Анализ рыночной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговое планирование становится сегодня одним из важнейших элементов концепции управления предприятием. Оно используется для повышения эффективности существующей в фирмах управленческой системы, позволяет составлять более реальные программы производства и реализации, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке, и создает существенные преимущества в конкурентной борьбе.

Файлы: 1 файл

курсовая по маркетингу.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Конкурентное поведение – это позиция, которую в процессе принятия управленческих решений занимает фирма по отношению к своим конкурентам.

Таблица 7 - типы конкурентных ситуаций на рынке.

Чистая монополия

На национальном или региональном рынке присутствует один продавец товара

Олигополия

Господство в отрасли нескольких крупных компаний

Монополистическая конкуренция

Большое число конкурентов, выступающих с различающимися предложениями (дифференцированный товар, различное позиционирование)

Чистая конкуренция

Большое число продавцов, предлагающих однотипные (недифференцированные, полностью заменяемые) товары


 

В условиях монополии фирма владеет повышенной рыночной силой. Ситуация краткосрочной монополии компании на товарном рынке имеет место в момент вывода нового товара на рынок, когда у него нет прямых конкурентов в данной категории. Высокая рентабельность монопольного рынка быстро привлекает конкурентов.

Ситуация олигополии чаще всего встречается на рынке зрелых товаров, когда первичный спрос нерасширяем. При этом производимая продукция может быть как высокодифференцированной, так и стандартной.

Поэтому для компаний на рынке недифференцированной олигополии свойственно адаптивное и опережающее поведение, однако возможно и использование агрессивного поведения, особенно в случаях, когда компания развязывает ценовую войну, грозящую нанести ущерб всем продавцам на рынке.

Число конкурентов на рынке монополистической конкуренции велико и их силы приблизительно равны, однако их товары дифференцированы (т. е. с точки зрения покупателя имеют существенные отличительные качества). Таким образом, монополистическая конкуренция является следствием конкурентной борьбы компаний с использованием их внешнего конкурентного преимущества. В ситуации монополистической конкуренции продавец получает сверхприбыль за счет наличия отличительных качеств своего товара. При этом должны выполняться следующие условия:

•           Любая дифференциация должна представлять ценность для покупателя.

•           Ценность для покупателя может заключаться либо в более высокой эффективности использования товара (удовлетворении), либо в более низкой цене потребления (издержек использования).

•           Ценность для покупателя должна быть достаточно высока для того, чтобы он согласился заплатить за товар повышенную цену.

•           Компания должна иметь возможность защищать свою дифференциацию от немедленного воспроизведения конкурентами.

•           Повышение цены, приемлемое для покупателей, должно быть больше роста издержек на поддержание дифференциации.

•           Фирма должна иметь возможность информировать рынок о дифференциации своего товара.

Дифференциация, приводящая к формированию предпочтений потребителей, снижает их способность торговаться, укрепляет позицию компании относительно поставщиков и товаров-заменителей, защищает ее от атак конкурентов. Создание таких ситуаций является целью стратегического маркетинга.

Одним из наиболее ярких следствий чистой конкуренции является зависимость цены на товар только от соотношения спроса и предложения на него. Различия в уровне прибыли продавцов связаны с уровнем издержек производства и распределения товаров. Единственно возможной линией поведения для компании является варьирование объемов выпуска или продажи товара в зависимости от сложившегося уровня рыночных цен (увеличение выпуска при благоприятных ценах и снижение выпуска при низких ценах). В перспективе фирма вынуждена отслеживать объемы производства существующих конкурентов и появление новых конкурентов, так как все это сказывается на изменении баланса спроса и предложения и, соответственно, уровня рыночных цен.

В основном чистая конкуренция характерна, как правило, для промышленных рынков унифицированных товаров и недифференцированных сырьевых товаров.

В экономической науке имеются сомнения относительно самой возможности существования в реальной экономике такой идеальной модели, как чистая конкуренция. В то же время сформулированы условия существования работающей конкуренции (т. е. условия, определяющие является ли конкретный отраслевой рынок конкурентным или нет).

Таблица 8 – критерии существования работающей конкуренции.

Структурные критерии

- Число продавцов должно быть  настолько большим, насколько позволяет  эффект масштаба в отрасли.

- Не должно быть искусственных  препятствий для входа на рынок  новых продавцов.

- Существует умеренная и чувствительная к изменению цен дифференциации продуктов по качеству.

Поведенческие критерии

- Отсутствие уверенности в том, будет ли подхвачена ценовая инициатива конкурентами.

- Отсутствие стремления идти в сговор с другими фирмами.

- Отсутствие несправедливой, исключительной тактики поведения на рынке.

- Отсутствие постоянно  неэффективно работающих поставщиков  и незаинтересованных покупателей.

- Отсутствие вводящей в заблуждение информации товаров на рынке.

- Отсутствие постоянной ценовой дискриминации.

Функциональные критерии

- Наличие эффективной и нерасточительной  по отношению к ресурсам производственной  и маркетинговой деятельности  фирм.

- Соответствие требованиям  потребителей уровня выпуска  продукции и ее качества (разнообразие, срок использования, безопасность, надежность).

- Наличие в отрасли  прибыли,


 

Большинство критериев требует сложных количественных оценок. Неясно также, можно ли считать конкуренцию работоспособной в случае соответствия нескольким, но не всем критериям. В случае, когда фирма пытается оценить для себя привлекательность той или иной отрасли (в ходе анализа своего бизнес - портфеля при принятии решения о диверсификации) вполне достаточно качественного (экспертного) анализа данных критериев.

Экономическая теория и современная практика показывают, что в глобальном масштабе чистая монополия и чистая конкуренция как два крайних (идеальных) вида конкурентной ситуации не могут существовать в долгосрочной перспективе:

- менее эффективные компании разоряются, уступая место более эффективным компаниям, которые в ходе своего развития укрупняются: рынок чистой конкуренции переходит в состояние олигополии или монополистической конкуренции;

- демонополизация со стороны государства, проникновение на рынок новых компаний, разрушение рынка со стороны товаров-заменителей приводит к тому, что и рынок чистой монополии стремится к состоянию олигополии или монополистической конкуренции.

1.1 SWOT–анализ.

SWOT-анализ (strengths, weaknesses, opportunities, threats) – анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз является одним из важнейших этапов маркетингового плана. SWOT-анализ проводят как для деятельности фирмы в целом, так и для определенных продуктов, сегментов рынка, географических территорий. В первом случае анализ выходит достаточно общим и содержащим не так много полезной информации, а во втором дает менеджеру серьезную пищу для размышлений.

Методика проведения SWOT-анализа очень проста, благодаря чему менеджер может сосредоточиться на фактах, не тратя свое время на какие-то функциональные вопросы. Сам анализ состоит из двух частей. Возможности и угрозы представляют собой анализ внешней среды: всех факторов, которые могут повлиять на компанию, но не зависят от нее. Сильные и слабые стороны – это внутренний анализ компании/продукта. По мнению профессора Филиппа Котлера, хороший менеджер должен при составлении SWOT-анализа указать, как минимум 5 глобальных внешних угроз и возможностей, которые способны как развить, так и погубить бизнес. Такие возможности есть всегда, важно их найти.

Обычно, SWOT-анализ начинают с выявления сильных и слабых сторон. Тут важно учесть, что при их определении следует руководствоваться мнением потребителей, а не сотрудников компании. Именно клиенты знают ваши сильные и слабые стороны лучше всех. Вот некоторый перечень, часто встречающихся в анализе сильных и слабых сторон факторов:

1) Репутация компании

2) Качество продукта

3) Качество обслуживания

4) Доля рынка

5) Цена

6) Логистика

7) Эффективность продвижения

8) Качество работы торговых агентов

9) Географический охват

10) Внедрение нововведений

11) Издержки

12) Фин. Устойчивость

13) Работники

14) Техническое оснащение

15) Способность укладываться в  сроки

16) Гибкость, быстрая реакция на  события

17) Ассортимент

18) Опыт

19) Ресурсы

20) Знание покупателей

Анализ сильных и слабых сторон – это не дело одного дня. Для того чтобы собрать все необходимые сведения понадобится время. Важно, чтобы данные были реальными фактами, а не чьими-то догадками. К тому же очень плохо, когда обязанность на создание SWOT-анализа лежит на одном человеке. Получается немного однобокое видение. Сам анализ может проводиться по-разному. Может быть, менеджер будет четко распределять данные, например «Работники» - это сильная сторона компании, а «Ассортимент» - слабая. А может анализ будет более сложным, но подробным. Например, каждый фактор будет представлен по критериям:

Исполнение: главное достоинство, малое достоинство, нейтральное, малый недостаток, главный недостаток.

Значение: большое, среднее, несущественное.

Возможности и угрозы. Это все элементы внешней среды, которые никак не зависят о компании. При их анализе важно понимать, что данные должны быть четкими, проверенными. Иначе весь анализ может потерять смысл. К внешним возможностям и угрозам относятся:

1) Экономическая ситуация в стране и мире

2) Демографическая ситуация

3) Политическая

4) Общественные движения

5) Технический прогресс

6) Анализ конкурентов

7) Законодательства

8) Культурные факторы

9) Социальные вопросы

Обычно SWOT-анализ оформляют в виде таблицы. После его проведения необходимо разработать план по устранению слабых сторон и действия компании на случай возникновения угроз. Также следует продумать, как наиболее эффективно можно использовать возможности и сильные стороны.

 

  1. Цели и задачи маркетинга.
    1. Цели и задачи маркетингового анализа.

Маркетинговый анализ выполняет заказ маркетинговой службы или непосредственно руководства фирмы на информационно-аналитическое обеспечение тех или иных маркетинговых операций. Для этого осуществляется изучение определенных процессов и явлений, как на рынке, так и за его пределами.

В целом перед маркетинговым анализом стоят следующие цели:

1) дать оценку и прогноз состояния  и развития рынка, определить  позицию фирмы на данном рынке  или его сегменте;

2) выявить реакцию рынка на  маркетинговые действия фирмы и смоделировать закономерности спроса;

3) охарактеризовать экономический  и финансово-кредитный потенциал  фирмы, определить ее конкурентоспособность;

4) обеспечить маркетинговое обоснование  разработки товара, организовать  его тестирование и оценку конкурентоспособности;

5) охарактеризовать потенциальных  дистрибьюторов в соответствии  с критериями выбора;

6) оценить поведение и потенциальные  возможности конкурентов, спрогнозировать  их действия;

7) выявить и спрогнозировать  мнения, поведение и предпочтения потребителей;

8) оценить вероятность и силу  коммерческого риска.

Исходя из этих целей, маркетинговая служба фирмы формулирует конкретные задачи маркетингового анализа. Например, охарактеризовать ситуацию на рыночном сегменте, где планируются операции фирмы; провести в порядке самосертификации оценку конкурентоспособности нового товара, который фирма собирается выводить на рынок; оценить риск, связанный с инвестициями в расширение сети торговых единиц; проанализировать эффективность различных вариантов формирования канала товародвижения и т.д.

Основными задачами маркетингового анализа являются:

- изучение платежеспособного спроса  на продукцию, рынков ее сбыта  и обоснование плана производства  и реализации продукции соответствующего  объема и ассортимента; 

- анализ факторов, формирующих  эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной  продукции; 

- оценка конкурентоспособности  продукции и изыскание резервов  повышения ее уровня; 

- разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции; 

- оценка эффективности производства  и сбыта продукции. 

Основу маркетингового анализа составляют экономико-статистические, прогнозные методы. С помощью методов маркетингового анализа оценивают состояние спроса и предложения, определяют ценовую политику, конкурентоспособность, выявляют способы повышения конкурентоспособности, коммерческий риск, разрабатывают стратегию и тактику маркетинговой деятельности. 
3. Стратегия.

Информация о работе Анализ рыночной ситуации