Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Шпора к экзамену.doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)

изучают  спрос  и  предложение  рабочей  силы,  собирают  и   распространяют

информацию об уровне занятости применительно к тем  или  иным  профессиям  и

регионам.  По  существующим  законам  большинства  стран  все  имеющиеся  на

предприятиях  вакантные места  должны  регистрироваться  на  местных  биржах.

Биржи  труда  обеспечивают  материальную  поддержку  работников   в   случае

вынужденной   безработицы.    Элементом   инфраструктуры   рынка   выступает

кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды  профсоюзов

и любых других организаций, обладающих правом коммерческой  деятельности.  В

кредитную систему  входят все, кто способен мобилизовать  временно  свободные

средства,  превратить  их  в  кредиты,  а  потом  в  капиталовложения.  Ядро

кредитной системы - банковская система.  Она  включает  в  себя  центральный

(государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращают  их

в кредит), ипотечные (дают деньги  под  залог  недвижимости),  инновационные

(кредитуют разработку  технологических нововведений) и  инвестиционные  банки.

В рыночную  инфраструктуру  входят  и  государственные  финансы.  Их  основу

составляют республиканские  и местные  бюджеты.  Через  госбюджет  происходит

перераспределение  доходов,  финансирование  Производственных  и  социальных

программ. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная  система

законодательства,  регулирующая   правовые   взаимоотношения   хозяйствующих

субъектов и  определяющая правила "рыночной игры". Выделяют  четыре  основных

типа рыночных структур: 1.  Совершенная  конкуренция.  2.  Монополистическая

(несовершенная)  конкуренция.  3.  Олигополия.  4.  Монополия.   Совершенная

конкуренция  характеризуется  следующими  чертами:  -  на  рынке   действует

множество мелких фирм и доля  каждой  так  мала.  что  ни  одна  из  них  не

оказывает  заметного  влияния  на  совокупный   объем   предложения   (рынок

сельхозпродукции) и на  цену;  -  продукция  является  однородной,  т.е.  не

отличается по качеству и потребителям все равно, у кого ее  покупать  (соль.

пшеница); - покупатели хорошо знают цены и  если  продавец  их  повысит,  то

потеряет всех клиентов; - все фирмы действу  ют независимо, т.к.  их  слишком

много; - фирмы  могут свободно входить в отрасль  н выходить из нее  в  случае

убыточности,  отсутствуют  законодательные,  технологические  и   финансовые

препятствия; - характерна для  рынков  сельхозпродукции.  акций.  Совершенно

конкурентная  фирма может продать такое  количество товара Q,  какое  пожелает

по фиксированной  цене Р. Цена  неизменна  и  находится  вне  контроля  фирм.

Монополистическая (несовершенная) конкуренция обладает такими чертами: -  на

рынке действует  множество фирм. имеющих  ограниченный  контроль  над  ценами

(владелец  ресторана   может  устанавливать  цены  чуть  выше.   чем   сосед-

конкурент);  -  фирмы  выпускают  разнородную  продукцию,  близкую,  но   не

полностью  взаимозаменяемую;  -  не  существует  барьеров  для  вхождения  в

отрасль  и  вырождения  из  нее;  -  характерна  для  ресторанов,  магазинов

розничной  торговли.  бензозаправочных   станций,   парикмахерских,   аптек.

Олигополия подразумевает: -  наличие  нескольких  крупных  фирм.  каждая  из

которых  достаточно  велика.  чтобы  оказывать  влияние  на  весь  рынок;  -

возможен  выпуск   как   однородной   (рынок   стали,   алюминия),   так   и

дифференцированной  продукции  (рынок  автомобилей,  сухих   завтраков);   -

существуют не очень жесткие барьеры для  вхождения в  отрасль  (финансовые  в

связи  с  размерами  фирм.  необходимостью   большой   рекламной   компании.

технологические,   требующие   владения   патентами);   -   примеры:   рынок

автомобилей,  сталелитейная   промышленность,   рынок   готовых   завтраков,

производство  сигарет, телевидение,  связь.  Монополия  обладает  чертами:  -

функционирование  одного крупного производителя  (в  отрасли  действует  одна

крупная фирма);  -дифференциация  продукции  отсутствует,  т.к.  выпускается

только один  продукт,  у  которого  нет  заменителя;  -  фирма  осуществляет

значительный  контроль  за  ценой,  т.к.  выпускает  продукт  монопольно;  -

отсутствует возможность  вхождения в отрасль (экономия, обусловленная  ростом

масштаба  производства,  естественная  монополия,  отсутствие   патентов   и

лицензий); - примерами  являются рынок алмазов, моментальная фотография.

 

 

 

Вопрос 18  Рыночные модели. Первая модель - свободный саморегулируемый

рынок. Существовал  с 15 века до конца 19 века. Его описывали

К.Маркс.Ф.Энгельс. В.И .Ленин. Его характеризуют следующие  черты: - полная

независимость большого количества производителей и  невмешательство

государства в  конкуренцию. Реализуется идея Д.Смита о "невидимой руке"

рынка; - конкурирующие  фирмы производят однородную стандартную  продукцию.

из-за контроля лишь малой доли рынка не имеют  возможности оказывать влияния

на цены. поэтому  отсутствует неценовая конкуренция; - не существует

законодательных и финансовых препятствий для возникновения новых фирм и

сбыта их продукции; - государство не выступает в роли предпринимателя и

собственника  производимого продукта. Не существует государственных

предприятий. функционируют  только частные предприятия и  корпорации; - из

государственных органов управления существуют только министерства военное,

внутренних дел. иностранных дел и транспортное; - отсутствуют социальные

гарантии населению  со стороны государства в виде пенсий, пособий, трудового

законодательства, защищающего интересы населения.  Вторая модель -

монополистический рынок. Сформировался на рубеже 19 - 20 веков в связи с: -

переходом от использования  пара к использованию электричества, что создало

мощный импульс  к дальнейшему развитию производства; - ростом капиталоемких

отраслей тяжелой  промышленности; - огромным железнодорожным  строительством;

Все это обусловило появление крупных и сверхкрупных предприятий, произошел

переход от индивидуальной собственности к ее акционерной  форме.

Первоначально преобладала горизонтальная интеграция-образование

монополистических объединений в рамках одной отрасли. Формы горизонтальной

интеграции: картели, синдикаты, тресты.  КАРТЕЛЬ - это  сотрудничество

самостоятельных предприятий одной отрасли в  форме заключения соглашений о

ценах на продукцию. , доле каждого участника в общем  объеме производства,

рынках сбыта. СИНДИКАТ - это объединение предприятий  для совместной закупки

сырья и сбыта  продукции по заранее согласованным  ценам. Члены синдиката

сохраняют свою юридическую, производственную и коммерческую

самостоятельность. ТРЕСТ более развитая. чем синдикат.форма

производственного объединения. при которой различные  предприятия сливаются

в единый производственный комплекс. Они теряют свою юридическую,

производственную  и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому

органу управления. Чаще всего они специализируются на выпуске однородной

продукции или  на комбинированном производстве, когда  объединяются

последовательные  ступени обработки сырья. С 20-х  годов 20 века преобладает

вертикальная  интеграция или диверсификация - проникновение  капитала данной

корпорации в  отрасли, прямо не связанные с  основной сферой ее деятельности.

Формы вертикальной интеграции: концерны, консорциумы. КОНЦЕРН-

производственное  объединение, создание которого обусловлено необходимостью

комбинирования  производства. Различают концерны вертикальные. охватывающие

предприятия, связанные  единым производственным процессом

(отпроизводствашиндос6оркиавтомо6иля1.игоризонталь-ные  - объединение

самостоятельных предприятий (в отличие от треста). связанный общностью

интересов финансирования, патентно - лицензионными соглашениями. Характерны

для крупномасштабного  производства. создаются с целью  более эффективного

ведения дела. КОНСОРЦИУМ-  финансовая группа юридически и экономически

независимых предприятий  различных отраслей, создаваемая  для осуществления

крупных промышленных проектов. В качестве участника консорциума  могут

выступать предприятия, государства, банки. Деятельность консорциума  носит

временный характер. Так. был создан международный консорциум для постройки

туннеля под  Ла-Маншем. Монополизация рынка привела  к жесточайшему кризису

1929-1933 г.г.. когда  в некоторых странах производство  сократилось на 30%.

Третья модель - регулируемый индустриальный рынок. В основу формирования

этой модели легли идеи Кейнса о вмешательстве  государства в экономику в

целях приспособлений производственных отноше-1ий к растущему  обобществлению

производства. Характерные  для этой модели черты рынка: - наличие

государственной собственности на капиталоемких предприятиях

производственной  инфраструктуры и тяжелой индустрии (добывающей

промышленности, энергетики, транспорта): а) американская модель -доля

государства составляет 5-7 %, б) японо-европейская модель - 30%, -

государство регулирует экономический рост с помощью кредитно -денежной и

бюджетной политики; - стимулируется частное предпринимательство  с помощью

сдерживания инфляции, роста зарплаты, регулирования уровня ссудного

процента. создания конкурентной среды на основе антитрестовского

законодательства; - существуют социальные и экономические  гарантии со

стороны государства  в виде установленного минимального уровня заработной

платы, пенсионного  обеспечения, пособий по безработице, медицинского

страхования; - государственное  финансирование фундаментальной науки и

образования. Четвертая  модель - информационный рынок. Формируется  в

настоящее время  в США. Японии. ФРГ. Характерной чертой экономики конца 20

века становятся электронно-информационная техника  и формирование на ее

основе новых взаимоотношений субъектов рыночного хозяйства. Его отличают

такие черты, как: - преобладание на рынке услуг, а  не материальных

продуктов (структуру  занятости населения в СНГ  и США в 1993 г. см. на

рис.1; - долгосрочное планирование объема производства. реализации и цен на

основе контрактов; - переход от товарно-денежных к товарно-кредитным

отношениям; -ускорение  темпов обновления форм повседневной жизни

(автомобиль  служит не 20 лет. а 2-3 года); - переход  в одноразовому

пользованию вещами, потеря привязанности человека к вещи. на смену

психологии собственника приходит психология выбрасывателя. - эфемеризация

человеческих  отношений: от постоянных отношений  человек переходит к

сиюминутным контактам; - происходит смена профессий в  течение одной жизни

несколько раз.

 

Вопрос 19 Функции  цены. Функции цен: 1. Учета и измерения  затрат. Цена

фиксирует затраты, необходимые для производства того или иного товара. 2.

Стимулирующая. В соответствии с законом спроса и предложения чем больше

разница между  ценой и индивидуальными затратами фирмы, тем больше прибыль.

3. Формирование  структуры общественного хозяйства.  Именно рыночный механизм

ценообразования осуществляет связь между производством  и потреблением.

Через механизм "спроса - предложения" цены указывают. что надо производить

и в каком  количестве. Структура хозяйства  формируется в соответствии с

потребностями населения.

 

Вопрос 20  Виды цен. Ценовые параметры для фирмы  задаются рынком, но вместе

с тем от предприятия  требуется, чтобы оно проводило  продуманную стратегию

при установлении цен. Необходимо учитывать рыночную конъюнктуру.

прогнозировать  перспективы развития экономической  ситуации. Правильная

оценка всех условий рынка, возможностей фирмы  в определении цены на

реализуемую продукцию, а также на приобретаемые факторы производства -

основа выживания  предприятия, устойчивости финансового  положения.

Охарактеризуем  виды цен. по которым происходит реализация продукции и

услуг. Цены подразделяются на: - оптовые, - розничные, - тарифы на услуги,

- закупочные, - внешнеэкономические. ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ - это цены. по которым

одно предприятие  продает свою продукцию другому  предприятию. Оптовые цены

включают в  себя издержки предприятия-изготовителя (производственная

себестоимость) и его прибыль. Цена купли-продажи  продукции (фактурная цена)

определяется  еще и условиями поставки, оговоренными в контракте. К цене

добавляют еще  указание: СИФ. ФОБ, ФОР, ФРАНКО. Эти  термины представляют

собой аббревиатуру английских слов и означают следующее: 1. СИФ -

"стоимость,  страховка, фрахт" Означает. что продавец обязан за свой счет

зафрахтовать  судно, оплатить стоимость перевозки, фрахт). оплатить

таможенные расходы  и страховку, взять на себя риск гибели или порчи товара

до того момента, как груз пересечет линию борта  судна при погрузке.

Покупатель же берет на себя риск гибели или порчи груза лишь после

пересечения линии  борта. 2. ФОБ - "свободен на борту". Означает, что

продавец оплачивает все транспортные, страховые и  таможенные расходы до

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"