Человек в организации: общие понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Начиная с яслей и кончая домом для престарелых, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими членами организации, отдавая что-то организации, но получая от нее также что-то в обмен.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Человек и организация 7
1.1. Соотношение понятий "человек", "индивид"; "индивидуальность" с понятием "личность" 7
1.2. Понятие и сущность организации 8
1.3.Организационная структура 11
1.4. Взаимосвязь организации с внешней средой 12
1.5. Внутренняя среда организации 14
Глава 2.Взаимодействия человека с организационным окружением 16
2.1. Человек в системе общественных отношений 16
2.2.Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения 17
2.3. Модель взаимодействия человека и организационного окружения 22
2.4. Организационные коммуникации 23
Глава 3. Исследование организации и человека в ней 27
3.1. Краткая характеристика учреждения школы № 14 27
3.2. Характеристика изучаемого коллектива 29
3.3. Программа оптимизации управления персоналом школы № 14 30
Заключение 32 Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 59.47 Кб (Скачать файл)

 

Министерство культуры Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек в организации: общие понятия

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь

2012

 

 

ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры» Факультет культурологии

Кафедра управления и экономики СКС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек в организации: общие понятия

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Ведерникова П.О

студентка группы М11-1Б

Научный руководитель:

Доцент,Кандидат культурологии 
                                                                        Лисенкова А.А.

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь

2012

 

                                                   Содержание

Введение                                                                                                                4

Глава 1. Человек и организация                                                                     7

1.1. Соотношение понятий "человек", "индивид"; "индивидуальность" с понятием "личность"                                                                                            7                                                                     

1.2. Понятие и сущность организации                                                                8

1.3.Организационная структура                                                                         11

1.4. Взаимосвязь организации с внешней средой                                             12

1.5. Внутренняя среда организации                                                                   14

Глава 2.Взаимодействия человека с организационным окружением     16

2.1. Человек в системе общественных отношений                                           16

2.2.Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения                                                                                                             17

2.3. Модель взаимодействия человека и организационного окружения       22

2.4. Организационные коммуникации                                                               23

Глава 3. Исследование организации и человека в ней                              27

3.1. Краткая характеристика учреждения школы  № 14                                  27

3.2. Характеристика изучаемого коллектива                                                    29

3.3. Программа оптимизации управления персоналом школы № 14             30

Заключение                                                                                                       32    Список литературы                                                                                              34

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

 

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией.

Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Начиная с яслей и кончая домом для престарелых, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими членами организации, отдавая что-то организации, но получая от нее также что-то в обмен.

 

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.

Поэтому для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо выяснить, в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.

Объектом курсовой работы является общеобразовательная школа № 14 г.Пермь.

Предметом исследования является изучение человека в организации.

Структура работы.Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены основные понятия «человек», «индивид», так же расмотренно понятие «сущность организиции», внутрення среда организации и взаимосвязь организации с внешней средой. Во второй главе рассмотрено взаймодействие человеке с организацией, проблемы установления взаимодействия человека и организационного окружения, организационные коммуникации. В третьей главе взято исследование организации и человека в ней.

Представлена краткая характеристика школы №14, характеристика коллектива, и программа оптимизации управления персоналом.

При написании курсовой работы была использована научная литература авторов, таких как У.Бреддик Менеджмент в организации: учебное пособие, А.И.Наумов Менеджмент:Учебник, Рудакова И.А. Методы обучения в педагогической теории и практике, Мильнер Б.З. Теория организации,Шекня С.В.Управление персоналом современной организации: Учебное пособие и др.

Объем курсовой работы 37 страниц. Для составления работы было использовано 15 источников литературы. 
  Глава 1.Человек и организация

 

1.1. Соотношение понятий"человек", "индивид",                             "индивидуальность" с понятием "личность"

 

Наряду с понятием "личность" употребляются 'термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее. Человек- это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые у же сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

Индивид - это единичный представитель вида "homо sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

 

                    1.2. Понятие и сущность организации

 

Есть следующее определение сущности организации как процесса: это составная часть менеджмента, которая заключается в решении вопросов формирования структуры, касающихся: ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями (менеджерами): инспекторами-контролерами и другими служащими; формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности.

Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель; работают в одной команде, группе; используют определенные знания и технические приемы; выступают как единый и целостный организм.

Менеджмент осуществляет свои функции в направлении выполнения поставленных задач через посредство людей, используя разнообразные технические приемы, в рамках той или иной организации.

Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые  считают себя частью этой группы 

2. Наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния  или результата), которую принимают  как общую все члены данной  группы.

3. Наличие  членов группы, которые намеренно  работают вместе, чтобы достичь  значимой для всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей (определение Честера Бернарда, одного из классиков менеджмента 30-40-х годов).

Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.

Таким образом, когда употребляется слово организация, имеется в виду формальная организация.

Из определения следует, что организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Менеджмент - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.

Эти общие черты, кратко изложенные ниже, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.

В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов.

Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

Информация о работе Человек в организации: общие понятия