Экономика Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Современная Канада - это высокоразвитая индустриально-аграрная страна с одним из самых высоких в мире уровнем жизни населения. Благодаря исключительному богатству и разнообразию своих природных ресурсов Канада всегда имела тесные экономические связи с наиболее развитыми странами - сначала с Францией, затем с Великобританией и наконец с США. Постепенно став северной сырьевой базой США и рынком для товаров этой страны, Канада смогла приблизиться к уровню ее благосостояния за несколько десятилетий промышленного подъема. Во всем мире нельзя найти другого примера, когда экономика одной страны настолько зависела бы от другой, как это имеет место во взаимоотношениях Канады и США. Торговля с США составляет около 80% общего объема торговли Канады.

Содержание работы

Введение – стр. 3
Экономика Канады в 2009 – 2010 гг. – стр. 6
Прогнозы роста экономики Канады до 2012 г. – стр. 10
Реализация мер по стимулированию экономики. – стр. 13
Состояние государственных финансов и задачи посткризисного периода. – стр. 18
Приоритеты бюджетной и налоговой политики. – стр. 22
Проблемы регламентации иностранных инвестиций. - стр. 26
Диверсификация внешних связей. – стр. 28
Заключение. - стр. 29
Список используемых источников. – стр. 30

Файлы: 1 файл

Мировая Экономика.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский институт

Внешнеэкономических связей, экономики и права.

 

 

Контрольная работа.

По курсу: Мировая Экономика.

На тему: Экономика Канады.

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Фабер Вера Александровна.

Выполнил: студент четвёртого курса, группы менеджмент организации Павлычев Алексей Владимирович.

 

 

 

 

 

Гатчина.

2011 г.

Содержание:

Введение – стр. 3

Экономика Канады в 2009 – 2010 гг. – стр. 6

Прогнозы роста экономики  Канады до 2012 г. – стр. 10

Реализация мер по стимулированию экономики. – стр. 13

Состояние государственных финансов и задачи посткризисного периода. – стр. 18

Приоритеты бюджетной  и налоговой политики. – стр. 22

Проблемы регламентации иностранных инвестиций. - стр. 26

Диверсификация внешних связей. – стр. 28

Заключение. - стр. 29

Список используемых источников. – стр. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современная Канада - это  высокоразвитая индустриально-аграрная страна с одним из самых высоких  в мире уровнем жизни населения. Благодаря исключительному богатству  и разнообразию своих природных  ресурсов Канада всегда имела тесные экономические связи с наиболее развитыми странами - сначала с  Францией, затем с Великобританией  и наконец с США. Постепенно став северной сырьевой базой США и рынком для товаров этой страны, Канада смогла приблизиться к уровню ее благосостояния за несколько десятилетий промышленного подъема. Во всем мире нельзя найти другого примера, когда экономика одной страны настолько зависела бы от другой, как это имеет место во взаимоотношениях Канады и США. Торговля с США составляет около 80% общего объема торговли Канады. Американский капитал господствует во всех ключевых отраслях хозяйства, за исключением финансовой сферы и земледелия. Вследствие этого экономика Канады крайне чувствительна ко всем изменениям, происходящим в экономике США. Для Канады характерна значительная региональная дифференциация(французское differentiation, от латинского differentia - разность, различие). Южный Онтарио и Квебек наиболее индустриализованы, и там же расположены крупнейшие финансовые центры страны. Степные провинции (Манитоба, Саскачеван, Альберта) производят основной объем зерновых. Британская Колумбия дает основную продукцию лесопромышленности. В Альберте добываются почти вся нефть и природный газ Канады. В Северо-Западных территориях ведется разработка полезных ископаемых. Благодаря этим различиям, отдельные провинции различаются и по уровню благосостояния. Начиная с 1960-х годов в Канаде происходит экономический подъем. При этом растущая конкуренция и глобализация производства вынуждают компании закрывать промышленные предприятия, переводить их в другие районы и производить полное технологическое и организационное обновление. Эти изменения оказали значительное воздействие на состояние трудовых ресурсов Канады. Многие рабочие вынуждены были перейти на работу с неполным рабочим днем, временную работу или заняться мелким бизнесом. Отрицательно сказались новые времена и на программах социального обеспечения, которые гарантировали канадцам высокую степень социальной защиты. Начиная с середины 1980-х годов социальные программы были существенно урезаны, так как правительство отдавало приоритет сокращению бюджетного дефицита и повышению конкурентоспособности канадских предприятий; с этой целью, в частности, государство отказалось от вмешательства в деятельность частных предприятий и провело приватизацию многих государственных предприятий.

В условиях глобального кризиса экономика  Канады продемонстрировала высокую  степень устойчивости.  После выхода из рецессии Канада улучшила свои позиции в списке мировых лидеров по объему ВВП и инвестиционной привлекательности. Вместе с тем более рельефно проявились некоторые фундаментальные проблемы национальной экономики. В посткризисный период федеральному правительству необходимо решать весьма сложные и во многом противоречивые задачи. Характер действий кабинета С.Харпера в значительной мере определяется особенностями внутриполитической ситуации.

Канада прошла фазу рецессии быстрее  и легче большинства других развитых стран. В начале посткризисного периода она улучшила свои позиции в списке мировых лидеров по объему ВВП и показателям ВВП в расчете на душу населения. Валовой внутренний продукт Канады в 2010 г. составил около 1,6 трлн. долл. США. (Это примерно равно суммарному ВВП таких стран, как Нидерланды, Швеция и Норвегия. С другой стороны, примерно такой же величины достиг дефицит федерального бюджета США). По данным Международного валютного фонда, Канада в 2010 г. по масштабам экономики заняла 9-е место в мире (Россия – на 10-м месте)[1], при этом численность населения Канады составляет немногим более 34,2 млн. чел.

Показатель ВВП в расчете  на душу населения, отражающий уровень  развития экономики и благосостояния граждан, в 2010 г. достиг примерно 45,9 тыс. долл. США. В этом плане Канада уступает Соединенным Штатам (47,1 тыс. долл.), но превосходит все остальные страны, входящие в «семерку» ведущих рыночных экономик (Японию, Великобританию, Германию, Францию и Италию).

В 2010 г. Канада также поднялась на более высокие строчки среди лидеров в рейтингах инвестиционной привлекательности и эффективности государственного регулирования с точки зрения создания благоприятных условий для ведения бизнеса[2].

Вместе с тем, во время глобального  кризиса и в посткризисный период более рельефно проявились некоторые фундаментальные проблемы национальной экономики. В частности, изменился в худшую сторону баланс выгод и издержек тесной хозяйственной интеграции с США. Усилились негативные последствия доминирующей ориентации на одного главного торгово-экономического партнера, прежде всего большая зависимость канадской экономики от колебаний хозяйственной конъюнктуры в соседней стране и действий американской администрации и повышенная волатильность курса канадской валюты. Сохраняется отставание Канады от других развитых рыночных стран по уровню научно-инновационной активности в частнопредпринимательском секторе. В условиях меняющейся парадигмы развития мирового хозяйства усиливаются отраслевые диспропорции и расхождения в направлениях и темпах роста экономики отдельных регионов Канады.

При сравнительно благополучной посткризисной ситуации в стране, федеральному правительству необходимо решать весьма сложные и во многом противоречивые задачи. В сфере внутриэкономической политики к числу главных относится свертывание временных антикризисных мер таким образом, чтобы не подорвать подъем деловой активности, тогда как внешние риски, определяющие неустойчивость роста глобальной экономики, остаются весьма серьезными. С целью восстановить прочность системы государственных финансов правительство Стивена Харпера обязалось к 2015 г. сбалансировать федеральный бюджет, при том что возникшие в 2009 и 2010 гг. дефициты были самыми крупными в истории страны (по абсолютным размерам, но не в пропорции к ВВП).

Резкий подъем интереса иностранных  инвесторов к канадским ресурсным  активам, новая волна слияний  и поглощений с участием зарубежных корпораций ставит правительство Канады перед необходимостью более четко  сформулировать позиции по ряду принципиальных вопросов, связанных с регулированием иностранных инвестиций.

Сдвиги в балансе сил в  мировом хозяйстве побуждают  правительство Канады диверсифицировать  внешнеэкономические связи и  активно вести переговоры о либерализации  условий торговли и инвестиций с  другими странами и региональными  блоками. При этом курс на расширение круга внешнеэкономических партнеров  ни в коей мере не означает отказа правительства  С. Харпера от безусловной приоритетности развития хозяйственной интеграции с Соединенными Штатами, о чем свидетельствуют переговоры между представителями ближайшего окружения президента США Б. Обамы и премьер-министра Канады по соглашению о «периметре континентальной безопасности».

В целом деятельность правительства  С. Харпера (как и причины бездействия в отношении некоторых проблем) в значительной мере определяются особенностями внутриполитической ситуации. Сформированная в конце 2003 г. в результате слияния Канадского консервативного альянса реформ (действовавшего в провинции Альберта) и федеральной Прогрессивно-консервативной партии, Консервативная партия победила на общенациональных выборах в январе 2006 г., получив менее половины мест в Палате общин федерального парламента. Попытки занять большинство депутатских мест и укрепить позиции правительства в результате проведения внеочередных всеобщих выборов в октябре 2008 г. успехом не увенчались. Таким образом, уже в течение пяти лет правительства Консервативной партии функционируют как правительства меньшинства. Их положение нестабильно. Утверждение предлагаемых кабинетом министров решений и законопроектов осложнено, поскольку требуется поддержка депутатов из других партийных фракций. Соответственно, правительству меньшинства постоянно приходится учитывать предложения и поправки оппозиционных фракций, оценивать соотношение сил в парламенте, маневрировать в поисках альянсов и компромиссов, «просчитывать риски». Главный из таких рисков – создание политического альянса оппозиционных партий и объявление вотума недоверия правительству при голосовании по какому-либо важному вопросу в парламенте. За этим должна последовать его отставка и назначение новых всеобщих парламентских выборов. Именно такая ситуация может сложиться в марте 2011 г. при рассмотрении бюджета и экономической программы федерального правительства на ближайшие два года.

В данной работе кратко охарактеризовано развитие экономики Канады в 2009–2010 гг., рассмотрены перспективы хозяйственного роста в 2011 г. и проанализированы основные направления экономической политики федерального правительства в посткризисный период.

Экономика Канады в 2009–2010 гг.

В условиях глобального финансово-экономического кризиса экономика Канады в целом  продемонстрировала высокую степень  устойчивости. Экономический спад был  здесь менее глубоким и менее  продолжительным, чем в других ведущих  рыночных странах. Рецессия не сопровождалась серьезными потрясениями в национальном финансовом секторе и на рынке  недвижимости.

Реальный ВВП Канады сокращался в период с ноября 2008 г. по апрель 2009 г., после чего его рост восстановился. В целом за 2009 г. объем ВВП Канады уменьшился на 2,5%. В 2010 г. реальные темпы роста экономики страны составили 3,1% и были на уровне самых высоких в группе ведущих рыночных стран. В апреле прошлого года объем ВВП Канады в текущих ценах достиг 1,6 трлн. кан. долл. и превзошел предкризисный максимум октября 2008 г.

Рецессия тяжело сказалась на обрабатывающем секторе канадской экономики. В  этом секторе спад был наиболее продолжительным. В 2009 г. объем продаж продукции здесь упал в среднем на 17,4% (самое большое падение за весь период ведения такого рода статистики), выпуск продукции сокращался в 18 из 21 отраслей. Особенно глубоким был спад в цветной и черной металлургии, в нефтехимии, производстве электротехнических изделий и оборудования, автомобилестроении, производстве пластмасс и изделий из них и в деревообрабатывающей промышленности. В 2010 г. рост объема продаж продукции в этих отраслях шел с перебоями, и к декабрю 2010 г. общий объем продаж обрабатывающего сектора достиг примерно 78% предкризисного максимума[3].

В горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, в электроэнергетике  падение производства было существенным, но кратковременным. Уже с февраля 2009 г. стали постепенно увеличиваться объемы добычи нефти и газа (после резкого спада в предшествующие четыре месяца). К апрелю 2010 г. предкризисный уровень продаж превзошли все добывающие отрасли, лесопромышленный комплекс, а также тесно связанные с сырьевыми отраслями «первичные обрабатывающие производства» – выпуск полуфабрикатов цветных и черных металлов, переработка минерального сырья и производство минеральных удобрений, нефтехимическая промышленность.

В отраслях сферы услуг рецессия сильнее всего сказалась на оптовой  торговле. Вместе с тем, начиная со 2-го квартала 2009 г. наметилась положительная динамика в розничной торговле, транспортных услугах и услугах делового характера. Отрасли общественных услуг продолжали расти довольно высокими темпами и в условиях кризиса. В 2009 г. в сфере здравоохранения рост ВВП составил 2,9%, государственном управлении – 2,8%, образовании – 2,7%[4]. В этом отражены как приоритеты долгосрочной социально-экономической стратегии страны, так и характер антикризисных мер правительства Канады.

Финансовый сектор Канады продемонстрировал  поразительную степень устойчивости, в то время как эпицентр финансово-экономических  потрясений находился в соседних США, с которыми Канаду связывают  тесные торгово-инвестиционные связи. В секторе финансов и недвижимости не было ни одного банкротства, более  того, на фоне провалов в большинстве  других развитых стран был достигнут впечатляющий рост. В 2009 г. он составил 2%, а доля этого крупнейшего сектора экономики Канады в ВВП увеличилась до 21,1% по сравнению с 20,1% в предкризисном 2008 г. Канада оказалась одной из немногих развитых стран, в которых правительству не пришлось спасать обанкротившиеся финансовые учреждения с помощью многомиллиардных бюджетных вливаний.

Неслучайно поэтому на различных  международных экономических саммитах эксперты оценивают канадскую банковско-финансовую систему как «самую устойчивую». Отмечается «разумно осторожная стратегия» канадских банков, высокий уровень  самодисциплины и стремление не «ввязываться в чрезмерно рискованные и  авантюрные операции»[5]. Следует также отметить, что, в отличие от ФРС США, финансовые власти Канады придерживались осторожного подхода при проведении в последние годы неизбежных и необходимых финансовых реформ. Сохранены существенно более строгие, чем в соседних Соединенных Штатах, стандарты надзора и регулирования в финансовом секторе[6].

Ситуация в жилищном строительстве и на рынке недвижимости в Канаде коренным образом отличается от того, что происходило в США. Высокая активность в этом секторе Канады в 2002–2007 гг. была связана с динамичным ростом экономики и доходов населения, а также стабильным притоком иммигрантов. При этом не получили распространения схемы «субстандартных» ипотечных кредитов. Соответственно, в период кризиса здесь не было лавины неплатежей по ипотеке, а сокращение объемов жилищного строительства и покупок на вторичном рынке не носило обвального характера. Вместе с тем, в 2009 г. было очевидно, что спад в жилищном строительстве вышел далеко за рамки «циклической коррекции», вероятность которой эксперты предсказывали еще в предкризисный период. Так, численность новостроек в жилом секторе сократилась в Канаде в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом примерно на 25% (но не в разы, как в Соединенных Штатах). Однако уже в 2010 г. этот показатель был лишь на 5% ниже среднего за период 2000-2008 гг., чему способствовали временные налоговые льготы по расходам на приобретение и ремонт жилья. Срок действия этих мер закончен, и в 2011-2012 гг. предполагается снижение численности новостроек примерно до 175-180 тыс. в год (уровень начала предыдущего десятилетия) по сравнению со 190 тыс. в 2010 г.

Информация о работе Экономика Канады