Экономическая сущность и содержание управления запасами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала конкретных предложений по повышению эффективности управления производственными запасами ИП «Танарыкова».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
6
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
8
1.1. Понятие, сущность и виды производственных запасов
8
1.2. Системы управления запасами предприятия
15
1.3. Зарубежный опыт управления запасами

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Технико-экономическая характеристика ИП «Танарыкова»
2.2. Нормирование запасов на предприятии
2.3. Анализ состояния запасов предприятия ИП «Танарыкова»

3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Основные проблемы управления запасами предприятия
3.2. Направления совершенствования процесса управления производственными запасами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ
22


31
31
34
43


51
51

56

60

62

64

Файлы: 1 файл

upravlenie_proizvodstvennymi_zapasami_predpriyatiya_na_prime.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Образование запасов  связано также с необходимостью обеспечения непрерывности процесса производства на всех его стадиях. В  процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В тоже время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа предприятия.

 Наличие запасов  позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса.

Скидки за покупку  крупной партии товаров также  могут стать причиной создания запасов.

Одной из причин создания запасов является также возможность  колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов для его изготовления в случае работы предприятия  на заказ, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.

 В современных условиях  хозяйствования в Казахстане одной из основных проблем финансово-хозяйственной деятельности предприятий является проблема инфляции. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых для производственного процесса неблагоприятно сказывается на функционировании предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть  до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов избежания падения покупательной способности денег.

 С другой стороны,  предприятие, сумевшее предвидеть  инфляционные процессы в экономике, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном  случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов.

 Процесс оформления  каждого нового заказа на поставку  материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

Сезонные колебания  производства некоторых видов товаров  приводят к тому, что предприятие  создает запасы данной продукции, дабы избежать проблем в снабжении  в неблагоприятные периоды. В  основном это касается продукции сельского хозяйства. Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного процесса предприятия. Отметим, что в этой связи предприятие, ориентирующееся на одного основного поставщика, находится в более уязвимом положении, чем предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками.

Однако политика накопления материальных запасов ведет к  значительному оттоку денежных средств предприятия из оборота. Зависимость эффективности производства от уровня и структуры запасов заключается в том, предприятие несет определенные затраты на обеспечение сохранности запасов.

При этом долговременное содержание запасов, порой даже чрезмерной их величины приводит к образованию на российских предприятиях так называемых  неликвидов  - запасов, которые не могут быть использованы ни на самом предприятии, ни реализованы сторонним потребителям. Таким образом, при многих положительных моментах создания запасов предприятие несет значительные расходы по их формированию и содержанию, поэтому необходимо выяснить - существует ли возможность функционирования предприятия в условия отсутствия запасов, либо при их минимальной величине.

 

3.2. Направления совершенствования процесса управления производственными запасами

 

В число эффективных приемов позволяющих решить важную, но частную задачу управления запасами, могут привлекаться и такие универсальные финансовые техники, как бюджетирование.

Первоначальными объектами планирования при составлении бюджета продаж являются клиенты, которые рассматриваются в разрезе их номенклатурных позиций. По менеджеру планирование может проводиться сначала в порядке значимости групп клиентов (А-В-С), а потом по каждому клиенту начиная с наиболее значимых и стабильных позиций.

С клиентами группы А (а их у каждого менеджера не так уж много) возможны также активные методы работы – а именно подтверждения заказов, изучение факторов влияющих на спрос по основным позициям, новые предложения, поддержка клиентов группы по редким ассортиментным позициям, обеспечивающих сбыт основного ассортимента и т.п. Для поддержки процедуры планирования из учетной системы могут быть выведены справочные аналитические отчеты по объемам продаж за предыдущие периоды. При этом следует учитывать, что для стабильности среднемесячного заказа по позиции важно не столько знание среднего размера заказа, сколько того, что заказ вообще состоится. То есть, система планирования должна также размечать позиции по группам XYZ в зависимости от предсказуемости заказа (весовых коэффициентов соответствующих группам предсказуемости).

Сводная таблица планирования по менеджеру в разрезе клиентов, размеченная по группам АВС, XYZ преобразуется  в таблицу по ассортименту, которая  передается в отдел закупок и является основой для планирования закупок в интересах наиболее крупных и стабильных клиентов.

Со стороны склада осуществляется централизованное планирование менее значащих и маловероятных  позиций ассортимента, что минимизирует общий объем запаса. Для них менеджеры отдела закупок, обобщив данные по предыдущим периодам и наличные запасы, могут планировать склад классическим способом с помощью SIC системы – от среднего плюс среднеквадратическое отклонение.

Применение бюджетирования, как средства систематического оперативного планирования объемов реализации, закупок и запасов существенно повышает точность предсказания, поскольку каждый при этом планирует в сфере своей компетенции. Но для того, чтобы система бюджетирования начала работать, необходимо тщательно продумать систему оценки и стимулирования менеджеров в зависимости от выполнения декларированных ими бюджетных показателей. Только в этом случае бюджет становится реальным планом, составленным компетентными менеджерами, которые лично заинтересованы в его выполнении.

При этом система оценки должна стимулировать, как высокие  плановые показатели объемов продаж, так и максимально возможное  соблюдение выданных ими заявок на закупку в разрезе ассортиментных позиций. Например, вознаграждение менеджера по сбыту может складываться из следующих величин.

Постоянная величина (не зависящая от объема продаж) за выполнение возложенных на него функциональных обязанностей (в том числе предоставления закрепленной за ним управленческой отчетности - бюджета, аналитических отчетов и т.п.).

Премия в случае выполнения планового бюджета продаж, величина которой пропорциональна доходной части бюджета (БДДС и/или БДР), независимо от выполнения плана по номенклатуре.

При перевыполнении плана  по продажам менеджер может получать процент от объема дополнительных продаж сверх плана. Соответственно в случае недовыполнения плана ниже допустимой нормы размер премии может быть снижен.

Для стимулирования правильного  заказа в разрезе ассортимента вознаграждение менеджера может снижаться пропорционально абсолютной средней величине отклонения по позициям.

Регулирование же производится через коэффициенты в системе  расчета вознаграждения менеджеров. Значения коэффициентов подбираются  эмпирически или расчетным путем. При расчете коэффициентов необходимо предусмотреть допустимый коридор отклонений показателей бюджета (например, 10-15%), в пределах которого плановые показатели считаются выполненными.

С помощью оптимального управления денежными средствами, дебиторской задолженностью и товарно – материальными запасами компания может максимизировать норму прибыли и минимизировать коммерческий риск.

Сумма, инвестируемая  в каждую из позиций оборотного капитала, может ежедневно изменяться и  должна тщательно контролироваться для обеспечения наиболее продуктивного использования денежных средств. Иметь большие остатки средств на счетах достаточно рискованно. Например, товарно – материальные запасы могут оказаться не пользующимися большим спросом, а дебиторская задолженность не сможет быть инкассированной. С другой стороны, сохранение необоснованно завышенных оборотных средств может оказаться дорогостоящим. Бизнес станет убыточным, если запасов продукции окажется недостаточно.

Однако, прежде чем вводить  систему коэффициентов необходимо разобраться, во-первых, к каким результатам приведет применение каждого из них, а также последствия выбора еще одного параметра величины - базы для расчета переменной части зарплаты (премии).

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 

Целью управления товарно-материальными  запасами является разработка политики, с помощью которой можно достичь оптимальных капиталовложений в товарно-материальные запасы. Этот уровень неодинаков для различных отраслей промышленности и для компаний в данной отрасли промышленности. Успешное управление товарно-материальными запасами минимизирует объемы товарно-материальных запасов, помогает снизить расходы и повышает доход.

Как часть этого процесса, следует уметь определять соответствующие объемы товарно-материальных запасов, которые зависят от многих факторов, включая объемы продаж, финансирование текущих запасов, производство, задержки в получении новых заказов и их сезонность. В случае, если вы располагаете товарами, пользующимися невысоким спросом, следует реализовать их по низкой цене, чтобы снизить расходы за хранение и повысить приток денежных средств.

Следует минимизировать время выполнения заказа по процессам приобретения, изготовления и распределения, то есть определить, сколько времени занимает получение товара от поставщиков после размещения заказа. В зависимости от срока исполнения заказа может потребоваться увеличение складских запасов или изменение порядка закупок. Помните о соотношении объемов неоплаченных заказов и средних ежедневных закупок для определения времени исполнения заказов, которое указывает, следует ли увеличивать остаток товарно-материальных запасов или изменить вашу практику закупок.

Также необходимо учитывать  риски наличия устаревших или  испорченных товарно-материальных запасов. Например, технические, скоропортящиеся, модные, огнеопасные и специализированные товары имеют повышенный сбытовой риск, который должен быть принят во внимание при расчетах желательных объемов запасов.

Управление товарно-материальными  запасами связано с компромиссом между расходами по содержанию товарно-материальных запасов и прибылью от владения ими. Различные номенклатурные позиции товарно-материальных запасов отличаются по стоимости, доходности и количеству занимаемых площадей, причем чем выше объем запасов, тем выше стоимость их хранения, страхования от несчастного случая и воровства, порчи, повышенного налогообложения, производственных мощностей, увеличенного персоналом и процентом на заемные средства для приобретения товарно-материальных запасов. С другой стороны, увеличение товарно-материальных запасов снижает риск сокращения потенциальных продаж из-за отсутствия товаров на складе и замедления производства, вызванного недостаточными товарно-материальными запасами. Кроме того, большие объемы закупок приводят к увеличению скидок с продаж.

Объемы товарно-материальных запасов также связаны со ставками доходного процента. По мере увеличения доходной ставки процента оптимальный объем товарно-материальных запасов уменьшается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Налоговый кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года
  2. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года N 409-1 ЗРК (Особенная часть)
  3. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года N 234
  4. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник /Под общ. ред. – В.И. Стражева. – 4-е изд., Стереотип. – Мн.: Высшая школа, 2003. – 363с.
  5. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1994.
  6. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. -  М.: Высшая школа, 1993.
  7. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, 1994.
  8. Дамари Р. Финансы и предпринимательство. - Ярославль: Периодика, 1993.
  9. Ефимова О. В. Как анализиро<span class="dash0422_0435_043a_0441_0442__Char" style=" font-family: 'Times

Информация о работе Экономическая сущность и содержание управления запасами предприятия