Анализ безубыточности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотрение теоретических и практических аспектов анализа безубыточности производства.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие и практическую значимость анализа безубыточности
предприятия;
- рассмотреть классификацию издержек и процесс формирования прибыли;
- описать порядок расчета и анализа точки безубыточности;
- охарактеризовать методику анализа безубыточности для многономенклатурного производства;
- провести анализ безубыточности ООО
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- рассчитать точку безубыточности предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа безубыточности предприятия 5
1.1. Понятие и практическая значимость анализа безубыточности
предприятия 5
1.2. Классификация издержек и процесс формирования прибыли 6
1.3. Порядок расчета и анализа точки безубыточности 17
1.4. Методика анализа безубыточности для многономенклатурного
производства 22
Глава 2. Анализ безубыточности ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2. Расчет точки безубыточности предприятия 31
Заключение 35
Список литературы

Файлы: 1 файл

Образец Курсовой.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Точка безубыточности может быть определена как

• объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или

• объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.

Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.

Система оперативного управленческого учета, использующего затратные показатели, позволяет достичь традиционных целей учета затрат и определения дохода, при этом одновременно удовлетворяются разнообразные потребности отдельных менеджеров организации. Обеспечивается это путем организации учета затрат в соответствии с системой их классификации. Данные по затратам подвергаются перекрестной классификации для удовлетворения практически всех потребностей, связанных с принятием управленческих решений и регулированием финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Использование системы классификации затрат позволяет анализировать и прогнозировать показатели продаж и чистого дохода по организации в целом и по отдельным видам продукта, по клиентам и продавцам, по каналам реализации и другим категориям. Такое разбиение данных применяется в управлении себестоимостью, при планировании прибыли и оценке качества работы, а также для контроля затрат. Вся эта информация объективно необходима менеджерам для управленческого учета. Для того чтобы лучше понять характер поведения затрат, проведем их классификацию по нескольким базовым признакам.

В процессе хозяйственной деятельности в результате комбинации факторов производства и взаимодействия между такими категориями, как цены, объемы производства и реализации продукции и различными видами издержек, формируется валовая прибыль.

В финансовой сфере деятельности производится распределение этой прибыли между владельцами (в форме дивидендов), кредиторами (процентов) и бюджетом (налогов).

Часть нераспределенной прибыли реинвестируется для развития производства и вместе с привлеченным капиталом составляет потенциал финансирования предприятия, который в виде новых инвестиций вновь поступает в хозяйственную деятельность.

То, что стоит товар предпринимателям, измеряется затратами капитала, то, что стоит товар обществу, определяется затратами труда. Поэтому издержки производства товара меньше его стоимости, т.е. тех реальных издержек производства, которые, кроме затрат капитала, включает и затраты труда. Указанная разница в стоимости товара и затрат предпринимательского капитала и составляет доход предприятия.

Прибыль - это разность между суммарной выручкой от реализации продукции и суммарными издержками в денежном выражении.

Издержки производства - это затраты предприятия на производство товара.

Издержки производства рассматриваются как особого рода экономические затраты на любые ресурсы. По сути, экономические издержки - это выплаты, которые каждая фирма обязана возместить за предоставленные ресурсы другим фирмам или домашним хозяйствам.

Оценки затрат на производство товаров, исчисление издержек производства сложны, поскольку само понятие издержек производства многогранно. Различают бухгалтерские издержки и издержки упущенных возможностей (альтернативные), экономические и трансакционные, постоянные и переменные.

Вопрос об источнике прибыли был и остается актуальным и спорным на протяжении нескольких столетий. Экономическая наука, прежде всего политическая экономия, уделяет этой проблеме много внимания, предлагая самые различные решения. В соответствии с трудовой теорией стоимости источником всех материальных и духовных благ является труд, поэтому и прибыль, воплощенная в этих материальных и духовных благах, создается трудом.

Вместе с тем, поскольку производство, распределение и потребление (использование) этой прибыли осуществляется в значительной степени под руководством капиталиста-предпринимателя, то и ответственность за последствия такого руководства ложатся на капитал, на капиталиста. И главное обвинение за негативные последствия функционирования капитала сводятся к одному, а именно, к утверждению того, что прибылью, доходом предприятия распоряжается капиталист - предприниматель, а участие в создании этих благ остается сомнительным, поскольку он не участвует в непосредственном процессе производства товаров.

Вопрос разрешается просто, если признать, что функция согласования и управления крупным производством является объективно необходимой, то и участие бизнесмена в этой работе таким же является общественно-полезным и производительным, как и участие простого рабочего. Более того, эта функция предпринимателя-капиталиста осуществляется в рамках соответствующего правового регулирования социально-экономической ответственности бизнеса перед обществом. Этот строй рассуждений позволяет сделать вывод, что одним из источников прибыли является труд самого предпринимателя, рискующего своей собственностью созданный предпринимателем-капиталистом хозяйственно-производственный процесс призван обеспечить производство прибыли как общего дохода всей своей деятельности. В таком процессе участвуют все факторы производства: сам капиталист-предприниматель, привлекаемые капиталистом работники - от управляющих (менеджеров) до технических специалистов и простых рабочих, материалы, технические средства, в том числе здания и машина, информация, окружающая социальная и природная среда, в том числе земля. Все, что необходимо, все привлекается к производству товаров и услуг, содержащих в себе стоимость и прибыль.

 Затраченные  ресурсы на производство создают  стоимость товаров, сумма которой, выраженной и реализованной в денежной форме, называется выручкой. Выручка за минусом внешних издержек производства образует бухгалтерскую прибыль. Если же из нее вычесть еще внутренние издержки, останется так называемая экономическая прибыль.

В экономической теории выделятся еще одна разновидность прибыли, это так называемая нормальная прибыль. Нормальной прибылью считается такой ее уровень, который является достаточным для того, чтобы владельцы предприятия считали выгодным для себя продолжать свой бизнес.

Нормальная прибыль представляет собой плату за использование такого фактора производства как предпринимательская способность.

Если владелец сам управляет фирмой, то нормальная прибыль выступает в качестве "справедливой", достаточной, чтобы осуществлять свой бизнес и получать соответствующее вознаграждение за свой труд.

Порядок образования прибыли показан на рис 3 .

 

Рис. 3. Порядок образования прибыли

Прибыль от реализации продукции (продаж) П р — это разность между выручкой от продаж В р и издержками на производство и сбыт продукции (полной себестоимости) З пр , суммой налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов АКЦ:

П р = В р - З пр - НДС - АКЦ.

Прибыль от прочей реализации (П пр ) — это прибыль, полученная от реализации основных средств и другого имущества, отходов, нематериальных активов. Определяется как разница между выручкой от реализации (В пр ) и затрат на эту реализацию (З р ):

П пр = В пр - З р .

Прибыль от внереализационных операций — это разница между доходами от внереализационных операций (Д вн ) и расходами по внереализационным операциям (Р вн ):

П вн = Д вн - Р вн .

Доходы от внереализационных операций — это доходы от долевого участия в деятельности другого предприятия, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, поступления от сдачи в аренду имущества, полученные штрафы, а также другие доходы от операций, непосредственно не связанные с реализацией.

Расходы по внереализационным операциям — это затраты на производство, которое не дало продукции.

Балансовая прибыль: П б = П р + П пр + П вн .

Чистая прибыль: П ч = П б - отчсл.

Нераспределенная прибыль: П нр = П ч - ДВ - проц.

Порядок распределения прибыли

Прибыль может распределяться по направлениям, изображенным на рис. 4.

 

Рис. 4. Распределение прибыли

Резервный фонд создается предприятием на случай прекращения его деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Образование резервного фонда для предприятий отдельных организационно-правовых форм является обязательным. Отчисления в резервный фонд производятся в соответствии с действующими нормативными актами.

Фонд накопления предназначен для создания нового имущества, приобретения основных и оборотных средств. Величина фонда накопления характеризует возможности предприятия по развитию и расширению.

Фонд потребления предназначен для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению персонала фирмы.

 

1.3. порядок  расчёта и анализа безубыточности  предприятия.

 

Все затраты предприятия могут быть подразделены на две части: переменные расходы (производственные), изменяющиеся пропорционально объему производства, и постоянные расходы (периодические), которые, как правило, остаются стабильными при изменении объема выпуска. Выручка от реализации продукции за вычетом себестоимости в объеме производственных переменных расходов составляет маржинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений.

К переменным (производственным) расходам относятся прямые материальные затраты, заработная плата производственного персонала с соответствующими отчислениями, а также расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и ряд других общепроизводственных расходов.

К постоянным относятся административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходы по сбыту и реализации продукции, расходы по исследованию рынка, другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы.

Одним из основных практических результатов использования классификации расходов предприятия по принципу зависимости от объема производства является возможность прогнозирования прибыли, исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определение для каждой конкретной ситуации объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность. Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть свои расходы без получения прибыли, принято называть критическим объемом производства ("мертвой точкой"). Для его определения может использоваться следующая формула :

 

      

 

где  V - объем реализации в стоимостном выражении;

        v - переменные расходы;

        C - постоянные расходы;

        P - прибыль.

Поскольку переменные расходы (v) по самому принципу их определения находятся в непосредственной зависимости от объема реализации, можем записать, что V=aV, где a - коэффициент пропорциональности.

Тогда:

 

     

 

Поскольку по определению критическим считают объем, при котором выручка равна полным затратам (без прибыли), то формула определения критического объема   примет вид:

 

     

       

 

 

 

Соотношение выручки и полных издержек может быть представлено в виде графика:

 

 

 

Используя график, можно решать следующие задачи:

1) по постоянным, переменным расходам и объему  реализации определить объем  прибыли;

2) исходя  из заданной прибыли, определить  необходимый для её получения объем реализации и соответствующий ему уровень расходов.

На величину критического объема влияет изменение переменных затрат на единицу продукции, величина постоянных расходов, а также изменение продажной цены изделия. Если объем реализации представить как qS, где q - объем реализации в натуральном выражении, S - продажная цена, то получим:

     

     

 

 

Влияние изменения величины постоянных расходов на критический объем может быть определено по формуле:

 

 

   

 

где   - постоянные расходы, соответственно, предполагаемые и текущие ( ).

Как видно из этой формулы, любое увеличение суммы постоянных расходов приведет к росту критического объема и наоборот. Иначе говоря, возникнет необходимость в дополнительной продаже определенного количества изделий с тем, чтобы выручка от реализации покрыла новые, возросшие издержки.

Следующее утверждение будет справедливо: уменьшение постоянных расходов является конкретным способом снижения точки безубыточности и улучшения финансового положения предприятия.

Влияние на критический объем переменных расходов определяется следующим образом :

 

       

 

 

где   - предполагаемые и текущие переменные расходы на единицу продукции;

  - отношение  переменных расходов к цене  реализации.

Изменение продажной цены изделий безусловно оказывает воздействие на величину критического объема. При этом следует иметь в виду, что изменение цены реализации влияет не только на ближайший финансовый результат деятельности, но и может иметь длительные отложенные последствия для конкурентоспособности предприятия. В общем случае влияние изменения продажной цены на критический объем определяется по формуле:

 

 

     

 

 

где   - предполагаемая и действующая величина продажной цены.

Рассматривая изменение критического объема под влиянием различных факторов, мы имели в виду достижение безубыточной деятельности. Однако, целью любого предприятия является получение прибыли. Логическим продолжением анализа безубыточности является анализ прибыльности, позволяющий определить, во-первых, при каком объеме реализации возможно получение необходимой для предприятия прибыли и, во-вторых, что не менее важно, как изменение уровня постоянных расходов отразится на финансовых результатах. Зависимость изменения реализации от изменения прибыли:

 

 

      

 

 

Определение критического объема при производстве и реализации изделий нескольких видов определяется по формуле:

Информация о работе Анализ безубыточности предприятия