Аграрный сектор экономики, его реформирование и перспективы развития (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется проблема реформирования аграрного сектора в Республике Беларусь. В курсовую работу включены следующие задачи:
- Отразить сущность аграрного сектора;
- Определить, что такое агропромышленный комплекс, а также проблемы возникающие в нем;
- Оценить перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………5
1 АГРАРНЫЙ СЕКТОР, ЕГО СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА И РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…...6
2 ХАРАКТЕРИСТИКА АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, УРОВЕНЬ ЕГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ………………………10
3 ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……….………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….24

Файлы: 1 файл

110009(з)_КревчикМА.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)
  1. Производственную инфраструктуру, которая включает:
  • систему доведения до потребителя (оптовые базы, склады);
  • транспорт и связь;
  • систему материально-технического снабжения (запчастями, ГСМ, удобрениями);
  • систему материально-технического обслуживания (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение);
    1. Социальную инфраструктуру, которая включает:
  • дошкольные учреждения (ясли, сады);
  • учреждения образования и наук;
  • учреждения здравоохранения, спорта и охраны окружающей среды (ФАП, амбулатории);
  • учреждения ЖКХ и т.д;

От степени развития аграрного сектора страны зависит экономическое и материальное благосостояние ее граждан, повышение или понижение общего уровня жизни.

Современная политика в сфере рыночной экономики не дает сельскохозяйственному комплексу работать на полную силу. Этот факт во многом объясняется уникальностью аграрного производства и его продукта. Кроме того, сельскохозяйственные цены и доходы аграриев значительно отстают от цен и доходов в экономической системе страны в целом. Именно эти факторы и являются причиной для появления тенденции снижения мотивации предпринимательской деятельности в аграрном секторе.

Сельское хозяйство представляет собой одну из важнейших областей развития экономического и промышленно-производственного благосостояния нашей страны.

Задачей сельского хозяйства является удовлетворение продовольственных потребностей населения. Что касается промышленного комплекса, то сельское хозяйство здесь выступает главным поставщиком сырья.

Ключевой особенностью сельскохозяйственного комплекса является использование в качестве объекта производства земли и природной сферы. Земля, по сути, является главным средством производства в агропромышленном комплексе. Основой производства в сельскохозяйственном секторе является использование природных биологических факторов, которые представляют собой животные и растения. Исходя из вышесказанного, производственный ритм сельского хозяйства во многом зависит от естественных биологических законов. Территориальный объем нашей страны велик, и природно-экономические условия производства во многом имеют разительные отличия. Именно этим и обусловлена территориальная рассредоточенность производства сельскохозяйственной продукции.

Следует также сказать, что средством формирования сельскохозяйственных фондов, в значительно большей мере, чем в других отраслях промышленно-экономического сектора, происходит за счет собственной продукции.

Аграрный сектор включает животноводство и растениеводство. На долю скотоводства приходится более половины стоимости валовой продукции животноводства. На 1 января 2012 года в хозяйствах насчитывалось 4 млн. 006,7 тыс. голов крупного рогатого скота, из них 1 млн. 559 тыс. коров. В сельскохозяйственных организациях сосредоточена основная часть поголовья крупного рогатого скота – 91%, в том числе поголовье коров – 79%. По производству молока на душу населения Беларусь занимает 1-е место среди стран СНГ и 4-е место в Европе. [3]

Поголовье свиней в 2011 году составляло 3 млн. 642 тыс. голов, из них 72,5% принадлежат сельскохозяйственным организациям республики, остальная часть – хозяйствам населения и фермерам. В сельскохозяйственных организациях производится 69% от общего производства свинины в стране.

Одной из самых развитых отраслей является птицеводство. На душу населения производится 15 кг мяса птицы и 320 шт. яиц. В республике имеется 28,7 млн. голов птицы, из которых только 22% приходится на личные хозяйства населения.

В сельскохозяйственных организациях производится 97% мяса птицы и более 65% яиц. Птицеводство общественного сектора в основном сосредоточено в республиканском объединении «Белптицепром», в состав которого входят птицефабрики, два комбикормовых предприятия, перопуховая фабрика.

Селекционно-племенная работа с птицей ведется в РУП Племптицезавод «Белорусский», ученые которого создают новые перспективные кроссы и совершенствуют имеющиеся. Племенное поголовье птицы экспортируется в страны СНГ.

В республике также развито рыбо-, коне-, пчело- и звероводство.

Сельскохозяйственные земли в Беларуси занимают 89,8 тыс. кв. км, из них 55,4 тыс. кв. км – пашня. Основу зернового хозяйства составляют такие культуры, как ячмень, рожь, овес, пшеница озимая и яровая, тритикале. В структуре зернового клина они занимают около 90%.

На 31 августа 2012 года валовой сбор зерна в республике во всех категориях хозяйств составил 9 млн. тонн против 8 млн. тонн на ту же дату прошлого года. В том числе в сельскохозяйственных организациях намолочено 8,7 млн. тонн зерна, на приусадебных участках населения – 216 тыс. тонн, на фермерских участках – 84 тыс. тонн. Средняя урожайность зерновых и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях составляет 37,8 ц/га, что на 3,4 ц/га выше показателя прошлого года. В счет госзаказа на 31 августа продано 1,156 млн. тонн продовольственного зерна, или 98% к плану. По объемам производства зерна на душу населения Беларусь находится на уровне многих европейских государств.

Республика входит в число семи ведущих производителей картофеля в мире и занимает 1-е место по его производству на душу населения. Выращиванием картофеля занимаются практически все сельскохозяйственные организации и население.

В 2012 году площадь посадки картофеля в сельхоз организациях республики составила 56,9 тыс. га, в личных подсобных хозяйствах – около 370 тыс. га. Валовое производство картофеля превышает 8 млн. т.

В Беларуси сосредоточено около 16% мировых посевов льна, из 26 стран мира, производящих льноволокно, Беларусь входит в первую пятерку. Среди стран СНГ наша республика занимает треть рынка производства льноволокна. Промышленность первичной обработки льна включает 49 льнозаводов. Их среднегодовая мощность по выпуску льноволокна составляет около 50 тыс. т. Сюда же входят 4 экспортно-сортировочные льнобазы. Более половины общего объема поставок льноволокна приходится на внутренний рынок, остальное отгружается на экспорт. Основными его статьями являются льноволокно, пряжа, бытовые и тарные ткани из льна.

Климатические условия Беларуси благоприятны для возделывания сахарной свеклы. Промышленным свеклосеянием занимаются свыше 500 сельскохозяйственных предприятий Брестской, Гродненской и Минской областей.

Сахарную свеклу в Беларуси перерабатывают 4 предприятия: Городейский, Скидельский и Слуцкий сахарные комбинаты и Жабинковский сахарный завод. Суммарная годовая мощность переработки корнеплодов – около 2,7 млн. т. Беларусь способна удовлетворить собственную потребность в сахаре на 100%.

Производством овощей в стране занимается более 1 тыс. сельхозорганизаций, около 3 млн. личных подсобных и других хозяйств населения.

В Беларуси на нужды кормопроизводства используется 70% сельскохозяйственных угодий. Скотоводческим и птицеводческим хозяйствам ежегодно выделяется более 20 млн. т кормов. Перерабатывающая промышленность по объему производимой продукции занимает второе место в структуре АПК.

Одной из важнейших социально значимых отраслей перерабатывающей промышленности является пищевая, включающая 20 отраслей. В ней действует около 2 тыс. 730 предприятий, которые производят продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки, табачно-махорочные и парфюмерно-косметические изделия.

Предприятия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь вырабатывают свыше 70% общего объема продукции, предприятия концерна «Белгоспищепром» – около 20%, иностранные, совместные и предприятия Белкоопсоюза – немногим более 10%.

В составе пищевой промышленности ведущее место занимают мясная и молочная отрасли. Значительный удельный вес приходится на хлебопекарную, сахарную, кондитерскую, винодельческую, рыбную промышленность. Республика в состоянии полностью обеспечить население мясом и мясопродуктами, молоком и молочными продуктами за счет собственного производства. Но обеспечить свои потребности в масле растительном, рыбе и рыбопродуктах, овощах и фруктах страна не может и нуждается в импорте. [3]

Проблемы агропромышленного комплекса в РБ сегодня:

Низкая эффективность самого сельского хозяйства. Это обусловлено государственной формой собственности. Наличие колхозов – проблема, которая была еще в советское время. Однако и сегодня колхозы существуют, причем в основном государственной формы собственности, что естественно снижает их эффективность.

Недостаток профессиональных кадров. Проблема всегда существовала, а сегодня, когда разница в заработных платах в городе и на селе кардинально различна, проблема обострилась

Можно сделать вывод, что сельскохозяйственный комплекс состоит из собственно сельского хозяйства, предприятий, производящих средства производства для сельского хозяйства, и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Проблемы в РБ сегодня – это недостаток кадров, структура сельского хозяйства (колхозы, а не фермерские хозяйства), что выливается в дотационность данной отрасли.

3 Подходы к реформированию и  перспективы развития аграрного сектора Беларуси.

В последнее время Правительство страны, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства. Например, разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села, введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

Сегодня можно видеть тенденции увеличения агропромышленного производства. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Конечно, их темпы пока не сопоставимы с происшедшим в 90-е годы истекшего столетия катастрофическим спадом производства. Но все же заметно оживление. Сокращается убыточность отрасли. [1]

Но нельзя сказать, реализуемые меры достаточны. Не обеспечивается приоритет развития АПК, как это определено Программой совершенствования АПК на 2005–2010 гг. и рядом прогнозных документов. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. Это подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовых цен затратам на производство, не паритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, существенным отставанием оплаты труда работников сельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др.

Изучение показывает, что в настоящее время необходимо строгое научное определение стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы социально-экономического развития и возрождения села. Государственная аграрная политики должна базироваться на следующих основных принципах (таблице-3.1).

Таблица – 3.1 Основные принципы государственной агропродовольственной политики

  

Базисные принципы

 

Содержание

1

2

1. Целевой характер и программность реализации государственных приоритетов

Государственные приоритеты АПК должны реализоваться через научно-обоснованные целевые республиканские и отраслевые программы развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы.

2. Адресность государственной поддержки

Государственная поддержка должна оказываться непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями.

3. Устойчивость механизмов государственного регулирования

Основные обязательства государства перед сельхозтоваропроизводителями должны быть долгосрочными. Это позволяет добиться устойчивости механизмов поддержки развития сельского хозяйства и даст возможность самим предприятиям выработать устойчивые критерии поведения.

4. Гарантированность мер государственной поддержки

Преференции государства сельским товаропроизводителям должны быть гарантированными. Это означает, что все целевые государственные программы должны быть полностью обеспечены финансовыми и материальными ресурсами. Иначе будет иметь место их невыполнение, а, следовательно, и обесценивание государственных обязательств.

5. Разграничение обязательств республиканских  и местных хозяйственных органов

Государственные целевые программы должны иметь 2 уровня республиканские и местные. Республиканские программы следует обеспечивать за счет республиканского бюджета и централизованных фондов, а местные – за счет местных источников. Нецелесообразно смешивать источники, это приводит к их размыванию.

6. Ограничение размеров государственной  поддержки и усиление самофинансирования

Государственные республиканские, централизованные и местные бюджетные средства и фонды должны иметь вспомогательный характер при ресурсном обеспечении развития всей совокупности сельскохозяйственных предприятий и составлять меньшую часть в общих объемах инвестиций и капиталовложений в АПК. Основные средства для развития и воспроизводства агропромышленного производства должны быть заработаны самими сельскими товаропроизводителями.

Продолжение таблицы 3.1

1

2

 

Агропромышленное производство должно функционировать на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самовоспроизводства.

7. Равнодоступность и конкурсность  предоставления государственных  преференций

Все формы сельскохозяйственных предприятий (включая малые) должны иметь равные права на получение государственных средств. Для этого необходима конкурсность. Основными получателями государственных средств должны быть товаропроизводители, обеспечивающие более эффективное использование централизованных ресурсов в расчете на единицу продукции. За получение государственных преференций (в том числе за госзаказ) надо бороться.

8. Учет международных обязательств

При осуществлении государственной поддержки национального аграрного комплекса важно учитывать обязательства Беларуси, содержащиеся в международных соглашениях. Прежде всего, необходимо учитывать требования Всемирной торговой организации, членом которой, по всей вероятности, в скором времени станет Беларусь. Это предполагает переориентацию мер и средств поддержки с «янтарной корзины» на «зеленую», т.е. с беспорядочной многовидовой поддержки на программно-целевую и инновационную.

Информация о работе Аграрный сектор экономики, его реформирование и перспективы развития (на примере Республики Беларусь)