Анализ процесса обучения персонала в ООО «Бахетле»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время высококвалифицированный персонал рассматривается как важный стратегический ресурс и конкурентное преимущество. Все более важная роль отводится обучению и развитию сотрудников. Вопрос лишь в том, какие методы повышения квалификации выбрать или как усовершенствовать существующую в компании систему развития персонала. Чтобы найти ответ, автор рассматривает сущность основных современных форм и методов обучения персонала.

Содержание работы

Введение 2
1. Современные формы и методы обучения персонала 3
1.1 Предпосылки реформирования системы обучения и развития персонала 3
1.2 Основные формы обучения персонала на предприятии 6
1.3 Основные методы обучения персонала на предприятии торговли 9
2. Анализ процесса обучения персонала в ООО «Бахетле» 25
2.1 Краткая характеристика ООО «Бахетле» 25
2.2. Выявление потребности в обучении и построение системы обучения в компании Бахетле 27
2.3. Оценка эффективности обучения персонала 33
Заключение 48
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

Дипломная Эффектив-сть.docx

— 225.94 Кб (Скачать файл)

     К нему прибегают, осуществляя подготовку специалистов, работающих в экстремальных  условиях. Метод решения кейсов требует  от участников скорее интеллектуальных, а не личностных и эмоциональных  усилий.

     Методы  решения производственно-экономических проблем с помощью моделей предполагают моделирование процессов, происходящих в компаниях-конкурентах. Учащиеся распределяют между собой роли вымышленных конкурирующих предприятий. Затем, ознакомившись с исходными данными, они должны принять соответствующие решения в области различных функциональных направлений производства продукции или услуг (например, кадровые решения, решения, касающиеся производства, сбыта, финансовых вопросов и т. д.).

     Известен  такой метод обучения, как рабочие группы. Молодых специалистов (до 10 человек) объединяют в группу. Они регулярно организуют встречи вне рабочего места, на которых обсуждают производственную ситуацию и совместно ищут пути решения возникающих проблем. Этот метод наиболее широко применяется в Японии («Кружки качества») и в Германии («Вместо учебы»), а также используется в других странах (в США, в Европе). Должности тех, кто входит в рабочую группу, не влияют на их взаимодействие. Предложения, разработанные рабочей группой, передают на рассмотрение руководству компании, которое либо использует их, либо отклоняет и информирует об этом рабочую группу. Основной особенностью рабочих групп является их стремление самостоятельно участвовать в управлении. В Японии и Германии перед участниками рабочих групп ставят разные цели. «Кружок качества» ориентирован на проведение экономически эффективного обучения и достижение конечного результата. А группа «Вместо учебы» отдает приоритет личностно ориентированным элементам обучения, т. е. формированию манеры поведения, способа общения.

     Конференции — это большие собрания, совещания представителей различных компаний или групп. Участники конференций выступают с докладами и обмениваются мнениями по актуальным вопросам. Конференции как форма обучения, повышения квалификации персонала позволяют не только получить новые знания, задать выступающим интересующие вопросы по обсуждаемой проблеме, но и поразмышлять над процессами, происходящими во внешней среде, ознакомиться с альтернативными точками зрения, прояснить собственную позицию и т. д. Современные информационные технологии позволяют организовать интернет-конференции, к которым можно привлечь гораздо больше участников, находящихся на различных территориях.

     Семинарами называют групповые занятия, которые проводят, чтобы осуществить специальную подготовку сотрудников и повысить их квалификацию. На семинарах происходит обмен знаниями, а не развитие умений, навыков и личностных особенностей участников. В отличие от лекций, семинары предполагают двустороннюю коммуникацию: слушатели выступают, обсуждают материал, ведут дискуссии.

     Обычно круглые столы бывают организованы как беседа с представителями различных компаний, заинтересованных в решении какой-либо общей для всех проблемы. В ходе этого общения происходит обмен мнениями. В результате могут быть сделаны важные шаги, способствующие объединению усилий и ресурсов (финансовых, человеческих, интеллектуальных и т. д.) различных структур для решения проблемы, что способствует получению синергетического эффекта.

     Дискуссии — это обмен мнениями по какому-либо вопросу, проходящий по выбранным правилам и определенной схеме. Дискуссии, проводимые в рамках интенсивных технологий обучения, делятся на групповые и межгрупповые. Групповая дискуссия применяется как способ организации совместной деятельности реальных (чаще всего — профессиональных) коллективов с целью оперативного и эффективного решения поставленных задач. Кроме того, групповые дискуссии выступают как метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных или специально созданных группах. Как метод интенсивного обучения такая дискуссия позволяет сплотить членов группы, побуждает их к активности и самореализации, взаимовлиянию, обмену информацией, помогает снять эмоциональную напряженность, смягчить скрытые конфликты, придав коллективному решению статус групповой нормы. Межгрупповая дискуссия, проводимая после группового взаимодействия, основана на принципе «здесь и сейчас» и позволяет получить обратную связь, существенно дополнив тем самым ролевое общение. Межгрупповая дискуссия служит повышению общей социально-психологической компетентности ее участников. Метод дискуссии можно применять отдельно, а также в рамках организационного процесса по привлечению специалистов разного профиля к обсуждению различных проблем.

     С точки зрения техник, тактик и стратегий ведения дискуссии можно выделить свободные, программированные и промежуточные (компромиссные) дискуссии.

     Свободная дискуссия организована не очень  жестко, развивается спонтанно. С  одной стороны, это раскрепощает участников, стимулирует их активность, с другой — существует риск отклониться от предмета обсуждения. Программированные дискуссии проходят по определенному алгоритму, сценарию, они разделены на четкие последовательные этапы. Этот вид дискуссии ориентирован на достижение поставленной цели, но несколько снижает инициативу.

     В целом участие в дискуссиях развивает  умение слушать, навыки вербализации, учит целенаправленно аргументировать  и корректно защищать свою точку зрения, уважать чужое мнение, корректировать собственные ошибочные суждения, формирует коммуникативную и интерактивную культуру.

     Благодаря встречам с руководством сотрудники компании начинают лучше понимать стратегические перспективы ее развития, миссию и цели, их усилия получают единую направленность, а профессиональная деятельность — стратегические ориентиры. Такие встречи полезны не только персоналу, но и руководителям, которые, готовясь к разговору с подчиненными, еще раз осмысливают направления развития компании, расставляют приоритеты и пытаются доступно их изложить.

     Экскурсии предполагают коллективное или индивидуальное посещение каких-либо объектов с образовательной, познавательной целью. Экскурсии помогают получить новые знания и способствуют возникновению идей относительно повышения эффективности деятельности отдельных сотрудников или предприятия в целом.

     Самостоятельное обучение — это процесс самообразования сотрудников, требующий самомотивации, сознательности, стремления учащегося получить новые знания. Применять этот метод проще всего: не нужен ни преподаватель, ни специальное помещение. Учащийся сам планирует учебный процесс в соответствии со своими профессиональными интересами, он занимается там, где ему удобно и тогда, когда ему удобно. Самостоятельное обучение носит индивидуальный характер, но компания может эффективно использовать и его, снабдив сотрудников различными вспомогательными средствами: литературой, дисками, специальными программами и т. д.

     Существуют  также методы обучения, сочетающие аспекты внутрипроизводственного и внепроизводственного обучения. Среди них эмпирическое обучение, демонстрация и практика под руководством, программируемое обучение, обучение действием, обучение с помощью компьютера.

     Эмпирическое  обучение — это обучение в ходе самостоятельной практической работы, построенное, правда, по определенной логической схеме.

     Демонстрация  и практика под  руководством предполагает, что наставник делает работу при ученике, поясняет ему, как правильно выполнить тот или иной ее этап. Затем ученик пытается сделать то же самое пол руководством наставника.

     Программированные курсы обучения представляют собой эффективный и более активный метод получения новых знаний чем лекции. Программируемое обучение основано на использовании учебного пособия книги, тренажера, машины: они как бы «ведут» учащегося от этапа к этапу, по завершении каждого из которых с помощью контрольных вопросов проводится проверка знаний. Преимуществом данного метода является то, что слушатель сам выбирает удобный для него темп обучения.

     Обучение  действием — это учеба в процессе осуществления какой-либо совместное деятельности, например, участие в разработке проекта, в выполнении коллективного задания и т. д. Данный метод широко применяется в ролевых играх.

     Обучение  с помощью компьютера — это программируемое обучение, основанное н; том, что учащийся работает за компьютером выходит в Интернет. Многие современны! компании широко используют информационные технологии и возможности Сети, чтобы провести профессиональное обучение персонала, создают для этого специальные интернет порталы, содержащие системы дистанционного обучения, мультимедийные дистанционные курсы, которые могут включать в себя как теоретические разделы, так и видеосюжеты, кейсы и т. д. Учебные порталы позволяют контролировать процесс обучения сотрудников, а так же вести мониторинг образовательных услуг. Это делает процесс обучения и развития персонала прозрачным. Интернет-портал не толь ко позволяет проводить дистанционное обучение, но и дает широкие возможности для повышения информированности персонала, ; также для осуществления различных обучающих коммуникаций. В частности, интернет портал позволяет разъяснять сотрудника, важность самообразования, развития; повышать их мотивацию к обучению; проводить видеоконференции, форумы, аудиоконференции; осуществлять коммуникации с использованием внутренней электронной почты; информировать новых сотрудников, готовить их к работе, давать им возможность ознакомиться с важнейшими корпоративными документами и т. д. Некоторые интернет-порталы доступны не только персоналу, но и внешним слушателям. Интернет-порталы являются перспективным средством организации системы обучения и развития работников, которое использует современные технологии и наилучшим образом отвечает требованиям рыночной экономики.

     Итак, развитие различных интерактивных  методов обучения персонала (форумов, интернет-конференций и т. д.), а также создание новых обучающих компьютерных программ, виртуальных ролевых игр, интернет-порталов создает потребность в формировании информационной культуры слушателей и повышении доступности информационных средств на рабочем месте.

     При выборе форм и методов обучения целесообразно не останавливаться на чем-то одном, т. к. все они имеют свои достоинства и недостатки. Наиболее эффективные современные учебные программы предполагают сочетание различных методов подачи материала: лекции, ролевые и деловые игры, видеофильмы и др. Зачастую именно комбинация различных форм и методов дает наилучший эффект. Например, сочетание дистанционной формы обучения с проведением тренингов позволяет не только освоить новые знания, но и найти более эффективные модели поведения (например, общения с клиентами). Выбор форм и методов обучения и развития персонала во многом зависит от специфики компании, ее потребностей, оснащения рабочих мест техническими средствами и многих других факторов. Главное, чтобы программа обучения была сбалансирована и включала теоретический, практический и контрольный разделы. Современным тенденциям в сфере управления персоналом соответствует переход от разовых мероприятий (например, проведения тренингов, направления отдельных сотрудников на курсы повышения квалификации и т. д.) к созданию системы обучения и развития персонала. Такая система должна включать в себя несколько блоков, например, проблемно-поисковый, коммуникативный, имитационно-ролевой и др., в зависимости от специфики компании.

 

     2. Анализ процесса обучения персонала в ООО «Бахетле»

     2.1 Краткая характеристика ООО «Бахетле»

     Торгово-производственная компания "Бахетле" - одна из самых крупных торговых сетей Республики Татарстан.

     На  текущий момент сеть объединяет 16 супермаркетов  в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, Москве.

     История компании началась в 1991 г. с предприятия  оптовой торговли продуктами питания. Следующий этап — открытие в декабре 1998 г. первого супермаркета в Казани с небольшим производством кулинарных изделий и салатов. Впоследствии он был дополнен кондитерским и мучным цехами.

     Сегодня в Казани работает 10 супермаркетов, 1 гипермаркет в крупнейшем в столице  Татарстана семейном торговом центре «Мега», 5 магазинов в Москве, в  Набережных Челнах 2 магазина и в  Нижнекамске 1 магазин.  Кроме того, у «Бахетле» есть производственная база, где централизованно готовят продукты длительного хранения — замороженные пельмени, вареники, копченое мясо, сухую домашнюю лапшу. В 2006 г. открылся специализированный цех по выпечке татарских национальных сладостей — их реализуют не только в Казани, но и во многих других городах России.

     На  данный момент в компании "Бахетле" работает более 5000 человек.

     Торгово-производственная компания «Бахетле» признана одним из лучших предприятий республики, что подтверждают многочисленные Почетные грамоты Президента Республики Татарстан, Казанского городского Совета народных депутатов и Министерства торговли РТ.В объеме товарооборота супермаркетов более 40% составляет готовая еда, пользующаяся большим спросом: кондитерские и кулинарные изделия, салаты, мясные и рыбные полуфабрикаты — всего более 1000 наименований.

     Торговый  ассортимент супермаркетов составляет от 35 тыс. до 50 тыс. наименований, в том  числе около 1000 наименований – продукция  собственного производства, которая  обеспечивает свыше 40% общего товарооборота. Основным отличием сети от других супермаркетов является ее ориентация на домашнюю кухню.

     Наличие собственных производственных комплексов непосредственно в магазинах  позволяет компании обеспечивать покупателей всегда свежей и качественной продукцией, полностью оправдывая свое название: «Супермаркет домашней еды «Бахетле».

     В ТПК "Бахетле" входят также девелоперский бизнес (уже построены три торговых центра), три ресторана китайской и японской кухни "Канпай", четыре бутика ювелирных украшений и элитной бижутерии Cherry Lady.

Информация о работе Анализ процесса обучения персонала в ООО «Бахетле»