Шпаргалка по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:15, шпаргалка

Описание работы

Собственность в экономическом смысле - это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества. В основу определения формы собственности положен тип владения.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 651.00 Кб (Скачать файл)

По юридическому статусу  акционерные общества схожи с  обществами с ограниченной ответственностью. Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и  не несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Однако между  ними существуют различия:

= Организация  уставного капитала АО - здесь  имеет полное равенство долей  и обязательное их оформление  акциями.

= Акционер  при выходе из общества не  может потребовать никаких выплат, причитающихся на его долю (ни денежных, ни имущественных), т.к. осуществить этот выход можно лишь единственным способом - путем продажи, уступки или передачи своих акций другому лицу. Следовательно, АО в отличие от ООО гарантировано оттого, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен.

Все акционерные  общества подразделяются на закрытые, акции которых распространяются только среди заранее определенного  круга лиц, и открытые, участники  которых могут отчуждать принадлежащие  им акции без согласия других акционеров.

Открытые  акционерные общества вправе проводить  открытую подписку на выпускаемые ими  акции и их свободную продажу  на условиях, устанавливаемых законом  и иными правовыми актами.

2.2.3 Производственные  кооперативы

Производственный  кооператив - разновидность коммерческих организаций, отличная как от товариществ, так и от обществ, - основана на добровольном объединении физических лиц - граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности кооператива, прежде всего личным трудом.

2.2.4 Филиалы и представительства

Филиалы вправе осуществлять все функции юридического лица или  их часть, в том числе и функции  представительства. Они не являются юридическими лицами и действуют  на основании положения, утверждаемого  создавшим их юридическим лицом. В связи с этим филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации. Однако во избежание недоразумений с некоторыми органами государственной власти рекомендуется регистрировать их в местной регистрационной палате.

Следует отметить, что  ГК РФ требует обязательно отмечать наличие филиалов в учредительных  документах создавшего их юридического лица.

 

2.2.5 Государственные и муниципальные  унитарные предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество это является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Эта организационно-правовая форма применяется исключительно при создании государственных и муниципальных предприятий.

 форму хозяйствования  унитарного предприятия заложен  принцип унитарности, в отличие  от других коммерческих организаций,  в основе которых лежит принцип  корпоративности. Принцип унитарности предприятия означает, что соответствующая коммерческая организация не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество. Собственником этого имущества остается учредитель такой организации, т.е. государство.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия. В этом заключается главное отличие унитарного предприятия от других коммерческих организаций -- хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов.

 

2.2.6 Некоммерческие  организации

К числу некоммерческих организаций относят: потребительские  кооперативы, общественные и религиозные  организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение  граждан и юридических лиц  на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения  его членами имущественных паевых взносов.

Общественные  и религиозные организации представляют собой добровольные объединения  граждан, в установленном законом  порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Это - не коммерческие структуры, которые в праве осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Фондом считается  не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическим лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

    Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы

При выборе организационно-правовой формы фирмы следует учитывать  ряд важных аспектов:

  • объем и масштаб предпринимательского проекта;
  • сферу деятельности фирмы;
  • минимальный размер и порядок формирования начального капитала;
  • размер риска, сопровождающего внедрение предпринимательского проекта;
  • степень имущественной ответственности учредителей в случае банкротства или ликвидации фирмы;
  • максимальная численность собственников фирмы;
  • особенности процедуры принятия важнейших решений;
  • порядок распределения доходов;
  • трудоемкость и стоимость документального оформления текущей деятельности предприятия и ее итогов;
  • особенности законодательного регулирования и налогообложения

9. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЫНКА.

Для того чтобы дать комплексное  определение сущности рынка, необходимо выяснить его основные функции.

Основные функции  рынка следующие:

1) определение окончательной  стоимости товаров и услуг  и их реализация, превращение  продукта труда в товар. Эта  функция может быть названа  ценообразующей;

2) обеспечение непрерывности процесса общественного воспроизводства (в частности, связи между производством и потреблением), формирование целостной национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового рынка. Эту функцию можно назвать воспроизводственной, поскольку с ее помощью осуществляется обращение совокупного общественного продукта и его составляющих;

3) побуждение производителей  товаров и услуг к снижению  индивидуальных расходов по сравнению  с общественно необходимыми, повышение общественной полезности товаров и услуг, их качества и потребительных свойств. Это стимулирующая функция;

4) регулирующее влияние  на экономику в целом, на  пропорции между различными сферами  и отраслями экономики, приведение  в соответствие платежеспособного спроса и предложения, накопления и потребления, других пропорций. Эта функция является регулирующей. Вследствие этого рынок не знает дефицита, товарного голода и других негативных явлений, присущих административно-командной системе;

5) содействие контролю потребителей за производством, выравниванию цен;

6) усиление конкуренции  между производителями товаров  и услуг в пределах как отдельных  стран, так и мирового хозяйства; 

7) функция санации,  т. е. очищения экономической  системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции. Это исключает или значительно уменьшает вероятность осуществления производства ради производства, а следовательно, вероятность затратного характера экономики;

8) информационная функция,  т. е. постоянное наличие таких рыночных сигналов, как цена, ставка за кредит и др., с помощью которых можно оперативно вносить изменения в планы хозяйственной деятельности.

Исходя из этого, рынок  следует рассматривать как определенную совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и государством по поводу купли-продажи товаров и услуг, где с учетом рыночных сигналов происходит окончательное признание их стоимости и их реализация, вследствие чего усиливается конкуренция между товаропроизводителями за снижение затрат производства и повышение общественной полезности товаров, улучшается пропорциональность развития народного хозяйства, обеспечивается непрерывность общественного воспроизводства и формирование целостной экономической системы, а также осуществляется опосредованный контроль потребителей за производством и санация экономической системы от неэффективных предприятий. Это совокупность положительных функций рынка, которые сочетаются с его негативными сторонами, о чем уже шла речь в предыдущей теме.

                                      СУЩНОСТЬ РЫНКА. 
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Необходимость государственного регулирования рынка. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий (Экстерналия (внешний эффект) в экономике — воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком), пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий

Существует два способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий и т. д. Другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять своё поведение. Кроме отрицательных экстерналий существуют и положительные экстерналии, когда выгоды получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами», как правило, понимается государство. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий.

Пресечение асимметричной информации

Государство может  сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьёзные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д. Государство предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сфере инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо, которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

Защита конкуренции

Монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит благ, завышение цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции — задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества.

Сглаживание макроэкономических колебаний

Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика также является прерогативой государства.

Политика поддержания доходов

Неравенство в  распределении доходов, строго говоря, нельзя считать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето — эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведёт к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма

Рынок представляет собой систему добровольного  обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, то есть создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия. На государство возлагается серьёзная задача — защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Для этого государство должно обеспечить право частной собственности. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего спецификацию прав собственности. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско.

16.  Сущность и  функции денег.

Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:

  • обменивается на любой другой товар;
  • измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).

Информация о работе Шпаргалка по экономической теории