Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Перечень перечисленных групп потребителей финансовою анализа подтверждает, что в проведении финансово- экономического анализа заинтересованы все участники экономического процесса
Информационной базой для проведения внешнего анализа является, главным образом, бухгалтерская и статистическая отчетность.
Для проведения анализа существуют определенные методы. Наиболее простым методом является сравнение, когда показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми. либо с показателями за предыдущий период (базисными).

Содержание работы

Введение 4
1 Анализ производства и реализации продукции 6
1.1. Анализ динамики и выполнения плана по объемам производства и реализации 6
1.2. Анализ баланса готовой продукции 7
1.3. Анализ выполнения плана по номенклатуре продукции 8
1.4. Анализ выполнения плана по структуре продукции 9
1.5. Анализ ритмичности выполнения работ (услуг) 9
2. Анализ использования основных фондов предприятия 11
2.1. Анализ и структуры основных фондов 11
2.2. Анализ движения основных фондов 12
2.3. Анализ возрастного состава оборудования 14
2.4. Анализ технического состояния основных фондов 16
2.5. Анализ эффективности использования основных фондов 17
2.6. Оценка влияния на изменение объемов производства факторов, отражающих эффективность использования средств труда предприятия 18
3. Анализ использования труда и заработной платы 20
3.1. Анализ динамики численности работников по категориям 20
3.2. Анализ движения работающих 20
3.3. Анализ использования фонда времени работающих 22
3.4. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 23
3.5. Оценка влияния факторов на изменение среднегодовой выработки работника 23
3.6. Анализ состава фонда оплаты труда и выплат социального характера 25
3.7. Оценка соотношение темпов прироста средней заработной платы и производительности труда 26
4. Анализ затрат на производство и реализацию продукции 28
4.1. Оценка динамики затрат на рубль товарной продукции 28
4.2. Оценка влияния факторов на изменение товарной продукции 28
4.3. Анализ динамики и структуры затрат на производство по элементам 30
4.4. Анализ динамики затрат на производство по статьям калькуляции 31
5. анализ финансового состояния 34
5.1. Анализ динамики и структуры имущества предприятия 34
5.2. Анализ динамики и структуры источников формирования средств предприятия 35
5.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия 37
5.4. Анализ платежеспособности предприятия 39
6. Анализ финансовых результатов 41
6.1. Анализ динамики финансовых результатов 41
6.2. Оценка влияния факторов на изменение финансового результата от продаж 42
6.3. Анализ динамики показателей рентабельности 43
Заключение 46
Список литературы 48

Файлы: 1 файл

эк а-з вариант 1.doc

— 602.00 Кб (Скачать файл)
    1. Анализ  платежеспособности предприятия

 

Оценить степень платежеспособности предприятия можно с помощью  относительных коэффициентов платежеспособности (табл.26).

Коэффициент абсолютной ликвидности       показывает, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить немедленно после отчетной даты за счет наиболее ликвидных активов [(стр.250+стр.260)/ (стр.610+620+630+660)]/


Коэффициент критической ликвидности       показывает, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить при условии своевременного погашения краткосрочной дебиторской задолженности [Стр.240+стр.250+стр.260)/ (стр.610+620+630+660)]

Коэффициент текущей ликвидности       показывает, сколько текущих  активов приходится на один рубль краткосрочных обязательств

[(стр.290-стр. 220 – стр.220)/(стр.610+620+630+660)]/

 

Таблица 26

Показатели  платежеспособности

Показатели

Нормальное ограничение

На 01.01.08

На 01.01.09

Изменения

1.Коэффициент абсолютной ликвидности    

 

³0,2

0,714  

        0,714  

         -    

2.Коэффициент  критической  ликвидности   

≥0,8

1,172  

        1,211  

  0,039  

3. Коэффициент текущей  ликвидности     

≥1 - 2

1,509  

        1,563  

  0,054  


 

Данные таблицы свидетельствуют, что платежеспособность предприятия находится на высоком уровне. Все коэффициенты находятся в пределах нормы и имеют положительную динамику.

На основании анализа финансового  состояния можно сделать вывод, что предприятие обладает нормальной финансовой устойчивостью. Предприятие достаточно независимо от внешних источников финансирования и является платежеспособным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ финансовых результатов

    1. Анализ динамики  финансовых результатов

 

 

Формирование финансовых результатов  предприятия представлено в табл. 27.

Таблица 27

Динамика финансовых результатов

 тыс.руб. 

Показатели

2007год

2008год

Изменения

в сумме

в %

А

1

2

3

4

1.Выручка  от продаж

2284

2498

214,0

9,4

2.Себестоимость продаж

2154

2207

53,0

2,5

3. Валовая прибыль  (стр. 1-стр.2)

130

291

161,0

123,8

4.Коммерческие расходы

-

-

-

5.Управленческие расходы 

-

-

-

6. Результат от продаж (стр.3-стр.4-стр.5)

130

291

161,0

123,8

7. Прочие доходы

238

159

-79,0

-33,2

8.Прочие расходы

192

217

25,0

13,0

9. Финансовый результат до налогообложения (стр. 6+стр.7-стр.8+стр.9-стр.10

176

233

57,0

32,4

10. Финансовый результат от обычной деятельности

138

185

47,0

34,1


 

Как видно из представленных данных, предприятие достигло в 2008г. значительного улучшения финансовых результатов. Положительная динамика определяется по всем показателям прибыли.

Коммерческих и управленческих расходов в отчетности предприятия  не выделено. Более высокие темпы роста выручки по сравнению с ростом себестоимости обусловили рост прибыли от продаж. Прибыль от продаж увеличивается на 161 тыс.р. или на 123,8%.

Налогооблагаемая прибыль также  увеличивается, но меньшими темпами, чем прибыль от продаж в результате отрицательного влияния прочих доходов и расходов.

После уплаты налога на прибыль и  других аналогичных платежей в распоряжении предприятия остается чистая прибыль  в размере 185 тыс.р. Это на 47 тыс.р. или на 34,1% больше, чем в предыдущем году.

    1. Оценка влияния факторов на изменение финансового результата  от продаж

 

На величину прибыли от продаж оказывают  влияние выручка от продаж, себестоимость  продаж, а также коммерческие и  управленческие расходы.

 Влияние выручки в свою  очередь складывается из влияния  физического объема продаж и  изменения средней цены реализации.

1. изменение прибыли от продаж  под влиянием изменения физического  объема продаж 

ΔФ Р q = (В1-В0 – ΔВр) * R0

ΔВр = В1 – В1 /Jр

R0 (рентабельность продаж)= ФР от продаж / В0

J р = ∑ p1*q1/∑ p0*q1

J p (индекс цен)  можно рассчитать по данным таблицы 1 (выручка от реализации в действующих и сопоставимых ценах)

J p = 3554 /3506 = 0,986 (снижение средней цены реализации)

R 0 = 130/2284 = 0,05692

Δ Вр= 2498-2498 / 0,986 = -35,4686

Δ ФР q = (2498 – 2284-(-35,47) * 0,0569 = 14,2 тыс.р.

2. влияние изменения средней  цены 

ΔФР тыс.р. = ΔВр * R0 = -35,47* 0,0569 = -2,0 тыс.р.

    1. влияние изменения себестоимости

ΔФР с = -В1 [(В1-С1)/В1- (В1-С1)/В1 ] = -2498*(-0,0596)  =  148,9

Суммарное влияние факторов

14,2-2+148,9 = 161 тыс.руб.

Таким образом, основное  положительное  влияние на величину прибыли от продаж оказывает в отчетном  году снижение уровня себестоимости.

    1. Анализ динамики  показателей рентабельности

 

 

Для оценки рентабельности деятельности предприятия составим таблицу 28, где рассчитаны основные показатели рентабельности.

Таблица 28

Показатели  рентабельности

 

Показатели

2007год

2008год

Изменения

в сумме

в %

А

1

2

3

4

1.Выручка  от продаж, тыс.р. 

2284

2498

214

9,4

в том числе от продаж:

       

1.1 По изделию А

696

950

254

36,5

1.2 По изделию Б

1170

1140

-30

-2,6

1.3 По изделию В

418

408

-10

-2,4

2. Финансовый результат  от продаж, тыс.р. 

130

291

   

2.1  По изделию А

116

114

-2

-1,7

2.2 По изделию Б

90

75

-15

-16,7

2.3 По изделию В

-76

102

178

-234,2

3. Финансовый результат  отчетного периода, тыс.р. 

138

185

47

34,1

4. Доходы от участия  в других организациях, тыс.р. 

-

9

9

-

5. Средняя величина  имущества, тыс.р. 

14733,9

16194,2

1460,3

9,9

6. Средняя величина собственного капитала, тыс.р.

7367,8

7672,7

304,9

4,1

7. Средний остаток  долгосрочных финансовых вложений, тыс.р. 

45,0

44,0

-1,0

-2,2

8. Рентабельность продаж, к.

5,69

11,65

5,96

104,6

8.1  По изделию А

16,7

12,0

-4,7

-28,1

8.2 По изделию Б

7,7

6,6

-1,1

-14,3

8.3 По изделию В

-18,2

25,0

43,2

-237,4

9. Рентабельность имущества,  к.

0,94

1,14

0,2

21,3

10. Рентабельность собственного  капитала, к. 

1,9

2,4

0,5

26,3

11. Рентабельность вложений, к. 

307

349

42,0

13,7


 

Как следует из данных таблицы, рентабельность продаж в целом по предприятию увеличилась с 5,69 к. до 11,65 к., т.е. более чем в два раза.

Рентабельность продаж отдельных  видов продукции имеет различные  значения. В 2007г. производство изделия В было убыточным, но с введением новых прогрессивных технологий производство стало рентабельным. В 2008г. по изделию В определяется самый высокий уровень рентабельности – 25%.

Если показатели, характеризующие  рентабельность оборота, находятся  на высоком уровне, то рентабельность собственного капитала и активов имеет низкое значение, хотя и определяется положительная динамика показателей.

 

 

 

    1. Оценка влияния факторов на изменение  рентабельности продаж

 

Рентабельность продаж зависит  от выручки и себестоимости, а  также коммерческих и управленческих расходов. Поскольку коммерческие и управленческие расходы отсутствуют, проведем оценку влияния на изменение рентабельности продаж выручки и себестоимости.

    1. изменение рентабельности продаж  под влиянием изменения выручки

ΔRв = [(В1-С0)/ В0- (В0-С0)/В0]*100 = [(2498-2154)/2284 –(2284-2154)/2284 ]*100 = 8,08

    1. изменение рентабельности продаж  под влиянием изменения себестоимости продаж

Δ R c = [(В1-С1)/В1 – (В1-С0)/В1]*100 = [(2498-2207)/2498-(2498-2154)/2498]*100 = -2,12

Суммарное влияние факторов 

8,08-2,12 = 5,96

Анализ финансовых результатов  позволил определить, что предприятию  удалось значительно улучшить показатели прибыли и рентабельности. По изделию  В предприятие вышло в безубыточный режим работы. На величину прибыли  от продаж основное положительное влияние оказывает снижение уровня себестоимости.

 

 

 

 

Заключение

 

По данным анализа производства и реализации можно сделать вывод, что предприятие не выполнило  план по выпуску продукции, хотя и  увеличило объем производства по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, за счет реализации остатков готовой продукции объем продаж значительно увеличился как в сравнении с планом, так и с базисным годом. Увеличение объема продаж частично обусловлено гибкой ценовой политикой – в отчетном году средняя цена реализации ниже, чем в предыдущем периоде. 

Продукция предприятия является востребованной на рынке.   В течение 2008г. было допущено незначительное отклонение от запланированной структуры  продукции, что вызвано корректировкой плана в соответствии со спросом.

На основании анализа использования  основных фондов  можно сделать  вывод,  что предприятие в достаточной  степени обеспечено основным производственным потенциалом.  Структура основных фондов характеризуется преобладающим  удельным весом активной части.  Техническое состояние основных фондов соответствует  требованиям производственного  процесса.  Увеличение фондоотдачи оказывает определяющее влияние на объем выпуска товарной продукции. Увеличение фондоотдачи и фондорентабельности на фоне неизменной фондовооруженности свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов.

Общая оценка эффективности использования  трудовых ресурсов показала, что,  не смотря на относительно стабильную величину среднесписочной численности, наблюдается  большая интенсивность движения кадров предприятия. Наличие прогулов свидетельствует о низкой трудовой дисциплине. В то же время на предприятиями увеличивается производительность труда, как в целом по всем работникам ППП , так и в расчете на  одного рабочего.  Увеличение производительности труда сопровождается значительно более высокими темпами роста заработной платы, что является свидетельством неэффективного использования фонда оплаты труда.

Анализ затрат на производство и  реализацию продукции, проведенный  по ряду основных позиций показал, что увеличение  затрат сопровождается снижением затрат на 1 руб.  товарной продукции. Факторный анализ позволил определить, что снижение затрат на 1  руб.  товарной продукции обусловлено всеми формирующими факторами. Основным влияющим фактором является снижение себестоимости единицы продукции.  Анализ по статьям калькуляции позволил определить, что в целом по статьям достигнута экономия.

Таким образом, основной характеристикой  имущества предприятия является преобладание оборотных активов,  а в их составе денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Увеличение имущественного потенциала обеспечено за счет собственных  источников. Предприятие обладает нормальной финансовой устойчивостью, достаточно независимо от внешних источников финансирования и является платежеспособным.  При этом определяется положительная динамика финансовых коэффициентов.

Основным результатом деятельности предприятия стало значительное увеличение показателей прибыли  и рентабельности продаж. Увеличение прибыли в большей степени обусловлено снижением уровня себестоимости. В то же время рентабельность активов и капитала продолжает оставаться на низком уровне.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

  1. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово- экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. М.: «ПРИОР», 2001г.,96 с.
  2. Донцова Л.В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности.- М.: «Дело и сервис», 2001.- 300с.
  3. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.:Финансы и статистика.2001г.- 560 с.
  4. Кучерова Е.В., Королева Т.Г., Голофастова Н.Н.,  Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – Кемерово, 2007. – 79с.
  5. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: Учебное пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002 г., 217 с.
  6. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия - Минск - Москва.: ИП “Экоперспектива”, 2002 , 498 с.
  7. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М. 2001 г.-208 с.
  8. Управление предприятиями. Коэффициенты как инструмент финансового анализа // «Финансовая газета. Региональный выпуск», № 42, 2002 г. – 7с.
  9. Программа спецкурса для повышения квалификации профессиональных бухгалтеров «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности» //»Финансовая газета. Региональный выпуск», № 3, январь 2003 г. - 123 с.
  10. Анализ финансового состояния предприятия //Выпуск АКДИ БП № 5, февраль 2007г. -  6 с.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия