Анализ использования оборотных средств предприятия (на примере Сергачского АТП)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - разработка предложений по совершенствованию управления оборотными средствами на предприятии.
В связи с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и содержание управления оборотными средствами на предприятии;
изучить политику предприятия в области оборотного капитала;
исследовать особенности использования оборотных средств автотранспортного предприятия;
провести анализ состояния оборотных средств автотранспортного предприятия;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа оборотных средств предприятия…6
1.1 Сущность оборотных активов и их структура……………………………..6
1.2 Определение потребности в оборотных активах………………………….10
1.3 Показатели использования оборотных активов…………………………..16
Глава 2. Анализ состояния оборотных средств Сергачского АТП…………..20
2.1 Краткая экономическая характеристика деятельности Сергачского АТП……………………………………………………………………………….20
2.2 Специфика оборотных средств автотранспортного предприятия………..26
2.3 Анализ состояния фондов обращения Сергачского АТП………………...32
Глава 3. Основные направления оптимизации оборотных средств Сергачского АТП………………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по ан оборот средств.rtf

— 3.01 Мб (Скачать файл)


Рис.3  Организационная структура Сергачского АТП

Среднесписочная численность работников предприятия в 2010 году составила 30 человек, что на 7 человек меньше по сравнению с 2009 г., из них:

  • менеджмент - 4 человека (директор, главный инженер, начальник отдела эксплуатации, главный бухгалтер);
  • инженерно-технический персонал - 8 человек (сотрудник бухгалтерии, кассы, планового отдела, юрист, контролеры);
  • рабочие (механики, диспетчеры, водители, слесари,) - 18 человек.

Таблица 2.1.

Основные экономические показатели за 2009-2010 гг.

Показатели

2009

2010

Отклонение, %

Отклонение, абсол. значение

1

Уставной фонд (акционерный капитал), тыс.руб.

10,00

10,00

100,00%

0,00

2

Выручка от реализации или объем товарооборота, тыс.руб.

4 594,00

5 386,00

117,24%

792,00

3

Среднесписочная численность персонала, чел.

37,00

30,00

81,08%

-7,00

4

Производительность труда, руб/чел

124 162,16

179 533,33

144,60%

55 371,17

5

Производительность труда в натуральном выражении, шт/чел

124,16

179,53

144,60%

55,37

6

Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб.

42,42

69,59

164,03%

27,17

7

Годовой фонд заработной платы, тыс.руб.

1 569,70

2 087,70

133,00%

518,00

8

Себестоимость оказанных услуг, тыс.руб.

3 056,00

6 105,00

199,77%

3 049,00

9

Затраты на один руб. реализации, коп.

66,52

113,35

170,40%

46,83

10

Прибыль от продаж, тыс.руб.

1 538,00

-719,00

-46,75%

-2 257,00

11

Рентабельность продаж, %

33,48

-13,35

-39,87%

-46,83

12

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб.

410,00

425,00

103,66%

15,00

13

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.

2 184,00

997,00

45,65%

-1 187,00

14

Фондоотдача, руб./руб.

11,20

12,67

113,10%

1,47

15

Фондоемкость, руб./руб.

0,09

0,08

88,42%

-0,01

16

Фондовооруженность труда, руб./чел.

11,08

14,17

127,85%

3,09

17

Собственный капитал

1 301,00

149,00

11,45%

-1 152,00

18

Заемный капитал

1 293,00

1 273,00

98,45%

-20,00

19

Удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса, %

50,15%

10,48%

20,89%

-0,40

20

Удельный вес заемного капитала, %

49,85%

89,52%

179,60%

0,40

21

Коэффициент финансового риска, %

99,39%

854,36%

859,65%

7,55

22

Коэффициент оборачиваемости капитала

177,10%

378,76%

213,87%

2,02


Финансово-хозяйственную деятельность Сергачского АТП в 2009-2010гг. характеризовали следующие тенденции:

1. незначительное увеличение объемов реализации продукции (работ, услуг) в конце года по сравнению с итогами 2009 года (+17%) сопровождалось серьезным - в 2 раза - увеличением себестоимости оказанных услуг;

2. резкое снижение прибыли до налогообложения;

3. увеличение производительности труда.

За 2010 год автотранспортным предприятием оказано услуг на сумму в объеме 5 386 тыс. рублей, при этом затраты на 1 руб. реализации превысили стоимость реализации и составили 1,13 рублей на каждый рубль оказанных услуг. Получается, что в 2010 году предприятие работало в убыток, который к концу 2010 года составил 719 тыс. рублей.

В то же время на фоне сокращения численности персонала наблюдалось повышение средней заработной платы на 64%, годовой фонд заработной платы в итоге составил почти 39% от всей выручки предприятия.

Такие результаты работы предприятия отразились на коэффициенте финансового риска, который по состоянию на конец 2009 года был на предельном уровне, а к концу 2010 года возрос в 8,5 раз.

В целом, по данным Таблицы 2.1 можно сделать вывод, что рассмотренные основные экономические показатели характеризуют состояние предприятия как крайне нестабильное, но чтобы иметь более точные показатели, проведем оценку финансового состояния при помощи метода финансовых коэффициентов. Это позволит сделать заключение о степени финансового благополучия данного предприятия.

Обобщающие показатели оценки ликвидности и платежеспособности ООО РПАТП - 4 приведены в Таблице 2.2.

Таблица 2.2

Основные показатели оценки ликвидности и платежеспособности

Наименование показателей

Методика расчета

Код строки

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

5

1.1.Величина собственных оборотных средств

{>0}

Собственный капитал + долгосрочные обязательства - внеоборотные активы

или

оборотные активы - краткосрочные пассивы

с.490+с.590-с.190-с.230

 

или

с.290-с.230-с.690

891

-276

1.2. Маневренность собственных оборотных средств{0-1}

Денежные средства/функционирующий капитал

с.260/с.290-с.230-с.690)

-1,93

-1,9

1.3. Коэффициент текущей ликвидности{>2}

оборотные активы / краткосрочные пассивы

(с.290-с.230)/с.690

1,69

0,78

1.4. Коэффициент быстрой ликвидности{>1}

(оборотные активы - запасы) / краткосрочные пассивы

(с.290-с.230-с.210-с.220)/с.690

1,36

0,44

1.5. Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособность {0,05-0,1 }

Денежные средства / краткосрочные пассивы

с.260/с.690

1,33

0,41

1.6. Доля оборота средств в активах

оборотные активы / активы

(с.290-с.230)/с.300

0,84

0,7

1.7. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами {>0,1}

Собственные оборотные средства / оборотные активы

(с.290-с.230-с.690)/(с.290-с.230)

0,4

-0,28

1.8. Доля запасов в оборотных активах

Запасы / оборотные активы

(с.210+с.220)/с.290

0,19

0,43

1.9. Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов {>0,5}

Собственные оборотные средства / запасы

(с.290-с.230-с.690)/(с210+с.220)

2,11

-0,64

1.10. Коэффициент покрытия запасов{>1 }

Нормальные источники покрытия / запасы

(с.490+с.590-с.190-с.230+с.610+с.620)/

(210+220)

-0,95

-3,58


 

По данным Таблицы 2.2 можно сделать следующие выводы:

1. Величина собственных оборотных средств является отрицательной. Это значит, что у предприятия отсутствует та часть собственного капитала предприятия, которая является источником финансирования текущих активов предприятия (т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Это отрицательная тенденция, которая может быть улучшена только появлением прибыли, которая является основным и постоянным источником увеличения собственных оборотных средств

1.2. Маневренность собственных оборотных средств характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. В нашем случае этот показатель (-1,9) меньше обычного (от нуля до единицы), это свидетельствует только об ограниченности финансовых возможностей предприятия.

1.3. Коэффициент текущей ликвидности (0,78<2), показывает, что на каждые 78 копеек текущих активов предприятия приходится один рубль текущих обязательств. Предприятие не сможет погасить краткосрочные обязательства за счет текущих активов.

1.4. Коэффициент быстрой ликвидности также ниже допустимого предела. Это значит, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже расходов по их приобретению.

1.5. Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия. Он показывает, что при необходимости немедленного погашения краткосрочных заемных обязательств у предприятия на это не возможности.

1.6. Доля оборотных средств в активах, характеризующая относительную величину оборотного капитала предприятия, также снизилась в 2010 году по сравнению с 2009г.

1.7. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в нашем случае отрицательный, что значит, что все оборотные средства предприятия профинансированы не за счет собственных средств.

1.8. Довольно высокая доля запасов в оборотных активах данного предприятия показывает его низкую ликвидность, однако это может быть обусловлено и отраслевой спецификой производства.

1.9. Отрицательная доля собственных оборотных средств в покрытии запасов (-0,64) показывает, что запасы абсолютно не покрываются собственными оборотными средствами.

1.10. Значение коэффициента покрытия запасов меньше единицы, что также свидетельствует о неустойчивом текущем финансовом состоянии

Таким образом, у предприятия отсутствует важнейшая составляющая финансового состояния предприятия - стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Это связано с общей финансовой структурой предприятия и высокой степенью его зависимости от кредиторов. У предприятия уже недопустимый риск несостоятельности, и его динамика говорит только об ухудшении этого состояния.

Таким образом, рассматриваемое автотранспортное предприятие по итогам отчетного 2010 года имеет показатели, которые свидетельствуют о кризисном положении предприятии. Оно не имеет возможности нормально функционировать и развиваться в дальнейшем, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность.

Необходимо срочно принимать кардинальные меры по финансовому оздоровлению данного предприятия.

 

2.2 Специфика оборотных средств автотранспортного предприятия

 

Особенность производства транспортного предприятия налагает отпечаток на структуру его оборотных средств. АТП не содержит основные материалы, составляющие основу готового продукта на промышленных предприятиях, также нет незавершенного производства, нет готовой продукции, нет конечного результата производственной деятельности предприятия.

Эта особенность транспортного предприятия определяет относительно меньшую долю оборотных средств (примерно 15%) в сумме всех средств АТП, в то время как на машиностроительных предприятиях она составляет 35-45% общей суммы основных и оборотных средств.

К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции.

Анализ состава и структуры оборотных активов представлен в Таблице 2.3.

Таблица 2.3

Состав и структура оборотных активов в 2009 - 2010 гг.

№ п/п

Оборотные активы

2009 год, тыс. руб.

Доля в оборотных активах, %

2010 год, тыс. руб.

Доля в оборотных активах, %

1

Запасы, в том числе

422

19,32%

433

43,43%

1.1

сырье, материалы и др.

128

5,86%

50

5,02%

1.2

затраты в незаверш. производстве

0

0,00%

0

0,00%

1.3

товары отгруженные

294

13,46%

383

38,42%

1.4

расходы будущих периодов

0

0,00%

0

0,00%

2

НДС

0

0,00%

0

0,00%

3

Дебиторская задолженность

более 12 мес.

0

0,00%

0

0,00%

4

Дебиторская задолженность

до 12 мес.

42

1,92%

39

3,91%

5

Денежные средства

1720

78,75%

525

52,66%

6

Прочие оборотные активы

0

0,00%

0

0,00%

 

Итого оборотные активы

2184

100,00%

997

100,00%


Результаты анализа таблицы 2.3 показывают, что наибольший удельный вес в составе оборотных активов в 2009 году составляли денежные средства (78,75%), к концу 2010 года их доля уменьшилась на 30% и составила 52,66%. Это явилось результатом того, что предприятие вынуждено расходовать имеющиеся денежные средства на покрытие текущих расходов. Часть денежных средств в процессе производства перешла в запасы предприятия, их доля наоборот возросла с 19,32% до 43,43%. Краткосрочная дебиторская задолженность хоть и сократилась в фактическом значении (с 42 тыс. руб. до 39 тыс. руб.), но в структуре оборотных активов ее доля увеличилась в 2 раза (с 1,92% до 3,91%). Это случилось из-за резкого снижения доли запасов предприятия, которые к концу 2010 года не были пополнены.

У предприятия отсутствуют затраты в незавершенное производство, расходы будущих периодов, а также НДС по приобретенным ценностям и долгосрочная дебиторская задолженность.

Для того чтобы составить более четкую картину о производственно-хозяйственной деятельности предприятия необходимо провести анализ основных показателей автотранспортной деятельности предприятия.

Таблица 2.4

Транспортная работа Сергачского АТП

Пассажиры (тыс. пасс.)

2009

2010

В С Е Г О

 

2081,0

390,8

в т.ч. платные пассажиры

227,2

231,9

из них

город

149,4

159,1

пригород

66,0

60,9

межгород

11,8

11,9

Льготные пассажиры

 

1848,4

155,0

заказные автобусы

5,4

3,9

Пассажирооборот (тыс. км.)

   

В С Е Г О

 

9949,7

3487,4

в т.ч. платные пассажиры

2841,0

2818,0

из них

город

567,7

604,6

пригород

1015,5

939,5

межгород

1257,8

1273,9

Льготные пассажиры

 

7025,4

610,7

заказные автобусы

83,3

58,7

Информация о работе Анализ использования оборотных средств предприятия (на примере Сергачского АТП)