Эффективность использования рабочего времени на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Показатели, характеризующие уровень выработки работников, отражают сложившуюся степень эффективности использования рабочего времени. Повышение квалификации, изменение расстановки рабочих мест, организационные, технические и технологические нововведения имеют целью снижение количества времени, приходящегося на единицу готовой продукции; путем более рационального использования рабочего времени добиться повышения выработки работников.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы нормирования труда 4
1.1. Трудоёмкость. 4
1.2. Производительность труда. 8
1.3. Фонды рабочего времени. 15
2. Краткая характеристика предприятия 17
2.1. Анализ производительности труда. 18
2.2. Динамика производства и реализации продукции. 25
2.3. Затраты труда на производство и реализацию продукции. 30
2.4. Баланс рабочего времени предприятия (календарный, табельный, максимально 32 возможный фонд рабочего времени и коэффициенты их использования.
3. Повышение эффективности использования рабочего времени 35
3.1. Применение нормирования труда на предприятии. 35
Заключение 38
Списки использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Эффективность использования рабочего времени.docx

— 272.05 Кб (Скачать файл)

Чтобы рассчитать влияние этих факторов на изменение объема выпуска продукции, следует прирост среднегодовой выработки работника за счет i-го фактора умножить на фактическую среднесписочную численность промышленно-производственного персонала:

или изменение среднечасовой выработки за счет i-го фактора умножить на фактическую величину продолжительности рабочего дня, количества отработанных дней одним рабочим за год, удельного веса рабочих в общей численности работников и среднесписочной численности работников предприятия:

Из табл. 16.6 видно, какие факторы оказали положительное, а какие - отрицательное влияние на изменение показателей производительности труда и выпуск продукции. На анализируемом предприятии большие неиспользованные возможности роста уровня данных показателей связаны с целодневными, внутрисменными и непроизводительными потерями рабочего времени, что нужно учитывать при планировании и организации производства в будущем.

 

В заключение анализа необходимо разработать конкретные мероприятия по обеспечению роста производительности труда и определить резерв повышения среднечасовой, среднедневной и среднегодовой выработки рабочих.

Основные направления поиска резервов роста производительности вытекают из самой формулы расчета ее уровня: ЧВ = == ВП/Т, согласно которой добиться повышения производительности труда можно путем:

а) увеличения выпуска продукции за счет более полного использования производственной мощности предприятия, так как при наращивании объемов производства увеличивается только переменная часть затрат рабочего времени, а постоянная остается без изменения. В результате затраты времени на выпуск единицы продукции уменьшаются;

б) сокращения затрат труда на ее производство путем интенсификации производства, повышения качества продукции, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства, более совершенной техники и технологии производства, сокращения потерь рабочего времени за счет улучшения организации производства, материально-технического снабжения и других факторов в соответствии с планом организационно-технических мероприятий.

При этом возможны следующие варианты соотношения изменения объема выпуска продукции и затрат труда, которые должны учитываться при выборе управленческой стратегии по обеспечению роста производительности труда при существующих в данный момент экономических условиях:

а) происходит увеличение объема выпуска продукции при снижении затрат труда на ее производство;

б) объем продукции растет быстрее, чем затраты труда;

в) объем продукции растет при неизменных затратах труда;

г) объем продукции остается неизменным при снижении затрат труда;

д) объем продукции снижается более медленными темпами, чем затраты труда.

Независимо от выбранного варианта стратегической политики резервы увеличения среднечасовой выработки определяются следующим образом:

где Р ЧВ— резерв увеличения среднечасовой выработки; ЧВв, ЧВф - соответственно возможный и фактический уровень среднечасовой выработки; Р ВП  резерв увеличения валовой продукции за счет внедрения мероприятий HTП; Тф — фактические затраты рабочего времени на выпуск фактического объема продукции; Р  Т - резерв сокращения рабочего времени за счет механизации и автоматизации производственных процессов, улучшения организации труда, повышения уровня квалификации работников и др.; Тд - дополнительные затраты труда, связанные с увеличением выпуска продукции, которые определяются по каждому источнику резервов увеличения производства продукции с учетом дополнительного объема работ, необходимого для освоения этого резерва, и норм выработки.

Умножив резерв роста среднечасовой выработки на плановую продолжительность рабочего дня, получим резерв роста среднедневной выработки. Если же этот резерв умножим на планируемый фонд рабочего времени одного рабочего, то узнаем резерв роста среднегодовой выработки рабочих.

Для определения резерва увеличения выпуска продукции необходимо возможный прирост среднечасовой выработки умножить на планируемый фонд рабочего времени всех рабочих:

Резерв роста производительности труда за счет проведения определенного мероприятия (Р  ПТxi) можно рассчитать также по следующей формуле:

где Р ЧР%хi. — процент относительного сокращения численности рабочих или управленческого персонала за счет проведения определенного мероприятия.

                         2.2 Динамика производства и реализации  продукции

При анализе динамики объема реализации продукции необходимо отделить влияние ценностного фактора от количественного. Для этого необходимо анализировать динамику объема реализации продукции в фактических, действующих ценах и в сопоставимых ценах, то есть одинаковых для обоих сравниваемых периодов. Когда речь идет о сравнении объемов реализации продукции двух смежных периодов (текущего квартала с предыдущим или текущего года с предыдущим), то не имеет большого значения, какие именно цены применяются в качестве сопоставимых – цены отчетного или предыдущего периода, хотя правильнее пользоваться ценами предыдущего периода. Если, например, объем реализованной продукции предприятия в текущих ценах составил 34 млрд. руб., а в соответствующем периоде прошлого года – 29 млрд. руб., то при индексе цен, равном 109,6 % (то есть при росте цен в текущем периоде по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9,6 %), физический, или реальный объем реализованной продукции в сопоставимых ценах возрос на 6,8 %:

1) объем  реализованной продукции соответствующего  периода прошлого года в ценах  текущего периода

29,0 млрд. руб. ×1,096=31,784 млрд. руб.;

2) динамика  объема реализованной продукции  текущего периода по отношению  к ее объему в соответствующем  периоде прошлого года в сопоставимых  ценах

34 000 млн. руб. 31 784 млн. руб.=1,07,

или 107 %, то есть в сопоставимых ценах реализованной продукции индекс возрос на 7 %, в то    время как в текущих ценах каждого периода он увеличился на 17,2 % (34 млрд. руб. ¸29 млрд. руб.=1,172)                                                                                                                                           

Теперь по приведенным данным рассчитаем производные показатели.

1. Динамика  выручки от реализации продукции  в текущих ценах:

Сумма (q1p1) ¸ Сумма (q0p1)=17 040¸49 60=1,139, или 113,9 %.

Объем реализованной продукции в текущих ценах увеличился в 1996 г. по сравнению с 1995 г. на 13,9 %, или на 2080 млн. руб. в 1996 г. в абсолютном выражении (17 040-14 960=2 080 млн. руб.).

2. Динамика  количества реализованных товаров (физического объема реализованной  продукции в сопоставимых ценах):

Сумма (q1p0) ¸ Сумма (q0p0)= 15 840¸14 960=1,059, или 105,9%.

В натуральном выражении объем реализации данной группы товаров увеличился за год на 5,9 %, это средний показатель, по отдельным товарам динамика будет иной: по товару «А» рост реализации на 12,5 % (36¸32=1,125), такой же рост по товару «Б» (18¸16=1,125) при снижении реализации по товару «В» на 4 % (48¸50=0,96), причина которого требует отдельного анализа.

Объем реализованной продукции в неизменных ценах (ценах прошлого года) увеличивается на 880 млн. руб. (15 840 млн. руб.–14 960 млн. руб.).

3. Динамика  отпускных цен реализованных  товаров:

Сумма (p1q1) ¸ Сумма (p0q1) = 17 040¸15 840=1,076, или 107,6 %.

Цены возросли в среднем на 7,6 %, что привело к увеличению объема реализации продукции на 2080 млн. руб. явился результатом влияния двух факторов: увеличение количества реализованных товаров привело к росту объема реализации на 880 млн. руб, а повышение цен привело к росту объема реализации на 1200 млн. руб:

880+1200=2080 млн. руб.

Анализ динамики производства и реализации продукции рассматривается с целью выявления резервов их роста. Резервы роста объема складываются под влиянием эффективного использования трудовых, материальных ресурсов, основных фондов.

Эффективность использования трудовых ресурсов выражается через относительную экономию численности работающих и рост объема производства продукции за счет роста производительности труда.

Относительная экономия численности работающих производится расчетом:

  1. ,

где    R- численность работающих;

KN- коэффициент роста объема производства продукции.

Прирост объема за счет роста производительности труда производится расчетом:

  1. ,

где Т – производительность труда одного работающего.

Условное высвобождение приводит к экономии фонда оплаты и снижению трудоемкости продукции. Экономия фонда оплаты труда равна произведению условно высвобожденных работников на среднюю заработную плату фактическую.

Пример: среднесписочная численность работников в базовом году составила 381 человек, в отчетном году – 382 человека, рост объема производства составил 4,9 %, фонд оплаты труда в отчетном году – 982 400 руб.

Относительная экономия = 382-381×1,049=18 чел.

Сумма экономии фонда оплаты труда составила 46×412 руб. (9824¸382) ´ 18 = 46 412 руб.

Оценка обеспеченности предприятия рабочей силой производится также через показатели движения рабочей силы:

  1. .

Обобщающими показателями использования основных фондов являются: фондоотдача, фондоёмкость, длительность оборота основных фондов, коэффициенты обновления, ликвидации, износа, годности.

Анализ показателей осуществляется в динамике по отношению к прошлому году.

При анализе динамики фондоотдачи промышленно–производственных фондов рассчитывается количественное влияние факторов на ее изменение.

Для расчета влияния факторов может быть использована следующая зависимость:

  1. ,

где    NТ – товарная продукция;

NТ-М – товарная продукция за вычетом материальных затрат;

FППФ – фондоотдача производственных фондов;

Ф – стоимость всех производственных фондов;

Фоб. – стоимость машин и оборудования.

Изменение фондоотдачи за счет изменения отдельных поставок по следующим формулам:

  1. ,
  2. ,
  3. ,
  4. .

(4-1) –  общее изменение фондоотдачи  производственных фондов;

(2-1) –  изменение фондоотдачи за счет  изменения материальных затрат;

(3-2) –  изменение фондоотдачи за счет  изменения выпуска продукции  с одного рубля стоимости машин  и оборудования;

(4-3) –  изменение фондоотдачи за счет  изменения доли машин и оборудования  в стоимости производственных  фондов.

В свою очередь рост является одним из факторов увеличения объема производства продукции. Расчет влияния производится методом ценных поставок или интегральным методом.

 

                   2.3 Затраты труда на производство и реализацию продукции

В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты. Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, места, занимаемого хозяйственным субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики. 
Все денежные расходы можно разделить на три группы: 
 
расходы, связанные с извлечением прибыли (обслуживание производства, производство, реализация); 
расходы, несвязанные с извлечением прибыли (потребительные, благотворительные); 
принудительные расходы (налоги, штрафы). 
Особое место занимают затраты на производство и реализацию продукции. Учет затрат регулируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 552 от 05.08.1992 (с последними изменениями и дополнениями). 
Для практического использования в системе управления формированием затрат и издержек производят классификацию затрат с учетом вида расходов по статьям калькуляции и по экономическим элементам. 
Рассмотрим калькуляционные статьи затрат широко применяемых в машиностроении: 
сырье и материалы (за вычетом отходов); 
покупные изделия, полуфабрикаты, услуги; 
основная заработная плата производственных рабочих; 
дополнительная заработная плата производственных рабочих; 
отчисления на социальные нужды (единый социальный налог); 
расходы на подготовку и освоение производства; 
7) общепроизводственные расходы (цеховые + расходы на содержание и эксплуатацию оборудования);

общехозяйственные расходы; 
коммерческие расходы. 
Сумма п. 1 - 7 = Цеховая себестоимость. 
Цеховая себестоимость + п. 8 = Производственная себестоимость. 
Производственная себестоимость + п. 9 = Полная себестоимость. 
В отличие от статей калькуляции, группировка которых носит рекомендательный характер, затраты, образующие себестоимость предприятия группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим экономическим элементам (неделимым): 
материальные затраты (за вычетом возвратных отходов); 
затраты на оплату труда; 
отчисления на социальные нужды (единый социальный налог); 
амортизация основных производственных фондов; 
прочие затраты. 
По способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции выделяются постоянные и переменные затраты. 
Постоянные затраты не зависят от изменения объема выпускаемой продукции (административно- управленческие затраты, хозяйственные расходы). 
Переменные расходы прямо пропорциональны объему производства (затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, заработная плата производственных рабочих). Планирование переменных затрат осуществляется следующими методами: 
по эмпирическим нормам расхода на единицу продукции; 
по фактическим данным за истекший период 
С = НВ, (1) 
где Н - норма затрат на единицу продукции; В - выпуск продукции. 
Постоянные расходы (условно-постоянные) существенно не меняются при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции. 
2 Влияние переменных и постоянных затрат на величину прибыли Показатели, р. Объем планового выпуска в материальном выражении, шт. 100 150 200 250 300 Стоимость единицы продукции 1 1 1 1 1 Переменные затраты на единицу выпуска 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 Переменные затраты на плановый объем 60 90 120 150 180 Маржинальная прибыль 40 60 80 100 120 Постоянные затраты 60 60 60 60 60 Постоянные затраты на единицу выпуска 0,6 0,4 0,3 0,24 0,2 Общая прибыль -20 - 20 40 60 Для определения минимального объема выпуска продукции, ниже которого производство продукции становится нерентабельным, определяют точку безубыточности или порог рентабельности по формуле (2)

Информация о работе Эффективность использования рабочего времени на предприятии