Анализ управления качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Цель: провести анализ управления качеством на предприятии, разработать рекомендации.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретическую сторону понятия “управление качеством”;
2. Провести анализ системы управления качеством на предприятии ООО «Вкус изобилия»;
3. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством ООО «Вкус изобилия».
Объект работы – предприятие ООО «Вкус изобилия».

Файлы: 1 файл

Анализ управления качеством на предприятии.docx

— 131.34 Кб (Скачать файл)

Современный анализ применяемых ранее систем управления качеством продукции акцентирует внимание на использовании принципов системного подхода к управлению качеством продукции, полностью проявившихся в Комплексной системе управления качеством продукции. Отечественная система внесла существенный вклад в развитие системного подхода во всем мире. Процесс управления впервые был разделен на отдельные функции, в которые включалась и функция определения потребности. Разработанные стандарты впервые использовались как средство правового и информативного обеспечения функционирования КС УКП.

Однако внедрение этих систем в практику предприятий для решения проблемы качества не привело к значительному повышению его уровня. Это объясняется тем, что монополизированный характер производства и погоня за увеличением объема выпуска продукции не позволяли резко повысить требования к качеству продукции без модернизации техники, замены оборудования, внедрения новых технологий и автоматизированных средств регулирования и контроля качества продукции. Созданный организационный механизм управления качеством на предприятиях не был ориентирован на потребителя продукции. Длительный срок внедрения достижений науки и техники, слабая материальная заинтересованность предприятий, отсутствие обратной связи потребителя с производителем резко снизили эффективность Комплексной системы управления качеством продукции. Вместе с тем сопоставление комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП), действующих на отечественных предприятиях, с положением Международной системы ИСО 9004 показывает, что они, хотя и базируются на общей методологии комплексного управления, имеют принципиальные отличия:

1. Система КС УКП, главным  образом, охватывала организацию  производственной деятельности  предприятия для достижения планового  уровня качества, слабо связанного  с запросами потребителя. Система  качества, регламентированная МС  ИСО 9004, охватывает весь жизненный  цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.

2. В системах качества, регламентированных МС ИСО, прослеживается  прямая взаимосвязь между программой  обеспечения качества и экономическими  результатами деятельности предприятия. В отечественных системах такая  взаимосвязь практически отсутствовала.

3. Система качества ИСО  содержит такие отсутствующие  в КС УКП элементы, как политика  предприятия в области качества, внутренняя проверка системы, организация  учета и оценка затрат на  качество.

Основными проблемами, стоящими перед отечественными производителями в направлении совершенствования управления качеством продукции, являются: включение в систему управления качеством продукции механизма маркетинговой деятельности; ориентация систем управления качеством, как и всей производственной деятельности, на потребителя; усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции. Современные проблемы ограниченности их внедрения носят уже не методологический, а чисто практический характер, причинами которых являются отсутствие квалифицированных кадров, ограниченность организационно-технической и материальной базы предприятия, недостаточный опыт массового использования статистических методов, отставание в автоматизации технологических и управленческих процессов.

Опыт показывает, что внедрение международных стандартов ограничивается не только высокими требованиями к организации материально-технического снабжения, финансирования, программного обеспечения, но и препятствиями социально-психологического характера, вызванными стереотипами старого мышления. Предприятия, внедряющие стандарты, сталкиваются с непониманием необходимости осуществления этой работы в существующих условиях. Условия, принципы и требования, закрепленные в уже переработанных стандартах, на практике выполняются не в полном объеме, что противоречит системному подходу в решении задач качества. Причины невыполнения состоят в нестабильности производственных, сбытовых, экономических процессов, происходящих на предприятии. Большую трудность представляет организация маркетинговой деятельности и осуществление прогноза необходимого уровня качества изделия.

Поэтому решить задачу достижения и поддержания качества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленных или предлагаемых требований потребителя на внутреннем рынке, пока достаточно сложно. Кроме того, большинство промышленных предприятий России на сегодняшний момент не могут обеспечить потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается или будет достигнуто.

 

 

  1. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ВКУСНОЕ ИЗОБИЛИЕ»

    1. Стандарты и система качества предприятия ООО «Вкусное изобилие»

 

Разработка политики в области качества осуществляется под непосредственным руководством генерального директора при участии всего персонала в обсуждении его проекта.

Политика ООО «Вкусное изобилие» в области качества предполагает: удовлетворение запросов потребителей в высококачественной продовольственной продукции - высшая цель деятельности предприятия, основа его дальнейшего развития и гарантия сохранения рабочих мест.

Главной задачей каждого сотрудника — от рабочего до генерального директора - является добросовестный труд и производство бездефектной продукции, удовлетворяющей потребителя.

Намеченные цели и задачи достигаются путем постоянного улучшения качества результатов деятельности, что возможно лишь при активном участии в этом каждого работника предприятия.

Настоящее руководство по качеству разработано Управлением системы качества по решению Директора по качеству.

Содержание политики в области качества предполагает долгосрочное использование ее основных положений. Периодическая конкретизация целей и задач, поставленных ею, а также сроков их реализации предусматривается ежегодной комплексной программой обеспечения технического уровня. качества и конкурентоспособности продовольственной продукции.

Контроль степени реализации политики, достижения поставленных целей и решения задач в области качества, периодически осуществляет генеральный директор ООО «Вкусное изобилие» с участием руководителей генеральной и технической дирекции предприятия при анализе функционирования системы качества со стороны руководства.

Ответственность   и   полномочия   руководства   предприятия   в   области качества   установлены   в   соответствующих   должностных   инструкциях   и «Матрице   распределения   ответственности   руководства ООО «Вкусное изобилие» -   по элементам системы качества» (таблица 2).

Таблица 2

Матрица распределения ответственности руководства ООО «Вкусное изобилие» по элементам системы менеджмента качества модели СТБ ИСО 9001-2001г.

Элементы качества системы

Генеральный директор

Финансовый директор

Директор по сбыту и маркетингу

Технический директор

Директор по производству

Директор по качеству

Директор по кадрам

1. Ответственность руководства

О

У

У

У

У

У

У

2. Система качества

-

У

У

У

У

О

У

3. Анализ контракта

Внутренний рынок и рынок стран СНГ

-

У

О

У

У

У

-

Рынок стран дальнего зарубежья

-

У

-

У

У

У

-

4. Управление проектированием

-

-

У

О

-

У

-

5. Управление документацией  и данными

Документация системы качества

-

У

У

У

У

О

У

Нормативная и техническая документация

-

У

У

О

У

У

У

6. Закупки

Внутренний рынок и рынок стран СНГ

-

У

У

У

-

У

-

Рынок стран дальнего зарубежья

-

У

У

У

-

У

-

7. Управление продукцией, поставляемой потребителем

Этот элемент не функционирует на ООО «Вкус изобилия», т.к. все сырье и комплектующие на изготовление продукции приобретается за счет собственных средств предприятия

8. Идентификация и прослеживаемость  продукции

Внутренняя (производства)

-

-

У

У

О

-

-

Внешняя (обслуживание)

-

У

-

-

-

О

-

9. Управление процессами

-

У

У

О

У

У

-

10. Контроль и испытания

Входной, технический и окончательный контроль и испытания продукции

-

-

У

У

У

О

У

Испытания на надежность, долговечность и безопасность продукции

-

-

-

О

-

-

-

11. Управление контрольным, измерительным и испытательным  оборудованием

-

-

-

У

У

О

-

12. Статус контроля и  испытаний

-

-

У

У

У

О

-

13. Управление несоответствующей  продукцией

-

У

У

У

У

О

-

14. Корректирующие и предупреждающие  действия

-

У

У

О

У

У

У

15. Погрузочно-разгрузочные  работы, хранения, упаковка, консервация  и поставка

Комплектующих

-

У

-

У

У

У

-

Готовой продукции

-

У

О

У

У

У

-

16. Управление регистрацией  данных о качестве

-

У

У

У

У

О

У

17. Внутренние проверки  качества

-

У

У

У

У

О

У

18. Подготовка кадров

-

У

У

У

У

У

О

19. Обслуживание

Гарантийное обслуживание

-

-

У

У

У

О

-

Сервисное обслуживание

-

-

О

У

У

-

-

20. Статистические методы

-

У

У

О

У

У

У


 

 

Представителем руководства, ответственным за создание, внедрение и функционирование системы качества на предприятии назначен директор по качеству.

Для оценки эффективности системы качества и ее соответствия требованиям СТБ ИСО 9001, а также для проверки реализации политики каждые полгода проводится «Анализ системы качества со стороны руководства»  ООО «Вкусное изобилие» на   основании   отчета   о   функционировании   системы качества, подготовку которого осуществляет отдел качества.

Целью элемента «Системы качества» является ее разработка, документальное оформление и поддержание в рабочем состоянии как средства, обеспечивающего соответствие продукции установленным требованиям.

Одним из основных документов системы качества является Руководство по качеству, разработанное на ООО «Вкусное изобилие» в рабочем и рекламном исполнении: для внутреннего применения и использования за пределами предприятия. Оно содержит обобщенную информацию по всем элементам действующей на предприятии системы менеджмента качества модели СТБ ИСО 9001 и ссылки на процедурные документы системы качества (рабочий вариант), разрабатываемые в виде стандартов предприятия (СТП). Они конкретизируют требования, регламентированные СТБ ИСО 9001, применительно к процессам, действующим на предприятии, и устанавливают:

    • порядок планирования качества;
    • ответственность руководства и исполнителей при проведении работ;
    • порядок документирования всех процедур системы качества;
    • и другие процедуры в соответствии с требованиями элементов модели СТБ ИСО 9001.

Структура и состав документов системы качества в виде иерархии документов приведены на рисунке 1.       

Рисунок 1 Иерархия документов системы качества

Документы 1 уровня содержат исчерпывающую информацию о деятельности ООО «Вкусное изобилие» в области качества.

Документы 2 уровня описывают процедуры управления качеством продукции и взаимодействие между ними.

Документы 3 уровня представляют рабочие документы, сопровождающие создание продукции, дающие возможность проследить ее движение по жизненному циклу изделия и представляющие исполнителю исчерпывающую информацию о его действиях для обеспечения определенного уровня качества.

Ответственность за планирование и организацию работ по повышению качества несет директор по качеству.

Основной формой планирования качества является «Комплексная программа обеспечения технического уровня, качества и конкурентоспособности продовольственной продукции».

Контроль выполнения мероприятий по данной программе осуществляет Управление главного технолога.

Целью «Анализа контракта» является однозначное определение и согласование отраженных в контракте требований, как со стороны потребителей, так и со стороны предприятия.

Порядок организации и проведения анализа контракта описаны в процедурных документах системы качества.

Его целью является реализация требований потребителей к разрабатываемой продукции с учетом экономических требований, современного уровня развития технологии, сроков исполнения.

Ответственность за организацию процесса проектирования, качество выполнения этапов работ по проектированию, несет главный конструктор.

С целью поддержания документации и данных системы качества в рабочем состоянии на предприятии разработаны процедуры «Управления документацией и данными», охватывающие управление всей документацией системы качества, а именно процедуры по управлению:

    • политикой в области качества и руководством по качеству;
    • стандартами и инструкциями предприятия;
    • комплексной программой обеспечения технического уровня, качества и конкурентоспособности продовольственной продукции;
    • организационной документацией;
    • нормативной документацией (внутренней и внешнего происхождения);
    • организационно-распорядительной и справочно-информационнойдокументацией;
    • конструкторской документацией;
    • технологической документацией;
    • зарегистрированными данными о качестве.

Элемент «Закупки» предусматривает разработку и реализацию процедур, эффективное  применение  которых  обеспечивает  соответствие закупленной продукции (полуфабрикатов, материалов) установленным требованиям. 
        Элемент «Управление продукцией, поставляемой потребителем» не функционирует на ООО «Вкусное изобилие», так как полуфабрикаты и сырье, необходимые для изготовления продукции, приобретаются за счет собственных средств  предприятия.

В единичных случаях договор на поставку продовольственной продукции заключается на условиях использования продукции, поставляемой потребителем. В нем должны быть четко изложены эти условия и установлена ответственность со стороны:

    • покупателя (потребителя) - за поставку некачественной продукции;
    • ООО «Вкусное изобилие»    -    за    повреждение,    потерю,    либо    ненадлежащее использование продукции, поставляемой потребителем.

Информация о работе Анализ управления качеством на предприятии