Экономическая работа на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Предприятие является основным звеном всей национальной экономики. Оно представляет собой хозяйственную единицу, обладающую производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.
Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.
Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.

Файлы: 1 файл

реферат1.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Предприятие является основным звеном всей национальной экономики. Оно представляет собой хозяйственную  единицу, обладающую производственно-техническим  единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.

Деятельность  предприятия носит целенаправленный характер. Главными целями любого коммерческого предприятия являются производство продукции, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей и получение прибыли.

Для успешной работы предприятия его работники и, в первую очередь, руководство, должны обладать глубокими экономическими знаниями. На предприятии формируется стратегия его развития, разрабатываются различные планы. Здесь решаются вопросы экономного расходования всех видов ресурсов, применения новых видов техники и прогрессивных технологий, развития производственных мощностей. На предприятии каждый день приходится решать задачи выбора вариантов. Это выбор вариантов организации производства, обоснование объемов и номенклатуры выпускаемой продукции, оптимизации серийного производства, оптимизации запасов предприятия, выбор вариантов замены оборудования и множество других задач.

Предприятие должно заботиться о своих работниках, росте  их квалификации, содержательности труда, создании благоприятного социально-психологического климата.

Важной задачей  предприятия является обеспечение  конкурентоспособности продукции  и поддержание имиджа предприятия.

Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функциони¬рование и развитие предприятия  в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации и состоит из:

1. Целей предприятия  и его структурных образований  (производственных от¬делений, филиалов, дочерних компаний)

2.     Конкретных задач подразделений, направленных на достижение их целей и целей предприятия в целом.

3.     Политики предприятия по важнейшим  направлениям деятельности, вклю¬чая.

•   обеспечение  эффективности (рентабельности) производства;

•   развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;

•   финансирование хозяйственной деятельности и использование  финан¬совых (в том числе кредитных) ресурсов;

•   развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производст¬во;

•   кадровую политику (политику использования и  развития персонала, а также форм и методов его мотивации к  производительному труду);

•   политику ценообразования.

4. Оптимального (рационального) сочетания централизованных  и децентрали¬зованных методов управления промышленным предприятием, его производ¬ственными отделениями и другими структурными образованиями.

Данная тема актуальна для изучения, так как  на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально  – психологическими и административными методами управления предприятием.

Предприятию, чтобы  выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.

Экономическая работа на предприятии.

В условиях рыночных отношений центр экономической  деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление — менеджмент.

Все это требует  глубоких экономических знаний. В  условиях рыночной экономики выживет  лишь тот, кто наиболее грамотно и  компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Что же понимается под термином "экономика"? В  классическом определении (П.Самуэльсон) экономика — это наука о  том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и

распределяет  их среди различных групп людей. Поэтому экономика предприятия  —

наука о том, как это явление осуществляется в рамках каждого, отдельно взятого,

предприятия.

Экономика как  наука изучает теоретические  основы и практические формы

функционирования рыночных структур, и механизмы взаимодействия субъектов

экономической деятельности общества.

1. Цель функционирования  предприятия

На всех этапах развития экономики основным звеном являлось предприятие.

Именно на предприятии  осуществляется производство продукции, происходит

непосредственная  связь работника со средствами производства. Под

самостоятельным промышленным предприятием понимается производственная

единица, обладающая производственно-техническим единством,

организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие

самостоятельно  осуществляет свою деятельность, распоряжается  выпускаемой

продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты

налогов и других обязательных платежей.

В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель.

Статус предпринимателя  приобретается посредством государственной  регистрации

предприятия. При  этом субъектом предпринимательской  деятельности может быть как

отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом,

предприятие —  это самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный

предпринимателем  или объединением предпринимателей для производства продукции,

выполнения  работ и оказания услуг с целью  удовлетворения общественных

потребностей  и получения прибыли.

Основная цель предпринимательства — получение  прибыли, но не любой ценой.

Цивилизованные  рыночные отношения требуют разумного  сочетания обеих целей.

Конечно, следует  согласиться с тем, что бизнес — это экономическая

деятельность  предпринимателей, их искусство и способность приносить все

возрастающие  размеры прибыли, обеспечивать высокий  уровень рентабельности.

Вместе с  тем, развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует

насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует

структурную перестройку  экономики, стимулирует внедрение  научно-технических

достижений, способствует всемерному повышению эффективности  производства.

2. Производственные  и рыночные связи предприятия

Приступая к  созданию предприятия, любой предприниматель или группа

предпринимателей  должны иметь перед собою четкую и ясную идею. Эта идея должна

быть подкреплена  системой постоянного получения  заказов на свою продукцию или

услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг  должны быть обеспечены

всеми необходимыми материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело,

следует продумать  возможность постоянного пополнения своего капитала. Все эти

вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе —

предпринимательском бизнес-плане.

Важным качеством любого предпринимателя современного предприятия является

способность гибко  реагировать на изменение ситуации. Для этого надо

быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами

характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью

учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует  подобрать надежных партнеров и

соратников. Надо быть готовым к конкурентной борьбе. Необходимо четко

организовать  маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более

поздних этапах — официальные отношения как  с поставщиками сырья, материалов,

полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и  с потребителями продукции, с

заказчиками.

3. Формы предпринимательства

Немаловажную  роль играет выбор формы предпринимательства, в первую

очередь между  предпринимательством индивидуальным и коллективным. Избрав

индивидуальную  форму, предприниматель действует  на свой страх и риск. Его

предприятие является частным, оно принадлежит ему  на праве собственности или

членам его  семьи на праве обшей долевой собственности. В случае неудачи

собственник несет  полную ответственность по обязательствам предприятия и

расплачивается  своими средствами, своим имуществом.

Сделав выбор  в пользу коллективной формы, предприниматель  делит

ответственность с партнерами по предприятию. Такая форма позволяет уменьшить

риск, привлечь дополнительные ресурсы.

Ниже перечислены  основные формы предпринимательства:

• Акционерным  признается общество, уставный капитал  которого

разделен на определенное число акций; участники акционерного общества

(акционеры)  не отвечают по его обязательствам  и несут риск убытков, связанных  с

деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих  им акций.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. Акционерное общество,

участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других

акционеров, признается открытым. Такое акционерное общество вправе

проводить открытую подписку на выпускаемые им акции  и их свободную продажу на

условиях, устанавливаемых  законом и иными правовыми актами. Оно обязано

ежегодно публиковать  для всеобщего сведения годовой  отчет, бухгалтерский

баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытым признается такое акционерное общество, акции  которого

распределяются  только среди его учредителей  или иного заранее определенного

круга лиц. Акционеры  такого общества имеют преимущественное право приобретения

акций, продаваемых  другими акционерами этого общества.

• Обществом  с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним

или несколькими  лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли

определенных  учредительными документами размеров. Участники этого общества не

отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью

общества, в  пределах стоимости внесенных ими вкладов.

4.Конкуренция  и предприятие

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух  соперничества. Он в

значительной  степени определяет формы хозяйственной  деятельности людей.

Наиболее яркое  проявление соперничества — конкуренция.

Конкуренция —  это экономическое состязание изготовителей

одинаковых  товаров на рынке за привлечение  как можно большего числа покупателей

и получение  благодаря этому максимальной выгоды.

Конкуренция —  важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм

предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-

изготовителей продукции, а через них — и  до поставщиков ресурсов. Однако

именно конкуренция  заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов

надлежащим  образом удовлетворять эти пожелания  потребителей. Конкуренция

вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня,

соответствующего  издержкам производства.

Однако этим не ограничивается положительное воздействие  конкуренции на

экономику, ее эффективность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее

полно воспринимать научно-технические достижения, применять  эффективные

технику, технологию, современные методы организации  производства и труда.

Насколько конкурентоспособны малые предприятия? Могут ли они  противостоять

крупным предприятиям? По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на

практическом  опыте, малым предприятиям присущи  многие положительные качества,

которыми обделены крупные компании.

Какие же недостатки характерны для крупных фирм? Прежде всего, они не в

состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на

любые перемены как на риск. Крупные предприятия  не в состоянии ладить с

людьми одержимыми, которые нередко являются инициаторами новых идей. Такой

фирме очень  трудно принять решение о вложении денег в проект, который,

возможно, начнет давать прибыль через семь -  десять лет. Крупные компании

тратят слишком  много и слишком быстро. Процесс  ожидания скорой отдачи средств

полностью лишает их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не

принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и

утверждают  планы, а не товары.

В противоположность  крупным компаниям малые фирмы  действуют по принципу

"ориентации  на нужды". Им жизненно необходимо  предлагать рынку что-то новое,

реально действенное. В мелких фирмах инициатором всего нового является, как

правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Следует  отметить, что

подавляющее большинство  новых товаров рождается на мелких фирмах.

Малые фирмы  умеют мыслить перспективно. У  них относительно невысоки издержки

производства  на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как

правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой

продукции.

Информация о работе Экономическая работа на предприятии