Экономика недвижимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Недвижимое имущество представляет собой одну из основ функционирования любой экономической системы. Поэтому оптимальная организация оборота недвижимости является одной из главных задач в области экономической политики. Ведущую роль в организации такого оборота играет правовое регулирование отношений, связанных с недвижимым имуществом. Можно с уверенностью сказать, что от правильного выбора правовой модели отношений в сфере недвижимости во многом зависит динамика экономических процессов, инвестиционный климат и благосостояние населения. В то же время недостатки правового регулирования в данной области, пробелы в законодательстве и ошибочные решения не могут не сказываться негативно на многих факторах экономического и социально-политического развития.ки.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Ekonomika_nedvizhimosti (1).docx

— 319.83 Кб (Скачать файл)

 В Законе о регистрации  этот принцип раскрывается в  ст. 7 и 8. Однако данный принцип  вызывал серьезные дискуссии  о том, какую степень открытости  информации имел в виду законодатель, и как на практике должен  быть реализован данный принцип.  И действительно, существовавшая  регламентация долго оставляла  открытым главный вопрос - какая  по объему и конкретности информация  о регистрации и зарегистрированных  правах должна быть предоставлена  любому лицу.


 Пункт 1 ст. 7 Закона  о регистрации, раскрывая, что  означает открытый характер регистрации,  гласит следующее: "Орган, осуществляющий  государственную регистрацию, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя)". Основная проблема в определении степени открытости данных о государственной регистрации состоит в том, могут ли быть достоянием любого лица сведения о правообладателе и какова должна быть степень конкретности предоставляемых о правообладателе сведений.

 В связи с этим  возникает вполне закономерный  вопрос: кому и зачем необходимо  получать информацию о правообладателе  и правах на объект в тайне  от самого правообладателя? Если  речь идет о намерении совершить  с ним сделку, то нормы делового  оборота, по нашему мнению, предполагают  необходимость первоначально обратиться  именно к обладателю права  на недвижимость, выяснить у него  наличие желания вести об этой  сделке какие-либо переговоры, а  при наличии такого желания  именно у правообладателя потребовать  подтверждения его прав на  объект. Иной порядок действий, по  нашему мнению, почти всегда должен  свидетельствовать о намерении  совершить какие-то действия в  ущерб правообладателю. Причем  диапазон таких действий может  быть весьма широк - от мошеннических  действий до насильственного  завладения объектом.

 Нам представляется  более удачным такой порядок  предоставления информации, при  котором эта информация выдается  не любому лицу, а только нынешнему  правообладателю. При этом правообладатель  может сам решить, кого ознакомить  с этой информацией.


 Следовательно, если  цель предоставления информации  о регистрации прав на недвижимость - обеспечение возможности убедиться  в правах конкретного лица  при совершении сделки с объектом, то для этого нет необходимости  предоставлять любому лицу право  на получение такой информации. Вполне достаточно предоставить  такое право самому правообладателю. Выдача же любому лицу исчерпывающих сведений как о правообладателе, так и о правоустанавливающем документе может существенно облегчить (и облегчает) для мошенников изготовление поддельных документов, поскольку они будут обладать всеми необходимыми для этого данными.

 Рассматривая вопрос  о типе формирующейся в России  системы регистрации прав на  недвижимость, мы оценили эту  систему как "стремящуюся к  титульной". Основная черта законченной  титульной системы - это гарантированность  со стороны государства действительности  зарегистрированных прав и его  безусловная материальная ответственность  в случае установления недействительности  этих прав. При такой ситуации  предоставление информации о  регистрации не может иметь  другой цели, кроме подтверждения  прав на объект. При этом сообщение  о том, что данное лицо зарегистрировано  как правообладатель, означает  одновременно то, что государство  несет за эту информацию полную  ответственность. Поэтому контрагенту  и нотариусу незачем знать,  кто, когда и на каком основании  владел объектом ранее и даже  то, на каком основании этим  объектом владеет нынешний собственник.

 Совсем иная ситуация  складывается, когда государство  не берет на себя такую ответственность.  Тогда сообщение о зарегистрированном  праве конкретного лица не  гарантирует приобретателю объекта,  что его право на объект  не будет оспорено в связи  с установлением недействительности  прав предыдущих правообладателей. В этих условиях совершение  любой сделки с недвижимостью  всегда сопряжено с риском, степень  которого подлежит оценке. Единственным  выходом в этой ситуации является  страхование риска, связанного  с приобретением объекта недвижимости.


 Итак, в условиях отсутствия  ответственности государства (регистрирующего  органа) за действительность зарегистрированных  прав возникает необходимость  оценки риска заключения сделки  со стороны приобретателя объекта (для решения двух вопросов: о целесообразности совершения сделки и о необходимости ее страхования) и со стороны страховщика (для определения тех условий, на которых он готов застраховать сделку). При этом очевидно, что как приобретатель, так и страховщик должны иметь возможность получения информации независимо от правообладателя, а страховщик - независимо от правообладателя и приобретателя, поскольку их интересы в данном случае различны.

1. Это должны быть лица, имеющие право на доступ к  информации, находящейся в регистрирующем  органе, для анализа этой информации  в целях определения действительности  зарегистрированных прав и определения  риска совершения сделки с  объектом.

2. Круг этих лиц должен  быть строго ограничен законом.

3. Должен существовать  четкий порядок допуска этих  лиц к информации, обеспечивающий  контроль за обоснованностью  обращения, возможность определения  той информации, которая может  быть предоставлена по конкретному  обращению, а также конкретная  ответственность за нарушение  правил получения и использования  такой информации.

 Таким образом, в  Законе о регистрации необходимо  установить два порядка предоставления  информации, которой располагает  регистрирующий орган.

 Первый порядок - предоставление  информации в целях подтверждения  права на объект недвижимости. Такая информация должна предоставляться  правообладателю по его запросу  и содержать информацию, необходимую  для идентификации правообладателя  и правоустанавливающего документа,  а также сведения об обременениях  и ограничениях его прав на  объект.


 Второй порядок - предоставление  информации при подготовке сделки  в целях оценки действительности  зарегистрированных прав и риска  при совершении сделки. В этом  порядке информация должна предоставляться  по запросу нотариуса, предъявившего  заявление правообладателя и  лица, желающего заключить с ним  сделку. Нотариусу при этом должен  быть обеспечен непосредственный  доступ к архиву регистрирующего  органа, разумеется в части, касающейся данной сделки. Особый порядок получения информации должен быть установлен для правоохранительных органов и органов власти и управления. Вряд ли целесообразно для этих органов устанавливать жестко регламентированную форму выписки и перечень сведений, подлежащих выдаче. Процессуальное законодательство, в частности, наделяет правоохранительные органы полномочиями на получение всей необходимой для их деятельности информации, и ограничить их в этих правах Закон о регистрации вряд ли может.

 

  1. 4 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

 

 Определению государственной  регистрации прав на недвижимость  посвящена ст. 2 Закона о регистрации.  Она определяет государственную  регистрацию как "юридический  акт признания и подтверждения  государством возникновения, ограничения  (обременения) перехода или прекращения  прав на недвижимое имущество  в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации". Однако данное определение отражает  лишь один из аспектов понятия  государственной регистрации - регистрация,  как акт государственного органа.


 Рассмотрим сначала  государственную регистрацию как  деятельность. Любая деятельность  определяется, прежде всего, ее  целями и содержанием. Вопрос  о целях государственной регистрации  рассмотрен ранее. Применительно  же к определению деятельности, по мнению автора, имеют значение  только непосредственные цели, на  которые эта деятельность в  каждом случае направлена. При  этом нужно отметить, что государственная  регистрация как деятельность  может рассматриваться в узком  и широком смысле. В широком  смысле государственная регистрация  прав на недвижимость может  быть определена как одна из  функций государства, осуществляемая  его специальными органами в  целях зашиты имущественных прав  участников гражданского оборота. К государственной регистрации в этом смысле относится не только деятельность регистрирующего органа по рассмотрению конкретных документов, но и деятельность государства по организации системы регистрации, установлению принципов ведения реестра, автоматизации регистрационных процессов, методов отражения и защиты информации, а также деятельности по предоставлению информации о государственной регистрации прав на недвижимость.

 Вместе с тем приведенное  определение не раскрывает содержательную  сторону государственной регистрации,  не указывает, в чем именно  состоит эта деятельность государства.  И здесь необходимо обратиться  к понятию регистрации в узком  смысле, т.е. рассмотреть, что же  представляет собой деятельность  регистрирующего органа в каждом  конкретном случае. В этом смысле  государственная регистрация прав  представляет собой процесс рассмотрения  заявления (требования) заинтересованного  лица, адресованного государственному  органу о внесении сведений  о его праве на объект недвижимого  имущества в установленные законом  формы (государственный реестр). Этот процесс состоит из приема  представленных заявителем документов, их правового анализа с точки  зрения установления оснований  для регистрации либо отказа  в регистрации, принятия соответствующего  решения, отражения этого решения  в формах, установленных законом,  и выдачи документов заявителю  с уведомлением о принятом  решении.


 Если определение государственной  регистрации как формы деятельности  позволяет установить общую направленность  работы и задачи всех регистрирующих  органов, то определение государственной  регистрации в узком смысле  подводит к пониманию непосредственной  цели регистрирующего органа  при рассмотрении каждого обращения.  С точки зрения автора, эту  цель можно определить как  установление наличия оснований  для внесения соответствующей  записи в государственный реестр  прав на недвижимое имущество. В негативном же аспекте эта цель может быть сформулирована как установление наличия или отсутствия оснований для отказа в регистрации.

 

 Итак, регистрация прав  на недвижимость в узком смысле - это деятельность государства  в лице его специальных органов,  представляющая собой процесс  рассмотрения заявлений (требований) заинтересованных лиц о внесении  сведений об их правах на  объекты недвижимого имущества  в государственный реестр прав  на недвижимость. Основным содержанием  этого процесса является установление  регистрирующим органом оснований  для внесения в реестр требуемых  сведений.

 Давая оценку регистрации  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним с учетом  положений указанной классификации,  отметим, что она реализуется  в конкретных правовых отношениях  в индивидуальной активной форме,  осуществляется добровольно в  административно-правовой форме.  Результатом правоприменительной  деятельности органа по регистрации  прав является принятие решения  о наличии или отсутствии оснований  для внесения в Единый государственный  реестр сведений о правах на  конкретное недвижимое имущество,  которые имеют обязательную силу  предписания, в том числе и  для правообладателя.

 Следует отметить, что  широкое определение регистрации  имеет значение, прежде всего,  для теории государственного  управления. Право вряд ли нуждается  в таком определении. Для правовых  определений необходима более  высокая степень конкретности  как в определении целей, так  и содержания деятельности. В  этом плане нам более подходит  узкое определение государственной  регистрации.


 Если для регистрирующего  органа регистрация - это процесс,  то с точки зрения заявителя  - это, прежде всего, цель как  субъективное представление о  результате этого процесса. Эта  цель может быть достигнута  или не достигнута. В связи  с этим перейдем ко второму  аспекту - к государственной регистрации как одному из возможных результатов взаимодействия регистрирующего органа и заявителя.

 Большинство исследователей  выделяют два подхода к характеристике  правовой природы акта применения  права:

- как ненормативного  акта государственного органа;

- как юридического факта  в фактическом составе, влекущем  возникновение, изменение или  прекращение прав на объект  недвижимости.

 Государственная регистрация  - это юридический факт, с которым  закон связывает определенные  юридические последствия. Для  того чтобы определить правовую  природу этого факта, обратимся  к принятой в теории права  классификации юридических фактов. Разумеется, данный юридический  факт является юридическим действием,  а не событием. Это действие  государственного органа, а действие  любого органа всегда представляет  собой акт. Акты делятся на  нормативные и индивидуальные (ненормативные). Вполне очевидным представляется  то, что регистрация права на  объект недвижимости является  индивидуальным (ненормативным) актом  государственного органа. Данный  вид юридических актов в науке  административного права именуется  индивидуальными правоприменительными  актами органов государственного  управления.

Информация о работе Экономика недвижимости