Анализ конкурентоспособности организации на примере ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:22, реферат

Описание работы

В условиях динамично развивающейся конкурентной среды необходимо проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволит получить информацию, о том, что привлекает потребителя в продукции или услугах данного предприятия, и какие преимуществами обладают его конкуренты. Анализ необходим, чтобы на его основе можно было усовершенствовать те моменты, которые способствуют снижению конкурентоспособности.

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентоспособности организации газпром.docx

— 67.28 Кб (Скачать файл)

Анализ конкурентоспособности  организации

1.Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности организации

 
1.1. Понятие конкурентоспособности  организации 
 
Основной целью любого предприятия в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли. Главным средством увеличения прибыли является высокая конкурентоспособность предприятия.

Конкурентоспособность предприятия — это реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и качественным (неценовым) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других предприятий-конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия относительная характеристика, поэтому она может быть выявлена только путем сравнения предприятий, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти предприятия функционируют. Таким образом, одно и то же предприятие может быть конкурентоспособным на местном и региональном рынке и не быть таковым на национальном и тем более на мировом рынке.

Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:

  • экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия:
    • основной капитал;
    • собственный и заемный капитал;
    • объем продаж;
    • доля на рынке;
  • производственный и сбытовой потенциал:
    • производственные и сбытовые мощности;
    • наличие сырьевой базы;
  • научно-исследовательский потенциал:
    • число исследовательских центров;
    • ежегодные расходы на НИОКР;
  • финансовое положение:
    • платежеспособность;
    • кредитоспособность;

Цель анализа конкурентоспособности организации — установить, какого конкурентного преимущества может добиться организация и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.

Конкурентное преимущество может быть внешним и внутренним:

Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, которые представляют ценность для покупателя за счёт либо повышения эффективности его работы, либо сокращения его издержек, либо более высокого эмоционально-эстетического удовлетворения. Внешнее конкурентное преимущество упрочивает позиции фирмы на рынке, так как фирма может заставить рынок покупать её товар по цене более высокой, чем у главного конкурента, не обеспечивающего соответствующее отличие. Таким образом, внешнее конкурентное преимущество держится на стратегии дифференциации (отличия).

Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в издержках и в менеджменте, которые создают ценность для продавца, позволяющую получить себестоимость продукции меньшую, чем у конкурентов. Внутреннее конкурентное преимущество даёт возможность фирме быть более рентабельной и более устойчивой к снижению цен, которое может навязать рынок. Кроме того, фирма может иметь преимущества в распределении и продвижении своих товаров.

Характеристика конкурентоспособности

Конкурентоспособность характеризует возможности и  динамику приспособления предприятия  к изменяющимся условиям конкуренции. Индикаторы конкурентоспособности представлены в таблице 1.

Индикаторы конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия по производству запасных частей для автомобиля)

Таблица 1.

 

Критерии

Диапазон оценок

Низкая

Средняя

Высокая

Относительная доля рынка

   

Лидер

Издержки/ цена

   

Меньше прямых конкурентов

Отличительные свойства

   

Уникальное предложение

Степень освоения технологии

 

Осваивается легко

 

Острота конкуренции

 

Неструктурированная конкуренция

 

Концентрация  клиентов

Низкая

   

Известность, имидж

   

Сильный имидж


Конкурентное положение — позиция, занимаемая предприятием по отношению к конкурентам. Обеспечение превосходства над конкурентами или сохранение положения на рынке (его сегменте) достигается при помощи различных стратегий (имеющихся преимуществ, привлечения внимания потребителей, перехват инициативы).

Уровни конкурентоспособности:

  1. Ориентация на известную стабильность положения на рынке за счет хорошего товара, удачно выбранного сегмента рынка.
  2. Предполагается внимание к конкурентам. Предприятие старается подражать ведущим конкурентам по технологии, организации производства, выпуску товара, сервису, заимствовать передовой опыт.
  3. Успех в конкурентной борьбе рассматривается не столько как функция производства, сколько как функция управления. Успех производства все больше зависит от повышения квалификации организации и эффективности системы управления предприятием (в том числе маркетинг).
  4. Ориентация на то, чтобы превзойти самые жесткие условия обеспечения конкурентоспособности. Такие предприятия обычно быстрорастущие и высокоприбыльные.
  5. Высшая компетентность руководства и персонала, нацеленность на инновации, привлечение к сотрудничеству поставщиков и посредников высокого уровня (это предприятия-лидеры).

Пути достижения конкурентоспособности предприятия:

  1. Возможность снижения издержек производства (чем ниже издержки производства, тем большими преимуществами обладает предприятие по отношению к конкурентам).
  2. Определение предприятием таких факторов производства (природных, трудовых, финансовых ресурсов), которыми оно оснащено лучше, чем другие конкуренты.
  3. Быстрая приспособляемость предприятия к изменениям внешней среды (возможность нововведений, диверсификация, преодоление входных барьеров, увеличение емкости рынка).
  4. Способность создания преимуществ товара (услуги) по сравнению с конкурентами.
  5. Возможность правильно определять и обеспечивать развитие наиболее эффективных стратегических зон хозяйствования (рынки, подразделения, периферия, товары).

 

 
Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности организации: 
 
1) конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, перспективными материалами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией с целью обеспечения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда. В качестве конкурентов предприятия на сырьевых рынках выступают в основном фирмы–производители продуктов–аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы; 
 
2) конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке; 
 
3) конкуренция между покупателями на сбытовых рынках. 
 
В сфере производства, услуг и на товарном рынке различают видовую, функциональную и маркетинговую конкуренцию:

 

  • Видовая конкуренция – это когда товар  или услуги бывают преимущественно  однотипными или близкими друг к  другу по качественным характеристикам или свойствам. 
  • Функциональная конкуренция означает, что потребность удовлетворяется различными способами. Например, потребность в услугах связи может быть удовлетворена достаточным развитием этих видов коммуникаций. Так, в настоящее время на рынке конкурируют различные виды связи, каждая из которых направлена на получение прибыли. 
  • Маркетинговая конкуренция отличается лишь различием предприятий. Она широко используется в различных рыночных структурах и отраслях промышленности . 

Есть характерные особенности  конкуренции в сфере услуг, отличающие её от конкуренции на товарном рынке: она не требует значительных затрат, поэтому уровень конкуренции  в сфере услуг достаточно высок.

 

Она может быть ценовой и неценовой: 

  • В основе ценовой конкуренции приняты цены на услуги и с помощью цены можно снизить или повысить уровень конкуренции на рынке услуг. 
  • При неценовой конкуренции за основу принимается показатель качества предоставляемых услуг. С помощью показателя качества можно завоевать конкурентное преимущество в конкурентной борьбе. Однако при неценовой конкуренции не обходится без привлечения дополнительных затрат, которые в основном связаны с оплатой труда высококвалифицированных специалистов . 
     

При сопоставлении различных  подходов определению понятия «конкурентоспособность предприятия» можно сделать вывод  о том, что конкурентоспособность  предприятия – это сложная  экономическая категория, которая  отражает состояние, характеризующее  реальную или потенциальную возможность  выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия  соперников. 

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность  организации 
 
Анализ литературных источников показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий.  
 
Под факторами конкурентоспособности предпринимательских структур понимают явления или процессы производственно – хозяйственной деятельности предприятия и социально – экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.  
 
По мнению М. Портера, важно отличать конкурентоспособность, обусловленную врожденными факторами и достигаемую благодаря другим источникам. Факторы, которые наиболее важны для конкурентного преимущества в большинстве отраслей, не достаются по наследству, а создаются в пределах региона (страны) с помощью различных специфичных для каждой территории процессов . 
 
Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер предлагает делить на несколько типов.  
 
Во-первых, на основные и развитые:

 

  • Основные  факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная  и полуквалифицированная рабочая  сила.

 

  • Развитые  факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные  кадры, высокотехнологичные производства.  

 

В зависимости от степени  специализации все факторы конкурентоспособности  делятся на общие и специализированные:

  • Общие факторы, к которым М. Портер относит систему автомобильных дорог, дебитный капитал, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей.

 

  • Специализированные  факторы – это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые  в одной или в ограниченном числе отраслей.

 

Еще один принцип классификации  – деление факторов конкурентоспособности  на естественные и искусственно созданные:

 

  • К естественным факторам относятся природные  ресурсы, географическое положение.
  • к искусственно созданным – техника, технология, экономическая среда и др.

 

Как М. Портер, многие авторы (Р.А. Фатхутдинов, М.Г. Миронов, Н.Л. Зайцев) всю совокупность факторов конкурентоспособности  предприятия предлагают подразделить на внешние и внутренние.

 

В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности  предприятия являются:

  • конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;
  • характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);
  • развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;
  • случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);
  • экономические и организационно – административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.

 
К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия  относятся конкурентная стратегия  предприятия, параметры эффективности  использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке. Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы:

Информация о работе Анализ конкурентоспособности организации на примере ОАО «Газпром»