Экономика Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Современная Канада - это высокоразвитая индустриально-аграрная страна с одним из самых высоких в мире уровнем жизни населения. Благодаря исключительному богатству и разнообразию своих природных ресурсов Канада всегда имела тесные экономические связи с наиболее развитыми странами - сначала с Францией, затем с Великобританией и наконец с США. Постепенно став северной сырьевой базой США и рынком для товаров этой страны, Канада смогла приблизиться к уровню ее благосостояния за несколько десятилетий промышленного подъема. Во всем мире нельзя найти другого примера, когда экономика одной страны настолько зависела бы от другой, как это имеет место во взаимоотношениях Канады и США. Торговля с США составляет около 80% общего объема торговли Канады.

Содержание работы

Введение – стр. 3
Экономика Канады в 2009 – 2010 гг. – стр. 6
Прогнозы роста экономики Канады до 2012 г. – стр. 10
Реализация мер по стимулированию экономики. – стр. 13
Состояние государственных финансов и задачи посткризисного периода. – стр. 18
Приоритеты бюджетной и налоговой политики. – стр. 22
Проблемы регламентации иностранных инвестиций. - стр. 26
Диверсификация внешних связей. – стр. 28
Заключение. - стр. 29
Список используемых источников. – стр. 30

Файлы: 1 файл

Мировая Экономика.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

Между тем, представители региональных властей, как и наиболее авторитетные экономические эксперты, настаивают на том, что необходимо срочно начать серьезные обсуждения этих вопросов в иной плоскости. Не только в связи  с задачами ликвидации бюджетного дефицита в ближайшие годы, но и на основе учета долгосрочных процессов и тенденций – демографических и социально-экономических, внутренних и глобальных. В частности, к началу 2014 г. истекает срок действия 10-летнего соглашения между федеральным правительством и властями провинций по вопросам участия и взаимодействия уровней власти в сфере организации и финансирования основных социальных программ – здравоохранения, образования, социального обеспечения. В существенно изменившихся с 2003 г. условиях требуется выработка и согласование не только новых формул для расчета трансфертов, но и новых принципов организации и финансирования самих программ. Между тем, как отмечают многие политические комментаторы, правительство С. Харпера явно избегает постановки и обсуждения «трудных вопросов».

Справедливости ради, следует учитывать  и иное важное обстоятельство. Если на федеральном уровне вопрос с проведением  в 2011 г. парламентских выборов еще не решен, то в семи из десяти канадских провинций они будут проводиться обязательно. В результате к власти в регионах в этом году могут прийти другие партии и другие лидеры, и именно им предстоит вести трудные переговоры между отдельными провинциями и между региональными и федеральными властями.

В целом, с расчетом на увеличение притока налоговых поступлений  в условиях восстановления хозяйственного роста, оценки министерства финансов на 2011-12 фин. г. предполагают, что дефицит федерального бюджета уменьшится до 29,8 млрд. долл., а к середине десятилетия баланс бюджета станет положительным. Однако по оценкам независимых аналитиков, эта цель вряд ли будет достигнута в намеченные сроки. Так, эксперты регионального бюро МВФ считают, что уже реализованные и планируемые решения в сфере бюджетно-налоговой политики закладывают основу для образования структурных дисбалансов, для устранения которых недостаточно только «здорового роста экономики» и сокращения текущих расходов федеральных министерств и ведомств. Аналогичных позиций придерживается и парламентский комитет по бюджету. По оценке экспертов комитета, дефицит федерального бюджета в 2015–16 фин. г., вероятнее всего, составит не менее 9–10 млрд. долл. Сумма дефицитов, накопленных после 2010 г., достигнет примерно 140 млрд. долл., в результате чего размер государственного долга увеличится за последующие 5 лет примерно на 25%[30].

Проблемы регламентации иностранных инвестиций.

Посткризисные процессы в мировой экономике и политике: резкий подъем интереса инвесторов к ресурсным активам, потрясения на нефтяном рынке в связи с событиями в странах Северной Африки и Ближнего Востока, новая волна слияний и поглощений – все это ставит правительство Канады перед необходимостью принимать сложные решения по вопросам продажи иностранным инвесторам «стратегических активов». При этом возникают острые коллизии в отношениях между властями и провинциями, в ведении которых находятся природные ресурсы, а также широкий круг полномочий по регулированию региональной экономики.

Недавний пример тому – радикальная смена позиции правительства С. Харпера по вопросу о продаже предприятий крупнейшего в мире производителя калийных удобрений PotashCorp. оfSaskatchewan англо-австралийской корпорации BHPBillitonLtd. Первоначально федеральные власти приняли решение разрешить сделку, но потом запретили ее, после того как премьер провинции Саскачеван предупредил С. Харпера, что продажа крупнейшей канадской сырьевой компании не может рассматриваться иначе как продажа иностранным инвесторам стратегических активов. И если федеральное правительство это разрешит, то Консервативная партия вряд ли может рассчитывать на поддержку со стороны властей и населения провинции на ближайших выборах.

В 2011 г. федеральному правительству предстоит определиться в вопросе о «соответствии национальным интересам» как минимум двух очень крупных и значимых в экономико-политическом плане сделок. В начале февраля было объявлено о планах слияния Торонтской фондовой биржи (TMX) и Лондонской фондовой биржи (LSE). В результате такого слияния Канада лишится главного национального биржевого оператора, а вновь образованная транснациональная биржа может занять 8-е место в мире по величине активов и стать лидером по объемам листинга и торговли акциями ресурсных компаний. Правительство провинции Онтарио, где базируется TMX, выступает против этой сделки, выдвигая следующие аргументы. Слияние в данном случае больше похоже на поглощение Торонтской биржи более крупной Лондонской биржей. Потеря национального биржевого оператора ослабит финансовый сектор Канады, вызовет сокращение высокооплачиваемых рабочих мест в этом крупнейшем секторе национальной экономики, на который приходится около 21% ВВП Канады. Серьезные опасения и возражения вызывает и то обстоятельство, что держателем самого крупного пакета акций новой биржи (более 11%) станет миллиардер из Дубаи шейх Мохаммед бин Рашид Аль Мактум.

Весьма вероятно, что ответственность  за решение вопроса о слиянии  бирж федеральное правительство  переложит на правительство провинции  Онтарио, которое несет ответственность  за регулирование рынка ценных бумаг  и, согласно провинциальному законодательству, может действовать в том случае, если «чрезвычайные обстоятельства требуют принятия срочных мер  в целях защиты общественных интересов».

Весьма трудный для федеральных  и региональный властей вопрос – возможности и условия продажи важнейших для экономики страны предприятий гигантским государственным или квази-государственным корпорациям из Китая. До недавних пор на пути проникновения китайского капитала в экономику Канаду стояли не только экономические ограничения, прописанные в Законе об инвестициях, но и барьеры политико-идеологического характера. Такие барьеры резко выросли в первые годы после прихода Консервативной партии к власти, но были в считанные месяцы ликвидированы в условиях глобального кризиса и под мощным давлением со стороны влиятельных группировок канадского капитала, занимающих доминирующие позиции в экономике богатых ресурсами западных провинций Канады.

Канадские эксперты предсказывают, что  в текущем и следующих годах  на рассмотрение федерального Агентства  по инвестициям поступят заявки на несколько больших сделок по приобретению китайскими и иными зарубежными  инвесторами активов в нефтегазовой и других отраслях. О таких намерениях сообщили, в частности, руководители и консультанты Китайской инвестиционной компании (ChinaInvestmentCorp., CIC) – одного из крупнейших в мире суверенных фондов с объемом инвестиционных средств порядка 300 млрд. долл. США. В январе 2011 г. корпорация CIC подписала с правительством Канады соглашение об организации в г. Торонто своего первого зарубежного представительства.

Рассмотрение одной из такого рода сделок уже стоит на повестке дня: 10 февраля Китайская нефтегазовая компания PetroChina подписала соглашение с крупнейшей канадской корпорацией EnСana о приобретении за 5,4 млрд. долл. США 50-процентной доли в проекте по добыче сланцевого газа в районе принадлежащего EnCana гигантского месторождения Cutbank Ridge (на территории провинций Британская Колумбия и Альберта).

В меняющихся условиях правительству  Канады предстоит сформулировать позиции  и принять сложные решения  по ряду принципиальных вопросов, связанных  с регулированием иностранных инвестиций.

Диверсификация внешних связей.

Сдвиги в балансе сил в  мировом хозяйстве, сложные проблемы, порождаемые преимущественной зависимостью от США как главного торгово-инвестиционного  партнера, побуждают правительство  Канады значительно активизировать усилия по диверсификации внешнеэкономических  связей. Помимо установления отношений «стратегического партнерства» в экономическом взаимодействии с Китаем, власти Канады форсируют переговоры о либерализации условий торговли и инвестиций и с другими странами и региональными блоками: близятся к завершению переговоры по соглашениям о режиме свободной торговли с Европейским Союзом и Индией, начаты переговоры о разработке соглашений с Бразилией, Южной Кореей, Украиной.

Многие факты свидетельствуют  о возросшем интересе канадской  стороны к развитию торгово-инвестиционных связей с Россией: в 2009–2010 гг. состоялись переговоры между главами и министрами правительств Канады и Российской Федерации, прошли визиты правительственных делегаций регионального уровня и контакты на уровне бизнес-сообществ обеих стран. Интерес к России подтверждается и анализом новейших тенденций в динамике двусторонних инвестиционных обменов.

Курс на расширение круга внешнеэкономических  партнеров ни в коей мере не означает отказа правительства С. Харпера от первостепенной приоритетности развития хозяйственной интеграции и военно-стратегического партнерства с Соединенными Штатами. В начале февраля 2011 г. лидеры обеих стран объявили о решении заключить соглашение по «периметру континентальной безопасности». Этому предшествовали несколько месяцев переговоров, которые велись без особой огласки представителями ближайшего окружения президента США Б. Обамы и премьер-министра Канады С. Харпера.

По оценкам экспертов, реализация соглашения будет означать подъем на качественно новую ступень интеграционных связей между двумя странами. Но это также приведет к значительному  повышению уровня американского  контроля над режимом совместной границы, личной информацией канадских  граждан, посещающих США и над  иммиграционной политикой Канады. Лидеры оппозиционных партий считают действия правительства С. Харпера неправомерными, поскольку сама идея инициирования соглашения такого уровня значимости и его конкретное содержание должны быть предметом гласного обсуждения не только в стенах парламента, но и в рамках общенациональных дебатов, возможно, как один из ключевых вопросов на всеобщих парламентских выборах.

* * *

Заключение:

Проблемы посткризисного восстановления экономики и положение правительства меньшинства оказывают сильное влияние на политику правительства С. Харпера. Реальные действия федеральных властей в социально-экономической сфере до и после кризиса нередко существенно расходились с установками правящей Консервативной партии, которые провозглашались в ходе предвыборных кампаний 2006 и 2008 гг. Главные идеологические установки канадских консерваторов во внутриэкономической политики – минимизация государственного вмешательства в экономику и поддержка усиления частных начал в хозяйственной и социальной сфере, во внешнеэкономической политике – всемерная поддержка либерализации торгово-инвестиционных режимов, курс на углубление хозяйственной и военно-стратегической интеграции с Соединенными Штатами. С момента прихода Консервативной партии к власти предполагалось последовательно сокращать уровень государственных расходов в пропорции к ВВП, снижать налоговую нагрузку на бизнес и население, ослаблять регламентацию деятельности частных инвесторов, будь то национальные или иностранные корпорации. Однако в условиях кризиса и под давлением оппозиции правительству С. Харпера пришлось частично отказываться от этих установок.

Список используемых источников:

[1]International Monetary Fund, World Economic Outlook (WEO) Database, October 2010.

[2]Promoting Economic Opportunity and Prosperity. Heritage Foundation Index of Economic Freedom 2011. – http://www.heritage.org/index/.

[3]Statistics Canada. Monthly Survey of Manufacturing.Manufacturing sales: Industry aggregates. January 19, 2011.

[4]Подробнее о динамике развития отдельных отраслей канадской экономики см.: Хорошилов Е.Е. Отраслевая структура экономики Канады в первом десятилетии XXI в. // США–Канада: экономика, политика, культура. 2011. №4. (в печати)

[5]См.: Weathering the Economic Crisis: Lessons From Canada. Centerpoint newsletter, September 2009. Woodrow Wilson International Center for Scholars. – www.wilsoncenter.org.

[6]См.: Хорошилов Е.Е. Финансовый сектор Канады и мировой экономический кризис // США–Канада: экономика, политика, культура. 2010. № 7. С. 67–82.

[7]Прогнозы аналитических отделов крупнейших банковско-финансовых групп: Scotiabank Group. Global Forecast Update, February 3, 2011; BMO Capital Markets Economics. Canadian Economic Outlook, February 18, 2011; RBC Economics Research Forecasts, February 22, 2011.

[8]Там же.

[9]BMO Capital Markets Economics. Canadian Economic Outlook, February 18, 2011.

[10]RBC Economics Research Forecasts, February 22, 2011.

[11]Scotiabank Group. Global Forecast Update, March 4, 2011.

[12]См. подробнее: Немова Л.А., Хорошилов Е.Е. Антикризисная программа правительства Канады // США и Канада: экономика, политика, культура. 2009. №5. С. 43–58.

[13]OECD. The absolute size of budgetary stimulus packages. – www.oecd.org/innovation/crisis.

[14]См. подробнее: Немова Л.А. Инфраструктурные проекты в антикризисной программе Канады // Россия и Америка в ХХI веке (электронный научный журнал). 2010. № 2.

[15]Budget 2010. – http://www.budget.gc.ca/2010/plan/chap4b-eng.html.

[16]Canadian Federation of Independent Business. CFIB's Business Barometer, February 2011. –http://www.cfib-fcei.ca/english/index.html.

[17]Подробнее см.: Немова Л.А., Хорошилов Е.Е. Указ. соч.

[18]Federation of Canadian Municipalities. Key Results from the 2010 Strategic Counsel Survey. – http://www.fcm.ca.

[19]Canada’s Economic Action Plan. A Sixth Report to Canadians – September 2010. – http://plandaction.gc.ca/eng/feature.asp?pageId=184#Investments.

[20]Подробнее см.: Политика финансового оздоровления и новые методы бюджетного планирования // Л.А. Немова. Социально-экономическая политика государства в Канаде. М., 2004, с. 128–142.

[21]Там же, с. 127–161.

[22]Promoting Economic Opportunity and Prosperity. Heritage Foundation Index of Economic Freedom 2011. – http://www.heritage.org/index/.

[23]IMF. Fiscal Monitor Update. Strengthening Fiscal Credibility. January 27, 2011. – www.imf.org.

[24]Canadian Press, 3.03.2011.

[25]Globe and Mail, January 27, 2011. – http://www.theglobeandmail.com/news/politics/us-calls-on-canada-to-stick-with-f-35/article1885406/.

[26]Financial Post, February 28, 2011.

[27]Canadian Manufacturers & Exporters. The Economic Impact of Corporate Tax Reductions. January 12, 2011. – http://www.cme-mec.ca.

Информация о работе Экономика Канады