  запроса

Ответ

Адрес веб -страницы, на которой  найден ответ

В каком агрегатном

состоянии находится  вода

в облаке?

       

На каком кладбище и в каком городе

Находится могила

М.В. Ломоносова?

       

Каково процентное соотношение

соленой и пресной воды на нашей

планете?

       

Найдите

изображения

герба города Саратова

       

Найдите интерактивную

карту России

       

  

Результаты выполнения данного задания показали, что 33% учащихся выполнили это задание  на высоком, 56% - базовом, 11% - на низком. Качественный анализ результатов выполнения второго задания показал, что учащиеся, показавшие низкий уровень затруднялись в выборе поискового инструмента, не могли точно сформулировать первоначальный запрос, т.е та же проблема – формулировка точного вопроса.

  Для проверки  познавательного  действия «управление информацией»  учащимся предлагалось выполнить задание «Квартирный переезд». разместить предложенные книги по трем столбцам таблицы «Художественная литература», «Учебники и справочная литература», «Периодическая печать» (содержание задание находится в Приложении 3).     Результаты выполнения данного задания показали, что 44% учащихся выполнили это задание на высоком, 39% - базовом, 17% - на низком. В этом задании проверялось умение использовать предложенную схему классификации для структурирования информации.

    Следующим  проверяемым познавательным действием  было «оценка информации». Для  этого учащимся было дано следующее  задание :

«Вы готовите оперативную  справку (достоверную и фактическую  информацию) о состоянии экологической  среды Луганской области. Вам  известно, что в Луганской области, в районе г. Рубежное, расположен химический завод «Заря».  На днях в результате производственной аварии произошел выброс в атмосферу около 100 литров серной кислоты. Образовавшееся облако серной кислоты можно было наблюдать над г. Рубежное невооруженным глазом. Вы должны учесть эту информацию при подготовке справки. На ленте новостей вы видите 4 информационные сообщения, описывающие ситуацию в пострадавшем от химического выброса серной кислоты районе. Выберите несколько сообщений, которые вы включите в свою справку.

Информация о работе Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике