Архивный маркетинг и его необходимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение архивного маркетинга и его необходимость, значимость для организации.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть всю суть архивного маркетинга
Изучить потребности пользователей документной информации
Понять принципы маркетинга архивной информации
Изучить основные виды услуг архива

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.08 Кб (Скачать файл)

– неопубликованность документа (неопубликованные документы дореволюционного периода оцениваются, как правило, выше оценки, предусмотренной рассматриваемыми методическими рекомендациями, повышение стоимости неопубликованных документов послереволюционного периода может производиться только в случае истечения срока авторского права, который в 1980-е гг. составлял 25 лет, а в настоящее время – 50 лет;

– автографичность документа (авторская машинопись – когда автор сам печатал текст – приравнивается к автографу, авторизация – когда имеются авторские правки и подписи – увеличивает стоимость рукописи; в качестве примера приведем очень редкий автограф М.А.Булгакова);

– записи или пометы на документе (рассматривается как авторская принадлежность сделанных записей и помет, так и их содержательная сторона);

– редкость документа (при денежной оценке необходимо установить сохранность личных архивов, учесть редкость отдельных видов документов? например, ревизских сказок);

– адресат (чем значительней лицо, кому был адресован документ, тем выше может быть его стоимость);

– внешние особенности документа (его палеографические, художественные особенности оформления, материал, на котором изготовлен документ и т. д.);

– физическое состояние документа («рваный» или «потрепанный» документ всегда будет цениться ниже аналогичного, но хорошо сохранившегося);

– антикварно-букинистическая цена (на документы как на предметы коллекционирования может быть особый спрос и даже мода, поэтому приходится учитывать цены на рынке и среди коллекционеров).

Принцип распределения цен по отдельным группам документов был следующий:

- примерные (базовые) цены  устанавливались по таким группам, как книги актовые и делопроизводственные (например, разрядные, боярские, родословные, писцовые книги);

- грамоты и документы (духовные грамоты, жалованные на  землю и крестьян, жалованные  на дворянское достоинство, челобитные, прошения и т. д.). Эти книги, грамоты  и документы ценились по периодам  с XVI в. до 1626г., с 1626по 1700г., XVIII в., с начала XIX в. до 1861г., с 1861 по 1917г.

С учетом применения в совокупности рассмотренных критериев, принципов деления документов по видовым (номинальным), авторским и хронологическим признакам в стране до 1990-х г. устанавливались примерно следующие цены:

– писцовая книга XVI в. (до 1626 г.) могла оцениваться от 400 до 800 рублей;

– сборник летописей XV в. – от 250 до 1000 рублей;

– библия XVI в. – от 125 до 400 рублей, а ХХ в. – от 10 до 35 рублей;

– отпускная в замужество с 1626 по 1700 г. – от 10 до 20 рублей, XVIII в. – от 7 до 15 рублей, а с начала XIX в. до 1861г. – от 5 до 10 рублей;

–рукописи Екатерины II – от 120 до 300 рублей, письма – от 150 до 400 рублей; – проза А.А. Ахматовой, С.А. Есенина от 5 до 25 рублей, стихи – от

20 до 50 рублей, письма –  от 10 до 50 рублей, фото – от 3 до 10 рублей.

Как показывает опыт (и профессионалы придерживаются такого же мнения), сами фондообразователи могут безвозмездно передать в дар или по завещанию свои документы в то или иное хранилище, но чем более отдаленные родственники обладают личным архивом того или иного лица, тем за более высокую цену они желают его продать.

Принципы денежной оценки и методика установления цен до начала 1990-х гг. были привязаны к уровню цен в стране, а сама практика оценки документов носила несистемный, эмпирический характер. В тоже время, например, автографы Ф.М. Достоевского на международном уровне ценились наравне с автографами Байрона и Гёте.

С учетом международного опыта денежной оценки и уровня цен за рубежом в ВНИИДАД 1993 г. выпустил новые методические рекомендации «Принципы денежной оценки документов Архивного фонда Российской Федерации и их страхование».

Впервые были четко разграничены три объекта стоимостной оценки: собственно документ, копия документа и информация, содержащаяся в документе.

Продают и покупают подлинные архивные документы у частных лиц, организаций на аукционах; распространены продажа или обмен копий документов в виде факсимильных форм, муляжей, микрофильмов и микрофиш (микрографические копии, микрографические издания); продают и покупают информацию архивных документов, обработанную по специальным программам и записанную на машинных носителях, а также в форме справочников по архивным документам.

Если в отечественном архивоведении опыт денежной оценки документов в процессе купли-продажи был связан в основном с приобретением документов в собственность государства, то за рубежом существует и активно развивается рынок архивных документов, которые всё чаще рассматривают в качестве предметов коллекционирования.

Архивное законодательство пыталось регулировать процесс коллекционирования. Еще в бытность СССР именно архивным органам было вменено в обязанность выдавать и регулировать в установленном порядке разрешения на собирание старинных документальных памятников. Например, в РСФСР существовало «Временное положение о порядке выдачи и регистрации специальных разрешений на собирание старинных документальных памятников на территории РСФСР».

В Положении о Федеральной архивной службе России 1998 г. говорилось о необходимости получения как юридическим, так и физическим лицам специального разрешения в Федеральной архивной службе на собирание старинных документальных памятников. Вопрос этот, правда, дискутировался между Росархивом и прежним Министерством культуры Российской Федерации – кому все-таки такие разрешения выдавать.

После административной реформы в марте 2004г. и преобразования Федеральной архивной службы в Федеральное архивное агентство в положении о последнем от 17 июня 2004 г. № 290 о подобной роли Росархива в деле собирания старинных документальных памятников уже ничего не говорится. В России можно собирать лишь те старинные документальные памятники, документы личного происхождения, которые не включены в состав Архивного фонда Российской Федерации, а находятся в распоряжении частных лиц, будучи невыявленными, неучтенными, не зарегистрированными в соответствующих архивных учреждениях или учреждениях культуры.

Как показывает опыт собирательской деятельности, старинные документальные памятники нередко встречаются у потомков граждан старообрядческого христианского вероисповедания. Именно в среде русского старообрядческого крестьянства в течение веков сохранялись документы письменной традиционной культуры позднего русского cсредневековья.

Имеющиеся у населения старинные документы, за редким исключением, не относятся к документам личного происхождения. Но вряд ли их можно отнести к документам, образовавшимся в деятельности какого-либо учреждения, существовавшего ранее. Подчас это просто невозможно установить. Сейчас такие документы представляют собой памятники определенной эпохи, находящиеся в личной собственности граждан или собственности старообрядческой общины.

В 1994г. была создана специальная Федеральная служба России по сохранению культурных ценностей, на которую были возложены:

– организация и проведение искусствоведческой, историко-культурной экспертизы и регистрация культурных ценностей, вывозимых из Российской Федерации и ввозимых на ее территорию, а также выдача соответствующих свидетельств физическим и юридическим лицам;

– принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации мер по восстановлению законных прав собственников культурных ценностей при незаконном вывозе и ввозе культурных ценностей и передаче права собственности на них;

– осуществление контроля за соблюдением правил внешнеэкономической деятельности, относящейся к культурным ценностям; – контроль за соблюдением установленного настоящим Указом порядка реализации предметов антиквариата на территории Российской Федерации.

При определении цены документа специалисты пользуются также разработанной системой критериев, многие из которых не претерпели за последнее время особенных изменений.

Правда, критерии стоимостной оценки, как и критерии экспертизы ценности документов, теперь принято классифицировать по трем группам:

– критерии информационной ценности (вид или адресат, содержание документа);

– критерии потребительской ценности (подлинность, время создания, внешние особенности документа, новизна сообщаемой информации, в первую очередь опубликованность документа, уровень или интенсивность спроса на ретроспективную документную информацию);

– критерии сохранности документов (сохранность текста, режим хранения и степень риска при последующем перемещении и хранении документа, что требует дополнительных финансовых вливаний).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА АРХИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В любом современном учреждении, организации или предприятии на самом деле нет ничего ценнее документов - даже документов современных, находящихся в делопроизводственном процессе. Пройдут годы, устареет вся современная техника, а ее парк обновляется стремительно, выйдет из моды мебель или превратится в труху мебель, сделанная из ДСП (древесно-стружечных плит), уже не будет в коллективе людей, когда-то здесь работавших, но останутся документы как молчаливые свидетели когда-то киᴨȇвших «учрежденческих страстей».

Парадоксально, но факт - даже уничтожаемые сегодня в ходе плановой эксᴨȇртизы ценности документы спустя годы могут оказаться куда более ценными, нежели мы сегодня это представляем.

Правильно говорили старые архивисты: «Лучше лишнее сохранить, нежели нужное уничтожить». Этот постулат должен помнить каждый работающий с документами, ибо в итоге от учреждения ничего не остается, кроме его документов. Это хорошо понимают архивисты; архивные учреждения Российской Федерации в последние годы действительно приобрели значительный опыт коммерческого использования документов, одним из асᴨȇктов при оценки котоҏыҳ является установление цены документа, копии документа или документной информации

Маркетинг архивной информации - деятельность, направленная на изучение рынка информации и определение спроса на ретросᴨȇктивную информацию, содержащуюся в архивных документах, а также на услуги архивистов.

В соответствии с Основами законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах, финансирование и материально-техническое обесᴨȇчение архивов осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Основой маркетинга является совпадение интересов продавца и покупателя, предложение редкой информации по высокой цене, определение места и времени продажи информации.

Основополагающий принцип маркетинга - узнать, какой товар и по какой цене хочет приобрести потенциальный покупатель, а потом его производить.

Цель маркетинга - прогнозирование спроса на архивную информацию и услуги для оптимизации их создания и сбыта; получение внебюджетных средств.

Маркетинговые исследования проводятся для повышения стеᴨȇни обоснованности управленческих решений в процессе разработки новых товаров и услуг. Это даст возможность архивам избежать значительных потерь финансовых средств.

Маркетинговая деятельность в архиве включает:

1. Изучение  потребностей пользователей архивной  информации.

2. Установление  оптимальных цен на работы  и услуги, корректировку их в  соответствии со спросом на  архивную информацию.

3. Сохранение  и поиск новых потребителей  архивной информации.

Маркетинговые исследования проводятся по следующей программе:

* изучение  информационных товаров, имеющихся  на рынке, и цен на них;

* изучение  потребителей информации и выявление  их потребностей;

* анализ  собственных информационных ресурсов  и их соответствие долгосрочному  спросу на информационном рынке;

* определение  каналов вывода информационных  товаров на рынок.

Маркетинговые исследования предполагают создание информационной системы для регулярного сбора и хранения данных, собираемых по указанной выше программе. Информационная система по маркетингу обязательно должна включать в себя базу данных (БД), содержащую тексты законодательных актов в области информации. Можно рекомендовать создать БД по тематике исследований пользователей архива и о запрошенных ими документах, что очень важно для изучения спроса на архивную информацию. Эти данные необходимы для создания фонда пользования на микрофильмах или оптических дисках.

Отдельно можно создать БД по иностранным исследователям, работавшим в архиве. В такую базу следует вносить записи с названием научных центров и фамилиями зарубежных пользователей на языке той страны, откуда они приехали. В этой связи фамилии иностранных пользователей и названия научных центров следует вносить в журналы регистрации не только на русском, но и на языке страны прибытия, если там используется латинская графика или кириллица.

Проведение маркетинговых исследований рационально организовать в Отделе использования архивных документов, поскольку именно в этом отделе собирается вся информация о пользователях, их темах исследований, а также сведения об использованных ими архивных документах. В этом случае маркетинговые исследования не будут лишней работой для данного отдела, а наоборот, значительно облегчат деятельность архива по обслуживанию потребителей архивной информации. Маркетинговые исследования в архивных учреждениях необходимо начинать с изучения законодательных и нормативных актов, регулирующих коммерческую деятельность в информационной сфере.

Важнейшие законы в этой сфере следующие:

* Федеральный  закон «Об архивном деле в  Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ. В частности, обратить  внимание на: Статья 30. Вывоз и ввоз копий архивных документов.

* Закон  Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;

* Федеральный  закон от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ «О  внесении изменений и дополнений  в Закон Российской Федерации "О государственной тайне"»;

Информация о работе Архивный маркетинг и его необходимость