Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике труда".

Файлы: 1 файл

Шпора для экзамена (58 вопросов).doc

— 621.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Качественные  характеристики трудового потенциала, роль системы образования в  их развитии.

Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:1.состоянием здоровья трудоспособного населения, показателями его психо-физиологического развития; 2.профессионально-квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний и практического опыта и навыков; 3.социально-личностными характеристиками.

Компоненты трудового  потенциала

Объекты анализа и  соответствующие им показатели

Человек (работник)

Предприятие (организация)

Общество

Здоровье

Трудоспособность. Время  отсутствия на работе из-за болезней

Потери рабочего времени  из-за болезней и травм. Затраты на обеспечение здоровья персонала

Средняя продолжительность  жизни. Затраты на здравоохранение. Смертность по возрастам

Нравственность

Отношение к окружающим

Взаимоотношения между  сотрудниками. Потери от конфликтов

Отношение к инвалидам, детям и престарелым. Преступность, социальная напряженность

Творческий потенциал

Творческие способности

Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений, новых изделий на одного работающего. Предприимчивость

Доходы от авторских прав. Количество патентов и международных премий на одного жителя страны. Темпы научно-технического прогресса

Активность

Стремление к реализации способностей. Предприимчивость

Организованность

Аккуратность, рациональность, дисциплинированность, бережливость, обязательность, порядочность

Потери от нарушений  дисциплины. Чистота. Исполнительность

Качество законодательства. Качество дорог и транспорта. Соблюдение договоров и законов

Образование

Знания. Количество лет  учебы в школе и вузе

Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих. Затраты на повышение квалификации персонала

Среднее количество лет  обучения в школе и вузе. Доля затрат на образование в госбюджете

Профессионализм

Умения. Уровень квалификации

Качество продукции. Потери от брака

Доходы от экспорта. Потери от аварий

Ресурсы рабочего времени

Время занятости в  течение года

Количество сотрудников. Количество часов работы за год одного сотрудника

Трудоспособное население. Количество занятых. Уровень безработицы. Количество часов занятости за год.


При определении социально-экономической  сущности категории "образование" следует учитывать ее не только как  процесс накопления и передачи знаний о природе и обществе от поколения  к поколению, но и как экономическое  явление и его значение для общественного производства; как фактора воспроизводства главной производительной силы общества, роста эффективности общественного производства, совершенствования производственных отношений, гармонизации интересов всех субъектов рыночной экономики.

Образование является подсистемой  социально-экономического устройства общества, поэтому глубина и скорость рыночных изменений ее формы и  содержания тесно связаны с глобальными  процессами, которые происходят в  обществе, в его производительных силах и производственных отношениях. Практика показывает, что, несмотря на рыночные реформы в образовательной сфере (формирование рынка образовательных услуг, коммерциализация деятельности, развитие альтернативных форм образовательных учреждений относительно традиционных структур, дифференциация образовательных услуг по срокам и уровням иерархии, развитие формального и неформального образования и т.п.), их реализация осуществляется недостаточно интенсивно.

Фундаментом рыночных отношений  является рынок труда, который можно определить как механизм взаимодействия покупателей и продавцов, олицетворяющих спрос на труд и его предложение. Особенности современного этапа движения экономики к рынку связаны с ростом требований к качеству рабочей силы, которая на всех фазах своего воспроизводства является основным потребителем дифференцированных видов продукции на рынке образовательных услуг. Между рынком труда и рынком образовательных услуг существует взаимосвязь, так как спрос на рабочую силу определенного качества на рынке труда оказывает воздействие на объем, содержание, структуру образовательных услуг в той или иной экономической системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Профессиональное  обучение, его виды, формы, роль  в формировании системы непрерывного  образования.

Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих:

  1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2. сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3. органов управления образование и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

  1. общеобразовательные (основные и дополнительные);
  2. профессиональные (основные и дополнительные).

Профессиональные  образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

  1. начального профессионального образования;
  2. среднего профессионального образования;
  3. высшего профессионального образования;
  4. послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум  содержания каждой основной общеобразовательной  программы или основной профессиональной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим  государственным образовательным стандартом.

В Российской Федерации  установлены следующие ступени высшего профессионального образования:"бакалавр", "дипломированный специалист", "магистр". Формы получения образования: в образовательном учреждении – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Основной задачей дополнительного образования в пределах каждого уровня профессионального образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста. На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы: профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор; состояние материально-технической базы обучения; программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения; качество преподавательских кадров; финансовое обеспечение; качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование; приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы; конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе. Система образования: гибкость  и маневренность системы образования, инертность. Виды проф.подготовки: обучение и получение первичн. специализации; повышение квалификации; переподготовка, основ. На новых знаниях. Непрерывное образование-формирование и развитие личности, предусматривающее сопровождение человека всю его жизнь, способ. Его развитию. Предусматривает не только повышение квалификации и переподготовку, но и стимулирование самообразования всегда.

 

9. Понятия об экономически активном населении и его занятости.

Экономически  активное население – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных (по отношению к обследуемому периоду).

Уровень экономической  активности населения рассчитывается по формуле:

,

где ЭАН  - экономически активное население (рабочая сила),  ЭАН=З+Б, Н - общая численность населения.

Занятость – это деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок, трудовой доход.

Кроме того, занятость – всеобщая категория общественного производства, охватывающая совокупность отношений по участию людей в общественно полезном труде.

Количественно занятость  характеризуется уровнем занятости, т.е. отношением численности занятых к численности экономически активного населения (в процентах).

Занятыми считаются граждане:

  1. работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие оплачиваемую работу на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  2. занятые предпринимательской деятельностью;
  3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  4. члены производственных кооперативов (артелей), а также выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);
  5. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  6. проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;
  8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, кроме общественных, религиозных, благотворительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Виды и  формы занятости, их развитие  в России; гибкие формы занятости.

Занятость бывает: полной, продуктивной, социально-полезной, рациональной, эффективной.

При полной занятости все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.

Рациональная  занятость - это разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.

При продуктивной занятости население занято в общественном производстве, это занятая часть экономически активного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда.

Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.

Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т.ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках.

Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования.

Классификация форм занятости

Признак классификации

Формы занятости

Форма собственности  на средства производства

Труд по найму, предпринимательство, самозанятость (ремесленничество, ЛПХ)

Место выполнения работы

На предприятии (фирме), на дому, вахтовым методом

Регулярность трудовой деятельности

Постоянная, временная, сезонная и эпизодическая

Режим работы

С жестким и гибким графиком

Легитимность трудоустройства

Формальная (зарегистрированная) и неформальная


 

Гибкие формы занятости (нетрадиционные, нестандартные) – формы занятости, допускающие большую степень свободы действия, самостоятельности при значительно меньшей (по сравнению со стандартной, традиционной занятостью) внешней регламентации в организации труда и производства, принятии хозяйственных решений. Под Г. ф. з. понимаются:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"