Экономика Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Современная Канада - это высокоразвитая индустриально-аграрная страна с одним из самых высоких в мире уровнем жизни населения. Благодаря исключительному богатству и разнообразию своих природных ресурсов Канада всегда имела тесные экономические связи с наиболее развитыми странами - сначала с Францией, затем с Великобританией и наконец с США. Постепенно став северной сырьевой базой США и рынком для товаров этой страны, Канада смогла приблизиться к уровню ее благосостояния за несколько десятилетий промышленного подъема. Во всем мире нельзя найти другого примера, когда экономика одной страны настолько зависела бы от другой, как это имеет место во взаимоотношениях Канады и США. Торговля с США составляет около 80% общего объема торговли Канады.

Содержание работы

Введение – стр. 3
Экономика Канады в 2009 – 2010 гг. – стр. 6
Прогнозы роста экономики Канады до 2012 г. – стр. 10
Реализация мер по стимулированию экономики. – стр. 13
Состояние государственных финансов и задачи посткризисного периода. – стр. 18
Приоритеты бюджетной и налоговой политики. – стр. 22
Проблемы регламентации иностранных инвестиций. - стр. 26
Диверсификация внешних связей. – стр. 28
Заключение. - стр. 29
Список используемых источников. – стр. 30

Файлы: 1 файл

Мировая Экономика.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

В общем объеме федеральных финансовых ресурсов, направленных на поддержку  экономики в 2009–2010 гг., примерно половина средств была выделена на расходные программы, а остальная часть, соответственно, приходилась на налоговые стимулы. Центральное место среди расходных мер заняли различного рода инфраструктурные проекты, большинство из которых осуществляются при долевом участии провинций и (или) муниципалитетов и с использованием механизмов государственно-частного партнерства[14]. В программах социальной поддержки граждан, стимулирования потребительских расходов и жилищного строительства основной акцент был сделан на использование косвенных, налоговых инструментов.

Поддержка бизнеса осуществлялась по нескольким направлениям. Канадским компаниям предоставлен целый ряд налоговых льгот: на период до конца 2011 г. существенно увеличены налоговые скидки в связи с приобретением всех видов промышленного оборудования и введено 100-процентное списание затрат на покупку компьютеров; для компаний нефтегазового сектора введены льготы, позволяющие списывать из налогооблагаемых сумм затраты на изыскательские работы (пока без фиксации срока действия).

В качестве постоянной меры правительство  Канады в 2009 г. отменило импортные пошлины на некоторые виды промышленного оборудования. В марте 2010 г. список товаров производственного назначения (включая машины и оборудование), которые будут постепенно в течение 5-летнего периода освобождаться от уплаты импортных пошлин, был существенно расширен. По заявлению главы министерства финансов, в «двадцатке» Канада вскоре станет первой страной, «практически устранившей пошлины на ввоз товаров, используемых производителями промышленной продукции. В результате должны существенно сократиться издержки и “документооборот” компаний обрабатывающих отраслей, что со временем должно привести к снижению цен для конечных потребителей»[15].

Все эти меры наверняка сыграли  важную роль в том, что объемы частных  инвестиций в машины и оборудование с конца 2009 г. стали быстро расти. Во 2–4 кварталах 2010 г. они увеличивались примерно на 30% ежеквартально.

Поддержка малого и среднего бизнеса. Меры поддержки небольших компаний, объявленные в 2009 г., были также введены как постоянно действующие. Максимальный размер кредита в рамках федеральной Программы финансирования малого бизнеса с марта 2009 г. был увеличен с 250 тыс. до 350 тыс. долл. Лимит кредита на покупку основных средств удвоен до 0,5 млн. долл. Верхний предел доходов, к которым применяется пониженная ставка налогообложения прибыли (11% с 2008 г.), был поднят с 400 до 500 тыс. долл.

Следует отметить, что согласно проведенным  в феврале 2011 г. опросам членов Канадской федерации независимого бизнеса примерно две трети владельцев предприятий малого и среднего бизнеса считали одной из главных проблем рост издержек на энергию, сырье и продовольственные товары. Столько же опрошенных указывали на большие проблемы и затраты, связанные с «избыточной регулятивной нагрузкой» и повышением с января 2011 г. взносов на страхование по безработице[16].

Целевая поддержка некоторых отраслей промышленности. Помимо перечисленных  выше мер общего характера федеральное  правительство оказало поддержку  некоторым отдельным отраслям. «Канадская доля» помощи североамериканскому автопрому составила около 2,4 млрд. долл. США. Среди прочих секторов, которым была адресована целевая поддержка федерального правительства в виде льготных кредитов и грантов на НИОКР – авиационно-космическая промышленность (порядка 1 млрд. долл. совместно с правительством провинции Квебек), лесопромышленный комплекс (170 млн. долл. на разработку и внедрение технологий производства продукции «нового поколения»), атомная энергетика (350 млн. государственной корпорации «Атомик энерджи оф Кэнада») и предприятия аграрного комплекса (550 млн. долл.)[17].

Поддержка населения и стимулирование потребительских расходов во время  и после рецессии были тесно взаимоувязаны  и осуществлялись в основном с  использованием налоговых инструментов общего и целевого назначения.

Адресные налоговые льготы, рассчитанные на период до 1 февраля 2010 г., были предназначены для стимулирования приобретения жилья и расходов на реконструкцию/ремонт жилых помещений. Наряду с этим правительство выделило 2 млрд. долл. в расчете на два года на строительство недорогих квартир («социального» найма) для малообеспеченных и престарелых граждан, инвалидов, аборигенного населения.

В целом стимулирование потребительских  расходов на жилье в сумме с  государственными инвестициями поддержало строительную индустрию и смежные  отрасли по производству строительных и отделочных материалов, основной объем которых производится внутри страны.

Меры социальной поддержки работников в период рецессии сводились главным  образом к удлинению сроков выплаты  пособий по безработице, а также  значительному увеличению ассигнований на программы профессионального  обучения и повышения квалификации как уволенных, так и сохранивших  занятость работников.

Современные правила выплаты пособий  в Канаде таковы, что их получают менее 40% безработных. До конца 1990-х гг. пособия получали примерно 80%, с тех пор уровень возмещения утраченного заработка снизился с 75 до 55%. Единственное условие, которое было изменено в период кризиса – максимальный срок выплат увеличен с 45 до 50 недель. Фонд страховых выплат с начала 2000-х гг. формировался только за счет взносов предпринимателей и работников. В 2009–2010 гг. федеральное правительство вложило в фонд бюджетные средства, с тем чтобы не повышать размер обязательных взносов. Однако с января 2011 г. размер взносов был увеличен, а использование бюджетных средств для страховых выплат прекращено.

Дополнительные ассигнование на профессиональную подготовку в объеме 1 млрд. в расчете на год были распределены между уже действующими и новыми программами, предназначенными для переобучения работников тех отраслей промышленности, в которых в период спада происходили наиболее крупные увольнения.

При оценке общих масштабов мер, предпринятых в Канаде для социальной поддержки населения в условиях рецессии, следует учитывать следующее. С начала 2000-х гг. в условиях крупных профицитов федерального бюджета государственные расходы на здравоохранение, образование и программы помощи семьям с детьми росли в Канаде опережающими темпами по сравнению с ростом ВВП в расчете на душу населения. С середины прошлого десятилетия объемы ассигнований, направляемых федеральным правительством и властями провинций на нужды здравоохранения, составляют порядка 7% ВВП (в 2010 г. совокупные расходы вместе с частными затратами составили почти 12%). Государственные расходы на нужды образования составляют около 6% ВВП (всего более 7%), на науку и инновации – порядка 1% (всего около 1,9%). Хотя Канада относится к числу наиболее децентрализованных федераций, в прошлом десятилетии из федерального бюджета поступало около половины государственных ассигнований на социальные нужды. В целом же расходы на эти цели (здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культуру) составляют в Канаде немногим менее 70% совокупных расходов государства.

Как отмечалось, центральное место  среди расходных мер антикризисного плана заняли инфраструктурные проекты. Массовое строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры осуществлялось в Канаде в 1960-е и 1970-е гг. В последующие десятилетия объёмы инвестиций на эти цели заметно сократились и вследствие хронического недофинансирования стали постепенно углубляться диспропорции между развитием инфраструктуры и современными потребностями экономики и общества. По оценке экспертного совета Федерации канадских муниципалитетов, «отложенный спрос» на модернизацию уже существующих и строительство новых объектов к концу 2000-х гг. достиг порядка 240 млрд. долл.[18]

В условиях рецессии инфраструктурные проекты составили основу расходных  программ федерального Плана поддержки  экономики на период 2009–2011 гг. При выделении льготных займов провинциям и муниципалитетам правительство выдвигало требование обязательно рассматривать возможность реализации проектов на основе государственно-частного партнерства. На конкурсах приоритет отдавался именно такого рода проектам.

На конец сентября 2010 г. с момента запуска Плана поддержки экономики (февраль 2009 г.) федеральное правительство выделило на цели реализации инфраструктурных проектов более 15,5 млрд. долл. Еще около 7,5 млрд. долл. было привлечено на уровне региональных бюджетов и муниципальных образований. Таким образом, в целом со стороны государства было обеспечено без малого 23 млрд. долл. За счет привлечения частных инвесторов общая сумма средств, вложенных в строительство и модернизацию инфраструктурных объектов, достигла почти 33 млрд. долл.[19]

Всего в процессе реализации в 2009–2011 гг. находилось около 8000 проектов. Примерно 2000 их них связаны со строительством и модернизацией дорог и мостов, развитием городского общественного транспорта и систем водоснабжения, канализации и водоочистки. Более 3500 осуществлялись в целях строительства и реконструкции социального жилья для малообеспеченных граждан и аборигенного населения (индейцев и инуитов, проживающих на северных территориях). Около 2000 проектов – относительно небольших по масштабам, но также имеющих высокую социальную значимость – связаны со строительством и ремонтом спортивных сооружений и объектов для семейного отдыха (хоккейные и футбольные площадки, плавательные бассейны, детские парки и муниципальные центры спортивно-рекреационного назначения). Порядка 380 проектов осуществлялось по общенациональной программе «Инфраструктура для знаний». На основе этой программы велась реконструкция и строительство учебных корпусов и исследовательских центров высших учебных заведений (около 2 млрд. долл.), строились новые центры профессионально-технического обучения.

В целом, по результатам опросов  общественного мнения, федеральная  программа модернизации инфраструктуры в рамках антикризисного плана была признана весьма результативной (такую  оценку дали ей региональные и муниципальные  власти, экспертные организации и  граждане). Критические оценки главным  образом касались решений правительства  начать в период экономической нестабильности реконструкцию и строительство  нескольких крупнейших объектов транспортной инфраструктуры (дорог, мостов, тоннелей и контрольно-пропускных узлов на границе с США). В связи с  этим отмечалось, что в современных  условиях, в отличие от времён Великой  депрессии, такого рода проекты реализуются  с использованием сложной, дорогостоящей  техники при относительно небольших  затратах живого труда. В случае Канады такую технику преимущественно закупают за рубежом и, скорее, поддерживают американскую, нежели собственную экономику. При этом создаётся небольшое число рабочих мест для квалифицированных специалистов. В целом многие эксперты считают завышенными отчетные данные правительства относительно рабочих мест, созданных в результате реализации инфраструктурных проектов.

Состояние государственных финансов и задачи посткризисного периода.

Еще в момент утверждения антикризисного плана в начале 2009 г. было признано, что после окончания рецессии главной задачей правительства должны стать возврат федеральных расходов к «нормальному» уровню и ликвидация дефицита бюджета, образовавшегося в связи с затратами на поддержку экономики при сократившемся притоке налоговых поступлений.

Жесткая финансовая дисциплина, предполагающая бездефицитность федерального бюджета, стала основой государственной политики в Канаде с середины 1990-х гг. Этому предшествовал 20-летний период хронических дефицитов, который привел к образованию «порочного круга задолженности». В начале 1990-х разрыв между доходами и расходами федерального правительства достиг 6%. Тогда на выплаты по текущим долгам приходилось затрачивать до 40% бюджета. Уровень накопленной задолженности приблизился к 100% ВВП, международный кредитный рейтинг страны был снижен, что привело к дальнейшему удорожанию заемных средств. Оздоровление государственных финансов потребовало принятия очень жестких мер. В 1995–1998 гг. правительство Либеральной партии сокращало расходы по многим статьям, включая ассигнования на экономические программы, военные расходы, трансферты провинциям на нужды здравоохранения, образования и социального обеспечения. Одновременно осуществлялась масштабная приватизация федеральных активов. Был введен налог на сверхприбыли корпораций и налог с продаж в размере 7% почти на все потребительские товары и услуги. В результате всех этих мер, а также выстраивания новой системы управления федеральными финансами была достигнута устойчивая профицитность бюджета, сохранявшаяся до рецессии, наступившей в период глобального экономического кризиса[20].

Основные параметры федерального бюджета в предкризисный период выглядели следующим образом. В 2000–2008 гг. после осуществленных правительством Либеральной партии налоговых реформ доля федеральных доходов по отношению к ВВП постепенно снизилась с 16,3 до 15,5%. Снизилась и доля расходов – с 16,2 до 15,2%. Происходило это, главным образом, благодаря постоянному сокращению выплат по текущей задолженности, тогда как ассигнования на программы поддерживались на уровне 13% ВВП. При этом с конца 1990-х гг., когда федеральный бюджет был выведен в зону устойчивых профицитов, расходы правительства Канады на образование, здравоохранение, науку и инновации по сравнению с ВВП росли опережающими темпами.

Это стало возможным в результате проведения правительством Либеральной  партии реформ в управлении государственными финансами и создания специальных  внебюджетных фондов[21], в том числе Фонда технологических партнерств для поддержки НИОКР и инноваций в предпринимательском секторе (создан в 1997 г.), Канадского инновационного фонда для финансирования государственных и некоммерческих исследовательских центров (1997 г.), Фонда «Образование в новом тысячелетии» (1999 г.) и Фонда модернизации здравоохранения (2003 г.). В 2007 г. правительством Консервативной партии были созданы специальные фонды для развития производственной и социальной инфраструктуры на основе использования новых хозяйственных механизмов государственно-частного партнерства, среди них – Фонд государственно-частного партнерства, Фонд поддержки строительства и модернизации муниципальной инфраструктуры и Национальный фонд дорожной инфраструктуры. Средства таких внебюджетных фондов пополняются по специальным решениям правительства и парламента из доходов, полученных сверх запланированных по бюджету, с учетом динамики развития экономики и ее потребностей.

Информация о работе Экономика Канады