Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Типек» и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности компании.

Основными задачами исследования являются:

- дать определение конкурентоспособности с позиции разных авторов;

- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;

- оценить финансовое состояние предприятия и рассчитать уровень его конкурентоспособности;

- предложить практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ОАО «Типек».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………..2

Глава 1Теоретические основы конкурентоспособности организации

1.1 Сущность конкурентоспособности компании……………………………………5

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании и методы её оценки…………………………………………………………………………………...8

Глава 2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»

2.1 Краткая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния…..24

2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия…………………………35
2.3. Маркетинговое исследование конкурентоспособности ОАО «Типек»………..46

2.4.Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Типек»…………56

Заключение……………………………………………………………………………...62

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по конкурентоспособности.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Таблица №3 
 
SWOT- анализ ОАО «Типек» 
 

 
Преимущества

 
Недостатки

 
1.Высокое качество  
 
2.Достаточно устойчивое финансовое положение

 
1.Малый опыт работы в отрасли 
 
2.Ориентация не на самый массовый ценовой сегмент, по причине дороговизны выпускаемой продукции

 
Возможности

 
Угрозы

 
1.Тенденция роста регионального  рынка 
 
2.Низкая конкуренция на местном рынке в сегменте рынка 
 
3.Повышение уровня жизни населения 
 
4.Развитость банковской системы

 
1.Ужесточение конкуренции 
 
2.Постепенный переход потребителей в другой ценовой сегмент 
 
3.Значительный уровень инфляции


 
 
 

 
     В целом оценка конкурентоспособности предприятия по различным методикам позволила сделать следующие выводы: ОАО «Типек» уступает не предприятиям-конкурентам по доле на рынке хлебобулочных изделий, по уровню рекламы предприятиям. При этом анализируемое нами, пищевое предприятие имеет достаточно устойчивые позиции и высокую экспертную оценку по широте ассортимента и качеству выпускаемой продукции, по вариативности упаковки, условиям оплаты и качеству. Пищевое предприятие осуществляет свою деятельность достаточно' стабильно и эффективно. К конкурентным преимуществам ОАО «Типек» относятся широкий ассортимент высококачественной продукции собственного производства. 
 
      В таблице №5 представлен ранг экспертных оценок по конкурентным преимуществам ОАО «Типек». 
 
 Таблица №5  
 
      Ранг экспертных оценок по конкурентным преимуществам 

 

 
 

 
Показатель

 
Ранг экспертной оценки

 
Политика фирмы

 
3

 
Имидж фирмы

 
5

 
Доля рынка

 
4

 
Конкуренция предоставляемых услуг

 
4

 
Качество

 
5

 
Номенклатура ассортимента

 
5

 
Мощность производственной базы

 
5

 
Инновационный потенциал

 
4

 
Цена

 
3

 
Финансы

 
5

 
Маркетинговые исследования

 
4

 
Сбыт

 
4

 
СТИС

 
5

 
Реклама

 
4


 
*данные взяты по результатам  экспертного опроса руководителей  ОАО «Типек». 
 
 
      Весьма значительным является рейтинг фактора Ф6 – объем производимой продукции, поскольку от этого зависят объемы реализации продукции. 
 
       Итак, мы выяснили, что ОАО «Типек» уступает предприятиям-конкурентам по уровню цен на хлебобулочные изделия, по уровню рекламы. При этом анализируемое нами, пищевое предприятие имеет достаточно устойчивые позиции и высокую экспертную оценку по широте ассортимента и качеству выпускаемой продукции, по вариативности упаковки, условиям оплаты и качеству, однако уступает по цене и недостаточно эффективна рекламная деятельность. Представляется, что формирование конкурентных преимуществ позволит в перспективе ОАО «Типек» повысить эффективность деятельности и укрепить конкурентоспособность на рынке хлебобулочной продукций. 
 
     Из проведенного SWOT- анализа мы выяснили, что снижение себестоимости и как следствие переориентация на более привлекательный ценовой сегмент приведет к повышению конкурентоспособности.

     2.3. Разработка плана маркетингового исследования

  1. Целью маркетингового исследования была оценка  конкурентоспособности ОАО «Типек» и разработка практических рекомендаций.

Задачи исследования:

  1. Определение перечня критериев конкурентоспособности организации.
  2. Оценка относительной важности критериев конкурентоспособности.
  3. Расчет индивидуальных и интегральных оценок конкурентоспособности.
  4. Проведение графического анализа конкурентоспособности (многоугольник).

 

  1. Тип исследования: итоговое описательное профильное единичное.

Метод сбора информации: телефонный опрос.

План выборочного исследования:

Элемент совокупности- постоянный  клиент сети магазинов хлебобулочных изделий «Типек», совершивший покупку (или воспользовавшийся услугой индивидуальной выпечки) не менее 12 раз в месяц.

Единица выборки совпадает  с элементом совокупности.    
Территория- Калининградская область. 
Время- Май 2013. 
Контур- формируется на основе базы постоянных клиентов. 
Выборка- вероятностная, метод выборки-систематическая выборка.

Определим объем выборки:

n=σ2Z2/D2, где

 n- фактический объем выборки;

σ2- среднее квадратичное отклонение;

Z-статистика;

D-желаемая степень точности.

Исследуемый сегмент  состоит из 3500 человек. Величина доверительной вероятности 0,95 %, следовательно z= 1,96.Степень желаемой точности=+-0,1  Найдем среднеквадратическое отклонение по формуле σ=(xmax-xmin)/6 : σ=(7-1)/6= 1. Раcсчитаем объем выборки:

n=12*1,962/0,01=385

Так как наша БД содержит 3500 клиентов, то n≥10%N. Генеральная совокупность-малая, значит скорректируем объем выборки по объему генеральной совокупности: n'=n*N/n+(N-1):

n'=385*3500/385+3499=347

Скорректируем эту величину с помощью кохв=0,9 и кзав=0,95.

n''= 347/0,8*0,95=406.

Для исследования необходимо отобрать 406  клиентов, чтобы получить 347 хорошо заполненных.

Проведем систематическую  выборку нашей БД и определим  шаг выборки:

  1. i= 3500/446= 8
  2. r € [1,8] C помощью компьютера определим число r=3.
  3. Отберем выборку клиентов с порядковым номерами: 11,19,27,35,43,51…..

Был проведен анкетированный опрос клиентов сети магазинов хлебобулочных изделий «Типек». Образец анкеты в Приложении 1.

 

Рассчитаем оценку значения каждого критерия конкурентоспособности:

Xср=Σx1i /n , где

Σx1i- сумма значений критериев;

n-количество человек.

Оценка среднего значения каждого критерия в категориях людей  с низким, средним, и  высоким доходом представлена в таблице 2.5:

Таблица 2.5- Оценка среднего значения каждого критерия в категориях людей с низким, средним, и высоким доходом

 

Критерии

Группа респондентов с низким доходом [до 6000 р]

 n=90

Группа респондентов с о средним доходом [6000-15000р.]

n=190

Группа респондентов с низким доходом [свыше 15000р.]

N=126

Эталон

1

Широта ассортимента

6,11

6,3

6,5

7

2

Глубина ассортимента

6,33

6,25

6,5

7

3

Уровень цен 

5,53

6,2

6,93

7

4

Удобство месторасположения 

5,89

6,43

6,8

7

5

Качество обслуживания

6,6

6,00

6,21

7

6

Внешний вид обслуживающего персонала 

6,7

6,85

5,93

7

7

Качество товаров 

6,2

6,8

6,3

7

8

Возможность возврата неподходящего (некачественного товара)

6,71

6,8

6,43

7

9

Система скидок

5,1

4,97

6,0

7


Оценка относительной  значимости каждого критерия:

ai =1/ Σxi,где

Σxi- сумма рангов.

Расчет относительной  значимости каждого критерия:

Критерий

Относительная значимость

1

Широта ассортимента

a1=1/ 2566=0,0003897 

2

Глубина ассортимента:

a2=1/ 2570=0,0003891 

3

Уровень цен:

a3=1/ 2495=0,0004008

4

Удобство месторасположения:

a4=1/ 2609=0,0003832

5

Качество обслуживания:

a5=1/ 2516=0,0003975

6

Внешний вид  обслуживающего персонала:

a6=1/ 2652=0,0003771 

7

Качество товаров:

a7=1/ 2652=0,0003770

8

Возможность возврата неподходящего (некачественного товара):

a8=1/ 2706=0,0003695

9

Система скидок:

a9=1/ 2159=0,0004632

   

Σ ai = 0,003547


 

Рассчитаем нормированную  значимость  i-ого критерия. αi= ai/Σ ai, где

ai- значимость i-ого критерия;

Σ ai- сумма значимостей i-ого критерия.

Расчет нормированной  значимости i-ого критерия:

Критерий

Нормированная значимость 

1

Широта ассортимента

α1=0,0003897/ 0,003547=0,1096

2

Глубина ассортимента

α2=0,0003891/ 0,003547=0,1096

3

Уровень цен 

α3=0,0004008/0,003547=0,1130

4

Удобство месторасположения 

α4=0,0003832/0,003547=0,1126

5

Качество обслуживания

α5=0,0003975/0,003547=0,1121

6

Внешний вид  обслуживающего персонала 

α6=0,0003771/0,003547= 0,1063

7

Качество товаров

α7=0,0003770/0,003547=0,1063

8

Возможность возврата неподходящего (некачественного товара)

α8=0,0003695/0,003547=0,1042

9

Система скидок

α9=0,0004632/0,003547=0,1306

   

Σ αi=1


 

Рассчитаем индивидуальные (взвешенные) оценки конкурентоспособности: (таблица 2.6)

Киндив=αi*Пi, где

 αi –показатель нормированной значимости критерия;

Пi- значение iого критерия.

Таблица 2.6- Взвешенные индивидуальные оценки конкурентоспособности:

 

Критерии

Киндив для группы респондентов с низким доходом [до 6000 р]

 

Киндив для группы респондентов со средким доходом [6000-15000р.]

Киндив для группы респондентов с низким доходом [свыше 15000р.]

1

Широта ассортимента

0,6696

0,6905

0,7124

2

Глубина ассортимента

0,6938

0,685

0,7124

3

Уровень цен 

0,6249

0,7006

0,7831

4

Удобство месторасположения

0,6632

0,7240

0,7657

5

Качество обслуживания

0,7432

0,6756

0,6992

6

Внешний вид обслуживающего персонала 

0,7122

0,7281

0,6303

7

Качество товаров 

0,6591

0,7228

0,6697

8

Возможность возврата неподходящего (некачественного товара)

0,6992

0,7086

0,67

9

Система скидок

0,666

0,6491

0,7836


 

На основе данных из таблицы 2.6 построим многоугольник конкурентоспособности  для трех групп респондентов (с  низким, средним и высоким доходом). Представим ее на рисунке 7:

Рисунок 7. Многоугольник конкурентоспособности ОАО «Типек»

Исходя из данных диаграммы  можно утверждать, что у трех групп  респондентов с различным уровнем  дохода (низким, средним, и высоким) наиболее высоко оцениваемыми критериями  стали такие критерии, как: широта ассортимента, глубина ассортимента, возможность возврата неподходящего (некачественного) товара, качество обслуживания, они же являются сильными сторонами ОАО « Типек».

Расходящимися в оценках  стали такие критерии, как  система  скидок, уровень цен, качество товаров, так как группы респондентов были отобраны по уровню дохода, а значит отличаются разной чувствительностью к уровню цен, а  качество товаров зачастую связано с ценой товара, или с восприятием дорогого товара как заведомо качественного. 
Также низко оцениваемыми критериями конкурентоспособности компании выступили такие критерии, как внешний вид обслуживаемого персонала, качество обслуживания, удобство месторасположения, это говорит о том, что большое внимание должно уделяться профессионализму персонала, который непосредственно влияет на имидж и работу компании в целом.

Информация о работе Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»