Анализ конкурентоспособности организации на примере ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:22, реферат

Описание работы

В условиях динамично развивающейся конкурентной среды необходимо проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволит получить информацию, о том, что привлекает потребителя в продукции или услугах данного предприятия, и какие преимуществами обладают его конкуренты. Анализ необходим, чтобы на его основе можно было усовершенствовать те моменты, которые способствуют снижению конкурентоспособности.

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентоспособности организации газпром.docx

— 67.28 Кб (Скачать файл)

 

2 Анализ конкурентноспособности компании ОАО «Газпром» 
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром» 
Открытое акционерное общество «Газпром» – одна из крупнейших мировых энергетических компаний, занимающаяся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата, нефти, их транспортировкой, переработкой и реализацией в России и за ее пределами, электроэнергетикой. 
ОАО «Газпром» является правопреемником имущественных прав и обязанностей Государственного газового концерна «Газпром», в том числе его прав пользования землей, недрами, природными ресурсами, а также прав и обязанностей по заключенным концерном договорам. 
«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет около 17 процентов, в российских – около 70 процентов. 
«Газпрому» принадлежат магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России. 
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 ноября 1992 г. на компанию возложены следующие обязательства: 
-обеспечение надежного газоснабжения потребителей РФ; 
-осуществление поставок газа за пределы страны по межгосударственным и межправительственным соглашениям; 
-проведение единой научно-технической и инвестиционной политики по реконструкции и развитию Единой системы газоснабжения; 
-строительство и финансирование газопроводов – отводов высокого давления для газификации села; 
-контроль Единой системы газоснабжения страны; 
-обеспечение доступа других производителей к газотранспортной системе страны. 
В Группу «Газпром» как вертикально интегрированную энергетическую компанию входят головная компания – ОАО «Газпром» – и ее дочерние общества, осуществляющие добычу, транспортировку, переработку и реализацию газа, нефти и других углеводородов, подземное хранение газа, а также иные виды деятельности, включая технический контроль трубопроводных систем, бурение нефтяных и газовых скважин, поставку оборудования, производство тепло- и электроэнергии, обработку информации и предоставление банковских услуг. 
2.1.1 Руководство 
Высшим органом управления Открытого акционерного общества «Газпром» является Общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно. Проводимые помимо годового Общие собрания акционеров являются внеочередными. 
Правом голоса на Общем собрании акционеров обладают акционеры — владельцы обыкновенных акций. Любой акционер лично или через своего представителя имеет право на участие в Общем собрании акционеров. Собрание является правомочным, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов. 
В компетенцию Общего собрания акционеров, в частности, входит внесение изменений в Устав Общества, утверждение годовых отчетов и аудитора Общества, распределение прибыли, избрание членов Совета директоров и Ревизионной комиссии, принятие решений о реорганизации или ликвидации Общества, а также об увеличении или уменьшении его уставного капитала. 
Председателя и членов Правления Общества выбирает Совет Директоров сроком на 5 лет. Он же имеет право досрочно прекратить их полномочия. 
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров. Члены Совета директоров Общества избираются Общим собранием акционеров на срок до следующего годового Общего собрания акционеров. 
Совет директоров, в частности, определяет приоритетные направления деятельности Общества, утверждает годовой бюджет и инвестиционные программы, принимает решения о созыве Общих собраний акционеров, об образовании исполнительных органов Общества, дает рекомендации по размеру дивиденда по акциям. 
Председатель Правления (единоличный исполнительный орган) и Правление (коллегиальный исполнительный орган) осуществляют руководство текущей деятельностью Общества. Они организуют выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров и подотчетны им. 
Председатель Правления и члены Правления избираются Советом директоров на 5 лет. Правление, в частности, разрабатывает годовой бюджет, инвестиционные программы, перспективные и текущие планы деятельности Общества, готовит отчеты, организует управление потоками газа, осуществляет контроль за функционированием Единой системы газоснабжения России. 
В Администрацию ОАО «Газпром» входят следующие департаменты: 
— Департамент автоматизации систем управления технологическими процессами 
— Департамент бухгалтерского учета 
— Департамент внешнеэкономической деятельности 
—Департамент внутреннего аудита и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью дочерних обществ и организаций 
— Департамент инвестиций и строительства 
— Департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов 
— Департамент по добыче газа, газового конденсата, нефти 
— Департамент по информационной политике 
— Департамент по работе с регионами Российской Федерации 
—Департамент по транспортировке, подземному хранению и использованию газа 
—Департамент по управлению имуществом и корпоративным отношениям 
— Департамент по управлению делами 
— Департамент по управлению персоналом 
— Департамент по управлению проектами 
— Департамент стратегического развития 
— Департамент экономической экспертизы и ценообразования 
— Финансово-экономический департамент 
— Центральный производственно-диспетчерский департамент 
— Юридический департамент 
2.1.2 Производство 
Группа «Газпром» является крупнейшей компанией мира по величине запасов природного газа. 
По состоянию на 31 декабря 2009 г. запасы газа Группы по категориям А+В+С1 (российские стандарты) оценивались в 33,6 трлн куб. м, нефти и конденсата — 3,1 млрд т. 
По объемам добычи газа Группа «Газпром», на долю которой приходится 14,5% мировой добычи, находится в числе лидеров среди нефтегазовых компаний мира. В 2009 г. Группой добыто 461,5 млрд куб. м природного и попутного газа, 10,1 млн т конденсата и 31,6 млн т нефти. 
ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» превышает 160,4 тыс. км. 
Запасы зависимых обществ категорий A+B+C1 в доле, приходящейся на Группу «Газпром», составили на территории России 545,6 млрд куб. м газа, 44,9 млн т газового конденсата и 643,9 млн т нефти. 
Благодаря геолого-разведочным работам, проводимых «Газпромом», в 2009 г. были открыты семь месторождений углеводородов, а также 14 новых залежей на ранее открытых месторождениях. 
Добываемый в России природный газ поступает в магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России, принадлежащие «Газпрому». ЕСГ является крупнейшей в мире системой транспортировки газа и представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа. ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя. В состав ЕСГ входят 155 тыс. км магистральных газопроводов и отводов, 268 компрессорных станций с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов в 44,8 млн кВт, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 24 объекта подземного хранения газа. Благодаря централизованному управлению, большой разветвленности и наличию параллельных маршрутов транспортировки ЕСГ обладает существенным запасом надежности и способна обеспечивать бесперебойные поставки газа даже при пиковых сезонных нагрузках. 
Переработку газа в рамках Группы «Газпром» осуществляют газоперерабатывающие и газодобывающие дочерние общества ОАО «Газпром», а также «Сибур Холдинг» (в том числе Астраханский, Оренбургский, Сосногорский газоперерабатывающие заводы, Оренбургский гелиевый завод, Сургутский завод по стабилизации конденсата и Уренгойское управление по подготовке конденсата к транспорту). 
Основным перерабатывающим предприятием «Газпром нефти» является Омский НПЗ (установленная мощность — 19,5 млн т в год). Кроме того, ОАО «Газпром нефть» контролирует 38,8% голосующих акций ОАО «Московский НПЗ» (установленная мощность — 12,15 млн т в год) и 50% ОАО «НГК „Славнефть“», владеющего двумя нефтеперерабатывающими заводами: «Ярославнефтеоргсинтез» (установленная мощность — 15,2 млн т) и Ярославский НПЗ им. Д. И. Менделеева (0,3 млн т), вследствие чего «Газпром нефть» имеет доступ в соответствующих долях к их перерабатывающим мощностям. 
Нефтехимическую продукцию в Группе «Газпром» производит в основном «Сибур Холдинг». «Сибур Холдинг» производит синтетический каучук, шины, полиэтилен высокого давления, полипропилен, пластмассы различного назначения, компоненты высокооктанового бензина и другие материалы, необходимые для автомобильной, сельскохозяйственной, строительной и аэрокосмической промышленности. 
 
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Газпром» 
 
Финансовый анализ представляет собой процесс, в ходе которого обычно оценивается прошлое и текущее финансовое состояние организации. В наше время даже не специалист имеет некоторое представление о том, что такое финансовое положение организации, и зачем его определять. Вместе с тем, любой пользователь информации, представленной в отчетности организации, заинтересован не столько в оценке текущего финансового состояния, сколько в определении будущего финансового положения организации. И для того, чтобы адекватно оценить текущее и спрогнозировать будущее финансовое состояние специалист – аналитик должен владеть достаточно сложными методами и иметь аналитические способности. 
Источником информации для анализа деятельности компании ОАО «Газпром» является бухгалтерская и статистическая отчётность предприятия за 2005-2008 года. Исходные данные для анализа производственной деятельности представлены в таблице 4, при этом производится расчет темпов изменения показателей с помощью базисного индекса. 
Базисный индекс рассчитывается по формуле: 
 
где I0 – базисный индекс показателя; 
П - значение исследуемого показателя в отчетном периоде, тыс.руб.; 
П0 – значение исследуемого показателя в базовом периоде, тыс.руб. 
 
Среднее значение показателя определяется по формуле: 
                                                 
где   - среднее значение показателя в исследуемом периоде, тыс.руб.; 
П1, П2…Пn – значение показателя за соответствующий период, тыс.руб.; 
n – количество анализируемых периодов. 
Таблица 4 
Динамика абсолютных показателей деятельности ОАО "Газпром"

 

Показатель

Ед.Измер.           

Периоды исследования

Среднее значение

   

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

 

1

2

3

4

5

6

7

Выручка           

абс.

630 093 974

870 815 385

1 185 836 552

1 238 200 696

981236652

баз.

1

1,382040491

1,361754251

1,044157978

1,19698818

Стоимость

основных

 средств   

абс.

2 229 550 813

2621661110

2645448112

3304293805

2700238460

баз.

1

1,175869639

1,009073256

1,249048806

1,108497925

Стоимость

 оборотных 

средств               

абс.

996 329 975

1053049511

1326338156

1 718 131 749

1273462348  

баз.

1

1,056928465

1,259521174

1,29539495

1,152961147  

Среднеспи-

сочная

численность

абс.

3000  

3502

3547

3804  

3463,25  

баз.

1

1,01285

1,072456

1,167333

1,063159599

Себестоимость

в т.ч. по

статьям               

абс.

-230 230 566

-312 051 897

-431 706 449

-520 822 541

-373702863,3

баз.

1

1,355388654

1,383444399

1,206427521

1,236315143

Материальные

затраты               

абс.

115 115 283

156025948,5

215853225

260411271

129293790,4

баз.

1

1,355388654

1,383444402

1,20642752

0,558620817

Затраты на

оплату труда      

абс.

80 580 698

109218164 |

151097257 |

182287889

90505653

баз.

1

1,355388656

1,383444397

1,20642752

0,558620815

Амортизация 

абс.

4 604 611

6241038

8634129

10416451

5171751,75

баз.

1

1,355388761

1,383444389

1,206427539

0,558620792

Прочие

 затраты     

абс.

29 929 974

40566747 |

56121838

67706930

33616385,25

баз.

1

1,355388648

1,383444376

1,206427523

0,558620813

Прибыль

(убыток)

от продаж           

абс.

228 081 156

375 891 106

318 119 690

651 921 053

393503251,3

баз.

1

1,64805858

0,846308106

2,049294883  

1,385915392  


 

Проведем анализ структуры себестоимости, данные для которого представлены в табл. 5 
Таблица 5 
Показатели себестоимости 

 

Показатели

Период исследования, квартал

 

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Себестоимость, в т.ч.:

100 %

100%

100%

100%

Материальные затраты

-115 115 283

156 025 948,5

215 853 225

260 411 271  

Затраты на оплату труда

-115 115 283

156 025 948,5

215 853 225

260 411 271

Амортизационные

 отчисления

-4 604 611

6 241 038

8 634 129

10 416 451

Прочие затраты

-29 929 974

40 566 747

56 121 838

930 67 706

Всего

-264 765 151

358 859 682

496 462 417

598 945 923


 

Структура затрат характеризует  удельный вес каждого экономического элемента в общей сумме затрат. Удельный вес затрат в составе  себестоимости определяется по формуле 
di=∑Ci/Ci*100%,                                                     
где di – удельный вес в составе себестоимости; 
Ci – величина элемента себестоимости; 
∑Ci – общая сумма затрат на производство продукции. 

Результаты расчета относительных  величин структуры представлены в таблице 6 

Таблица 6 
Уровень и динамика относительных показателей себестоимости 

 

Показатели 

Период исследования, квартал  

 

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Себестоимость %, в т.ч.:

100%

100%

100%

100%

Материальные затраты

43

42

41

43

Затраты на оплату труда

42

43

43

42

Амортизационные отчисления

1,73

1,71

1,75

1,74

Прочие затраты

11,38

11,34

11,33

11,33


 

Анализируя структуру  себестоимости по элементам, можно  сказать, что на данном предприятии  не наблюдается ни положительных, ни отрицательных отклонений. Показатели, претерпевают не значительные изменения  на протяжении всего исследуемого периода  с 2005 по 2008 гг. 
 
Для оценки эффективности текущих затрат рассчитываем показатель удельных текущих затрат по формуле: 
 
где     Се – себестоимость работ, руб.; 
Q - объем работ, руб. 
 
Если величина показателя удельных текущих затрат меньше 1, то это свидетельствует о прибыльной деятельности организации, и, наоборот. Если текущие затраты больше 1, то деятельность организации убыточна.  
Анализируя динамику удельных текущих затрат, мы видим, что показатели в течение всего исследуемого периода на данном предприятии претерпевают не значительные изменения, но не достигают уровня больше 1. 
Согласно табличным и графическим данным, можно сделать вывод, что деятельность ОАО "Газпром" является прибыльной. 
Мы видим, что в 2005 году структура затрат была наиболее оптимальной, удельные текущие затраты были наименьшими. 
 
Таблица 7 
Динамика показателей эффективности ресурсов и затрат 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

знач. 

Ед.и.

Период исследования

Ср.знач.

   

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Ср. темп

Фондоемко-

сть

руб/руб 

абс.

996329975

1053049511

1326338156

1718131749

1273462348

Инд.

1

1,056928465

1,259521174

1,29539495

1,152961147

Фондоемко-сть по ОС

руб/руб

абс.

0,494788067

0,68381714

0,931190902

0,972310409

0,77052663

Инд.

1

1,382040492

1,361754251

1,044157978

1,19698818

Трудоемко-

сть,

чел/т.руб.

абс.

4,76119

4,02152

2,99114

3,0722

3,711505

Инд.

1

0,844643881

0,743782808

1,027100126

1,031567897

Удельные 

текущие

затраты

руб/руб

абс.

0,420199465

0,412096167

0,418660073

0,483722812

0,223569897

Инд.

1

0,980715591

1,015928093

1,155407081

0,547654896

Зарплато-

емкость

руб/руб

абс.

-80 580 698

109218164

151097257

182287889

90505653

Инд.

1

-1,355388656

1,383444397

1,20642752

0,558620815

Материало-

Емкость

руб/руб

абс.

-115 115 283

156025948,5

215853225

260411271

129293790,4

Инд.

1

-1,355388654

1,383444402

1,20642752

0,558620817

Рентабель-

Ность

 Произво-

Дства

руб/руб.

абс.

458 311 722

687 943 003

749 826 139

1172743594

767206114,5

Инд.

1

1,501037329

1,089953871

1,564020688

1,288752972




 

 

 

 
При рассмотрении относительных показателей  можно сделать следующие выводы: динамика всех показателей положительная, в частности можно отметить, повышение  рентабельности предприятия. Все ресурсы  предприятия используются эффективно.

 

2.2.1 Финансовая отчетность предприятия  ОАО «Газпром» 
В таблице ниже представлены прошедшие аудит данные консолидированного отчета о совокупном доходе по международным стандартам финансовой отчетности за 2008 и 2009г.г..  

 

 

| За 2009 год | За 2008 год | 
Выручка от продаж (за вычетом акциза, налога на добавленную стоимость (НДС) и таможенных платежей) | 2 990 971 | 3 285 486 | 
Чистый доход по торговым операциям без фактической поставки | 8295 | 4221 | 
Операционные расходы | (2 096 926) | (1 930 437) | 
Резерв под обесценение активов и прочие резервы | (45 428) | (98 964) | 
Прибыль от продаж | 856 912 | 1 260 306 | 
Приобретение доли меньшинства в ОАО «Газпром нефть» | 13 865 | — | 
Убыток от изменения справедливой стоимости опциона на покупку | — | (50 738) | 
Прибыль от сделки по обмену активами | 105 470 | — | 
Доходы от финансирования | 375 799 | 165 603 | 
Расходы по финансированию | (441 487) | (341 179) | 
Доля чистой прибыли (убытка) ассоциированных и совместно контролируемых компаний | 62 557 | (16 686) | 
Прибыль от выбытия финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи | 6 319 | 14 326 | 
Прибыль до налогообложения | 979 435 | 1 031 632 | 
Текущий налог на прибыль | (182 255) | (307 094) | 
Отложенный (расход) доход по налогу на прибыль | (3 387) | 46 824 | 
Налог на прибыль | (185 642) | (260 252) | 
Прибыль за год | 793 793 | 771 380 | 
Прочий совокупный доход | | 
Прибыль (убыток) от изменений справедливой стоимости финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи, за вычетом налога | 32 198 | (458 105) | 
Доля прочего совокупного дохода (расхода) ассоциированных и совместно контролируемых компаний | 7 098 | (4 972) | 
Курсовые разницы | 1 704 | 20 340 | 
Переоценка доли участия | 9 911 | - | 
Прочий совокупный доход (расход) за год, за вычетом налога | 50 906 | (42 737) | 
Совокупный доход за год | 844 699 | 728 643 | 
Прибыль за год, относящаяся к: | | 
акционерам ОАО «Газпром» | 779 585 | 742 928 | 
доле меньшинства | 14 208 | 28 452 | 
| 793 793 | 771 380 | 
Совокупный доход за год, относящийся к: | | | 
акционерам ОАО «Газпром» | 835 182 | 699 071 | 
доле меньшинства | 9 517 | 29 572 | 
За 2009 год выручка от продаж (за вычетом акциза, НДС и таможенных платежей) снизилась на 294 515 млн руб., или на 9% по сравнению с 2008 г., и составила 2 990 971 млн руб. Ниже приведена более подробная информация в отношении основных показателей, характеризующих структуру выручки от продаж за 2009 и 2008 гг. 
в млн руб. (если не указано иное) | За 2009 год | За 2008 | 
Выручка от продажи газа | 
Европа и другие страны | | 
Чистая выручка от продажи (за вычетом акциза и таможенных платежей) | 1 102 996 | 1 260 645 | 
Объём в млрд куб. м | 152,8 | 167,6 | 
Средняя цена, руб./тыс. куб. м (включая акциз и таможенные платежи) | 9 120,3 | 10 125,4 | 
Страны бывшего Советского Союза | | 
Чистая выручка от продажи (за вычетом акциза, НДС и таможенных платежей) | 309 929 | 356 514 | 
Объём в млрд куб. м | 56,7 | 96,5 | 
Средняя цена, руб./тыс. куб. м (включая акциз и таможенные платежи и за вычетом НДС) | 6 411,1 | 3 956,9 | 
Российская Федерация | | 
Чистая выручка от продажи (за вычетом акциза и НДС) | 503 121 | 479 387 | 
Объём в млрд куб. м | 273,5 | 292,2 | 
Средняя цена, руб./тыс. куб. м (включая акциз и за вычетом НДС) | 1 839,5 | 1 640,6 | 
Общая выручка от продажи газа | | 
Чистая выручка от продажи (за вычетом акциза, НДС и таможенных платежей) | 1 916 046 | 2 096 546 | 
Объём в млрд куб. м | 483,0 | 556,3 | 
Чистая выручка от продажи продуктов нефтегазопереработки (за вычетом акциза, НДС и таможенных пошлин) | 540 505 | 652 956 | 
Выручка от продажи электрической и тепловой энергии (без НДС) | 195 040 | 134 335 | 
Чистая выручка от продажи сырой нефти и газового конденсата (за вычетом акциза, НДС и таможенных пошлин) | 176 403 | 214 955 | 
Выручка от продажи услуг по транспортировке газа (за вычетом НДС | 65 563 | 70 685 | 
Прочая выручка (за вычетом НДС) | 97 414 | 116 009 | 
Итого выручка от продаж (за вычетом акциза, НДС и таможенных платежей) | 2 990 971 | 285 486 | 
 
За 2009 год чистая выручка от продажи газа снизилась на 180 500 млн руб., или на 9% по сравнению с 2008 г., и составила 1 916 046 млн руб., что, в основном, было вызвано снижением реализованных объемов во всех географических сегментах. При этом, средние расчетные цены на газ при продаже газа на территории Российской Федерации и стран бывшего Советского Союза сложились выше уровня прошлого года. 
За 2009 год чистая выручка от продажи газа в Европу и другие страны снизилась на 157 649 млн руб., или на 13% по сравнению с 2008 г., и составила 1 102 996 млн руб. Это объясняется, главным образом, снижением средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая акциз и таможенные платежи), на 10%, что было усилено снижением объемов продаж газа в натуральном выражении на 9%, или на 14,8 млрд куб. м. 
За 2009 год чистая выручка от продажи газа в страны бывшего Советского Союза снизилась на 46 585 млн руб., или на 13%, по сравнению с 2008 г., и составила 309 929 млн руб. Снижение продаж по данному сегменту объясняется снижением объемов продаж газа в натуральном выражении на 41%, или на 39,8 млрд куб. м, что было компенсировано ростом на 62% средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая акциз и таможенные платежи и за вычетом НДС). 
За 2009 год чистая выручка от продажи газа в Российской Федерации увеличилась на 23 734 млн руб., или на 5%, по сравнению с 2008 г., и составила 503 121 млн руб. Это объясняется, главным образом, увеличением средней цены продажи газа на внутреннем рынке, устанавливаемой Федеральной службой по тарифам, что было частично компенсировано снижением реализованных объемов газа на 6%, или на 18,7 млрд куб. м. 
За 2009 год чистая выручка от продажи продуктов нефтегазопереработки снизилась на 112 451 млн руб., или на 17%, по сравнению с 2008 г., и составила 540 505 млн руб. Снижение было вызвано, прежде всего, изменением порядка отражения Группы Сибур, а также падением цен на продукты нефтегазопереработки. 
За 2009 год чистая выручка от продажи электрической и тепловой энергии увеличилась на 60 705 млн руб., или на 45%, и составила 195 040 млн руб. Увеличение выручки от продажи электрической и тепловой энергии, в основном, связано с включением в консолидированную отчетность показателей деятельности дочерних обществ ОАО «ОГК-2» и ОАО «ОГК-6», а также деятельностью ОАО «Мосэнерго». 
За 2009 год чистая выручка от продажи сырой нефти и газового конденсата снизилась на 38 552 млн руб., или на 18%, по сравнению с 2008 г., и составила 176 403 млн руб. Снижение выручки от продажи сырой нефти и газового конденсата, в основном, связано с деятельностью ОАО «Газпром нефть»: за 2009 год чистая выручка от продажи сырой нефти снизилась на 33 456 млн руб., или на 17%, по сравнению с 2008 г., и составила 157 874 млн руб. 
За 2009 год операционные расходы по сравнению с 2008 г. увеличились на 166 489 млн руб., или на 9%, и составили 2 096 926 млн руб. 
Основной статьей, рост которой повлек увеличение общей суммы операционных расходов, является «Покупные нефть и газ» (77 771 млн руб.). При этом расходы на покупку газа увеличились на 71 370 млн руб., или на 19%, расходы на покупку нефти увеличились на 6 401 млн руб., или на 4%. Увеличение расходов на покупной газ связано, главным образом, c ростом цены на центрально-азиатский газ по сравнению с 2008 г. Увеличение произошло также по следующим статьям: «Транзит газа, нефти и продуктов нефтегазопереработки» (53 058 млн руб.), «Амортизация» (26 181 млн руб.), «Расходы на оплату труда» (15 370 млн руб.), «Прочие» (35 152 млн руб.). Рост расходов по данным статьям был частично компенсирован снижением расходов по следующим статьям: «Товары для перепродажи, в том числе продукты нефтегазопереработки» (17 371 млн руб.), «Налоги, кроме налога на прибыль» (14 223 млн руб.), «Расходы на ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание» (13 455 млн руб.), «Материалы» (7 146 млн руб.), «Расходы на электроэнергию и теплоэнергию» (5 316 млн руб.). 
Величина прибыли за период, относящейся к акционерам ОАО «Газпром», за 2009 год составила 779 585 млн руб., что на 36 657 млн руб., или на 5% больше, чем за 2008 г. 
Чистая сумма долга (определяемая как краткосрочные займы и текущая часть обязательств по долгосрочным займам, краткосрочные векселя к уплате, долгосрочные займы, долгосрочные векселя к уплате и реструктурированные налоговые обязательства за вычетом денежных средств и их эквивалентов, а также денежных средств и их эквивалентов с ограничением к использованию в соответствии с условиями некоторых займов и других договорных обязательств) увеличилась на 353 961 млн руб., или на 35%, с 1 018 346 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2008 г. до 1 372 307 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2009 г. Это объясняется, главным образом, увеличением долгосрочных займов. 
 
2.3 SWOT-анализ компании ОАО «Газпром» 
Для более глубокого анализа конкурентоспособности ОАО «Газпром», исследуем его сильные и слабые стороны с помощью SWOT-анализа. Помимо этого данная методика позволяет выделить наиболее важные возможности и угрозы, сложившиеся на рынке. 
Таблица 8 
SWOT-анализ ОАО «Газпром»  
Возможности:1.Рост регулируемых цен на газ позитивным образом отразится на доходах компании.2.Активизация Газпромом геологоразведочных работ и приобретение новых лицензий могут привести к расширению ресурсной базы и росту добычи газа.3.Различные формы партнерства с крупнейшими западными компаниями позволяют Газпрому привлекать инвестиции и более активно осуществлять разработку месторождений.4.Приобретение активов в сегменте распределения и сбыта позволит компании повысить рентабельность.5.Рост спроса на газ в Европе при падении собственной добычи будет способствовать укреплению позиций Газпрома на европейском рынке.6.Выход на рынок СПГ и строительство новых трубопроводов расширят экспортные возможности Газпрома. | Угрозы:1.Ухудшение конъюнктуры на мировом рынке углеводородов может привести к падению экспортных доходов Газпрома.2.Изменение политической ситуации, налогообложения.3.Утрата контроля над издержками.4.Риски,   связанные   со   странами-транзитерами   (Украина, Белоруссия), через территорию которых Газпром экспортирует большую часть газа.5.Долговая нагрузка может увеличиться из-за высоких инвестиционных потребностей компании.6.Реформирование газового рынка в Европе может привести к пересмотру долгосрочных контрактов Газпрома | 
Сильные стороны:1.Мировой лидер по запасам газа.2.Доминирующее положение Газпрома в отрасли позволяет компании определять правила игры для остальных участников рынка.3.Государство   лоббирует   интересы   компании   на международном уровне.4.Налоговая   нагрузка   на   Газпром   ниже,   чем   на   нефтяные компании,   а   ставки   НДПИ   и   экспортных   пошлин фиксированы.5.Контроль   над   газотранспортной   системой позволит   Газпрому   получить   доступ   к среднеазиатскому   газу   и   газу независимых производителей. | Слабые стороны:1.Низкие   темпы   роста   добычи   газа,   а   крупнейшие   месторождения компании в Надым-Пур-Тазовском регионе находятся в стадии падающей добычи. 2.Высокая   степень   государственного   контроля   и   ориентация менеджмента на решение государственных задач.3.Компания не отличается высоким уровнем эффективности и контролем над затратами.4.Ряд непрофильных активов Газпрома практически не приносит ему дохода.5.Разработка   новых   месторождений   будет   сопряжена   с большими   издержками   в   связи   со   сложными   природно-климатическими условиями и удаленностью от основных рынков сбыта. | 
 
2.4 Стратегия повышения конкурентоспособности ОАО «Газпром» 
 
На данный момент самый эффективный метод повышения конкурентоспособности компании ОАО «Газпром» по мнению экспертов - это упрочение вертикально интегрированной структуры компании как основы конкурентоспособности компании на мировом энергетическом рынке. В современной структуре мирового углеводородного бизнеса доминируют вертикально интегрированные нефтегазовые компании. Их объединяет один общий признак - деятельность по всей цепочке процесса - геологоразведка, добыча углеводородов - транспорт - переработка и сбыт. Концентрация капитала, наличие единой инфраструктуры способствуют сокращению удельных затрат и росту прибыли. Преимущества вертикальной интеграции соответственно оценены и фондовым рынком. 
ОАО «Газпром» уже является вертикально интегрированной компанией. Но этого мало. Для сохранения конкурентоспособности на глобальном рынке компания должна быть лучшей в мире, а не только внутри своего сектора или региона.  
Что вкладывается в понятие «глобальная компания»?  
По части критериев - объем годового оборота, наличие существенных запасов сырья и производственных мощностей, существенная доля на целевых рынках, техническое лидерство в отрасли — «Газпром» проходит в этот элитный клуб.  
Но многое еще предстоит сделать. 
Нужна высокая ликвидность рынка акций и дальнейший рост капитализации. Существующие ограничения на торговлю акциями компании и дискриминация по признаку «резидент-нерезидент» существенно тормозят этот процесс. «Газпром», как никто другой, заинтересован в либерализации и объединении рынков акций. Это решение должно стать принятым в самые короткие сроки. 
Глобальность бизнеса подразумевает наличие производственно-сбытовой цепочки полного цикла более чем на одном континенте. При этом объем операций за пределами «родины» является существенным. «Газпром» уже работает на шельфах Индии и Вьетнама. Но появятся и новые проекты. Компания будет расширять свою деятельность за рубежом.  
Нужен узнаваемый бренд. У «Газпрома» хорошее реноме в европейском бизнес — сообществе, но это лишь начало пути к международному бренду. 
Еще один из обязательных атрибутов глобальной вертикально интегрированной компании — агрессивная стратегия, реализация которой позволит обеспечить экспансию. 
Стратегия «Газпрома» — это вертикальная интеграция по природному газу и диверсификация по смежным продуктам и «высоким переделам». 

Информация о работе Анализ конкурентоспособности организации на примере ОАО «Газпром»