Анализ себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:14, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака.
Объектом исследования выступает УП «Бумажная фабрика» Гознака, основной вид деятельности – выпуск бланков строгой отчетности, производство бумаги, изготовление конвертов, полиграфические услуги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Себестоимость продукции как экономическая категория
1.1.1 Понятие стоимости, себестоимости, издержек , цены
1.1.2 Классификация себестоимости продукции
1.1.3 Роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли
1.2 Показатели себестоимости продукции
1.2.1 Систематизация показателей себестоимости продукции
1.2.2 Показатели себестоимости продукции
1.2.3 Показатели снижения себестоимости продукции
1.2.4 Пути и резервы снижения себестоимости продукции
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА УП «БУМАЖНАЯ ФАБРИКА» ГОЗНАКА
2.1 Уровень, структура и динамика себестоимости продукции
2.1.1 Краткая характеристика предприятия, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции
2.1.2 Укрупненная организационная структура
2.1.3 Основные финансово-экономические показатели УП «Бумажная фабрика» Гознака
2.1.4 Уровень, структура и динамика себестоимости продукции
2.2. Анализ издержкоемкости продукции
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ УП «БУМАЖНАЯ ФАБРИКА» ГОЗНАКА
3.1Техническое и организационное развитие производства
3.2Материальное стимулирование персонала за снижение себестоимости продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Файлы: 1 файл

Себестоимость и пути ее снижения.doc

— 655.50 Кб (Скачать файл)

 

Объем производства продукции увеличился в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 114,2 %, затраты на производство продукции увеличились на 111,3 % или на 5215 млн.рублей.

В структуре затрат на производство продукции в 2006 году наибольший удельный вес занимали материальные затраты-62,1 %, в 2007году-65,7%, расходы на оплату труда- соответственно 14,9 % и 14,7%, отчисления на социальные нужды- соответственно 5,8 % и 5,6 %, амортизация основных средств и нематериальных активов- соответственно 7,5 % и 6,1 %, прочие затраты- соответственно-9,7 % и 7,9 %.

Переменные затраты в 2006 году занимали удельный вес — 81,5 %, постоянные затраты- 18,5 %, в 2007 году соответственно -80,1 % и 19,9 %.

Общая сумма затрат (Зобщ) может изменяться из-за:

-объема выпуска продукции  в целом по предприятию (VВПобщ),

-ее структуры (Уdi),

-уровня переменных  затрат на единицу продукции (bi),

-суммы постоянных  расходов на весь выпуск продукции  (А):

 

З общ = å (VВП общ * Уdi * bi) + А. (2.1)

 

Данные для расчета  влияния этих факторов приведены  в таблице № 2.10 Исходные данные для  факторного анализа общей суммы  издержек на производство и реализацию продукции.

В связи с увеличением  выпуска продукции в условно-натуральном выражении на 9,3 % (IВП=1,093) сумма затрат уменьшилась на 11685 млн.рублей (34349-46034),

За счет изменения  структуры выпуска продукции  сумма затрат возросла на 5428 млн.рублей (39777-34349),

За счет повышения  уровня удельных переменных затрат общая  сумма затрат увеличилась на 4767 млн.рублей (44544-39777),

Постоянные расходы  возросли на 6705 млн.рублей (51249-44544).

Проверка 51249-46034=+5215= -11685+5428+4767+6705.

Таким образом, общая сумма затрат на производство продукции увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 5215 млн.рублей или на 11,3%, в том числе за счет изменения объема производства продукции и ее структуры- на -6257 млн.рублей, а за счет роста себестоимости –на 11472 млн.рублей.

В свою очередь себестоимость  продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения  цен на потребленные ресурсы в  связи с инфляцией.

В целях более объективной оценки деятельности предприятия и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции в 2007 году нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить:

 

∆Зц=∑(∆Цi* Рi1).      (2.2)

 

На УП «Бумажная фабрика» Гознака за счет данного фактора  сумма затрат увеличилась на 9953 млн.рублей. Следовательно, за счет повышения уровня ресурсоемкости продукции затраты возросли на :

 

∆Зр= ∆ Зобщ-∆Зц= 11742-9953=+1789 млн.рублей.

 

Отсюда доля внешних  факторов в себестоимости продукции составляет 84,8 % (9953/11742*100), а доля внутренних факторов-15,2%.

Динамика себестоимости реализованной продукции и выручки от реализации продукции за 2005-2007 годы показана в таблице 2.8.

 

Табл. 2.8 Динамика себестоимости реализованной продукции и выручки от реализации продукции за 2004-2006 годы

показатель

2005 год

2006 год

2007 год

Темп роста 2006 года к 2005 году %

Темп роста 2007 года к 2006 году %

1

2

3

4

5

6

себестоимость млн.руб.

30194

47039

50878

153,3

108,2

выручка от реализации продукции  млн.руб.

37365

51907

57942

138,9

111,6

удельный вес себестоимости  в выручке от реализации продукции %

80,8

89,2

87,8

   

 

 

Себестоимость реализованной продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 153,3 %, в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросла на 108,2 %.

Удельный вес себестоимости  в выручке от реализации продукции в 2005 году составил 80,8 %, в 2006 году- 89,2 %, в 2007 году -87,8 %.

Для более глубокого  изучения причин изменения себестоимости  анализируются отчетные калькуляции  по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу  продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого  порядка на изменение уровня себестоимости  единицы продукции изучают с  помощью факторной модели: 

 

Сi = (Ai /VВП ) + Вi,      (2.3)

 

где Ci – себестоимость единицы i-го вида продукции;

Ai – сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;

Bi – сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;

VBПi – объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах;

Произведем анализ себестоимости  двух видов бумаг, выпускаемых на УП «Бумажная фабрика» Гознака.

Анализ  себестоимости бумаги офисной

Для анализа себестоимости  бумаги диаграммной используем данные за май 2007 год (таблица 2.9 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги офисной).

 

Табл. 2.9 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги офисной

Показатель

По плану

Фактически

Отклонение  от плана

1

2

3

4

Объем производства, т.пач.

0,400

0,384

-0,016

Сумма постоянных затрат, тыс.руб.

644,466

618,687

-25,779

Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб

11983917

14147905

+2163988

Себестоимость т.пач., руб

13595082

15759070

+2163988


 

Расчет влияния факторов на изменение себестоимости бумаги офисной методом цепной подстановки:

 

Спл= (Апл /ВПпл)+bпл= (644466/0,400)+11983917=13595082 рублей

Сусл1= (Апл /ВПф)+bпл= (644466/0,384)+11983917=13662214 рублей

Сусл2= (Аф /ВПф)+bпл= (618687/0,384)+11983917=13595081 рублей

Сф= (Аф /ВПф)+bф= (618687/0,384)+14147905=15759070 рублей

 

Общее изменение себестоимости 1 единицы продукции составляет:

 

ΔСобщф — Спл = 15759070 — 13595082 = + 2163988 руб;

 

в т.ч. за счет изменения:

а) объема производства:

 

ΔС VВПусл1 — Спл = 13662214 – 13595081 = + 67133 руб;

 

б) суммы постоянных затрат:

 

ΔСаусл2 – Сусл1 = 13595082 — 13662214 = -67132 руб;

 

в) суммы удельных переменных затрат:

 

ΔСвф – Сусл2 = 15759070 -13595081 = +2164000 руб.

 

Результаты анализа сведем в таблицу 2.10 Анализ себестоимости бумаги офисной.

 

Табл. 2.10 Анализ себестоимости бумаги офисной

Объем выпуска  продукции, т.пач.

Постоянные  затраты, тыс.руб.

Переменные  затраты на единицу продукции, руб.

1

2

3

План

Факт

План

Факт

План

Факт

0,400

0,384

644,466

618,687

11983917

14147905


 

Себестоимость единицы продукции, руб

Изменение себестоимости, руб

 

Общее

в т.ч. за счет

План

Усл.1

Усл.2

Факт

VВП

А

Вi

13595082

13662214

13595081

15759070

+2163988

+ 67132

-67133

+2164000


 

Теперь более детально изучим себестоимость единицы продукции  по каждой статье затрат, для чего фактические  данные сравним с плановыми в таблице 2.11 Структура затрат на производство бумаги офисной.

 

Табл. 2.11 Структура затрат на производство бумаги офисной

 

Статьи затрат

Затраты на т.пач., руб

Структура затрат, %

План

Факт

Δ

План

Факт

Δ

1

2

3

4

5

6

7

Сырье и материалы

10692411

12856399

+2163988

78,6

81,6

+3

Топливо и энергия

23425

23425

0

0,2

0,1

-0,1

Зарплата производ-ственных рабочих

287465

287465

0

2,1

1,8

-0,3

Отчисления на соц. и  медстрахование

101763

101763

0

0,7

0,6

-0,1

Общепроизводственные  затраты

531810

531810

0

3,9

3,4

-0,5

Общехозяйственные расходы

918149

918149

0

6,7

5,8

-0,9

Прочие произв. расходы

878852

878852

0

6,4

5,6

-0,8

Коммерческие расходы

161207

161207

0

1,4

1,1

-0,3

ИТОГО:

13595082

15759070

+ 2163988

100

100

-


 

Приведенные данные показывают, что фактические затраты на производство т.пачек бумаги офисной в целом увеличились на 2163988 рублей, что произошло за счет увеличения переменных затрат ( повысились цены на бумагу- поставщик ЗАО «Торговый Дом «Бахва» Россия ).

Анализ  себестоимости бумаги дланочно-этикеточной

Для анализа себестоимости  бумаги бланочно-этикеточной используем данные за май 2007года (таблица 2.12 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги бланочно-этикеточной).

 

Табл. 2.12 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги бланочно-этикеточной

Показатель

По плану

Фактически

Отклонение  от плана

1

2

3

4

Объем производства, т

6,0

6,178

+0,178

Сумма постоянных затрат, тыс.руб.

2349,918

2333,307

-16,611

Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб

968136

934570

-33566

Себестоимость 1 тонны, руб

1359789

1312250

-47539


 

Расчет влияния факторов на изменение себестоимости бумаги бланочно-этикеточной методом цепной подстановки:

 

Спл= (Апл /ВПпл)+bпл= (2349918/6)+968136=1359789 рублей

Сусл1= (Апл /ВПф)+bпл= (2349918/6,178)+968136=1348505 рублей

Сусл2= (Аф /ВПф)+bпл= (2333307/6,178)+968136=1345816 рублей

Сф= (Аф /ВПф)+bф= (2333307/6,178)+934570=1312250 рублей

 

Общее изменение себестоимости 1 единицы продукции составляет:

 

ΔСобщф — Спл =1312250 — 1359789 = — 47539 руб;

 

в т.ч. за счет изменения:

а) объема производства:

 

ΔСВПусл1 — Спл =1348505 – 1359789 = -11284 руб;

 

б) суммы постоянных затрат:

 

ΔСаусл2 – Сусл1 = 1345816 – 1348505 = -2689 руб;

 

в) суммы удельных переменных затрат:

 

ΔСвф – Сусл2 = 1312250 — 1345816 = -33566 руб.

 

Результаты анализа  сведем в таблицу 2.13 Анализ себестоимости бумаги бланочно-этикеточной.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака