Анализ безубыточности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотрение теоретических и практических аспектов анализа безубыточности производства.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие и практическую значимость анализа безубыточности
предприятия;
- рассмотреть классификацию издержек и процесс формирования прибыли;
- описать порядок расчета и анализа точки безубыточности;
- охарактеризовать методику анализа безубыточности для многономенклатурного производства;
- провести анализ безубыточности ООО
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- рассчитать точку безубыточности предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа безубыточности предприятия 5
1.1. Понятие и практическая значимость анализа безубыточности
предприятия 5
1.2. Классификация издержек и процесс формирования прибыли 6
1.3. Порядок расчета и анализа точки безубыточности 17
1.4. Методика анализа безубыточности для многономенклатурного
производства 22
Глава 2. Анализ безубыточности ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2. Расчет точки безубыточности предприятия 31
Заключение 35
Список литературы

Файлы: 1 файл

Образец Курсовой.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

    

 

гле   - количество реализуемых изделий i-го вида, шт.;

i=1,...,n - номенклатура  выпускаемых изделий.

 

1.4. Анализ  безубыточности для многономенклатурной продукции

 

Особенностью анализа безубыточности для нескольких видов продукции является совмещенность постоянных издержек в составе единого формата безубыточности, как это представлено ниже.

  Продукция A Продукция B Всего

Выручка  $100,000 100% $300,000 100% $400,000 100.0%

Минус перем. издержки 70,000 70% 120,000 40% 190,000 47,5%

Вложенный доход $30,000 30% $180,000 60% 210,000 52.5%

Минус пост. издержки         141,750 

Чистая прибыль         $ 68,250 

По расчетам получаем:

Общая точка безубыточности  =   .

С изменением структуры производства и продаж общий относительный вложенный доход и точка безубыточности изменяется.

  Продукция A Продукция B Всего

Выручка  $300,000 100% $100,000 100% $400,000 100.0%

Минус перем. издержки 210,000 70% 40,000 40% 250,000 62,5%

Вложенный доход $90,000 30% $ 60,000 60% 150,000 37.5%

Минус пост. издержки         141,750 

Чистая прибыль         $ 8,250 

Изменяется также точка безубыточности: BEP =  .

С помощью этого формата можно анализировать структуру производства и продаж предприятия и добиваться наиболее эффективной, приняв в качестве критерия минимум значения точки безубыточности.

На практике, особенно при большой номенклатуре производства, обычно прибегают к раздельному анализу безубыточности различных видов продукции. Постоянные издержки при этом условно распределяют по видам продукции пропорционально объемам реализации продукции в денежном выражении. Последняя таблица согласно этому приему будет иметь следующий вид:

  Продукция A Продукция B

Выручка  $300,000 100% $100,000 100%

Минус перем. издержки 210,000 70% 40,000 40%

Вложенный доход $90,000 30% $ 60,000 60%

Минус пост. издержки $106,312   $35,438 

Чистая прибыль ($16,312)   $24,562 

 

Из таблицы видно, что при данной структуре производства и продаж, первая продукция является для предприятия убыточной, а суммарная прибыль достигается за счет второго вида продукции .

 

 

 

Глава 2. Анализ безубыточности ООО «Торговый дом «Проспект-Ч»

 

2.1. Экономическая  характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Проспект-Ч» является коммерческой организацией. Общество зарегистрировано Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Москвы 07 мая 2000 года за № 668 за основным государственным регистрационным № 1022101137057 и осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уставом. Общество является юридическим лицом.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место, нахождения Общества.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке:

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Проспект-Ч». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО «ТД «Проспект-Ч».

Место нахождения и почтовый адрес Общества - Россия, г. Москва, проспект 9-й Пятилетки, д.2/3.

Общество создается в целях расширения рынка товаров и услуг, а также извлечения прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются:

• торгово-закупочная и посредническая деятельность;

• организация магазинов, торговых точек, кафе, столовых, закусочных;

• закупка и реализация медицинского оборудования и медикаментов;

• приобретение и продажа товаров народного потребления, пищевых продуктов, продукции производственно-технического назначения оптом и в розницу;

• производство и реализация строительных материалов, предметов народного потребления и декоративно-прикладного искусства, переработка

• продукции сельского хозяйства;

• транспортно-экспедиционные и складские услуги, коммерческие перевозки грузов в пределах Российской Федерации и стран СНГ;

• оказание бытовых услуг населению;

• организация и проведение выставок;

• рекламная и издательская деятельность;

• операции с недвижимостью, в том числе связанные с арендой и эксплуатацией жилого и нежилого фонда;

• организация  и  проведение  культурно-массовых мероприятий, благотворительных акций, выставок и других мероприятий;

• иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ. Управленческая структура общества представлена на рис 1.

 

 

Рис. 1 Структура управления ООО «Торговый дом «Проспект - Ч»

Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» за 2003-2004 гг.

Таблица 5

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» за 2003-2004 гг.

(руб.)

Показатели Годы Отклонение, (+,-) Темп изменения, %

2003 2004  

1. Общий  объем товарооборота, 3487590 5940338 2452748 170,3

в том числе розничного 3487590 5940338 2452748 170,3

2. Валовой  доход торговли без НДС 57831 98348 40517 170,1

в % к товарообороту 1,66 1,65 -0,01 

3. Средний  размер торговых надбавок, % 

29,93 

30,96 1,03 103,4

4. Издержки  обращения торговли 567717 785425 217708 138,3

в % к товарообороту 16,28 13,22 -3,06 

5. Прибыль  торговли:    0 

а) в сумме 12114 25336 13222 в 2 раза

б) в % к товарообороту 0,35 0,46 0,11 

6. Среднемесячная  заработная плата одного работника 1316 1846 530 140,3

7. Товарооборот  на одного человека 232506 286564 54058 123,3

 

Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что общий объем товарооборота в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличился на 2452748 руб. или на 170,3%.

Валовой доход торговли без НДС составил в 2003 году 57831 руб., что на 40517 руб. меньше по сравнению с 2004 годом.

Валовой доход торговли в 2004 году составил 16,63% к товарообороту, а в 2003 году он снизился на 0,01% и составил 1,65%.

Средний размер торговых надбавок увеличился к концу 2004 года на 1,03%. Издержки обращения торговли увеличились в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 217708 руб.

Прибыль торговли в отчетном периоде составила 25336 руб, что на 13222 руб. больше по сравнению с 2003 годом.

Среднемесячная заработная плата одного работника предприятия увеличилась к концу 2004 года на 530 руб. и составила 1846 руб.

Перейдем к анализу динамики финансовых результатов предприятия.

Анализ динамики финансовых результатов

Анализ прибыли начинается с оценки выполнения плана прибыли в целом, по составным частям, изучение динамики прибыли. По данным предприятия ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» (ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках») изучим изменение прибыли за отчетный период в сравнении с предыдущим.

Таблица 6

Оценка финансовых результатов (тыс.р.)

№ п/п Показатели Годы Отклонение (+,-) Темп изменения, %

2003 2004  

1 Прибыль от продаж 10134 284111 +273977 в 28 раз

2 Операционные доходы и расходы (сальдо) 

4774 

103066 +98292 в 22 раза

3 Внереализационные доходы и расходы (сальдо) 

 

8958 

 

- -8958 -

4 Прибыль до налогообложения 

3598 

181045 +177447 в 50 раз

5 Налог на прибыль 5502 61 -5441 90,2

6 Прибыль от обычной деятельности 

9100 

180984 +171884 в 20 раз

7 Чрезвычайные доходы и расходы (сальдо)    

8 Чистая прибыль    9100 180984 +171884 в 20 раз

 

Данные таблицы 6  показывают, что чистая прибыль (нераспреде¬ленная) увеличилась в 2004 году по сравнению с 2003 годом в 20 раз.

Значительное увеличение наблюдает¬ся по прибыли от продаж, которая по сравнению с 2003 годом увеличилась в 28 раз.

Положительное влияние на прибыль оказали операционные доходы. Они возросли на 98292 руб., или в 22 раза. Внереализационные расходы умень¬шились на 8958 руб.

В ходе анализа внереализационных результатов следует изучить в дина¬мике каждый их вид, выяснить причины изменений. Внереализационные убытки в значительной мере являются результатом нарушения договор¬ной дисциплины. Внереализационные доходы и расходы от штрафов, пени, неустоек, как правило, свидетельствуют о плохой постановке учета. Значительную долю в расходах составляют штрафы за нарушение договоров поставки.

При анализе необходимо выяснить, какие меры принимаются по сокра¬щению и недопущению внереализационных убытков, штрафных санкций. Как видно из таблицы 2, наибольший удельный вес в прибыли до нало¬гообложения составляет прибыль от продаж. В ходе ее анализа необхо¬димо подсчитать влияние факторов на ее изменение. Такими факторами являются:

1) изменение отпускных цен на продукцию;

2) изменение объема продажи продукции;

3) изменение структуры продукции;

4) изменение уровня и структуры затрат.

Финансовые результаты торгового предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Материальные затраты в 2002-2004 гг. постоянно увеличивались с 55,09% до 62,20%. Это увеличение материальных затрат в себестоимости говорит об увеличении прежде всего самой себестоимости и является одной из причин снижения рентабельности продукции. 

Расходы на оплату труда – напротив, с каждым годом занимают всё меньший удельный вес в структуре себестоимости – с 22,75% в 2002 г. до 19,47% в 2003 г. и 18,59% в 2004 г. Это отрицательный фактор, который свидетельствует об ухудшении социальной защищенности работников и уменьшении уровня реальной заработной платы.

Отчисления на социальные нужды за период с 2002 по 2004 гг. также снизились с 8,05% до 6,67% в общей сумме затрат на производство. Это подтверждает гипотезу об ухудшении социальной защищенности работников предприятия.

Амортизация основных фондов также снизилась с 3,32% до 2,80% прежде всего вследствие их колоссального накопленного износа – по предприятию средний износ основных средств составляет более 70%.

Наблюдается несоизмеримо большой темп роста затрат на производство в 2004 г. - 1284,598 руб. на 1 руб. товарной продукции. В 2002 г. этот показатель составил 646,174 руб., в 2002 г. - 130,051 руб. Рост фактических затрат произошел в следствие роста себестоимости товарной продукции.

Кроме того, материальные затраты на рубль товарной продукции также к снизились в течение 2002-2004 гг. Этот показатель составил в каждом году 61,701 руб., 65,192 руб. и 59,899 руб. соответственно.

На фоне роста общей суммы затрат на производство это свидетельствует о снижении фактического объема выпуска, а также об удорожании себестоимости продукции.

Остальные элементы себестоимости в расчете на рубль товарной продукции изменялись в 2002-2004 гг. пропорционально динамике материальных затрат на рубль товарной продукции.

Данные факторного анализа прибыли от продаж представлены в табл.7.

Таблица 7

Анализ факторов изменения прибыли от продаж

(тыс.р.)

№ п/п Показатели 2003 г. За 2004 г. на фактически проданную продукцию в 2004 г. 2004 г. Отклонение (+,-)

1 2 3 4

1 Выручка от продажи продукции (ф.№, стр.010) 3487590 5939365 5940338 +2452748

2 Полная себестоимость проданной продукции (ф.№2, стр.020+030+040) 2907759 4347406 4758980 +1851221

3 Прибыль от продаж (стр.050 ф.№2)

В том числе за счет изменений:

а) объема продажи продукции (стр.3, гр.1х(стр.2 гр.2 : стр.2 гр.1 – 1))

б) структуры продукции (стр.3 гр.2 – стр.3 гр.1 – стр.3а, гр.4)

в) полной себестоимости проданной продукции (стр.2, гр.3 – стр.2 гр.2)

г) отпускных цен на продукцию (стр.1,гр.3 – стр.1, гр.2) 10134                  20268             284111

 

 

 

 

       10134 (4347406 : 2907759 – 1)

 

 

            (20268 – 10134 – 5017)

 

             (4758980 – 4347406)

 

 

 

            (5940338 – 5939365)    +273977

 

 

 

 

+5017

 

 

+5117

 

+411574

 

 

 

+973

 

Данные таблицы 7 показывают, что план прибыли продукции перевыполнен на 273977 руб. что было вызвано в значительной степени изменением структуры продукции и повышением цен на продукцию.

Выручка от продаж увеличилась в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 2452748 руб.

Себестоимость продукции увеличилась на 1851221 руб.

Увеличение себестоимости продукции снизило прибыль на 411574 руб.

Увеличению прибыли способствовало повышение цен на продукцию в сумме 973 руб.

Эффективность использования потребленных средств характеризует показатель рентабельности производственных фондов. Данный показатель наряду с показателем рентабельности продаж является оценочным при исследовании спроса на продукцию.

Рентабельность производственных фондов характеризует отношение прибыли отчетного года (чистой прибыли) к средней стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Проанализируем показатели рентабельности совокупного капитала.

Таблица 8

Показатели рентабельности реализации

ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» за 2003-2004 гг.

Показатели Уровень показателя

Годы Отклонение (+,-) Темп измене-ния, %

2003 2004  

1. Объем  товарооборота, руб. 3487590 5940338 2452748 170,3

2. Прибыль  от торговой деятельности, руб. 12114 284111 271997  в 23 раза

3. Уровень  валового дохода, % 16,63 18,25 1,62 109,7

4. Уровень  издержек обращения, % 16,28 17,64 1,36 108,3

5. Среднегодовая  сумма активов, руб. 486712 473387 -13325 97,2

6. Среднегодовая  стоимость ОПФ, руб. 67861 73529 +5668 108,4

7. Среднегодовая  стоимость материальных оборотных  средств, руб. 

237314 

316406 +79092 133,3

8. Коэффициент  оборачиваемости капитала 7,17 12,5 5,33 174,3

9. Коэффициент  фондоотдачи, руб. (1/6) 51,4 80,8 29,4 157,2

10. Рентабельность  реализации, % (2/1)х100% 

2,49 

4,8 2,31 192,7

11. Коэффициент  общей рентабельности ОПФ,% (2/ (6+7) 

11,4 

15,2 3,8 133,3

12. Коэффициент  оборачиваемости материальных оборотных  средств, раз (1/7) 

14,7 

18,8 4,1 127,9

 

Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что объем товарооборота в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличился на 2452748 руб. или на 170,3%

Прибыль от торговой деятельности также увеличилась на 271997 руб. и составила в 2004 году 284111 руб.

Уровень валового дохода в 2003 году составлял 16,63%, а в 2004 году увеличился и составил 18,25%.

Уровень издержек обращения увеличился в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 1,36%.

Информация о работе Анализ безубыточности предприятия