Экономическая сущность и содержание управления запасами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала конкретных предложений по повышению эффективности управления производственными запасами ИП «Танарыкова».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
6
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
8
1.1. Понятие, сущность и виды производственных запасов
8
1.2. Системы управления запасами предприятия
15
1.3. Зарубежный опыт управления запасами

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Технико-экономическая характеристика ИП «Танарыкова»
2.2. Нормирование запасов на предприятии
2.3. Анализ состояния запасов предприятия ИП «Танарыкова»

3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Основные проблемы управления запасами предприятия
3.2. Направления совершенствования процесса управления производственными запасами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ
22


31
31
34
43


51
51

56

60

62

64

Файлы: 1 файл

upravlenie_proizvodstvennymi_zapasami_predpriyatiya_na_prime.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Таким образом, при использовании SIC решение о закупке принимается в основном на основании статистических наблюдений за динамикой запасов, а не на сведениях о планируемых объемах продаж, полученных в результате непосредственного контакта с клиентом, что, конечно, требует дополнительных и существенных усилий.

Подход «от продаж». Более точные прогнозы сбыта, которые обобщают различные договоренности с клиентами и наблюдения за их поведением, позволяют компании существенно улучшить качество управления запасами за счет дополнения «статистических» («толкающих») моделей планирования заказов так называемыми, «вытягивающими». Например, типа модели DRP (Distribution Requirements Planning), применяемой в системе BAAN – модели пополнения запасов на основе обработки совокупностей заявок дистрибьюторов.

С другой стороны, чисто  «тянущие» модели возможны только для компаний, работающих «на заказ». Поэтому практически для каждой компании исходя из особенностей ее торгово-закупочной деятельности, целесообразно строить индивидуальную систему планирования и управления запасами, совмещающую оба похода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ  ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ 

ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1. Технико-экономическая  характеристика  ИП «Танарыкова»

 

 

Индивидуальный предприниматель  «Танарыкова» был зарегистрирован в апреле 2004 года.  Предметом деятельности ИП «Танарыкова» являются: производство и оптовая, розничная торговля строительными материалами; погрузочно-разгрузочные и транспортные работы; организация торговых точек.

Деятельность субъектов  частного предпринимательства  регулируется Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года № 124-III. Согласно данного Закона субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к:

1) субъектам малого  предпринимательства;

2) субъектам среднего предпринимательства;

3) субъектам крупного  предпринимательства.

Субъектами малого предпринимательства  являются индивидуальные предприниматели  без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000 месячных расчетных показателей (МРП).

Законом  РК «О республиканском  бюджете на 2007 год» размер месячного расчетного показателя установлен в размере 1092 тенге.

Субъектами малого предпринимательства  не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические  лица, осуществляющие:

деятельность, связанную  с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

производство и (или) оптовую  реализацию подакцизной продукции;

деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

проведение лотереи;

деятельность в сфере  игорного и шоу-бизнеса;

деятельность в области сертификации, метрологии и управления качеством;

деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической  и тепловой энергии;

деятельность, связанную  с оборотом радиоактивных материалов;

банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

аудиторскую деятельность;

профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 000  МРП.

Субъектами крупного предпринимательства являются юридические  лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников более 250 человек или общей стоимостью активов за год свыше 325 000 МРП.

Технико-экономические  показатели деятельности ИП «Танарыкова» за 2006 год приведены в таблице 2.

Среднесписочная численность  работников ИП увеличилась по сравнению  с 2005 годом на 8 человек и составила 17 человек. Среднегодовая стоимость основных фондов осталась на том же уровне. В 4 раза произошло увеличение  остатков оборотных средств. На 41 процент увеличилась прибыль от реализации продукции.

Таблица  2 - Технико-экономические показатели ИП «Танарыкова»

 

 

Показатели

 

2005г.

 

2006г.

Изменение

+/-

Темп роста

%

1.Среднесписочная численность  работников, чел.

 

9

 

17

 

8

 

189

2.Среднегодовая стоимость ОФ тыс. тенге

-

3221

3221

 

3.Среднегодовая стоимость  остатков оборотных средств тыс. тенге

 

40885,5

 

175624

 

134738,5

 

430

4.Выручка от реализации в сопоставимых ценах, тыс. тенге

 

199622

 

236779

 

37157

 

118

5.Затраты на реализацию продукции, тыс. тенге

 

175126

 

202286

 

27160

 

115

6.Прибыль от реализации  продукции, тыс. тенге

 

24496

 

34493

 

9997

 

141

7.Затраты на 1  тенге реализованной продукции, (п.5/п.4)

 

0,88

 

0,85

 

-0,03

 

96

8.Фондоотдача на 1 тенге ОФ, тенге(п.4/п.2)

-

73,5

73,5

 

9.Фондовооруж-ть, тенге/чел (п.2/п.1).

-

536,8

536,8

 

10.Производительность  труда,  тенге (п.4/п.1).

 

33270

 

39463

 

6193

 

118

11.Рентабельность продаж %, (п.6/п.4).

12

15

3

125


 

По данным таблицы  наблюдается улучшение основных показателей предприятия за 2006 год. Выручка от реализации выросла на 37157 тыс. тенге в отчётном периоде по сравнению с прошедшим. Несмотря на увеличение затрат на производство реализованной продукции в абсолютном выражении на 27160 тыс. тенге, их доля в выручке от реализации снизилась на 4%. Также положительным результатом деятельности является увеличение уровня рентабельности продаж на 25% по сравнению с прошедшим периодом.

 

2.2. Нормирование запасов на предприятии

 

Управление   запасами   заключается   в   решении   двух   основных   задач:

  • определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
  • создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

Нормой запаса называется расчетное  минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.

При определении норм товарных запасов  используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

Запасы нужны для  того, чтобы выполнять заказы своих  клиентов на товары в нужном количестве и в установленные сроки. Однако запасы требуют расходов на их содержание, пока они не «дождутся своего часа» и не будут реализованы. Причем потери компании возрастают прежде всего за отвлечения из оборота части капитала, инвестированного в запасы.

Поэтому компания должна найти для  себя оптимальное сочетание между  издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов, чтобы определить какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной. При этом желательно, кроме чисто эмпирических наблюдений за частотой ситуациями типа: «есть заказы – нет товаров» и «есть запасы – не хватает денег» перейти к более объективным критериям. В качестве базовых индикаторов качества выбранной политики управления запасами могут использоваться как непосредственные, так и более обобщенные критерии, а также их различные комбинации. Например: показатели достаточности запасов для удовлетворения покупательского спроса. Например, так называемый «уровень обслуживания», под которым понимается процент от общего объема имеющихся запросов, который удовлетворен из имеющихся материальных запасов без дополнительного заказа.

Показатели, основанные на поиске оптимального размера заказа, исходящие из соотношения стоимости  хранения запасов и стоимости  выполнения заказа.

Издержки хранения выступают ограничением на размер запасов. Причем в стоимость  хранения входят «вмененные» издержки. Они характеризуют прибыль, которая могла бы быть получена, если бы средства не были использованы для образования запаса, а «пущены в оборот». Необходимо найти баланс между с одной стороны стоимостью хранения, а с другой стороны – операциями по заказу товаров. Большие размеры заказа (и, следовательно, меньшее их количество) уменьшают стоимость выполнения заказов, но приводят к увеличению стоимости хранения запасов.

В этой ситуации все зависит от правильной оценки необходимого объема заказов, которую производят исходя из существующих прогнозов сбыта.

Индикаторы, связанные  с характеристиками денежных потоков  от операций по закупке и реализации товара. Например, величина чистого дисконтированного денежного потока, равная разнице между дисконтированной величиной тех средств, которые направлены на закупку товара, и средств, полученных от реализации (в течение расчетного периода). За величину дисконта может быть принята средняя рентабельность инвестиций компании или величина действующей ставки банковского кредита.

Индикаторы, отражающие рентабельностью деятельности компании при различных методах управления запасами. Например, рентабельность активов (ROA) в течение расчетного периода, определяемая отношением:

Первый показатель характеризует  рентабельность оборота или «рентабельность продаж», второй – характеризует «оборачиваемость активов» за период. Наличие излишних, избыточных запасов приводит к увеличению показателя «активы» и, следовательно, к снижению оборачиваемости. Необходимо определить оптимальную величину инвестиций в запасы, которая, увеличивая «оборачиваемость активов», не приводила бы к снижению ROA (за счет уменьшения оборота).

Здесь стоит отметить следующее: более важно не то, какой  из возможных индикаторов выбрала  компания, а сам факт наличия выбранного индикатора. Только постоянное наблюдение за такими показателями позволяет судить о правильном направлении усилий предпринимаемых в какой либо области менеджмента (в данном случае за эффективностью построения системы управления запасами).

Какой бы метод управления запасами не выбрала компания, существуют минимальные требования, чтобы данная система просто была управляемой и обеспечила возможность реализовать различные методы планирования запасов. Кроме того, их выполнение, как правило, сразу же непосредственно сказывается на уменьшении стоимости доставки и хранению товара. Эти требования касаются налаживания необходимой логистики операций, а также постановки управленческого учета. В этом плане на предприятии обязательно должны быть решены следующие задачи:

- Уточнены объемные, пространственные и временные параметры запасов, стоимости хранения единицы запаса;

- Налажена система информационного мониторинга за состоянием запасов и непрерывного контроля нормируемых параметров;

- Уточнены реальные стоимости и время выполнения заказов, налажен управленческий учет параметров выполнения заказов и контроль хода их прохождения;

- Разработаны правила определения момента и объема заказа.

Мониторинг состояния  запасов должен обеспечивать непрерывное  сравнение нормативных параметров с фактическими, т.е. работать как  «следящая система». Определение соответствующих объемных, пространственных и временных параметров запасов позволит перейти к оптимизации размещения товаров на складе, а, следовательно, к минимизации затрат. А расчет нормативных характеристик запасов (в натуральном выражении) позволит после постановки бюджетирования (формирования бюджетов закупок и хранения) перейти к оптимизации издержек, связанных с формированием и поддержанием запасов.

Разработка правил определения  момента и объема заказа, определение  приоритетов при пополнении запасов позволит получить относительно простые способы регулирования параметров заказа. Другой важнейшей функцией управления запасами является контроль за ходом выполнения заказов, обеспечивающий обратную связь для принятия персоналом фирмы эффективных решений по закупкам.

Ключевым фактором определяющим качество системы управления запасами является способ выработки предположений  о необходимой величине закупок.

Эвристические методы предполагают использование  опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.

  В том числе, если поставленная  задача в области управления  запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

Сущность метода технико-экономических  расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости  от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков.

Информация о работе Экономическая сущность и содержание управления запасами предприятия