Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования — процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования – условия формирования ИКТ- компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании опыта формирования ИКТ - компетентности учащихся основной школы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ИКТ – компетентности 7
Основные положения компетентностного подхода 7
Классификация ключевых образовательных компетентностей 11
Информационная компетентность в системе ключевых компетентностей 17
Структура ИКТ – компетентности 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практика формирования ИКТ – компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 30
2.1. Измерение уровня сформированности ИКТ- компетентности учащихся 9 класса. 30
2.2. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики в основной школе 36
2.3.Динамика формирования компонентов ИКТ-компетентности учащихся 9 класса 40
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа «Формирование икт-компетентнос.doc

— 932.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Красноярский  государственный педагогический университет 

им. В.П. Астафьева

Институт математики, физики и информатики

Факультет информатики

Кафедра методики преподавания информатики

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

«Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике»

 

 

 

Работу выполнил:

Т.М.Высоцкая, __ группа

_____________________(роспись)

 

Научный руководитель:

А.Л.Симонова,

к.п.н., доцент, доцент каф. МПИ

_____________________(роспись) 

Рецензент:

П.С. Ломаско,

к.п.н., ст. преп. каф. ИВТ

_____________________(роспись)

 

Допущена к защите:

Т.А.Яковлева

к.п.н., доцент, зав. каф. МПИ

____________________(роспись)

 

         Оценка:

 

Дата защиты 24.06.2010

 

Красноярск 2010

 

 

Содержание: оформить так чтобы номера страниц не сливались с текстом (можно в виде таблицы с прозрачными контурами)

ВВЕДЕНИЕ    3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования ИКТ – компетентности   7

    1. Основные положения компетентностного подхода  7
    2. Классификация ключевых образовательных компетентностей 11
    3. Информационная компетентность в системе ключевых компетентностей 17
    4. Структура ИКТ – компетентности 18

Выводы по главе 1       22

Глава 2. Практика формирования ИКТ – компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике   30

2.1.     Измерение уровня сформированности ИКТ- компетентности учащихся 9 класса.     30

2.2.  Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики в основной школе       36

2.3.Динамика формирования компонентов  ИКТ-компетентности учащихся 9 класса  40

Выводы по главе 2     48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Приложение 1             52

Приложение 2    54

Приложение 3             57

Приложение 4             61

Приложение 5            65

Приложение 6            67

Приложение 7           69

Приложение 8           78

Список литературы   86 – перед приложениями

 

В заголовках точки  не ставятся (Я поправила, но вдруг где-то пропустила). Ссылки в квадратных скобках. Проверьте во всей работе

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество характеризуется  стремительным развитием науки  и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих  жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Важнейшей задачей современной  системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных  действий», обеспечивающих «умение  учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Все это позволяет говорить о системе ключевых компетентностей.

Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

В соответствии с компетентностным подходом система общего образования нацеливается на формирование у учащихся ключевых компетентностей. Научная основа этого подхода заложена в работах А.А. Пинского, М.В. Рыжакова, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова и др. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает обновление содержания образования на основе ключевых компетенций, которые в личностном плане проявляются как компетентности. Одной из важных проявлений компетентностей является умения  работать с информацией, вести поиск и отбор информации. В результате процесса  у учащихся должны сформироваться способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность должна обеспечить школьникам возможность:

  • успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
  • подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
  • жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

 В рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), реализованного правительством Российской Федерации в 2005-2008  годах,  в апреле – мае 2006 году был проведен мониторинг уровня сформированности ИКТ - компетентности учащихся 9 класса регионов, участвовавших в данном проекте, в том числе девятиклассников  Красноярском крае.

 В техническом задании к этому проекту указывалось, что «…одним из индикаторов успешности проекта ИСО, является его влияние на формирование информационной и коммуникационной компетентности выпускников девятого класса, которые завершают обучение по программе основной школы. Этот индикатор позволяет косвенно оценить влияние изменений в содержании и методах учебной работы в основной школе, которые связаны с внедрением ИКТ в практику учебной работы, с реальным уровнем использования и востребованности новых информационных технологий в образовательном процессе». Однако в дальнейшем этот вопрос развития не получил, вопрос  управляемого развития ИКТ - компетентности у учащихся основной школы изучен очень мало. Это и определило тему выпускной квалификационной работы: «Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике». Анализ состояния данного вопроса в педагогическом теории и образовательной практике позволяет выделить объективно существующие противоречия:

- между современными требованиями к результатам обучения учащихся общеобразовательной школы – с одной стороны, и отсутствием подходов к целенаправленному формированию ИКТ-компетентности учащихся — с другой.

- между прогрессом в области новых информационных и коммуникационных технологий, возрастающим спектром их дидактических возможностей – с одной стороны, и реальной ситуацией системного их использования в процессе обучения – с  другой.

    Разрешение данных противоречий и составило проблему исследования, которая заключается в разработке подходов определения уровня сформированности ИКТ-компетентности учащихся и путей дальнейшего  развития ИКТ-компетентности учащихся в образовательном процессе.

Объект исследования — процесс обучения информатике в школе.

Предмет исследования – условия формирования  ИКТ- компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании опыта формирования ИКТ - компетентности учащихся основной школы.

   В основе исследования лежит гипотеза, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики в основной школе способствует формированию и развитию ИКТ- компетентности учащихся.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  1. Проанализировать имеющиеся в научно-педагогической литературе представления о компетентностном подходе;
  2. Уточнить   понятие «ИКТ - компетентность», его структуру;
  3. Разработать комплекс заданий по информатике для 8-9 классов, направленных на формирование и развитие ИКТ – компетентности;
  4. Провести экспертную оценку необходимого уровня динамики формирования компонентов ИКТ-компетентности учащихся 9 класса.

   Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: общетеоретические - анализ научно-педагогической, учебной литературы, комплексной программы, модернизации образования, проект «Наша новая школа»; эмпирические - педагогический эксперимент (констатирующий), опытно-педагогическая работа по определению уровня сформированности информационной компетентности учащихся 9 класса. В процессе экспериментального исследования применялись психолого-педагогические методы - анкетирование и тестирование учащихся; статистические методы обработки данных педагогического эксперимента

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования ИКТ - компетентности

    1. Основные положения компетнтностного подхода

   Идеи компетнтностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. Тема компетентностного подхода стала активно обсуждаться в отечественной педагогике после опубликования в 2001 году «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», где подчеркивалось, что общеобразовательная школа должна формировать так называемые ключевые компетенции учащихся, определяющие современное качество образования. Но на данном этапе ни теоретическая, ни методическая база компетентностного подхода в Российской Федерации еще не сформировалась, в «Концепции…» было указано направление смены ценностных ориентиров и целей образования [1].

   По мнению исследователя  И.А.Зимней внедрение идей компетентностного  подхода в практику образования  обусловлено следующими факторами:

1) общеевропейской и мировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики;

2)  происходящей в последние годы сменой образовательной парадигмы;

3) необходимостью гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования»;

4) богатством понятийного содержания термина «компетентностный подход».

   О.Е.Лебедев отмечает, что применительно к компетентностному подходу смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования, образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

   А.А.Вербицкий   утверждает, что для реализации  компетентностного подхода необходимо  выполнения целого ряда условий [7, с.15]:

1) Качество образования,  обеспечиваемое существующей образовательной системой, перестало удовлетворять ожидания общества, государства, производства и каждого гражданина.

2) В образовательной практике накоплен обширный инновационный эмпирический опыт. В основе предлагаемой инновационной модели  обучения лежит развитая и достаточно мощная психолого-педагогическая теория;

3) Психолого-педагогическая теория, лежащая в основе новой модели обладает свойством технологичности;

4) Новая модель обучения преемственно опирается на предшествующие модели;

5) Новая образовательная модель затрагивает все структурные звенья педагогической системы;

6) Содержание обучения и воспитания и используемые педагогические технологии (формы, методы и средства, образовательная среда) адекватны целям и ожидаемым результатам, выраженным в выбранном перечне ключевых и иных компетенций;

7) Новый тип обучения решает асе те образовательные задачи, причем на более высоком уровне;

8) Определены, понятны границы применимости модели обучения, поскольку ни одна из них не может быть абсолютно универсальной;

9) Новая модель обучения имеет свой учебник, отражающий содержание обучения и логику его развертывания в образовательном процессе;

Информация о работе Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике