Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Планирование маркетинга все шире применяется многими предприятиями в РБ, хотя и встречает немало противников. Известны случаи, когда предприятия, взяв на вооружение этот мощный инструмент рыночного хозяйства, впоследствии отказывались от него. Таким фактам есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что система планирования вообще и стратегического в частности, не подлежит слепому копированию, что наблюдалось в большинстве случае. У любого предприятия есть индивидуальные особенности, связанные с организационной структурой, ценностями, технологией, кадровым, научным потенциалом и т.п.

Файлы: 1 файл

работа по маркетинговой деятельности АПК.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

 

Из таблицы 3.2 видно, что в 2010 году предприятием произведено:

    • Продукции растениеводство на сумму 2447 млн.руб, что на 15,1% меньше, чем в 2009 году;
    • Продукции животноводства на сумму 3445 млн.руб, что на 16,3% больше показателя 2009 года

 

Рисунок 3.1 – Структура производства продукции растениеводства в 2010 году, %

 

Наибольший удельный вес в товарной продукции растениеводства в 2010 году занимали: зерно (33,8%),овощи открытого грунта (19,8 %), картофель (18,2%).

 

Рисунок 3.2 – Структура производства продукции животноводства в 2010 году, %

Наибольший удельный вес в товарной продукции животноводства в 2010 году занимали: молоко цельное  (73,85%), КРС в живом весе (24,8 %). Другая продукция производилась на незначительные суммы.

В общем  предприятие в 2010 году произвело продукции на сумму 5892 млн.руб, что на 0,8 % больше чем в 2009 году.

 

Таблица 3.3 – Баланс продукции растениеводства за 2010 год, т

Показатели

Зерновые

Картофель

Маслосемена рапса

Сахарная свекла

Овощи

Наличие на начало года

1152

697

2

0

355

Приход, всего

14758

2520

1635

2900

2200

В т.ч: произведено

14758

2520

1635

2900

2200

Расход, всего

13783

2347

1509

2500,3

1806

В т.ч:

Продано

9150

1200

1500

2200

1300

На корм скоту и птице

2540

667

-

-

100

На семена

790

420

9

0,3

1

Прочие расходы на хозяйственные нужды

980

-

-

300

372

Наличие на конец года

2227

930

128

399,7

780


 

Таблица 3.4 – Баланс продукции животноводства за 2010 год

Виды и группы жив-х

На начало

года

Приход

Расход

Среднегодовое поголовье

Наличие на конец года

Реализация на мясо

Продажа населению

гол

Жив. вес

гол

Живвес

гол

Жив.вес

гол

Жив.вес

гол

Жив.вес

КРС, в т.ч:

4416

1839

5012

1402

946

465

27

10

4512

4459

1870,6

коровы

1712

923

572

294

       

1712

466

233

Нетели

436

230

850

433

       

439

795

337,6

Телки  1-2 года

962

395

710

285

   

27

10

536

584

135

Молодняк на откорме

1080

168

420

74

235

213

   

663

   

Взрослый скот на откорме

226

123

485

267

711

548

         

 

 

    1. Ценовая политика предприятия

Ценообразование на продукты питания  в Республике Беларусь всегда находятся  в поле внимания государственных  органов управления. Цены на продукцию животноводства устанавливаются в соответствии с действующими в республике нормативными документами исходя из плановой себестоимости, установленных налоговых и неналоговых платежей, прибыли, необходимой для воспроизводства и определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка.

Себестоимость основных видов продукции  за последние три года возрастает по всем видам продукции - это можно  заметить из таблицы 3.5.

 

Таблица 3.5 – Себестоимость основных видов продукции, тыс. руб./т

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2008 г., %;

Зерно

241

272

322

133,6

Рапс

420

390

531

126,4

Картофель

226

294

522

230,9

Овощи открытого  грунта

271

260

441

162,7

Молоко

642

696

735

114,5

Прирост ж.м. КРС

7410

8412

9367

126,4


 

Таким образом, в 2010 году по сравнению с 2008 годом себестоимость основных видов продукции увеличилась по всем показателям. По зерну – на 33,6%, по рапсу – на 26,4%, по овощам – на 62,7%, по молоку – на 14,5%, прирост живой массы КРС – 26,4%.

Расчет производственных издержек на 2010 год рассчитан по следующим статьям затрат: сырье и основные материалы,   транспортно-заготовительные расходы, вспомогательные материалы, топливно-энергетические ресурсы, основная заработная плата,  начисления на заработную плату, общепроизводственные расходы,  общехозяйственные расходы.

 Производство и себестоимость продукции растениеводства за 2010 год представлено в приложении В.

Цена является одним из элементов  комплекса маркетинга. В таблице 3.6 рассмотрим калькуляцию цен продукцию  предприятия.

 

Таблица 3.6 – Калькуляция цены на продукцию за 2010 год, млн.руб

Статьи затрат

Зерновые и зернобобовые

Карто-фель

Рапс

Овощи открытого грунта

Овощи защищенного грунта

Затраты всего млн.руб, в т.ч.:

1503

950

330

617

16

Оплата труда с начислениями

174

79

25

119

7

Семена

132

144

8

129

1

Продолжение таблицы 3.6

Удобрения и средства защиты растений

498

225

159

100

1

Затраты по содержанию основных средств

139

60

19

67

2

Работы и услуги

94

68

18

62

1

Стоимость ГСМ на техн.цели

228

63

72

35

1

Стоимость энергоресурсов

15

13

1

11

1

Затраты по организации  производства и управлению

103

135

15

36

1

Прочие 

120

163

13

58

1


 

Больший процент затрат 33,3 % при  выращивании зерновых и зернобобовых, а также  48,1 % при выращивании  рапса  приходится на покупку удобрений и средств защиты растений.

 

Рисунок 3.3 – Структура затрат,%

 

Более 44 % затрат приходится на выращивание  зерновых и зернобобовых, 27,8 % - на выращивание  картофеля, 18,1 % затрат приходится на выращивание  овощей открытого грунта и лишь 0,5 % - затраты на овощи закрытого грунта.

 

    1. Сбытовая политика предприятия

Одним из важных аспектов действия рыночных факторов стали структурные сдвиги в системе реализации сельскохозяйственной продукции — уменьшение объемов  продаж для государственных нужд и увеличение реализации по альтернативным, преимущественно рыночным каналам.

Централизованная система поставок сельскохозяйственной продукции и  продовольствия в стране в последние  годы трансформировалась в многоканальную.

В аграрной сфере Беларуси схема  продвижения товара от производителя к потребителю в основном следующая: товаропроизводитель - заготовительные организации и перерабатывающие предприятия — посреднические торговые организации — потребитель.

Основными заготовительными организациями и предприятиями являются: заготовительные пункты, базы, хранилища, элеваторы, перерабатывающие предприятия. Важными каналами сбыта являются перерабатывающие предприятия. Государству принадлежит пока преобладающее количество промышленных предприятий по переработке зерна, сахарной свеклы, технических культур, молока, мяса, овощей и фруктов. Вместе с тем, если продукция животноводства поступает в основном на перерабатывающие предприятия, то продвижение продукции растениеводства, за исключением сахарной свеклы и технических культур, носит многоканальный характер. Картофель и овощи одновременно реализуются на заготовительные пункты, базы, перерабатывающие предприятия и через розничную торговлю. Сельскохозяйственная продукция, после ее доработки или переработки поступает на внутренний рынок (розничная Торговля, общепит и др.).

Производственная деятельность ОАО «Горецкое» ориентирована, в первую очередь, на выполнение плана поставок сельскохозяйственной продукции на государственные нужды.

 

Таблица 3.7 –  Объем и каналы сбыта продукции за 2010 год, млн. руб.

Продукция

Реализация  государству

Населению

ИП

Др. организациям

Итого

Структура каналов  реализации

Зерновые и зернобобовые

612

20

83

113

828

14,8

Овощи

-

15

-

469

484

8,7

Картофель

315

20

85

26

446

8,0

Рапс

424

-

-

-

424

7,6

Мясо

850

5

-

-

855

15,3

Молоко

2544

60

168

-

2544

45,6

Итого

4745

1,1

3,0

608

5581

100,0


 

Рисунок 3.4- Структура реализации продукции по каналам реализации за 2010 год

 

Наибольший удельный вес в выручке  от реализации продукции по каналам  сбыта  в 2010г. составляет реализация для государственных нужд 85,0%. Почти 10,9 % продукции сбывается другим организациям. Сбыт продукции населению и индивидуальным предпринимателям – 0,02% и 0,05 % от общей выручки продукции, которая составила в итоге за 2010 год 5581 млн.руб.

Для реализации продукции собственного производства, а именно овощей, плодов и ягод ОАО «Горецкое» имеет три фирменных магазина общей площадью 181 м2.

Фирменные магазины ОАО «Горецкое» размещены в различных районах  г. Горки:

    • Магазины №1 расположен на улице Бруцеро-Ерофеевской,;
    • Магазин №2 находится на территории предприятия (д. Ректа);
    • Магазин № 3 – на проспекте Интернациональном.

Все фирменные магазины ОАО «Горецкое» (за исключением магазина №2) расположены  в специально оборудованных отдельно стоящих зданиях, что обеспечивает удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса. Их строительство позволяет избежать ненужных коммуникаций, характерных для любого жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, изолируются хозяйственные дворы магазинов от жилых домов. Фирменный магазин №2 (встроенный) размещён на первом этаже конторы предприятия.

Основные экономические показатели деятельности трех фирменных магазинов за период 2009-2010 гг. представлены в таблице 3.9

 

Таблица 3.9 – Экономические показатели деятельности фирменной торговли ОАО «Горецкое» за период 2009-2010 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2010 г. в % к  2009 г.

Количество  единиц

3

3

100,0

в т. ч. имеющих  статус юридического лица

3

3

100,0

Торговая площадь, кв.м

166

181

109,0

Розничный товарооборот, млн.руб.

234,4

356,2

151,9

Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб.

-45,3

-36,0

79,4

Затраты на реализацию, млн.руб.

79,8

98,0

122,8

Рентабельность, %

-56,7

-36,7

+20,0 п.п.

Отношение прибыли  от реализации к РТО, %

-21,8

-10,1

46,3

Отношение прибыли  от реализации к затратам на производство и реализацию продукции, %

-56,7

-36,7

64,7

Среднесписочная численность работников, чел.

4

5

125,0

Продажа товаров  собственного производства в РТО, %

64,0

90,0

140,6


 

По данным таблицы 3.9 видно, что в связи с ростом товарооборота на 121,8 млн. руб. убыточность снизилась на 9,3 млн. рублей, а рентабельность возросла на 20 пункто-процентов.

Информация о работе Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности