Экономическая эффективность оборотных средств организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ эффективности использования оборотных активов и разработка рекомендаций по улучшению эффективности их использования на примере ООО АПФ АПФ «Фанагория».
В соответствии с вышеуказанной целью, задачами курсовой работы являются:
1) изучить теоретические и методические аспекты функционирования оборотных активов, факторы повышения эффективности их использования;
2) рассмотреть организационно-правовую форму и направление деятельности предприятия;
3) проанализировать основные экономические и финансовые показатели деятельности ООО АПФ «Фанагория» за период 2007–2009 гг.;
4) провести анализ формирования оборотного капитала за анализируемый период;
5) исследовать эффективность использования оборотных активов предприятия, выявить ее влияние на показатели прибыли;
6) разработать направления по повышению эффективности текущей деятельности ООО АПФ «Фанагория».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ООО АПФ «ФАНАГОРИЯ»…………………………..5

1.1 Анализ основных технико-экономических показателей…………………..5

1.2 Анализ финансового состояния предприятия…………………………….11

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ И

ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ……………………………………………………...21

2.1 Анализ состава, структуры и движения

оборотных активов……………………………………………………………...21

2.2 Анализ эффективности использования

оборотных средств……………………………………………………………...26

2.3 Расчет эффективности мероприятий, направленных на

повышение эффективности использования оборотных средств…………….33

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………….46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...49

Файлы: 1 файл

Фанагория.docx

— 123.25 Кб (Скачать файл)

 

  
      

Если  производить товар мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции (Сх) будут минимальными. Используя вместо показателя объема производственного потребления (ОПП) показатель планируемого объема производства продукции, мы можем определить оптимальный средний размер партии производимой продукции и оптимальный средний размер запаса готовой продукции.       

При таких показателях среднего размера  партии производства пряников и баранок  операционные затраты предприятия  по обслуживанию запаса будут минимальными. Но дело в том, что предприятие опять же имеет дело со скоропортящимся сырьем, которое нельзя длительное время хранить, поэтому практически нет возможности управлять размерами партией выпуска продукции.      

Политика  управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.      

На  первом этапе управления дебиторской  задолженностью проводится ее анализ за предшествующие годы.      

Затем определяется сумма эффекта, полученного  от инвестирования средств в дебиторскую  задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по формированию кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безденежная дебиторская задолженность, списываемая, в связи с неплатежеспособностью покупателей и исчислением сроков исковой давности). Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле:       

,           (3.6)      

где – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;        

– дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;         

– текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;        

– сумма прямых финансовых  потерь от невозврата долга покупателями.      

Рассчитаем  сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность на конкретном примере:       

ООО  «Темрюкский Винный завод» – является дебитором Фанагории.      

В отчетном году им предоставлена в  кредит партия сухого виноматериала на сумму 2109,75 тыс. руб., при этом предприятие получило дополнительную прибыль в размере 71,49 тыс. руб.;      

текущие затраты предприятия, связанные  с организацией кредитования ООО  «Темрюкский Винный завод» составили 1,04 тыс. руб.;      

сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями равна 18,07 тыс. руб.      

Подставив эти данные в вышеприведенную  формулу рассчитаем сумму эффекта  полученного от инвестирования средств  в дебиторскую задолженность  по расчетам с ООО  «Темрюкский Винный завод» расчет сведем в таблицу 3.6.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 3.6

Расчет суммы эффекта  от инвестирования средств в дебиторскую  задолженность по расчетам с ООО  «Темрюкский Винный завод»

Показатель

Обозначение

2010 г. (план)

1

2

3

Дополнительная  прибыль от реализации продукции  в кредит

П дз

71,49

Текущие затраты, связанные  с организацией кредитования

ТЗ зд

1,04

Сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга

ФЗ пз

17,08

Сумма эффекта от инвестирования средств  в дебиторскую задолженность  по расчетам 

с ООО  «Темрюкский Винный завод»

Э дз

52,38


 

  
      

Из  данного расчета видно, что сумма эффекта от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с ООО  «Темрюкский Винный завод» составила 52,38 тыс. руб., т.е. сделка была выгодной.       

Результаты  анализа используются в процессе последующей разработки отдельных  параметров кредитной политики предприятия.       

В процессе формирования кредитной политики по отношению к покупателям продукции  решаются два основных вопроса:      

- в каких формах осуществлять  реализацию продукции в кредит;       

- какой тип кредитной  политики следует избирать предприятию.       

Формы реализации продукции в кредит имеют  две разновидности: товарный кредит (по оптовой реализации продукции) и  потребительский кредит (по розничной  реализации продукции).

 

 

      Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции.      

Тип кредитной политики характеризует  принципиальные подходы к ее осуществлению  с позиции соотношения уровней  доходности и риска кредитной  деятельности предприятия.       

Различают три типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный (минимизация кредитного риска), умеренный (средний уровень кредитного риска) и агрессивный (высокий уровень кредитного риска).      

На  следующе6м этапе управления дебиторской  задолженностью рассчитывается необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность. Этот расчет осуществляется по следующей формуле:   (3.7)      

где – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;        

– планируемый объем реализации  продукции в кредит;        

– коэффициент соотношения  себестоимости и цены продукции,  выра-женной десятичной дробью;        

– средний период предоставления кредита покупателям, в днях;        

– средний период просрочки  платежей по предоставленному кредиту, в днях.      

Определим необходимую сумму финансовых средств, инвестируемых в 2010 году в дебиторскую задолженность по реализации сухого молока, при следующих условиях: планируемый объем реализации вина с предоставлением товарного (коммерческого) кредита – 4412,52 тыс. руб.; планируемый удельный вес себестоимости сухого виноматериала в его цене – 60 %; средний период предоставления кредита оптовым покупателям по реализации сухого виноматериала – 15 дней; средний период просрочки платежей по предоставляемому кредиту – 6 дней.      

Подставляя  эти данные в вышеприведенную  формулу рассчитаем необходимую  сумму финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность по реализации сухого молока (таблица 3.7).    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.7

 

 

Расчет необходимой  суммы финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность  по реализации виноматериалов

Показатель

обозначение

2010 г. (план)

1

2

3

Планируемый объем реализации сухого виноматериала в кредит, тыс. руб.

ОР к

4412,52

Коэффициенты  соотношения себестоимости сухого виноматериала и его цены

К с/ц 

0,60

Средний период предоставления кредита покупателям  сухого виноматериала, дни

ППК с

15

Средний период просрочки  платежей по кредиту, дни

ПР с

6

Необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, тыс. руб.

И дз

154,44


 

  
      

По  результату расчета видно, что необходимая  сумма финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность по реализации сухого виноматериала составит 154,44 тыс. руб., а предприятие запланировало продать в кредит виноматериалов на сумму 4412,52 тыс. руб., т.е. финансовые возможности предприятия позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме.       

В случае если бы финансовые возможности  предприятия не позволяли инвестировать  расчетную сумму средств в  полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем  реализации продукции в кредит.       

Для успешного управления дебиторской  задолженностью необходимо сформировать систему кредитных условий. В  эти условия входят следующие  элементы: срок предоставления кредита; размер предоставляемого кредита; стоимость  предоставления кредита; система штрафных санкций за просрочку использования обстоятельств покупателями.      

С целью максимизации притока денежных средств, предприятию следует использовать разнообразные модели договоров  с гибкими условиями формы  оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

2.3 Расчет эффективности  мероприятий, направленных на  повышение эффективности использования  оборотных средств 

 
      

Большое влияние на состояние оборотных  активов оказывает их оборачиваемость. От этого зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов. В свою очередь, это отражается на себестоимости продукции и, в конечном итоге, на финансовых результатах предприятия. Все это обусловливает необходимость постоянного контроля за оборотными активами и анализа их оборачиваемости для определения производственно-коммерческого цикла.      

Обеспеченность предприятия  оборотными средствами, эффективность  их использования оказывают заметное влияние на процесс воспроизводства, способствуя его бесперебойности, ритмичности. В конечном итоге эффективность  использования оборотных средств  сказывается на финансовых результатах  деятельности предприятия. Поэтому  работники финансовых служб должны постоянно следить за состоянием оборотных средств, структурой оборотных  активов, результативностью их использования.       

Анализ  финансово хозяйственной деятельности ООО АПФ «Фанагория» позволил сделать вывод, что на постепенное ухудшение ее финансового состояния за исследуемый оказали влияние следующие внешние и внутренние факторы:      

Внешние факторы:      

- невысокая платежеспособность  предприятий, организаций, основных  потребителей продукции фирмы;      

- инфляция, ставшая причиной  оттока оборотных средств и  вызвавшая необходимость привлечения  дополнительных источников формирования  оборотных активов. Одним из  источников пополнения оборотных  средств стала краткосрочная  кредиторская задолженность, что  влияет на финансовую устойчивость  фирмы;      

- неэффективность налоговой  политики государства.      

Внутренние:      

- недостаточно эффективная  стратегия маркетинга, слабоориентирована  на поиск новых сегментов рынка,  продвижения на рынок, недостаточное  стимулирование приобретения предлагаемых  товаров, неэффективная ценовая  политика, отсутствие гибких систем  скидок; величина расходов на  рекламу не соответствует увеличению  объема реализованной продукции;       

- неэффективная структура  капитала (низкая ликвидность), вызванная  высокой долей запасов готовой  продукции, в структуре оборотных  активов;      

- снижение эффективности  использования оборотного капитала, снижение оборачиваемости запасов  товарно-материальных ценностей  и дебиторской задолженности.      

Снижение  оборачиваемости капитала ООО АПФ «Фанагория» в 2009 году способствовало перерасходу этого капитала; снижению объемов продукции и, в конечном счете, снижению получаемой прибыли.      

Рост оборачиваемости  капитала способствует экономии этого  капитала (сокращению потребности в  оборотном капитале); приросту объемов продукции и, в конечном счете, увеличению получаемой прибыли.       

Оборачиваемость оборотных средств может замедляться  или ускоряться. При замедлении оборачиваемости  в оборот вовлекаются дополнительные средства.       

Для определения величины относительной экономии (перерасхода) оборотного капитала может быть использовано два подхода.      

При первом подходе эта величина находится  как разница между фактически имевшей место в отчетном периоде  величиной оборотного капитала и  его величиной за период, предшествующий отчетному, приведенному к объемам производства, имевшим место в отчетном периоде.      

При втором подходе расчета величины относительной экономии оборотных  активов исходят из сравнения  оборачиваемости оборотных средств  в различные отчетные периоды.      

Расчет  экономического результата ускорения (замедления) оборачиваемости оборотных средств представлен в таблице 3.8.  

 

 

 

 

 

 

     Таблица 3.8

Расчет экономического результата ускорения (замедления) оборачиваемости  оборотных средств

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Прогноз

1

2

3

4

5

Выручка от реализации тыс. руб.

217160

238396

228267

262507

Коэффициент роста продукции

-

1,0977

0,9575

1,148

Средняя величина оборотных средств, тыс. руб.

22499,0

19583,0

19277,5

18062,5

Оборачиваемость оборотных средств, дн.

37,1

29,5

30,5

25,0

Коэффициент оборачиваемости

9,7

12,2

11,8

14,6

Экономический результат  замедления (ускорения) оборачиваемости , тыс. руб.

-

-5114,2

526,8

-4060,7

Информация о работе Экономическая эффективность оборотных средств организаций