Анализ условий конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Конкурентная позиция на рынке анализируется с учётом отраслевой принадлежности предприятия и предполагаемого района его действия. В качестве методики анализа условий конкуренции следует использовать модель конкурентных сил, разработанную М. Портером.
Предварительно следует выявить основных конкурентов предприятия. Среди выявленных конкурентов необходимо выделить 3-4 наиболее сильных и опасных.

Файлы: 1 файл

Анализ условий конкуренции.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

 

Степень влияния поставщиков на конкурентную ситуацию определяется наличием (отсутствием) альтернативных поставщиков. Поставщики представляют значительную рыночную силу, когда они могут диктовать цены на свою продукцию, ограничивать поставки, влиять на деятельность предприятия стабильностью (нестабильностью) своих поставок и качеством своих изделий.

Оценка рыночной силы поставщиков производится в том же порядке, что и угрозы появления новых конкурентов по пятибалльной шкале (табл.6).

    • 0 - возможность давления поставщиков практически отсутствует;
    • 5 - очень сильное давление поставщиков.

Средневзвешенная сумма рассчитывается известным способом.

Таблица 6.

Оценка рыночной силы поставщиков

Факторы, определяющие рыночную силу поставщиков (комментарий)

Удельный вес фактора

Оценка

фактора

1

Концентрация и организованность поставщиков. (Если среди поставщиков доминирует несколько предприятий, и они связаны теснее, чем их покупатели, то угроза со стороны поставщиков оценивается как очень высокая)

   

2

Наличие заменителей сырья, материалов и комплектующих. (Возможность замены сырья, материалов и комплектующих снижает угрозу со стороны поставщиков)

   

3

Возможность поставщиков диктовать свои цены, качество, сроки и условия поставок. (Давление со стороны поставщиков тем выше, чем шире их монопольные возможности).

   

4

Значимость для поставщиков объёмов закупок со стороны покупателей. (Если действующие предприятия являются стратегическими партнёрами поставщиков и закупают большие объёмы, угроза со стороны поставщиков оценивается как незначительная)

   

5

Возможность и издержки переключения поставщиков на другие отрасли /территории. (Чем ниже возможность переключения поставщиков, тем меньше степень их давления на действующие в отрасли / территории предприятия)

   

6

Возможность и издержки переключения предприятия на других поставщиков. (Чем шире возможности переключения и ниже издержки перехода, тем ниже степень давления поставщиков)

   

7

Возможность прямого проникновения поставщиков в отрасль /территорию. (Чем шире возможности проникновения, тем выше давление поставщиков)

   
 

Средневзвешенная сумма баллов

 

 

Покупатели могут повлиять на интенсивность конкуренции, вынуждая производителей (продавцов) снижать цены, требуя более широкого ассортимента и пр. Влияние покупателей определяется их способностью диктовать свои условия.

Оценку рыночной силы покупателей следует проводить отдельно для каждой группы покупателей по пятибалльной системе:

0 - давление со стороны покупателей  отсутствует;

5 - высокий уровень давления со  стороны покупателей.

Оценка рыночной силы покупателей представлена в таблице 8.

Таблица 8.

Оценка   рыночной силы покупателей

Факторы, определяющие рыночную силу покупателей (комментарий)

Оценка фактора

Группа покупателей

1

2

3

4

5

1

Уровень концентрации покупателей. (Рыночная сила покупателей тем выше, чем меньше их численность и больше объём закупок. Крайний случай - монополия)

         

2

Наличие (отсутствие) возможности смены поставщика. (Возможность смены поставщика определяется наличием альтернативных поставщиков, способностью покупателей переключаться на товары - заменители, степенью стандартизации закупаемой продукции. Чем выше степень стандартизации продукции, шире выбор альтернативных поставщиков и возможность использования товаров — заменителей, тем меньше давление покупателей)

         

3

Издержки переключения на других поставщиков. (Чем ниже издержки перехода, тем выше давление покупателей)

         

4

Чувствительность покупателей к уровню цен. (Чем выше чувствительность покупателей к ценам, тем интенсивней ценовая конкуренция в отрасли / территории, тем сильнее давление покупателей на предприятие)

         

5

Доступ покупателей к информации о товарах. (Чем шире информирован покупатель, тем больше возможность выбора и сильнее давление на предприятие - поставщика)

         

6

Лояльность к торговым маркам. (Чем ниже привязанность покупателей к традиционным торговым маркам, тем выше их давление на поставщика)

         

7

Уровень покупательского спроса. (Высокий спрос позволяет предприятию - поставщику выбирать клиента и не опасаться давления со стороны покупателя)

         

8

Чувствительность покупателей к качеству товаров и уровню обслуживания. (Слабая чувствительность к качеству и сервису не способствует давлению покупателей на продавцов)

         

9

Угроза прихода покупателей в отрасль / на территорию. (Чем шире возможности проникновения покупателей в отрасль, тем сильнее их давление на поставщиков)

         

10

Значимость суммарных закупочных затрат для покупателя. (Если затраты на товары, закупаемые клиентами составляют значительную долю их собственных издержек, способность покупателей торговаться и их рыночная сила возрастает)

         
 

Средняя сумма баллов

         

 

Интегральная  оценка степени давления со стороны покупателей рассчитывается по формуле:

где     Кn - интегральный показатель уровня давления со стороны покупателей;

р - количество выделенных групп покупателей;

аi - удельный вес i-ой группы покупателей (табл. 2.11);

Scp i - средняя сумма баллов для i-ой группы покупателей.

 

Анализ условий конкуренции завершается общей оценкой воздействия движущих сил конкуренции (таблица 9 и рисунок 1).

 

Таблица 9.

Общая оценка воздействия внешних сил конкуренции

Внешняя сила конкуренции

Интегральная оценка

1

Интенсивность внутриотраслевой конкуренции

 

2

Угроза появления новых конкурентов

 

3

Угроза появления товаров - заменителей

 

4

Способность поставщиков диктовать свои условия

 

5

Способность покупателей диктовать свои условия

 
 

Средняя оценка

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Результирующее воздействие пяти конкурентных сил на рынке «название рынка» (пример)

 

По результатам анализа условий конкуренции необходимо сделать вывод (см. пример).

Пример.

На рынке ... общую конкурентную ситуацию можно охарактеризовать как относительно спокойную (средняя оценка 2,8 балла).

Максимальное давление рынок испытывает со стороны потенциальных конкурентов (интенсивность 4 балла).

Уровень давления со стороны поставщиков и товаров - заменителей  незначительно превосходит средний уровень.

Наименьшее  давление  оказывают покупатели (интенсивность   1,5 : балла).

Интенсивность внутриотраслевой конкуренции несколько ниже средней, что свидетельствует о неагрессивной политике действующих предприятий, не стремящихся к увеличению собственной доли путём давления на конкурентов.

Результаты анализа внешней макросреды и условий конкуренции используются для проведения SWOT - анализа.


Информация о работе Анализ условий конкуренции